Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Уголовное право

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Противодействие коррупции в России и за рубежом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………..…………..3

Глава
1. Теоретико-правовые аспекты коррупции как общественно-опасного феномена…………………………………………..…..9

1.1. Понятие и социальная опасность коррупции…………………….….9

1.2. Противодействие коррупции в истории отечественного государства и
права……………………………………………………………………………22

1.3.
Противодействие коррупции в истории государства и права зарубежных стран……………………………………………………………….34

Глава
2. Уголовно-правовые и иные меры противодействия коррупции в России и за рубежом
…………………………………………..42

2.1. Уголовно-правовая
характеристика и проблемы квалификации коррупционных преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации…………………………………………………………42

2.2. Уголовная
ответственность за коррупционные преступления в зарубежных странах……………………………………………………………58

2.3. Иные меры
противодействия коррупции в Российской Федерации………………………………………………………………………..65

2.4. Иные меры
противодействия коррупции за рубежом……………..73

Заключение………………………………………………………………84

Список
использованной литературы…………………………………87

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена
широким распространением коррупции в обществе и во властных структурах. Научный
интерес к исследованию данной проблемы со временем набирает все большие
обороты. Коррупция угрожает национальным интересам Российской Федерацией, так
как ее развитие непременно ведет к ослаблению позиций страны в политической и
экономической сферах.

В 2019 году
зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности (+1,6 %),
удельный вес которых в общей структуре преступности второй год подряд не
превышает 1,5 %. В 2019 году уголовное преследование по коррупционным статьям
Уголовного кодекса Российской Федерации осуществлялось в отношении 15 773 лиц
(в 2018 году – 15 908, в 2017 году – 15 940)[1].

С каждым годом
регистрируется больше преступлений коррупционной направленности, совершенных в
крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб (в 2019
году – 5 408, в 2018 году – 5 365, в 2017 году – 5 136), при этом чаще
пресекается коррупционная деятельность организованных групп и преступных
сообществ (в 2019 году такими группами и сообществами совершено 1 136
преступлений, в 2018 году – 972, в 2017 году – 723)[2].

Растет число выявленных
фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве (в
2019 году – 13 867, в 2018 году – 12 527, в 2017 году – 12 111). При этом
случаи мелкого взяточничества фиксируются все реже (в 2019 году – 5 408, в 2018
году – 5 437, в 2017 году – 5 841). Ущерб от коррупционных деяний в прошедшем
году составил около 55,1 млрд. рублей, что составляет 8,8 % от суммы ущерба,
причиненного всеми видами преступлений в Российской Федерации. Добровольно
погашен ущерб на сумму около 4,1 млрд рублей, изъято имущества, денег,
ценностей на сумму почти 1,5 млрд рублей, наложен арест на имущество обвиняемых
стоимостью 18,2 млрд рублей[3].

Коррупция мешает созданию
гражданского общества, препятствует реализации принципа равенства всех перед
законом, права на достойную жизнь, интереса населения в поддержке законности и
правопорядка, мотивации уважения к праву и правоприменительной деятельности.

Вопросы противодействия
коррупции являются одной из популярных тематик в исследованиях различных
уровней, что обусловлено приоритетом уголовной политики по борьбе с данным
явлением. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикации по данной
тематике, остается ряд спорных вопросов, которые требуют дальнейшего анализа и
разработки.

В научной литературе
вопрос о противодействии коррупции в России и за рубежом является
дискуссионным. Таким образом, целью нашего исследования является рассмотрение
актуальных проблем противодействия коррупции в России и за рубежом, анализ
взглядов ряда авторов по данному вопросу в научной литературе, предложение
некоторых моментов решения обозначенных проблем в теории и на практике.

Степень научной разработанности проблемы.
Сложность и актуальность изучения коррупции как социального феномена
обуславливает повышенный интерес со стороны исследователей к данной проблеме.
Ее изучением занимается целый ряд социальных и гуманитарных наук: экономика,
социология, политология, история, юридические науки и другие. В мире ежегодно
проводятся различные исследования коррупционного поведения государственных
служащих, и пишутся сотни научных работ на эту тему. Среди представителей
экономической науки, изучающих коррупцию как одну из форм проявлений теневой
экономики, существенными представляются работы М. Л. Альпидовской, И. И.
Брянцева, М. В. Вилисова, Е. Б. Галицкого, Ю. В. Латова, Р. И. Маликова, М.
Ослона, А. Ослунда, М. В. Полтеровича, С. В. Страхова, Л. М. Тимофеева, С. В.
Церенова, А. Н. Чашина, А. М. Яковлева и др. В рамках политических наук,
рассматривающих коррупцию как один из инструментов борьбы за власть, обращают
на себя внимание работы Г. А. Алмонда, Н. X. Ахметшина, М. Ю. Буша, А. Ю.
Вагина, С. Вебры, Л. В. Гевелинга, М. Дюверже, В. А. Лоскутова. B. П. Мельникова,
Е. А. Музалевской, Л. Ф. Писарьковой, П. В. Седова, Н. Г. Чевтаевой. Работы
этих историков дают возможность выявить исторические предпосылки
распространения коррупционных действий на современном этапе развития
российского общества.

Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие из противодействия
коррупции в России и за рубежом.

Предмет исследования составили совокупность
нормативных актов, которые регулируют отношения в области противодействия коррупции в России и за
рубежом, а также практика их применения.

Цель
работы: в результате исследования выявить недостатки и
сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и
правоприменительной практики в сфере противодействия
коррупции в России и за рубежом.

Указанную цель
конкретизируют следующие поставленные задачи: — рассмотреть понятие и социальную опасность
коррупции;

— охарактеризовать противодействие коррупции в истории отечественного государства и права;

— изучить противодействие коррупции в истории государства и права
зарубежных стран;


выявить  уголовно-правовую характеристику и проблемы
квалификации коррупционных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом
Российской Федерации;

— определить уголовную
ответственность за коррупционные преступления в зарубежных странах;

— описать иные меры
противодействия коррупции в Российской Федерации;

— рассмотреть иные меры
противодействия коррупции за рубежом;

— выработать эффективные
меры по противодействию коррупции.

Методологическую основу
настоящей работы составили общенаучные методы (например, диалектический метод,
анализ, дедукция и др.), а также некоторые частнонаучные методы. К числу
последних можно отнести: метод сравнительного правоведения,
формально-юридический метод, методы грамматического и логического исследования.
В данной работе также использовался критический анализ имеющегося
теоретического материала.

Теоретическая
базу исследования. В ходе написания работы использована правовая
литература, законодательные акты, учебно-методические материалы по теме
исследования и другие источники. Больший вклад в рассмотрении данной темы
внесли такие авторы как Акентьева А.С., Астахов К.В., Букреев И.В.,
Бочарова, Е. Ю., Гаухман Л.Д., Гришковец, А. А., Дашков Г. В., Дуюнов В. К., Данюкина
Д.В., Коршун Е. Н., Максимов С.В., Номоконов, В. А., Нисневич Ю.А., Пермяков М.
В. , Савин, П. Т., Теплов, А. В. , Фиалковская И.Д., Хабриева Т.Я., Шаповалова
Т.И., Чехлатова Е. А. и другие.

Нормативную
основу исследования составляют Конвенция Организации
Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорк 31.10.2003
Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи
ООН), Федеральный
закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, Указ Президента РФ
от 04.04.1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Федеральный
закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Указ
Президента РФ от 13.04.2010 № 460  «О
Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане
противодействия коррупции на 2010-2011 годы», Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о
взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Эмпирическую
базу исследования составили нормативные правовые акты Российской
Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права, проекты
законов, исторические источники права, изучение судебной практики судов, а
также значительное количество отечественных и зарубежных научных изданий по
исследуемому кругу вопросов.

Научная
новизна исследования состоит в разработке и аргументации комплекса
уголовно-правовых мер направленных на повышение эффективности противодействия
преступлений в сфере коррупции.

В результате проведенного
исследования, на защиту выносятся
следующие положения:

1) В целях реального
противодействия коррупции предлагается внести в Федеральный закон №273-ФЗ «О
противодействии коррупции»  изменения,
направленные на увеличение круга лиц, предоставляющих сведения о доходах и
расходах с обязательным включением в них сотрудников органов исполнительной
власти, в том числе правоохранительных, судей всех уровней, прокурорских
работников, независимо от занимаемых должностей и расширение круга лиц, их
родственников предоставляющих аналогичные сведения, с включением в них
родителей и детей независимо от возраста.

2) В целях
восполнения действующего законодательства предлагается дальнейшая
комплексная разработка нормативно-правовых основ противодействия коррупции, как
на доктринальном, так и на практическом уровнях, в частности, в направлении
разработки новой Национальной антикоррупционной стратегии.

3) В ходе
исследования обоснована необходимость изучения и применения
зарубежного опыта, в том числе опыта Сингапура, что позволит России более
эффективно и комплексно проводить антикоррупционную политику в ключевых
социетальных сферах жизнедеятельности общества, с использованием положительно
зарекомендовавших себя практик.

Теоретическая значимость
результатов исследования состоит
в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут расширить теорию
уголовного права в сфере затронутой проблематике и стать востребованными в
дальнейших научных исследованиях проблем противодействия коррупции в России и
за рубежом.

Практическая значимость результатов
исследования состоит в
том, что полученные результаты в виде предложений и рекомендаций могут быть
использованы в практической деятельности правоохранительных и судебных органах.

Структура
работы предопределена ее предметом, целью и задачами. Работа
состоит из введения, основной части из двух глав, состоящих из семи параграфов,
заключения и списка использованных источников. [1] Генеральной прокуратурой Российской Федерации
проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. –
URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (дата обращения
15.11.2020). [2] Генеральной прокуратурой Российской Федерации
проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. –
URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (дата обращения
15.11.2020). [3] Генеральной прокуратурой Российской Федерации
проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. Там
же.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги можно констатировать достижение
цели и задач настоящего исследования, а также сделать следующие выводы.

Определение самой природы
коррупции и исследование ее видов свидетельствует о сложности этого негативного
социально-политического явления. Коррупция – это общественно опасное явление в
сфере политики или государственного управления выражающееся в умышленном
использовании представителями власти своего служебного положения длящийся
противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в
любой форме, и равно подкуп этих лиц. Коррупция представляет собой сложное,
многоаспектное социальное явление, которая оказывает негативное влияние на все
сферы жизни государства и общества и не просто снижает эффективность
государственных институтов, а подрывает авторитет власти и престиж страны. Одно
из свойств коррупции – ее стремление проникать во все новые сферы
жизнедеятельности, правоотношения. Поэтому конституционный строй государства,
сформировавшиеся в обществе законность и правопорядок и, как следствие,
гарантированные государством права и свободы всех граждан оказываются под
угрозой. Основными направлениями антикоррупционной политики любого государства
следует признать создание механизмов обеспечения прав и интересов граждан,
общества и государства от потенциальных угроз, влияния и негативных последствий
коррупции, а также формирование способов увеличения доверия общества к
государству и к государственно-правовым институтам.

В России возникновение
коррупции связано с традициями нашего общества в период становления
государственности на Руси в IX–X вв. поборы и взятки на Древней Руси были
вполне легальной деятельностью, которая официально называлась «кормление». Первое законодательное ограничение
коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III,
а его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания
за чрезмерность во взятках. Уголовная ответственность за
взяточничество и иные формы злоупотреблений по службе была описана в принятом
1649 г. Соборном уложении. В 1918 году Совет народных комиссаров издал декрет о
взяточничестве, а в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление был
предусмотрен расстрел. В 1992 г. вышел указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О
борьбе с коррупцией в системе государственной службы» – это был первый
антикоррупционный нормативно‐правовой
акт российского законодательства, который послужил отправной точкой в борьбе с
коррупцией в РФ.

Своими корнями коррупция уходит глубоко в историю. Можно сказать, что
с момента её возникновения она сразу начала тормозить развитее государства. На
сегодняшний день она является одной из ведущих проблем развития общества, в
связи с этим необходимо приложить все усилия, чтобы снизить уровень
коррупционных преступлений в обществе. О запрете взятки в Коране сказано
следующее: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим
(имуществом) судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности (других)
людей грешным путем» (Сура 2 «аль-Бакара», 188 аят). Одной из самых коррумпированных
империй в истории человечества была Византия (395–1453 гг.). В 624 г. в Китае
был создан кодекс династии Тан, который предусматривал различные наказания за
взяточничество. Британский опыт противодействия коррупционным проявлениям во
временном интервале один из самых продолжительных. И свой отсчет он берет с
1551 г., с принятия Закона о подкупе должностных лиц 1551 г.

Несомненно
законодательство о взяточничестве в конкретной стране напрямую связано с числом
коррупционных преступлений. Однако немаловажной составляющей в борьбе с
взяточничеством является повышение уровня нравственности среди всего населения.
Изучив рейтинг коррумпированности стран, можно увидеть обратную зависимость
благосостояния жителей страны и уровня коррупции. Судан, Северная Корея, Йемен,
Сирия и Сомали замыкают рейтинг и по официальной аналитической классификации
Всемирного банка относятся к категории стран с низким уровнем дохода на душу
населения.

Лишь реальная, а не
декларативная, борьба с коррупцией, приведение законодательной базы РФ в данной
сфере в соответствие с лучшими мировыми стандартами стран, добившихся
существенных результатов в пресечении и противодействии этому социальному
явлению, заинтересованность всего общества в целом, в том числе властной элиты,
в достижении существенного результата, способны принести ощутимые результаты в
преодолении той критической ситуации в сфере борьбы с коррупцией в которой
находится Россия в настоящее время.

Деятельность по
противодействию коррупции в силу глобального характера рассматриваемого явления
должна осуществляться на всех уровнях публичной (государственной и
муниципальной) власти при непосредственном участии институтов гражданского
общества. Ситуация усугубляется и тем, что институты гражданского общества в
России пока развиты крайне слабо, а его структуры (общественные фонды,
политические партии, некоторые СМИ) уже криминализированы и коррумпированы не
меньше, чем государственные институты и, при этом, автономны и разрознены;
реально противостоять (имеется в виду, конечно же, позитивное противостояние)
властным структурам они не могут.

Для выхода из
сложившегося положения необходимы определенные и конкретные меры и поиск той
силы, которая могла бы, по своим объективным характеристикам, обеспечить и
защитить права, свободы и интересы граждан. В свою очередь, сближение власти и
граждан выступает одновременно и как показатель, и как условие эффективности
данной политики. Отсюда нетрудно вывести и условие эффективности
функционирования механизма противодействия коррупции. Вместе с тем, в
предупреждении и пресечении коррупции центральное место должно отводиться
законодательству. Говоря о современном российском антикоррупционном
законодательстве, большинство авторов сходится во мнении, что в целом оно
отвечает существующим международным стандартам в этой области, является гибким
и восприимчивым к новым вызовам и угрозам.

Вместе с тем, необходимо
отметить потребность в дальнейшей комплексной разработке нормативно-правовых
основ противодействия коррупции, как на доктринальном, так и на практическом
уровнях, в частности, в направлении разработки новой Национальной
антикоррупционной стратегии.

Изучение и применение
зарубежного опыта, на наш взгляд, позволит России более эффективно и комплексно
проводить антикоррупционную политику в ключевых социетальных сферах
жизнедеятельности общества, с использованием положительно зарекомендовавших
себя практик.

Поскольку универсальных
методов противодействия коррупции не существует, каждая страна выбирает
собственную стратегию и систему антикоррупционных мер. В настоящее время
Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по противодействию коррупции,
экономической свободе и развитию и кроме того, оказывает эффективную помощь
другим странам по борьбе с коррупцией. Поскольку коррупция является одной из
угроз национальной безопасности России, и государственная антикоррупционная
политика направлена на снижение этого деструктивного явления, необходимо
изучать позитивный зарубежный опыт по противодействию коррупции, поскольку его
адаптация к российским условиям могла бы способствовать снижению уровня
коррупции в нашей стране.

К первоочередным мерам по
реальному противодействию коррупции мы бы предложили внести в Федеральный закон
№273-ФЗ «О противодействии коррупции» 
изменения, направленные на увеличение круга лиц, предоставляющих
сведения о доходах и расходах с обязательным включением в них сотрудников
органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных, судей всех
уровней, прокурорских работников, независимо от занимаемых должностей и
расширение круга лиц, их родственников предоставляющих аналогичные сведения, с
включением в них родителей и детей независимо от возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретико-правовые аспекты коррупции как общественно-опасного феномена 1.1.
Понятие и социальная опасность коррупции Впервые в Указе
Президента Российской Федерации от 4.04.1992 г. «О борьбе с коррупцией в
системе государственной службы»[1] было использовано понятие
«коррупция» в российском законодательстве.

Термин «коррупция» имеет латинское
происхождение и означает: «1) совращение, подкуп; 2) порчу, упадок; 3)
извращенность, превратность мнений; 4) расстройство, расшатанная, плохое
состояние здоровья»[2].

В римском праве
определение «Corrumpere» понималось как «портить, фальсифицировать, покупать и
означало в целом противоправные действия соответствующего должностного лица
(магистрата)». Оно состоит из двух латинских слов «correi» – «означавшее
нескольких участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу
единственного предмета», и «rumpere» – «ломать, повреждать, нарушать,
отменять». В результате образовался самостоятельно термин, обозначающий участие
в деятельности (не менее двух) лиц, целью которых является «порча»,
«повреждение» нормального хода судебного процесса или процессы управления
делами общества»[3].

Поэтому суть коррупции не
в подкупе, продажности публичных или иных служащих, а в нарушение единства
дезинтеграции, разложения, распаде того или иного объекта, в том числе органов
государственной власти.

Толковый словарь русского
языка Ожегова С.И. определяет «коррупцию», как «моральное разложение
должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении,
взяточничества, хищение и срастание с разными структурами»[4].

Согласно определению,
представленному в Большом юридическом словаре «коррупция» – «это общественно
опасное явление в сфере политики или государственного управления выражающееся в
умышленном использовании представителями власти своего служебного положения
длящийся противоправного получения имущественных и неимущественных благ и
преимуществ в любой форме, и равно подкуп этих лиц»[5].

Коррупция (от лат.
corrumpere) означает уничтожение, задабривание подарками, порчу, подкуп,
совращение. Данный социальный феномен не имеет однозначной интерпретации и
понимания в человеческом социуме. Правовая, этическая и эмоциональная оценки
явления коррупции многообразны, пределы законного-незаконного,
нравственного-безнравственного, одобряемого или осуждаемого слишком размыты.

В Федеральном законе от
25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» законодательно
зафиксировано следующее определение коррупции:

а) «злоупотребление
служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства
в целях получения выгоды в виде денег, ценностей и иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц
либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими
лицами;

б) совершение деяний,
указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического
лица»[6]. [1] Указ Президента
Российской Федерации от 04.04.1992 N 361 «О борьбе с коррупцией в системе
государственной службы» (Документ утратил силу) // Рос. газета. – 1992. – 7
апреля. [2] Латинско-русский
словарь / сост. И.Х. Дворецкий. 2-е изд. Москва: Русский язык. 1976. 623 с. [3] Голованова Е.И.
Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI– XIX вв.: учеб. пособие /
Е.И. Голованова. Москва, 2004. 106 с. [4] Толковый словарь
русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ сост. Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. 4-е изд. Москва, 1997. 944 с. [5] Додонов В.Н.
Большой юридический словарь / сост. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А.
Москва, 2001. 765 с. [6] Федеральный закон
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 31.07.2020 №
259-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации №52 от 29 декабря
2008 года (Части I-II), ст. 6228.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы