Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Профилактика буллинга внутри детского коллектива
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы буллинга в детском коллективе 5
Криминологические показатели буллинга как девиантного агрессивного поведения несовершеннолетних 5
1.2. Детерминанты буллинга в детском коллективе 14
Глава 2. Правовые аспекты профилактики буллинга внутри детского коллектива 20
2.1. Характеристика личности несовершеннолетних, занимающегося буллингом 20
2.2Общие меры профилактики буллинга 27
2.3 Специальные и индивидуальные меры профилактики буллинга в детских коллективах 33
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Введение:
В настоящее время громкий общественный резонанс приобретают преступления, совершаемые подростками в общеобразовательных учреждениях.
Данные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью и представляют собой значительную угрозу для общественных отношений связанных с семейными ценностями, а также для обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях.
В связи с этим возникает необходимость установить причины произошедшего, а также причины противоправных действий подростков, которые принимают формы крайней жестокости.
Одной из таких причин могут быть преследования и травля в среде подростков, другими словами, буллинг. Такие проявления в среде подростков носят, как правило, системный характер.
Несмотря на то, что проявление жестокости и агрессии у школьников давно известный факт, понятие буллинга в работах отечественных авторов криминалистической и криминологической литературы не применялось.
Впервые понятие буллинга было установлено зарубежными исследователями. Особое внимание как со стороны зарубежных исследователей, так и со стороны российских тема буллинга среди подростков привлекла в связи с происшествиями в школах, связанными со стрельбой и насилием.
Причем такие преступления школьников послужили поводом для обсуждений в обществе, а среди подростков получило распространение оправдание подобных действий, что вылилось в движения экстремистского толка, такие как «Колумбайн» по названию школы в США, где произошло громкое преступление, связанное с массовым убийством школьников.
Ситуация в данном случае осложняется еще и тем, что с распространением информационных технологий и интернет-ресурсов отслеживание проявлений преступной деятельности и защиты подростков от негативной информации в сети Интернет становится все более актуальным.
Версия о том, что буллинг может быть причиной подобных явлений получила достаточное распространение.
Буллинг сам по себе достаточно сложное социальное явление в среде подростков. Многие его проявления, в том числе и с использованием интернет-ресурсов, носят противоправный и криминальный характер.
При этом предотвращение и профилактика буллинга одновременно служит для профилактики преступлений и правонарушений в среде подростков, связанных с проявлениями насилия.
Поэтому изучение и исследование темы профилактики буллинга внутри детского коллектива является особенно актуальным.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные положения, практические выводы и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов профилактики буллинга внутри детского коллектива.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение и исследование проблем профилактики буллинга в детском коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть криминологические показатели буллинга как девиантного агрессивного поведения несовершеннолетних;
— изучить детерминанты буллинга в детском коллективе;
— охарактеризовать личность несовершеннолетних, занимающегося буллингом;
— изучить общие меры профилактики буллинга;
— установить специальные и индивидуальные меры профилактики данного явления в детских коллективах.
Объектом исследования в работе общественные отношения, определяющие закономерности существования и развития буллинга в подростковой среде.
Предметом исследования являются теоретические основы буллинга в детском коллективе, а также правовые аспекты его профилактики.
Основными методами, использованными в работе, являются;
— общенаучные методы: диалектический, логический;
— частные методы: социологический, статистический, аналитический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы. При этом первая глава состоит из двух параграфов, а вторая – из трех.
Заключение:
Целью представленной выпускной квалификационной работы ябыло заявлено изучение и исследование проблем профилактики буллинга в детском коллективе.
Буллинг можно рассматривать как процесс сознательного жестокого обращения, физического или психического, со стороны одного агрессора или группы, которая, как правило, подчиняется своему лидеру, по отношению к другому подростку.
Данное явление среди подростков связано с тем, что в определенной социальной группе или среде преобладающими становятся взаимоотношения, построенные на культе силы и власти, неравенства и подчинения, а также агрессивном поведении.
К крайнему проявлению агрессии относятся противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям Уголовного кодекса РФ.
К уголовно-правовым признакам буллинга можно отнести тот факт, что преследование может принимать крайние формы с нанесением телесных повреждений разной степени тяжести.
Буллинг может также сопровождаться воровством и ограблением потерпевшего.
К тому же не такими редкими случаями является доведение до самоубийства. Длительная травля и преследование может также спровоцировать пострадавшего на противоправные действия или даже преступление.
В настоящее время все более распространенным становится буллинг с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей. Связано это с тем, что для подростков интернет-ресурсы являются достаточно важным способом коммуникации и взаимодействия.
В связи с чем в настоящее время выделяют следующие виды буллинга:
— физический буллинг;
— психологический буллинг;
— кибербуллинг.
Девиантное поведение предполагает в данном случае самоутверждение путем проявления агрессии по отношению к другим. В процессе исследованиях буллинга учеными разных стран были сформированы свои варианты понятия буллинга. В частности, существует утверждение, что буллинг является насилием, в других случаях используется понятие травля, также существует мнение о том, что это действие, агрессия или модель поведения.
По нашему мнению, все эти понятия свойственны для буллинга, так как это он носит системный характер с различными вариантами проявления.
В вопросах профилактики буллинга важным фактором является установления его причин. Детерминанты буллинга связаны с социальными, личностными и семейными условиями развития личности.
В частности, часто насилие совершается в школах, расположенных в социально неблагоприятных районах или районах с более криминогенной обстановкой.
Стоит отметить влияние средств массовой информации, а также интернет-ресурсов на развитие агрессивного поведения детей и подростков. Так как увеличение демонстрации и обсуждения насильственных действий в СМИ, кино и рекламе, а также использование сюжетов насильственных действий в компьютерных играх повышает агрессивность подростков, что способствует проявлениям буллинга, хотя в возникновения ситуации булинга особое значение имеют личностные факторы.
Без них возникновение такой ситуации невозможно.
Связано это с тем, что буллинг представляет собой системное явление при котором личностные характеристики участников имеют особое значение. Причем характеристика личности в данном случае зависит от статуса определенного подростка в группе и от его роли в ситуации.
Еще одной предпосылкой для развития буллинга среди подростков является анонимность доступа к интернет-ресурсам, в связи с чем подростку легко обойти возрастные ограничения на получение информации, а также получить возможность анонимного доступа к некоторой информации.
Как известно, в интернет-пространстве и социальных сетях довольно часто встречаются анонимные группы агрессивной и даже экстремистской направленности. Таким образом, с помощью интернет-ресурсов подростки могут быть вовлечены в незаконную деятельность. Что само по себе является достаточно серьезной угрозой.
В Российской Федерации принимаются некоторые меры для защиты подростков от информации, а также защиты от посягательств в сети Интернет сложность ситуации заключается только в том, что факт противоправных действий сложно установить.
Сложности в профилактике буллинга с использованием интернет-ресурсов заключаются также в том, что поскольку явление это носит комплексный характер, то и меры профилактики должны быть всесторонними.
Причем важным остается тот факт, что за некоторые проявления буллинга вполне можно привлечь к юридической ответственности как подростка, так и его родителей. За противоправные действия с применением физического и психологического насилия предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Вполне вероятно, что для профилактики булинга необходимо донести этот факт до подростка. Так как запретительные правовые меры всегда оказывают свое влияние в вопросах профилактики, а вероятность наказания в данном случае может служить сдерживающим фактором.
Отметим, что в вопросах противодействия буллингу и способам правового регулирования данного вопроса, в том числе и в Интернет-пространстве, возможно использование опыта западных стран, в которых меры по противодействию буллингу закреплены на государственном уровне.
Работа по профилактике должна также вестись педагогами в образовательных организациях с использованием специально-разработанных методик.
Можно выделить два вида специальных мер по профилактике булинга:
— специальные меры психологического и педагогического характера, направленные на личное взаимодействие;
— специальные меры правового и законодательного характера по обеспечению безопасности подростков.
В связи с тем, что буллинг носит системный характер для его профилактики необходим также системный подход, для принятия специальных мер в социальной сфере, в вопросах правового регулирования и по вопросам личных взаимоотношений в детских коллективах.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы буллинга в детском коллективе
Криминологические показатели буллинга как девиантного агрессивного поведения несовершеннолетних
Ученые-исследователи подростковой преступности и агрессии отмечают, что в настоящее время буллинг приобретает все более масштабные и криминальные формы: от травли, сплетен и ложных слухов до физических издевательств над человеком, использования травматического оружия, кибербуллинга, преследования в интернете, при этом возникает также интернет-преступность, связанная с травлей, и откровенный вандализм и хулиганство.
Связано это с тем, что интернет-ресурсы позволяют подросткам оставаться безнаказанными.
Буллинг можно также рассматривать как процесс сознательного жестокого обращения, физического и психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку или группе. Такое поведение среди подростков связано с тем, что в детско-подростковой среде преобладающими становятся иерархические отношения, построенные на культе силы и власти, неравенства и подчинения.
Причем, выражаться буллинг может не только в физической форме, которая проявляется в виде побоев, ударов, толчков, избиения и вымогательства, но и в психологической, в виде распространения слухов, унижения, сплетен, оскорблений. В этом случае психологический буллинг может оказать даже более негативное влияние, чем физический.
Стоит отметить мнение некоторых исследователей о том, что «буллингом не считаются те ситуации, когда два одноклассника одинаковой физической силы борются или спорят, или, когда подзадоривание происходит в шутливой форме. Буллингом является именно такая ситуация, при которой неоднократно проявляется травля по отношению к более слабому против его воли».
Таким образом, выделим общие характеристики школьной травли в подростковой среде:
— буллинг проявляется в форме физического, психологического или эмоционального насилия;
— буллинг это действия одного человека или группы людей;
— буллинг всегда направлен против слабого человека физически или психологически, или против того, кто ниже по статусу;
— буллинг является целенаправленным систематически повторяющимся действием и может длится достаточно долго по времени.
В психолого-педагогических исследованиях и криминологии обобщающим понятием для определения поведения, противоречащего норме, считается термин «девиация».
Девиантное поведение ‒ это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам т.е. существующим в обществе законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Такое поведение наносит реальный вред личности или окружающим людям и повторяется неоднократно в течение длительного времени. Следовательно, имеет место устойчивое поведение личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности.
В данном контексте подростковый буллинг можно рассматривать как одно из проявлений противодействия установленным нравственным и правовым нормам.