Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Профилактические методы в социальной работе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………. 5 1.1 Методы в социальной работе: понятие, виды…………..……….. 5 1.2 Характеристика профилактических методов социальной работы……………………………………………………………………….. 8 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………. 12 2.1 Аспекты применения профилактических методов социальной работы с
пожилыми людьми………………………………………………. 12 2.2 Аспекты применения профилактических методов социальной работы с
несовершеннолетними группы риска…………………………… 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………… 30 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 33
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Социальная
работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель
социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период,
в соответствии с особенностями национальнокультурного, социально-политического
развития и социальной политики государства. В
задачи социальной работы входит оказание различного вида помощи,
защиты и поддержки практически всех
категорий населения, в том числе осуществление социальной профилактики. Профилактика,
будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов
и явлений, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту
проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло.
Профилактические методы в
социальной работе являются важнейшим средством предупрежденя развития различных
негативных явлений на самых ранних стадиях, помогает с наименьшими затратами
снять противоречия социальных проблем, повернуть процесс в благоприятное
развитие.
Профилактические методы в
социальной работе необходимы и важны во всех сферах деятельности людей, так как
любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий связан
со столкновением различных точек зрения и различных интересов и т.п. Это с
неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов
одних социальных субъектов за счет ущемления интересов других. Правильно
организованная, отлаженная система, грамотно и своевременно осуществленная
работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения различных
негативных ситуаций.
В работе проанализированы
труды Н. И. Алехина, Н. Ф. Басова, М. А. Болдиной, Ю. С. Никонова, О. И.
Бородкиной, Н. А. Киселевой, Ю. С. Кравченко, П. Д. Павленка, С. В. Росляковой,
П. Н. Свинобоева, О. В. Солодянкиной, С.
В. Тетерского, К. М. Туганбековой, К. С. Тебеновой, А. С. Кудариновой, Н. А.
Садвакасовой, Г. С. Ашимхановой, В. В. Феонычева, Е. И. Холостовой, Г. М. Цинченко.
Объектом исследования выступают
общественные отношения в сфере социальной работы, где используются
профилактические методы работы с целью профилактики различных социальных
негативных явлений.
Предметом исследования выступают
профилактические методы социальной работы, применяемые с целью профилактики
различных социальных негативных явлений.
Целью настоящего
исследования является является изучение особенностей профилактических методов в
социальной работе.
Достижение указанной цели
обусловило необходимость постановки и разрешения следующих задач:
1. Рассмотреть
общую характеристику методов в социальной работе: понятие, виды;
2. Дать
характеристику профилактических методов социальной работы;
3. Проанализировать
аспекты применения профилактических методов социальной работы с пожилыми людьми;
4. Проанализировать
аспекты применения профилактических методов социальной работы с
несовершеннолетними группы риска. Теоретическая и практическая значимость
исследования заключаются в том, что выводы и предложения, содержащиеся в
работе, могут быть использованы учебной и научно-исследовательской работе.
Методами работы являются анализ
и синтез, сравнение, формализация, индукция и дедукция, изучение научной
литературы и практики учреждений социального обслуживания.
Структура работы включает
в себя введение, 2 главы, включающих 4 параграфа, заключение, список использованной
литературы и информационных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Метод
в социальной работе выступает как способ познания и применения знаний, выработанных в
науке, изучающей различные направления жизнедеятельности человека и социальной
практики и как определенное конкретное действие, которое способствует
качественному изменению существующего объекта. Самой
распространенной классификацией теоретических методов социальной работы по
степени общности является следующая: всеобщий, или философский метод; общенаучные
методы (анализ, синтез, наблюдение, эксперимент и др.), частные специальные
научные методы (метод «социальных биографий», комплексное психосоциальное
моделирование и др.). В практической социальной работе для оказания помощи
различным категориям населения используется самые разнообразные виды методов. Одной
из задач социальной работы является профилактика. Особое значение профилактика
имеет для социальных работников, работающих с детьми, пожилыми людьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Своевременные профилактические
вмешательства могут помочь избежать множества расстройств и нарушений в
будущем, например, наркотической и алкогольной зависимости, проблем с
агрессивностью, расстройств личности, депрессии, росту преступности и т. д.
Среди профилактических
методов социальной работы выделяют такие:
— медико-социальные,
направленные на образование необходимых условий для сохранения оптимального
уровня физического и социального здоровья человека;
—
организационно-административные, направленные на создание системы социального контроля,
разработку необходимой нормативной правовой базы, систематизацию органов и
учреждений социальной профилактики;
— правовые, направленные на
развитие системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех
направлениях социальной сферы, создание эффективной и действующей системы контроля
за исполнением этих норм и правил;
— педагогические,
формирующие у разных социальных субъектов социальной и оптимальной системы
ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения
кругозора;
— экономические, направленные
на поддержание оптимального и достойного уровня жизни человека и создание
необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей;
— политические,
направленные на формирование в обществе эффективной системы политических прав,
свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих гражданам отстаивать свои интересы.
Профилактические методы
социальной работы в отношении пожилых людей реализуются на основании
предоставления социального обслуживания (социальных услуг), а также иных
профилактических мероприяий. Профилактические методы используются социальными
работниками, специалистами по социальной работе, психологами, медицинскими
работники и другими специалистами для предупреждения различных негативных
явлений общественной жизни, формирования здорого образа жизни и позитивного
взаимодействия. В
группу риска объединяют детей по генетическим, биологическим,
социально-психологическим и социально-педагогическим причинам, которые не в
состоянии без квалифицированной помощи преодолевать трудности, приводящие их к дезадаптированности,
нарушению процесса социализации. В такой ситуации необходимо целенаправленное
содействие таким детям в их интеграции в жизнь общества, в формировании у них
позитивной системы ценностей, которая становится основой самореализации,
профилактики отклоняющегося поведения, развития социальных навыков.
Фрагмент текста работы:
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1
Методы в социальной работе: понятие, виды Метод происходит от
греческого слова «methodos» и обозначает
путь к чему-либо. Если говорить о методе в самом общем значении, то это способ
достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [13, с. 24].
Осуществление любой деятельности,
в том числе и социальной работы, на основе какого-либо метода включает оценку
реальной ситуации, анализ эффективности и выбор различных вариантов деятельности
и пр.
Если говорить о методах в
социальной работе, то анализируя различные источники научной литературы, на наш
взгляд, наиболее конкретным определением будет определение понятия методов в
социальной работе, предоставленное Е. И. Холостовой. Звучит это определение
так: методы социальной работы — совокупность технологий, исследовательских и
терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых
осуществляется социальная работа [19, с. 24].
Если рассмотреть
социальную работу как науку, то выделяют методы научного познания, а если как
практику – методы решения социальных проблем получателей социальных услуг.
Такое деление является общепринятым, для обозначения указанных групп методов
используются различные термины: методы научного познания и методы деятельности
и др. [1, с. 5]. Так, С. В. Тетерский обозначает эти методы как
научно-исследовательские и преобразовательные методы [14, с. 32].
Если говорить про
классификацию методов в социальной работе, то в научной литературе самой распространенной является классифика по
степени общности: всеобщий, или философский метод; общенаучные методы (анализ,
синтез, индукция, дедукция, метод аналогии, наблюдение, эксперимент и др.),
частные специальные научные методы (метод «социальных биографий», комплексное
психосоциальное моделирование и др.). В практической социальной работе для
оказания помощи различным категориям населения используется самые разнообразные
виды методов. Единая их классификация пока не разработана.