Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Юриспруденция

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНЫЕ
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.. 7

1.1 Понятие,
основные принципы и гарантии законности. 7

1.2 Контроль
и надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов власти и
должностных лиц. 11

2.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.. 20

2.1
Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности  20

2.2
Особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности
должностных лиц органов внутренних дел. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. На настоящий момент государственная власть в Российской Федерации
по сей день приоритетной целью ставит перед собой – становление правого
государства с гражданским обществом. В этом государстве личность, да и общество
в целом, должны уважать права, и вместе с тем находиться в равном отношении к нему.

Причём,
в данном случае может сохраняться только при усилении законности и правопорядка
в государстве. В силу этого, проблемы обеспечения конституционных прав граждан
и потребность в развитии механизма соблюдения законности в ходе осуществления
оперативно-розыскной деятельности обусловили выбор темы исследования.

Государственный
надзор – это есть особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемый
специализированным органом исполнительной власти с целью обеспечения
правопорядка и соблюдения законности. Кроме того, данный надзор заключается в непрерывном,
систематическом наблюдении за деятельностью неподчинённых им органов или лиц, для
осуществления основной задачи органов, деятельность которых специализируется в
данной сфере, — предупреждение и выявление нарушений законности. Данным органом
выступает – Прокуратура Российской Федерации.

Контроль
и надзор – это те события, которые свойственны различным процессам, которые
происходят в государстве, и соответственно, в обществе. Без них общество перестанет
существовать и развиваться, а государство перестанет функционировать. В
настоящее время становления независимого и демократического государства, в переходных
условиях превращения государственного строя, все большей важностью приобретают контрольно-надзорный
аппарат.

Социально-экономические
изменения в РФ подвергли значительное изменение функций прокуратуры России и ее
роли в обеспечении законности. Также, не менее важными стали изменения процессуального
законодательства, законодательства о прокуратуре России, образование Следственного
комитета в автономную структуру, привели к отмене контроля прокуратуры за расследованием
уголовных дел прокурорской подследственности. Если раньше полномочия прокуратуры
за исполнением законов и руководство предварительным следствием находилось в одних
руках, то на сегодняшний момент они разделены, и теперь прокуратура выполняет
только надзорные функции.

Основной
формой государственного надзора является – прокурорский надзор. Прокурорские проверки
– это одно из средств осуществления прокурорского надзора – за органами внутренних
дел, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, нацеливают на
борьбу с преступностью, её предотвращению.

В
силу принципа негласности оперативно-розыскной деятельности могут нарушаться закон,
а также и права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
Единственный кто может и должен защищать права и свободы, отстаивать
правопорядок – это прокурор. Уже давно пред государством стоят вопросы о реформировании
правоохранительных органов не только системно, но и функционально. Под реформу
попадает и система прокуратуры РФ.

Объектом
исследования являются общественные отношения, формирующиеся во взаимосвязи прокурорского
надзора за деятельностью органов внутренних дел.

Предметом
работы является прокуратура Российской Федерации, её надзорная деятельность и законодательные
акты, регулирующие прокурорскую деятельность, а объектом совокупность общественных
отношений, связанных с осуществлением прокурорского надзора.

Целью
работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры
РФ, как надзорного органа.

Для
глубокого и подробного исследования и анализа определили следующие задачи:

1.
Определить понятие, основные принципы и гарантии законности.

2.
Дать общую характеристику контролю и надзору как способ обеспечения законности
в деятельности органов власти и должностных лиц;

3.
Изучить прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности;

4.
Рассмотреть особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в
деятельности должностных лиц органов внутренних дел.

В
данной работе представлены методы научных исследований с использованием логических
методов, как анализа, так и синтеза.

Использование
методологии предоставило возможность подробнее исследовать задачи в динамике, изучая
общие методологические особенности формирования органов прокуратуры в России,
ее функций и задач. Работа также касается сравнительного, статистического, сравнительно-правового
и социологического метода исследования.

Теоретическую
основу настоящей дипломной работы составили труды специалистов в области прокурорского
надзора, его проблем и специфике, таких как Ануфриева, Ю. Б., Бажанов С. В., Бобров
В. К., Болдырев С.Н., Васькина И. А., Васягина М.М., Венгеров А. Б., Воеводина Т.
Г., Воронин, О.В., Воронцов А. А., Григорьев, В., Гельдибаев, М.Х., Вандышев,
В.В., Григорьев В.Н., Колотова, Ю. И., Победкин А.В., Яшин В.Н., Диканова Т.
А., Евдокимов К. Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Мелехин, А. В., Нехаева
У.И., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Самакаева М.Д., Цукарев А.Е. и др.

Методологическую
основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а
также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический,
сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования,
нормативный.

Обусловленная
целью и задачами исследования, дипломная работа состоит из введения, двух глав,
разделённых на пункты, заключения и списка используемых литературы и
источников.

По
структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы. Работа содержит 35 источников, 46 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:

Прокуратура Российской Федерации
– это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением
законов, действующих на территории Российской Федерации. Можно сделать вывод,
что прокуратура является единственным органом, который осуществляет государственный
надзор за исполнением законов, прежде всего, это ярко проявляется в отношении деятельности
органов исполнительной власти. Она непосредственно сопряжена со всей системой государственного
аппарата Российской Федерации.

Прокуратура занимает особое
место и выступает одним из государственных органов. Законодательные основы органов
прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе
«О прокуратуре Российской Федерации», также и других нормативных актах. В данных
нормативно-правовых актах закрепляется место прокуратуры в системе других
государственных органов, система и структура прокуратуры, функции и другие организационные
моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя,
не все моменты конституционно-правового статуса закреплены в источниках, регулирующие
прокуратуру.

Прокуратура не относится ни
к одной ветви власти. Взаимодействие прокуратуры и суда выражается в их
сотрудничестве друг с другом, взаимном контроле, также они формируют единую практику
в гражданском, арбитражном, уголовном судопроизводстве, проводят совместные
совещания, «круглые столы» с целью обсуждения проблемных вопросов правоприменительного
характера.

Взаимодействие прокуратуры
и законодательных (представительных) органов отражены в 4 направлениях: в процессе
реализации законов, в процессе ознакомления с Докладом Генерального прокурора
РФ о состоянии законности и правопорядка, проводя антикоррупционную экспертизу
законов, совместные заседания, совещания, органы прокуратуры могут выступать с правотворческой
инициативой к законодательным органам.

Прокуратура взаимодействует
и с органами исполнительной власти в таких формах как: содействие и активное участие
в правительственных программах, осуществление экспертизы актов органов исполнительной
власти, совещания, семинары по проблемным вопросам законодательства.

Существуют следующие виды
деятельности Прокуратуры РФ:

1. Надзор за исполнением законодательных
предписаний органами исполнительной власти, следственным комитетом,
представительными органами и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военных структур, органами конституционного контроля, органами
управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также
соответствием законам издаваемых ими нормативно-правовых актов;

2. Надзорные мероприятия за
соблюдением основных конституционных прав и свобод человека и гражданина федеральными
органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами следственного
комитета, представительными и исполнительными органами субъекта РФ и всеми
остальными указанными лицами;

3. Надзор за надлежащим исполнением
плодов законотворческой деятельности органами, реализующими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением
законов судебными приставами;

5. Надзор за исполнением законов
администрациями и учреждений органами, которые исполняют наказание и применяют назначаемые
судом меры принудительного характера;

6. Прокуратура осуществляет
уголовное преследование в до судебной и судебной стадиях уголовного
судопроизводства;

7. Координацию
деятельности правоохранительных структур по борьбе с преступностью;

8. Прокуратура участвует согласно
с федеральными законами в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном и
иных (третейский и ювенальный) судопроизводствах;

9. Исполняет международное
сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи, а
также участие в разработке международных актов;

10. Органы прокуратуры проводят
антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов;

11. Участвуют в
законотворческой и правотворческой деятельности;

12. Вводят государственную
единую систему статистического учета состояния преступности, а также результат работы
следственного комитета и прокурорского надзора;

13. Организуют проведение
проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

14. Рассматривают и
разрешают заявления, жалобы, обращения граждан и иных лиц.

Как видно, у прокуратуры довольно
широкий круг видов надзора. Однако самым приоритетным направлением в сфере
надзора является надзор за деятельностью органов оперативно-розыскной деятельности,
дознания и предварительного следствия. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной
деятельности является отдельным видом прокурорского надзора согласно: Федеральному
закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и Федеральному
закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в РФ» от 13 марта 1992 года № 2506-1,
с которых начали образовываться законодательные базы, устанавливаться цели, задачи,
принципы, формы осуществления, регулирующие иные, связанные с ее выполнением вопросы.
На сегодняшней момент оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным
Законом от 12 августа 1995 года, сохранившим основные положения предшествующего
нормативно-правого акта и при этом существенно конкретизировавший многие
важнейшие аспекты оперативно-розыскной деятельности, в том числе связанные с
прокурорским надзором за исполнением законов при ее осуществлении.

Прокурорский надзор в деятельности
органов внутренних дел должен осуществляться посредством проверки на:

1. Соблюдение основных прав
и свобод человека и гражданина в ходе выполнении оперативно-розыскных мероприятий
соответствующими органами;

2. законность, обоснованность
и соблюдение общепринятого порядка возбуждения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных
материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ни решений.

3. На законность и обоснованность
проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий в том числе тех, разрешения
на проведение которых даны судом.

Объектами прокурорского надзора
за исполнением законов в органах внутренних дел являются оперативные подразделения
органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, ФСО РФ, органы
таможенной службы, служба внешней разведки, федеральная служба исполнения
наказания, органа внешней разведки Минобороны РФ.

Правам и обязанностям прокурора
в уголовном судопроизводстве придается существенное значение, и, прежде всего, в
области соблюдения законности при проведении предварительного следствия и утверждения
по уголовному делу обвинительного заключения. В настоящий момент можно отметить
сложность тех задач, которые стоят перед прокуратурой в сфере надзора за
предварительным расследованием (органами дознания и органами предварительного следствия).
Несмотря на то, что ряд полномочий был выведен из юрисдикции прокуратуры,
нагрузка на прокуроров увеличилась.

Проанализировав полномочия
и функции прокурора, можно сделать следующие выводы:

1. Прокурор выступает в качестве
одного из основных участников уголовного процесса, который наделен достаточно широким
кругом полномочий.

2. Функция надзора за процессуальной
деятельностью органа предварительного расследования, наряду с функциями координации
деятельности всей правоохранительной системы, является основной. В стадии возбуждения
уголовного дела в деятельности прокурора центральное положение занимает функция
надзора соответствия законным требованиям действий, а также решений органов предварительного
расследования. Не меньшее значение имеет и соблюдение прав и свобод гражданина
и человека при приеме, рассмотрении и разрешения сообщений о преступлениях.

3. Прокурору действующее
уголовно-процессуальное законодательство предоставляет достаточно широкий
перечень полномочий в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного
расследования.

Сама концепция правового
государства, его построение, приоритетом ставит решения всех вопросов как государственной,
так и общественной жизни только с позиции закона, что, естественно, создает соответствующие
предпосылки детальной правовой регламентации прокурорского надзора.

Несомненным является то обстоятельство,
что развитие законодательства о прокурорском надзоре должно проходить в
соответствии с научными разработками, а также на основе рекомендаций,
выработанных на их основе. Автор считает, что в целях совершенствования прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного
следствия на досудебной стадии более целесообразным является:

1. Вернуть прокурору
полномочия по возбуждению уголовного дела, что позволит снизить количество
сокрытых фактов совершения преступлений;

2. Постановления прокурора
сделать обязательными для исполнения следователем, что позволит избежать волокиты
в ходе расследования уголовного дела.

3. Нужно усовершенствовать
законодательство, регулирующие деятельность органов прокуратуры. Добавить в Конституцию
Российской Федерации отдельную главу «Прокуратура» или «Прокурорский надзор».

4. Закрепить в федеральном
законе «О прокуратуре Российской Федерации» определение функций органов
прокуратуры.

5. Необходимо развивать
практику договорного взаимодействия органов прокуратуры и других
государственных органов.

6. В целях повышения эффективности
деятельности прокуроров по осуществлению взаимодействия с органами публичной
власти и институтами гражданского общества необходимо сформулировать
предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации, а именно: а) дополнить разделом 4 «Иные направления деятельности прокуратуры»;
б) включить в него главу 1 «Взаимодействие прокуроров с органами публичной власти
и институтами гражданского общества»; в) включить в главу статьи 39.1 и 39.2,
закрепляющие предмет взаимодействия и полномочия прокурора.

 

Фрагмент текста работы:

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 1.1 Понятие, основные принципы и гарантии законности Законность — принцип
права, которым определятся демократический режим государства и общества. Суть
принципа законности состоит в требованиях строгого и неукоснительного
соблюдения законов и подзаконных актов всеми гражданами, организациями и государственными
структурами. Смысл принципа законности также раскрывается через гарантированную
им реальную возможность граждан осуществлять свои субъективные права,
исключение произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц[1].

Признаки законности:

— Всеобщность. Данный
признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том
числе и государство.

— Неразрывная связь с
юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности.
Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов,
подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это
основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности:
гарантированность, реальность, верховенство, единство.

— Гарантированность.
Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.

— Реальность. Стремление
достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в
правовых нормах.

— Верховенство. Все
граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон
является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение
законов всеми субъектами. Данный принцип означает, что закон, как
нормативно-правовой акт, признается основным источником права и регулятором
общественных отношений в системе социально-нормативного регулирования; а также,
что законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным
правовым актам, в основном по отношению к подзаконным актам. [1]
Болдырев С.Н. Право, правовые законы и правопорядок / С.Н. Болдырев, Г.С.
Працко // Юрист-правовед. – 2018. – № 4 (87). – С. 81-86

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы