Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Специальная (коррекционная) психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психокоррекционная работа по преодолению поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические основы нарушения поведения у дошкольников с ОНР. 8

1.1. Проблема 
преодоления поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста в
исследованиях отечественных ученых. 8

1.2. Психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с общим недоразвитием речи. 13

1.3. Преодолению поведенческих нарушений у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 17

Глава 2.
опытно-экспериментальная работа по ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: 23

2.1. Выявление уровня поведенческих отклонений у
детей дошкольного возраста с ОНР. 23

2.2. Система психокоррекционной работы  по преодолению поведенческих отклонений у
детей дошкольного возраста с ОНР. 38

2.3.Эффективность психокоррекционной работы   по преодолению поведенческих нарушений у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 42

Заключение. 50

Список
использованной литературы.. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ. 59

  

Введение:

 

Изучению
детей с общим недоразвитием речи посвящены труды многих отечественных и
зарубежных ученых. В настоящее время установлено, что неполноценная речевая
деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: дети с
трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и
межличностного взаимодействия, тормозится игровая деятельность. При изучении
формирования социального поведения человек рассматривается в широком контексте
социальных связей и отношений. В системе этих отношений отечественные психологи
и педагоги придавали большое значение не только взаимоотношениям и
взаимодействиям человека со своей непосредственной социальной средой,
контактным коллективом, но и многообразию общественных отношений, которые
оказывают решающее влияние на формирование и существование личности в обществе
(Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, П.Б. Ганнушкин, В.Я. Зинченко, И.С. Кон, Ю.М.
Орлов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

Над анализом причин нарушения детского поведения
работали Н.В. Гришина, Б.П. Жизневский, Е. Захарченко, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л.
Коломенский, Д.Б. Эльконин и другие.

Наличие
общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения.
При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей. Поведенческая
сторона у детей с общим недоразвитием речи является особой проблемой, т.к. это
затрудняет процесс коррекции имеющихся у них нарушений, создаются серьезные
проблемы на пути их развития и обучения. Речевые нарушения являются достаточно
распространенными среди различных отклонений в развитии личности. Они либо
выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам
патологии развития.

Современные
исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим
проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи.
наиболее часто встречающимся нарушением является общее недоразвитие речи. Среди
детей, посещающих логопедические занятия в нашем Центре, они составляют
примерно 70% от общего количества.

Общее
недоразвитие речи, имеющее в разных случаях различную природу дефекта,
характеризуются общностью типичных проявлений. Как известно, недоразвитие речи
подразделяется Р.Е. Левиной на три уровня, при этом несформированными
оказываются все компоненты речи. И при каждом уровне развития у детей
исследователями отмечены психолого-педагогические особенности. Дети с первым
уровнем развития практически без речевые, их характеризует негативизм,
отсутствие форм и средств общения. Социальная адаптация детей, в связи с этим
затруднена. Дети со вторым уровнем развития имеют уже определенный словарь
общеупотребительных слов, владеют некоторыми грамматическими категориями. Их
общая и речевая активность выше, чем у детей с первым уровнем, но по-прежнему
их характеризует недостаточная устойчивость внимания, трудности его
распределения и т.д. Дети могут быть соматически ослаблены, они имеют
недостатки двигательной сферы и другие специфические особенности.

Дети
с третьим уровнем развития, достаточно свободно общаются, однако их речь далека
от совершенства, что проявляется при попытках пользования развернутой связной
речью.

Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень развития, что уже вошло в
практику современной логопедии, представила описание таких

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам анализа научной
литературы, выявлено, что нарушение поведения — это отклонение от
социально-нравственных норм, принятых в данном обществе, повторяющиеся
устойчивые действия или действия деструктивной и антиобщественной
направленности. Они проявляются либо в нарушении прав других людей, либо в
нарушении социальных норм или правил, характерных для данного возраста.

Нарушаются
все три стороны коммуникативного процесса: коммуникативная сторона, так как
обмен информацией нарушается как из-за трудностей передачи и восприятия
сообщения ребенком собеседником, так и из-за особенностей программирования
высказывания; интерактивная сторона, так как страдает построение общей
стратегии; перцептивная сторона общения, так как ребенок «задерживается» на
более ранних формах общения и не может полноценно воспринимать собеседника,
формировать представление о нем.

Естественным
следствием нарушений общения является нарушение развития игры как ведущей
деятельности в дошкольном возрасте. Речевые и коммуникативные трудности
оказывают негативное влияние на установление и поддержание контактов со
сверстниками в процессе игры, на формирование игры как вида деятельности.

Дошкольники
с ОНР имеют нарушения социального и личностного развития. Они не так хорошо и
свободно приспосабливаются к своим сверстникам, страдает их самооценка,
повышается уровень тревожности. Такие дети дезадаптированы, психика старших
дошкольников с ОНР часто не готовы к полноценному переходу к обучению как
ведущей деятельности.

Игровая
терапия является ведущим средством профилактики и коррекции поведенческих
отклонений дошкольников в связи с тем, что игра, в отличие от неигрового вида
деятельности, более активно влияет на процессы формирования личности
дошкольника, сильнее влияет на его глубокие эмоциональные переживания. Успех
игрового коррекционного эффекта присущ диалогическому общению взрослого и
ребенка через принятие, рефлексию и вербализацию свободно выражаемых в игре
чувств. Сначала в игре, а затем и в реальной жизни ребенку становятся доступны:
определение конкретных целей своих действий; выбор из множества вариантов
адекватных средств достижения целей; предвосхищение конечного результата своих
действий и поступков; принятие ответственности за свое поведение и поступки;
адекватное реагирование эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других
людей, на события и явления окружающей действительности.

Важную роль в успешности терапии играет индивидуально-дифференцированный
подход к детям, ориентированный на развитие социальной компетентности ребенка.

Во второй главе был представлен анализ результатов
экспериментального исследования.

По результатам констатирующего этапа исследования
можно сделать следующие выводы:

В ходе проведения исследования, мы выяснили, что по проективным
методикам («Настроение», «ДДЧ», «Выбери нужное лицо»), у дошкольников ЭГ
проявлялась явная агрессия, а так же скованность

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы нарушения поведения у дошкольников с ОНР 1.1. Проблема  преодоления поведенческих нарушений у детей
дошкольного возраста в исследованиях отечественных ученых Прежде чем говорить о поведенческих расстройствах, необходимо
проанализировать понятие «поведение» в научной литературе.

Как показал анализ термина «поведение», это сложное явление, которое
формировалось в течение многих лет эволюции и определяется не только социальной
средой, уровнем образования, полом и возрастом, но и генами.

Согласно биологическому определению рассматриваемого понятия,
поведение-это установленный тип взаимодействия живого организма с окружающей
средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием
внутренних и внешних факторов [4, с. 483].

В психологическом определении доминирует позиция К. Я. Рубинштейна,
который рассматривает его как определенным образом организованную деятельность,
связывающую организм с окружающей средой [6].

С точки зрения педагогической науки, поведение-это сознательный или
бессознательный эмоционально окрашенный способ реакции человека на определенную
ситуацию, вызванный определенным желанием в различных обстоятельствах [34, с.
272].

Нарушение поведения (от лат.deviatio-разъединение) — это отклонение от
нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внешнее
побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях
(реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное
нарушение поведения), то есть нарушение поведения-это совершение действий,
противоречащих нормам социального поведения в конкретном сообществе [13, 128].

Таким образом, нарушение поведения — это отклонение от
социально-нравственных норм, принятых в данном обществе, повторяющиеся
устойчивые действия или действия деструктивной и антиобщественной
направленности. Они проявляются либо в нарушении прав других людей, либо в
нарушении социальных норм или правил, характерных для данного возраста.

В настоящее время понятие «девиантное» или «девиантное» поведение
используется наряду с понятием «нарушение поведения». Изучение литературы
показало, что термин «девиантное поведение» относится к ряду поведенческих
расстройств-от незначительных нарушений общепринятых в обществе норм до тяжелых
психопатических расстройств [14].

Девиантное поведение делится на 5 типов: аддиктивное, делинквентное,
психопатологическое, основанное на гиперспособностях, патохарактерологическое.
Остановимся на их описании более подробно.

В аддиктивном типе человек стремится убежать от реальности, искусственно
изменяя свое психическое состояние путем приема веществ или постоянно
сосредотачиваясь на определенных видах деятельности, чтобы развить и
поддерживать интенсивные эмоции.

Делинквентное поведение-это девиантное поведение, которое в крайних
случаях представляет собой уголовное преступление. Его основа-психический
инфантилизм.

Патохарактерологический тип — поведение, обусловленное патологическими
изменениями характера, появившимися в процессе воспитания.

Психопатологический тип — поведение, в основе которого лежат психологические
симптомы и синдромы, являющиеся проявлениями определенных психических
расстройств и заболеваний.

Тип, основанный на основе гиперспособностей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы