Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психическое выгорание педагогов с разной профессиональной направленностью (педагогов школы)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психического выгорания и профессиональной направленности 6

1.1. Сущность и динамика психического выгорания 6

1.2. Факторы, влияющие на развитие психического выгорания 14

1.3. Специфика психического выгорания у педагогов 21

1.4. Понятие и виды профессиональной направленности 27

Выводы по главе 1 32

Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи профессиональной направленности педагогов на развитие психического выгорания 34

2.1. Программа исследования 34

2.2. Результаты исследования психического выгорания педагогов 35

2.3. Результаты исследования профессиональной направленности педагогов 41

2.4. Взаимосвязь психического выгорания и профессиональной направленности педагогов 45

2.5. Рекомендации по профилактике и коррекции психического выгорания у педагогов 47

Выводы по главе 2 54

Заключение 55

Список использованной литературы 57

  

Введение:

 

Актуальность изучения феномена «психического выгорания» как многокомпонентного синдрома, что проявляется в виде состояния психофизического истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений, вызванный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, трудно переоценить. Считается, что психическое выгорание наиболее характерно для представителей профессий, которые постоянно общаются с людьми (медицинская и образовательная сфера, службы социальной помощи, педагоги).

Проблема психического выгорания, в частности, педагогов, является одной из наиболее актуальных проблем психологической науки и практики. Сотрудники большинства современных организаций, профессиональная деятельность которых связана с необходимостью осуществления эмоционально напряженных контактов, в той или иной степени подвержены выгоранию. Особенно это касается педагогов. Выгорание возникает как защитная реакция на стрессовые воздействия, которому они довольно часто подвергаются в своей профессиональной деятельности, что оказывает негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность их деятельности, и проявляется в чувстве истощения, личностной отстраненности от субъектов деятельности и снижение мотивации к профессиональной деятельности.

Считаем, что одним из факторов психического выгорания педагогов является их профессиональная направленность.

Степень разработанности научной проблемы. Синдром психического выгорания и методы психологической защиты давно находятся под пристальным вниманием ученых, среди которых А.К. Черновский, М.Л. Авраменко, А.В. Зинченко, М.И. Варий, А.А. Шилина, А.В. Ташлыкова и др.

Характеристики ценностно-смысловой, эмоционально-мотивационной и нравственно-духовной сфер личности могут детерминировать как резистентность педагогов к выгоранию, так и развитие выгорания (О.И. Бабич, М.В. Борисова, Л.Г. Дикая, И.А. Курапова, А.А. Обознова, О.Н. Доценко, К.Л. Купер, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Х. Фрейденберг).

Однако вопрос комплексного исследования психического выгорания педагогов с разной профессиональной направленностью остается не до конца раскрытым

Проблема исследования: какие особенности профессиональной направленности взаимосвязаны с психическим выгоранием педагогов.

Цель данного исследования: изучить особенности психического выгорания педагогов с разной профессиональной направленностью.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую литературу и исследования по вопросу психического выгорания у педагогов.

2. Проанализировать виды профессиональной направленности и их значение для профессиональной деятельности.

3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной направленности педагогов и психического выгорания.

4. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции психического выгорания у педагогов.

Объект исследования ‒ психическое выгорание педагогов.

Предмет исследования ‒ взаимосвязь психического выгорания и профессиональной направленности педагогов.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между профессиональной направленностью и психическим выгоранием педагогов.

Научная новизна исследования состоит в обобщении материала относительно связи между психическим выгоранием и профессиональной направленностью педагогов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса.

Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по профилактике и коррекции психического выгорания у педагогов и возможности их использования в коррекции психического выгорания у педагогов.

Теоретико-методологическая основа исследования

1. Исследования психического выгорания (Н.Е. Водопьянова, Т.В. Карасева, Е.В. Котова и др.).

2. Исследования психологии эмоций, посмотрите основных авторов и добавьте (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов и др.).

3. Исследования специфики педагогических профессий (Д.А. Вьюшкина, А.О. Карнаухова, Л.М. Митина и др.).

Методы исследования: анализ психологической литературы по теме исследования, диагностика психического выгорания, диагностика профессиональной направленности.

Методики исследования:

1. Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко.

2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов).

3. Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин).

Выборка исследования: школьные учителя в количестве 15 человек. Все учителя преподают разные школьные предметы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня все большую актуальность приобретают проблемы управления производственными стрессами в силу быстрых изменений социально-экономической ситуации, увеличения уровня информационных и нервно-психических нагрузок на специалистов, приводящих к психическому выгоранию.

Выгорание рассматривается как реакция организма и психики работника на длительное воздействие стрессов профессионального характера. Психическое выгорание в современных условиях стало проблемным явлением современных учебных заведений. Трудности, обусловленные спецификой педагогической деятельности, приводят к эмоциональному опустошению педагогов, снижению эффективности их профессиональной деятельности.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между профессиональной направленностью и психическим выгоранием педагогов.

Отметим, что профессиональная направленность личности понимается нами как интегрированное понятие, являющееся компонентом общей направленности личности, непосредственным образом связанное с мотивационной сферой человека, формирующей выборочное положительное отношение к профессии, личностное стремление применять свои знания, опыт, способности в области выбранной профессии и самореализоваться в ней.

На основе проведенного в данной работе анализа литературы в структуре профессиональной направленности личности выделяем следующие основные компоненты: мотивационный компонент, эмоциональный, рефлексивный, когнитивный и деятельностный.

Среди ученых на сегодняшний день еще нет общего мнения относительно классификации видов направленности личности, а также универсальных критериев ее типологизации. Такая ситуация способствовала тому, что в психолого-педагогической науке неодинаково понимается вопрос соотношения и взаимосвязи общей и профессиональной направленности. При этом ученые сходятся во мнении о том, что профессиональная направленность базируется на общей направленности личности.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Проведенное исследование позволило нам установить наличие взаимосвязи между психическим выгоранием и профессиональной направленности педагогов. Иначе говоря, если педагогом при выборе профессии не был учтен тип профессиональной направленности, то психическое выгорание у него наступает быстрее в силу неудовлетворенности своей деятельностью, своих основных потребностей.

На основе проведенного эмпирического исследования были разработаны рекомендации по профилактике и коррекции психического выгорания у педагогов, которые состоят в разработке и проведении тренинга личностного роста «Найди себя».

Каждое групповое занятие тренинга предполагает включение комплекса психологических действий, способствующих коррекции выгорания у педагогов через активизацию основных составляющих самосознания личности: когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой. Использование в процессе реализации тренинга различных форм и методов дает возможность одновременно стимулировать и развивать процессы, составляющие основу самосознания: дифференциацию нравственных понятий; моральную рефлексию; моральную самооценку; прогностическую функцию мышления; эмпатию; интроспекции; умения расширять навыки саморегуляции и самоконтроля; совершенствовать способность принимать ответственные решения в ситуации морального выбора.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психического выгорания и профессиональной направленности

1.1. Сущность и динамика психического выгорания

Долговременная реакция на стресс, возникающая вследствие воздействия на человека в профессии «человек-человек», трактуется как «эмоциональное выгорание». Как результат, профессионалы всех возрастов с разным опытом внезапно чувствуют растерянность и теряют интерес к своей работе. Объяснением этой проблемы может быть много, но, по мнению психологов, одним из них является «синдром эмоционального выгорания» ‒ называется это явление, от которого не застрахован ни один человек и может иметь серьезные последствия.

Ошибочно считать, что представители так называемых «коммуникативных» профессий лучше специалистов остальных отраслей, которые могут преодолеть давление, найти успешные решения личных и профессиональных проблем или игнорировать эти проблемы как вторичный стимул благодаря хорошим навыкам общения. Это высококачественный специалист в области «общения» и может ощущать такие явления, как «профессиональное выгорание». Школьные учителя не являются исключением.

Можно говорить о многих причинах этого явления: социальных неудобствах (низкая заработная плата, семейные проблемы, бытовые проблемы), перегрузки во время занятий, общение с детьми, их родителями и коллегами. Однако самая главная причина заключается в том, что педагоги не могут овладеть современными методами быстрого восстановления своих психологических сил и наличие (в прямой или косвенной форме) вредных эмоциональных привычек, таких как обидчивость, раздражительность и гнев.

Работа педагогов связана с большим количеством нервных и психических нагрузок. В основном это психологические и организационные трудности: необходимость постоянно «быть в форме», чрезмерные контакты в течение рабочего дня, нехватка времени, перегрузка, социальная оценка. Эмоциональные характеристики учебной деятельности способствуют возникновению и развитию синдрома «профессионального выгорания».

Различают профессиональное и эмоциональное выгорание, хотя оба эти явления взаимосвязаны.

Профессиональное выгорание – физические и психологические реакции, вызванные длительным стрессом средней интенсивности, вызванные профессиональной деятельностью.

Синдром «эмоционального выгорания» – это процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющейся в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, утрате способности видеть положительные последствия своего труда, негативной установке по работе и жизни в целом.

К профессиональному и эмоциональному выгоранию приводит работа в напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой и с тяжелым контингентом. В то же время, отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и морального признания) также способствует развитию синдрома.

Основной причиной эмоциональной усталости является дисбаланс работников, поскольку долгосрочные (внутренние и внешние) потребности доминируют над личными ресурсами (внутренними и внешними). Итак, ключевая составляющая синдрома «выгорания» ‒ несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями.

Состояние эмоционального выгорания выражается эмоциональной лабильностью, психической неуравновешенностью и деперсонализацией. Проще говоря, перегруженные работой и недовольные своим социальным положением люди не всегда владеют своими эмоциями и часто «срываются», травмируя психически как себя, так и окружающих. Снаружи данный синдром проявляется как завышенная раздражительность и утрата энтузиазма к работе. Кроме того, это состояние, как правило, приводит к появлению у работников целого ряда заболеваний, называемых психосоматическими [Елканов 1986].

Термин «burnout (эмоциональное выгорание)» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами здоровых людей в эмоциональной нагруженной атмосфере. Это люди, работающие в системе «человек – человек» [Горностай, Васьковская 1995].

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощение с чувством собственной ненужности, а количество профессионалов, склонных к эмоциональному выгоранию, было незначительным: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций. Р. Шваб в 1982 г. значительно расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего, воспитатели, учителя, полицейские, политики, юристы, менеджеры [Загвязинский 1987].

Профессия педагога – одна из тех, где синдром «профессионального выгорания» наиболее распространен. Поэтому очень важно изучение особенностей его возникновения, развития и течения именно в педагогической деятельности.

Профессор психологии Калифорнийского университета К. Маслач детализировала это понятие, очертив его синдромом физического и эмоционального истощения, состоящего из развития отрицательной самооценки, негативного отношения к работе и потери понимания сочувствия клиентам. Она подчеркивает, что «профессиональное выгорание» – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение на работе, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением [Санькова 2004].

Согласно МКБ-11, выгорание – это синдром, возникающий вследствие хронического стресса на рабочем месте. То есть хронический стресс на работе может привести к выгоранию.

Исследование этого синдрома началось с сотрудников медицинских учреждений и разных общественных организаций. Ф. Сторли – профессор Школы по уходу при Университете штата Невада – проводила исследования этого феномена на медсестрах, работающих в кардиологии. Она заключила, что этот синдром является результатом конфронтации с реальностью, когда человеческий дух истощается в борьбе с трудно изменившимися обстоятельствами. Необходимая работа выполняется, но эмоциональный вклад, превращающий задачи в творческую форму, отсутствует [Синдром профессионального выгорания… 2006].

На современном этапе развития зарубежной мысли феномен выгорания исследуется в психологии стрессовых состояний (выгорание как результат стресса), в пределах психологии профессиональной деятельности (выгорание как форма профессиональной деформации) и экзистенциальной психологии (выгорание как состояние физического и психического истощения, возникшего в результате длительного стресса) в эмоционально напряженных ситуациях). Проблема профессионального выгорания изучается зарубежными психологами уже больше тридцати пяти лет. За это время было издано около трех тысяч публикаций по эмоциональному выгоранию и выделено около ста симптомов, связанных с эмоциональным выгоранием.

В. Орел считает, что эмоциональное выгорание – это дисфункция, вызванная влиянием профессиональной деятельности на личность, что четко проявляется в сфере субъектных видов труда [Парфенова, Миронюк 2013]. По его мнению, стресс не является причиной выгорания, которое имеет чисто профессиональное направление. Ученый делает вывод о близости выгорания к категории психических состояний. В частности, структура эмоционального выгорания включает три основных компонента: эмоциональный (психоэмоциональная нагрузка), мотивационный (цинизм) и оценочный (самооценка профессиональной эффективности).

Сейчас известно несколько способов определения синдрома «профессионального выгорания». Согласно им, существует несколько моделей эмоционального выгорания, которые могут описать это явление. Это однофакторная, двухфакторная, трехфакторная и четырехфакторная модели, а также процессуальные модели.

Первый подход рассматривает «профессиональное выгорание» как состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванного долговременным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. «Профессиональное выгорание» толкуется здесь примерно как синдром «хронической усталости». Представителями этой однофакторной модели являются А. Пинес и Э. Аронсон. В данном случае, истощение – это фактор (фактор) выгорания, а другие проявления дисфункции переживаний и поведения – это обусловленные им последствия. Согласно этой модели, эмоциональное выгорание свойтвенно представителям любых профессий [Виноградова 2001].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы