Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Прогулка, как форма работы с детьми 4 -5 лет для развития представлений об окружающем мире.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1 Теоретические основы организации прогулки как
формы работы с детьми 4-5 лет для развития у них представлений об окружающем
мире. 8
1.1 Общие
основы организации прогулки в ДОУ.. 8
1.2
Особенности формированиязнаний об окружающем мире у дошкольников. 12
1.3
Особенности организации деятельности по формированию знаний об окружающем мире
на прогулках в ДОУ.. 19
Выводы по
главе 1. 23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ПРОГУЛКАХ.. 25
2.1
Эмпирическое исследование уровня сформированности представлений об окружающем
мире детей 4-5лет. 25
2.2
Особенности организации прогулок для развития представлений об окружающем мире
у детей 4-5 лет. 34
2.3 Анализ
эффективности деятельности по формированию представлений об окружающем мире
детей 4-5лет на прогулках. 41
Выводы по
главе 2. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51
Введение:
Актуальной
задачей современной образовательной деятельности выступает не только
формирование у субъекта определенного запаса знаний и навыков, но и способность
добывать такие знания самостоятельно и применять их в практической
деятельности. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной
активности детей и формирование знаний об окружающем мире. Активное
ознакомление дошкольника с окружающим миром происходит внутри деятельности,
соответственно деятельность становится необходимым фактором познания и
знакомства с окружающим миром.
Формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребёнком в различных видах
деятельности является одним из принципов дошкольного образования и закреплено в
Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В соответствии
со спецификой развития, дети дошкольного возраста стремятся к активной
деятельности. В данном периоде задача взрослых заключается в поддержании,
развитии и стимулировании данного стремления. При организации педагогического
процесса следует учитывать, что чем полнее и разнообразнее детская
деятельность, тем она более значима для ребенка, и стимулирует успешность его
развития.
Развитию
ребенка способствует соответствие деятельности его возможностям, увлечениям,
потребностям в разные возрастные периоды. Познавательная активность дошкольника
проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослых и
самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий,
выбирать необходимые средства и методы, производить определенные действия и операции,
получать результаты и понимать необходимость проверки.
Огромную
роль в ознакомлении дошкольников с окружающим миром играет правильно
организованная самостоятельная познавательная деятельность. Ее осуществление
происходит в основном на прогулках и во вторую половину дня. При этом дети
имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также
овладеть различными способами получения знаний.
Анализ
показал наличие противоречия между большим потенциалом различного вида прогулок
в формировании представлений дошкольников об окружающем мире и недостаточной
ориентированностью традиционных прогулок на реализацию необходимых видов
деятельности дошкольников (наблюдение, экспериментирование и т.д.).
Проблема:
Какой должна быть прогулка, обеспечивающая развитие представлений
об окружающем мире?
Цель
исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность методики
организации прогулок с детьми 4-5 лет в дошкольной образовательной организации.
Объект
исследования: прогулка как форма работы
с дошкольниками.
Предмет
исследования: прогулка как средство формирования представлений об окружающем
мире детей 4-5 лет.
Задачи
исследования:
1. Изучить основные теоретические аспекты
организации прогулки в ДОУ.
2. Проанализировать особенности организации
деятельности дошкольников по ознакомлению с окружающим.
3. Эмпирически изучить уровень
сформированности представлений дошкольников 4-5 лет об окружающем мире.
4. Предложить методические рекомендации по
организации прогулки.
Гипотеза:
планирование наблюдений и дидактических игр на прогулке в соответствии с
возрастными особенностями детей, комплексно-тематическим планирование, сезонными
особенностями позволяет эффективно формировать у детей 4-5 лет знания об
окружающем мире.
Методическая
основа данной работы представлена несколькими составляющими. Первая группа:
работы, раскрывающие возможности воспитания дошкольников средствами окружающего
мира (принадлежат известнейшим зарубежным и отечественным ученым, среди
которых: С.Т. Шацкий, Ж.Ж. Руссо и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Я.А. Коменский,
А. С. Макаренко и И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский и другие) Вторая: принципы
формирования системы знаний о природе у дошкольников (Е. И. Тихеевой, Д.В. Сергеевой и Н.К.
Крупской, В. Г. Нечаевой и С.А.Веретенниковой, С. Н. Николаевой и других).
Третья: совокупность стимулирующих
детский познавательный интерес относительно окружающего мира приемов и методов (исследования
В. Г. Фокиной и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой и Р. С. Буре, и другие.) Игру
как способ обучения и воспитания ребенка описывали Ф.Н. Блехер и Т.С. Комарова,
Д.Б. Эльконин и А. Н. Леонтьев, Л. В. Артемова и В.А. Аванесова, А. В. Запорожец
и А. И. Сорокина, Г.Г. Григорьевна и другие.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных
данных, педагогический мониторинг, качественный и количественный анализ данных.
Практическая
значимость: разработка перспективного плана прогулок с детьми 4-5 лет.
База
исследования: детский сад при МОУ «Волошовская СОШ», 20 детей 4-5 лет (средняя
группа).
Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы
Заключение:
Область
«Познавательное развитие» представляет собой одну из основных областей развития
дошкольников, представленных во ФГОС ДО. В работе дошкольного образовательного
учреждения применяются разнообразные формы работы по развитию представлений
детей об окружающем мире: беседы, наглядные методы работы, объяснение,
экспериментирование, игровая деятельность.
Прогулка
представляет собой один из важнейших моментов организации режима дня
дошкольника. Длительность и особенности протекания прогулки позволяют
организовать в течение ее достаточно большое количество видов деятельности,
позволяющих сформировать у ребенка глубокие и прочные представления об
окружающем мире, особенно это относится к такому компонент представлений об
окружающем мире, как представления о природе.
Нами
было проведено эмпирическое исследование особенностей сформированности
представлений о природе детей среднего дошкольного возраста. Данное
исследование подтвердило недостаточный уровень развития представлений о природе
у детей среднего дошкольного возраста, результаты которых в основном
представлены средним и низким уровнем.
В
связи с этим нами были представлены основные принципы организации таких видов
деятельности, как наблюдение, экспериментирование, экскурсия, которые являются
обязательными компонентами прогулок, используются с различной периодичностью, (например,
наблюдение используется ежедневно) и позволяют эффективно формировать
представления об окружающем у детей 4-5 лет. Контрольный этап исследования
подтвердил эффективность предложенных форм организации прогулки для
формирования представлений об окружающем мире у детей 4-5 лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
организации прогулки как формы работы с детьми 4-5 лет для развития у них
представлений об окружающем мире
1.1 Общие основы организации прогулки в ДОУ Прогулка
— один из компонентов образования в детском саду, согласно представлениям Ю.В.
Долговой и др.
По
месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:
1.
Прогулки на территории ДОУ.
2.
Пешие прогулки за периметр учреждения.
3.
Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой
погоде.
По
своей направленности прогулки имеют следующие категории:
1. традиционные;
2. целевые(с выходом за пределы ДО);
3. тематические;
4. экскурсия.
Г.Б.
Альзинова выделяет следующие задачи прогулок:
1.
Развитие мыслительных способностей. Дошкольники учатся самостоятельно
устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
2.
Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
3.
Развитие наблюдательности, познавательной активности,
поисково-исследовательской деятельности, любознательности.
4. Познавательное развитие, расширение знаний
об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
5.
Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений
природы.
6.
Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время
совместной игровой и трудовой деятельности.
7.
Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
8.
Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
9.
Оптимизация двигательной активности.
10.
Создание положительного эмоционального фона.
И.Ю. Башева, А.В. Ечина,
О.Б. Михайлова и др. указывают, что традиционно прогулка в детском саду включает
в себя следующие компоненты: наблюдение,