Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Профессиональные траектории работников торговли на российском рынке труда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения профессиональной траектории работников торговли ……………………………………………………
Глава 2. Особенности профессиональных траекторий работников торговли ……
Глава 3. Социологический анализ профессиональных траекторий российских работников торговли …………………………….
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение:
Актуальность темы исследования определяется значением розничной торговли (ретейл) как одного из самых больших и значимых сегментов на российском рынке труда. При этом следует отметить, что оп данным проведенных исследований аналитиками hh.ru крупные ретейлеры нуждаются не только в продавцах-консультантах, кассирах, руководителях отделов и подразделений или менчердайзерах, но и специалистах в сфере информационных технологий (далее ИТ-специалисты ), аналитиках, менеджерах по логистике и интернет-маркетологах.
По данным аналитиков hh.ru за последние два года наблюдается рост числа вакансий в сфере розничной торговли . Интерес сферы розничной торговли для исследования профессиональных траекторий работников представляет, потому что является одой из самых активных на российском рынке труда в связи с динамичным ростом показателей, с одной стороны, и существующими проблемами в виде высокой текучести и дефицитом квалифицированных линейных специалистов, с другой. На отрасль оказывают влияние такие макротренды как: демография, новые технологии, рост требований к соискателям и так далее.
Привлечение молодых кадров на рынке труда наблюдается конечно не только в ретейле, но в этой сфере фокус смещается в большей степени не на привлечение, а на удержание работников, что также дополнительно подчеркивает интерес с теме профессиональных траекторий молодых работников сфере розничной торговли в начале своего трудового пути. В связи с этим в числе приоритетных направлений для ретейлеров как работодателей становится разработка систем мотивации с прозрачной схемой карьерного роста и развития, обучение, внедрение гибких схем занятости, расширение социального пакета. Эти и другие факторы повлияли на то, что представители ретейла сегодня занимают ведущие позиции по внедрению новых технологий в сферу HR.
«В топ-5 самых активных на рынке труда в 2019-м году Москвы и Санкт-Петербурга входят работодатели, специализирующиеся на продаже:
продуктов питания (29% в столице и 39% в Петербурге);.
одежды, обуви и аксессуаров (27% и 25%);.
интернет-магазины (19% и 15%);.
розничные сети DIY (товаров для творчества) и товаров для дома (9% и 13%);.
косметики и бытовой химии, а также товаров повседневного спроса (по 7%);.
книг, игрушек, подарков и прочего (7% и 10%).»
Не смотря на то, что в российских регионах потребности и привлечение персонала в розничные продуктовые сети (42%), а также сети по продаже одежды, обуви и аксессуаров (22%) показывают большие цифры чем в столичных регионах, на третьем месте в отличие от столицы в регионах держатся компании, специализирующиеся на дрогери (косметика и бытовая химия) и продаже товаров повседневного спроса (12%) .
Молодые специалисты традиционно востребованы в таких сферах занятости в торговле, как «Продажи, обслуживание клиентов» (41% всех вакансий для молодежи) и «Розничная торговля» (40%), в которых практически каждая вакансия рассчитана на кандидатов без профессионального опыта.
При этом такие вакансии, как правило, описывают позиции работника, подразумевающие владение базовыми навыками (такими как умение консультировать потенциальных покупателей по вопросам ассортимента и особенностям товара или услуги, демонстрировать товары в эксплуатации и оформить покупку) и не предполагающие глубоких профессиональных знаний в отраслевой принадлежности вакансии. В первой половине 2022 года это продавец-консультант и продавец-кассир (41%), официант, бармен, бариста (6,4%) и курьер (5,7%).
В целом в июне 2022 г. специально рассчитываемый hh.индекс среди молодежи составил 7,7 пунктов, т.е. на одну стартовую вакансию в России сейчас претендует около 8 молодых специалистов. Это свидетельствует о росте конкуренции среди молодежи, желающей начать зарабатывать еще во время учебы, а также о росте количества трудоустройств выпускников не по полученной специальности. Это определяется довольно низкими требованиями к навыкам в сфере ретейла в отличие от других сфер на рынке труда. Сегодня всё чаще молодежь выбирает нестандартную занятость ещё на этапе получения образования. В качестве такой занятости нередко выступает работа в торговле.
Профессиональные траектории – это не столько про возможность дальнейшего профессионального роста в той или иной компании, сколько про индивидуальное построение конструкта профессионального «Я», которое закладывается у людей задолго до начала их трудовой деятельности. На формирование профессиональных траекторий оказывают воздействие такие субъективные факторы, как ценностные ориентации, паттерны родителей, предпочтения, мотивации. Каждый работник имеет траекторию карьерного развития, которая может быть как продуманной, так и стихийной.
В последнее время увеличивается число работников, занимающихся неформальным трудом без социальных гарантий. Ряд исследователей относят их к прекариям . Актуальность изучения прекариата вызвана опасениями по поводу того, что эта социальная группа быстро увеличивается в размерах и якобы представляет «опасность» для стабильности в постиндустриальных обществах. В то же время этот тип занятости создает новое важное измерение социального неравенства, проявляющееся как на глобальном, так и на локальном уровне, увеличивая масштабы социальной изоляции и депривации многих работников.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Профессиональные траектории являются объектом изучения не только для социологии, но и для таких наук, как экономическая теория, психология и других. В социологии данная проблема изучается многими представителями разных тематических направлений, таких как социальная стратификация, занятость населения, социальная мобильность, труд, молодёжь и т.д.
Социологическое изучение карьеры работника используется в рамках концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Эти концепции разрабатывались Дж. Урри, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Э. Гидденсом, П. Сорокиным. Профессиональная мобильность была изучена М. Вебером, С. Липсет, Р. Бендиксом, П. Блау, К. Дэвис и У. Мур.
Изучение образовательных и профессиональных траекторий молодежи берет начало с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан).
В отечественной социологии занятости изменение в социальных структурах российского общества и становления новых групп наемных работников изучались такими исследователями как В. В. Радаев, Т. И. Заславская, Ж. Т. Тощенко, О. Шкаратан, Е.С. Попова. Вопросы, которые касались изучения подходов профессиональной мобильности и трудовых траекторий представлены в работах Г. А. Ключарева, В. В. Радаева, Чередниченко Г. А, Е. Зеера, М.А. Булановой. Кроме того, у нас в стране изучение жизненных траекторий разных групп молодежи уже долгое время ведется под руководством Д.Л. Константиновского коллективом исследователей, представляющих учеников и последователей В.Н. Шубкина. Жизненные стратегии и профессионально-образовательные траектории исследовались Н.П. Нарбут и И.В. Троцук, А.А. Иудиным и Т.О. Подольской, М.Л. Максимовой. Проблема формирования индивидуальных траекторий отражена в работах исследователей А. В. Хуторского, Э. Р. Саитбаевой, Т. В. Машковой и Ю. Г. Юдиной.
Обстоятельства, описанные выше, актуализируют потребность в продолжении исследований профессиональных траекторий как социального феномена.
Объект выпускной квалификационной работы: работники торговли на российском рынке труда.
Предмет выпускной квалификационной работы: профессиональные траектории работников торговли.
Цель выпускной квалификационной работы: на основе проведенного анализа источников по теме разграничить понятия «карьера» и «профессиональные траектории» и исследовать особенности развития профессиональных траекторий работников торговли.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания исследования профессиональной траектории;
2. Выявить факторы, влияющие на профессиональные траектории работников торговли;
3. Выделить типы профессиональных траекторий работников торговли;
4. Проанализировать образовательные и профессиональные траектории молодёжи в условиях частичной занятости в сфере торговли.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы
1. Данные авторского исследования
1.1. Качественный анализ сайтов по поиску работы и сотрудников: «Группа компаний HeadHunter», «SuperJob» (содержательный анализ за год (с марта 2022 по март 2023 года). При анализе рассматривались предложения ретейлеров и резюме соискателей по таким ключевым запросам как: продавец, продавец-консультант, продавец-кассир, мерчендайзер).
1.2. Качественное исследование «Профессиональные траектории работников торговли на российском рынке труда», проведенное в декабре 2022 года в городе Москва методом глубинного интервью, в котором приняли участие 10 работников торговли масс-маркетов (см. Приложение).
1.3. Качественное исследование «Представления студентов о трудовой карьере»; г. Москва, март 2022 г.; метод – неоконченные предложения. 22 студента очной формы с 1-4 курсов ряда учебных заведений Москвы (МИИТ, МАДИ, РАНХиГС, московский технологический колледж, МГПУ, МИРЭА, АТиСО, строительный колледж №38, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, ГУУ, МПГУ) в возрасте от 17 до 22 лет. Из них 7 девушек. Все опрошенные студенты работают в компании «The H&M (Hennes & Mauritz)».
1.4. Качественное исследование «Вторичная занятость студентов в торговле на рынке труда»; г. Москва, декабрь 2021 г.; метод – глубинное интервью. 10 студентов очной формы обучения с 1-4 курсов таких учебных заведений, как МИИТ, МАДИ, РАНХиГС, московский технологический колледж, МГПУ, МИРЭА, АТиСО, строительный колледж №38, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, ГУУ, МПГУ, в возрасте от 17 до 22 лет, из которых трое парней и семь девушек. Все опрошенные студенты работают в компании «The H&M (Hennes & Mauritz)».
1.5. Вторичный анализ данных 30-ой волны 2021 г. лонгитюдного общероссийского исследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» (РМЭЗ НИУ ВШЭ). Выборка: целевая, лица трудоспособного возраста (№=1800, из них работников торговли — 692).
2. Данные других исследований:
2.1. Исследования группы HeadHunter 730 тысяч вакансий из сферы ретейла в России в 2019 году.
2.2. Количественное исследование «Ваша жизнь в 2018 году», проведённое коллективом социологов РГГУ (рук. Ж.Т. Тощенко); г. Москва, май-июнь 2019 года; метод – анкетный опрос (опрос трудоспособного населения); выборка репрезентативная; 1200 респондентов; генеральная совокупность: население России в возрасте 18 лет и старше.
3. Статистические данные:
3.1. Численность занятых по уровню образования в 2017-2018гг. Росстат.
3.2. Социально-экономическое положение России. Январь-август 2022 года, Росстат.
Заключение:
На основании проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы.
Профессиональная траектория работника – это последовательность профессиональных изменений, которые определяют его карьерный путь. В современном мире профессиональная траектория становится все более важной для работников, так как она обеспечивает возможность продвижения по карьерной лестнице и повышения уровня дохода.
Профессиональные траектории работников торговли на российском рынке труда имеют свои особенности, которые важно учитывать при анализе и планировании карьерного развития. В данном подразделе будут рассмотрены основные факторы, влияющие на профессиональный рост работников торговли, а также типичные сценарии развития карьеры в этой отрасли.
Одной из главных особенностей профессиональных траекторий работников торговли является высокая динамичность и изменчивость требуемых навыков. Становление новых моделей потребительского поведения, появление новых форматов продаж и расширение границ между онлайн- и офлайн-торговлей приводят к необходимости быстрой адаптации работников к новым условиям работы. Таким образом, рабочие места становятся все более специализированными и требуют от сотрудников широкого набора знаний и умений.
Еще одной характеристикой профессиональных траекторий работников торговли является важность практического опыта. Дело в том, что теоретические знания редко достаточны для эффективной работы в данной отрасли. Важно иметь понимание особенностей клиентской базы, умение быстро адаптироваться к новым ситуациям и принимать оперативные решения на основе своего профессионального опыта.
Тем не менее, даже при высокой значимости практического опыта, образование также играет важную роль в формировании профессиональных траекторий работников торговли. Хотя большинство должностей не требуют высшего образования, его наличие может способствовать продвижению по карьерной лестнице и повышению заработной платы.
Кроме того, специализированный бакалавриат или магистратура по направлению «Товароведение и экспертиза товара» может быть полезен для получения дополнительных знаний о товарном ассортименте и потребительском поведении.
В зависимости от конкретного сегмента розничной торговли, профессиональные траектории могут иметь свои особенности. Например, для работников супермаркетов и гипермаркетов характерна большая доля обязанностей, связанных с управлением персоналом и контролем за качеством обслуживания клиентов. Работники специализированных магазинов часто должны иметь опыт работы в данной отрасли или соответствующее образование для увеличения продаж.
Однако независимо от конкретного сегмента розничной торговли, достаточно типичными являются следующие сценарии развития карьеры:
1) Специалист по продажам – это начальный уровень карьеры в этой отрасли. Он сочетает в себе функции консультанта по выбору товара и помощника покупателя в принятии решений о покупке. В зависимости от компании, на данной должности может быть необходим определенный багаж знаний о товарном ассортименте, способах продаж и клиентском сервисе.
2) Заведующий отделом – это менеджерский уровень, который предполагает более широкий спектр обязанностей. В частности, на данной должности работник уже не только занимается продажами, но и управляет персоналом отдела, контролирует выполнение плановых показателей и обеспечивает высокое качество клиентского сервиса.
3) Заведующий магазина – это наиболее высокий менеджерский уровень в розничной торговле. На данной должности работник уже полностью ответствен за функционирование всего магазина: он заботится о состоянии товарного ассортимента, координирует деятельность всех подразделений магазина и гарантирует эффективное управление персоналом.
Наконец, следует отметить, что профессиональные траектории работников торговли также зависят от конъюнктуры рынка труда. Сложившаяся экономическая ситуация может привести к изменению требований к кандидатам на различных должностях или существенному снижению количества рабочих мест в данной отрасли. Поэтому для успешного развития карьеры в торговле важно не только обладать необходимыми знаниями и навыками, но и учитывать текущую экономическую ситуацию и готовиться к быстрой адаптации при возможных изменениях.
Согласно социологическим исследованиям, профессиональные траектории работников торговли на российском рынке труда имеют свои особенности. В первую очередь, это связано с динамичным характером отрасли и ее сильной зависимостью от экономических условий.
Работники торговли в России часто начинают свой путь в этой отрасли еще в юном возрасте, как студенты или школьники, занимающиеся подработкой. Это может быть продавцом-консультантом в магазине одежды или кассиром в супермаркете. При этом такая работа не всегда является целевой для многих из них — она скорее выполняет функцию заработка на жизнь.
Однако существует и другая категория специалистов, которые выбирают работу в торговле как профессию. Их интересуют возможности развития, престижность должности и доходность работы.
Продолжительность работы на одной должности для работников торговли обычно составляет от 2 до 5 лет. Далее люди либо продвигаются по карьерной лестнице, становясь менеджерами, руководителями отделов, директорами магазинов или сетей, либо выбирают другую профессию.
Стоит отметить, что возможности для карьерного роста в торговле достаточно высокие. Однако необходимы определенные навыки и знания для успешной работы на более ответственных должностях. К таким навыкам можно отнести умение работать с людьми (клиентами и персоналом), управленческий опыт, аналитические способности и понимание экономических процессов.
Важным фактором успеха в карьере торговца является образование. Хотя формальное образование не всегда требуется при найме на первую работу в этой сфере, оно может быть полезным при стремлении к профессиональному росту. В частности, для более высоких должностей требуется высшее образование в экономике или менеджменте.
Определенную роль играют также личные качества работников торговли. К ним можно отнести коммуникабельность, терпеливость, умение работать в стрессовых ситуациях и принимать быстрые решения.
Стоит также отметить, что профессиональные траектории в торговле могут быть различными в зависимости от формата магазина или сети. Например, для работы в бутике требуются более высокие квалификации и опыт работы с дорогой одеждой и аксессуарами. В то же время работа на продуктовом рынке может потребовать большей физической выносливости и оперативности.
Также стоит учитывать гендерный аспект профессиональных траекторий работников торговли. Традиционно этот сегмент рынка труда является женским, хотя последние годы наблюдается увеличение числа мужчин-торговцев. При этом зарплаты женщин обычно немного ниже, чем у мужчин на аналогичных должностях.
Рынок труда в России характеризуется высокой конкуренцией. Работники сферы торговли сталкиваются с рядом трудностей при поиске работы. Для того, чтобы работать в данной отрасли, многие из них вынуждены получить необходимую квалификацию, возможно, пройдя дополнительную подготовку или ученичество. Также необходимо иметь развитую сеть контактов для успешного трудоустройства. Кроме того, работники торговли должны следить за изменениями на рынке труда, и быть готовы соответствующим образом повышать свои навыки и квалификацию. Наконец, для достижения наилучших результатов в трудоустройстве, работники должны готовиться к переговорам о заработной плате и других условиях найма.
Траектория профессионального трудового пути в России сильно зависит от уровня квалификации и опыта конкретного работника. Люди, обладающие высокой квалификацией и большим опытом, могут устроиться на работу в крупные компании, правительственные организации или международные структуры. Им могут предложить должности менеджеров по продажам, специалистов по маркетингу или иные вакансии, связанные с торговлей. Те, кто не обладает достаточным опытом или квалификацией, могут найти работу в небольших предприятиях или в розничных магазинах. Им могут предложить должности продавцов, кассиров или представителей службы поддержки клиентов.
Для того чтобы продвинуться по карьерной лестнице на российском рынке труда, работники торговли должны постоянно обновлять свои знания и навыки, а также использовать любые возможности для профессионального развития. Кроме того, они должны устанавливать контакты и поддерживать отношения с потенциальными работодателями, чтобы быть в курсе вакансий и других возможностей. Наконец, им необходимо следить за последними разработками в своей области и опережать конкурентов.
Различные профессиональные траектории доступны работникам в сфере торговли, в зависимости от их карьерных целей и интересов. Одна из таких траекторий — специализация в определенной области профессии, такой как сантехника, электромонтажные работы или плотницкие работы. Получение дополнительных сертификатов или обучения может помочь стать экспертом в своей области и браться за более сложные проекты.
Другая траектория — руководящая роль, например, в виде менеджеров проектов или руководителей групп. Такие должности требуют сильных лидерских качеств, а также технических знаний в специализированной области.
Некоторые работники, занятые в торговле, имеют возможность принять решение о запуске своего собственного бизнеса, став самозанятыми подрядчиками или предпринимателями. Это предполагает обладание не только техническими навыками, но и деловой хваткой, которая включает в себя знания в области бухгалтерского учета, маркетинга и обслуживания клиентов.
Кроме того, работники торговли могут решить перейти в смежные области, такие как управление строительством, инженерное дело или архитектура. В таких должностях требуется более глубокое понимание технических аспектов торговли, а также более широкие знания об управлении проектами и принципах проектирования.
Работники торговли имеют широкий спектр возможностей для карьерного роста и профессионального развития. Для достижения успеха и удовлетворения от карьеры в этой области следует следить за новыми технологиями и методиками, поддерживать свое физическое здоровье и изучать различные варианты трудоустройства.
Таким образом, профессиональные траектории работников торговли на российском рынке имеют свои особенности, связанные с динамикой отрасли и ее зависимостью от экономических условий. Однако возможности для карьерного роста в этой сфере достаточно высокие, при наличии определенных навыков и личных качеств у работников. Также стоит учитывать гендерный аспект профессиональных траекторий в этой отрасли.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ
Исследования карьеры образуют разнообразную область, определяемую взаимодействием вовлеченных в нее исследователей, обсуждением общих тем, выявлением ключевых работ и авторов, деятельностью профессиональных ассоциаций, журналов, изданием сборников трудов и справочников.
Междисциплинарность (наряду с трансдисциплинарностью, мультидисциплинарностью) обсуждается в ее рамках уже много лет. Она понимается как синтез подходов к исследованию карьеры, которая становится все более сложной и требует использования различных методологических инструментов и проблемно-ориентированных исследовательских программ.
Основной вклад вносят психология, социология, экономика, которые заинтересованы в объединении преимуществ методологии различных уровней, на которых рассматривается карьера — от личностных и организационных факторов до макроуровня.
Устойчивые междисциплинарные исследовательские поля формируются в области менеджмента, организации, образования, гендера и биографии.
Концептуализация карьеры основывается на общепринятом широком понимании ее как последовательности трудового опыта в контексте жизненного пути с точки зрения индивидуальных и социальных обстоятельств.
Проблемы, связанные с неопределенностью, нестабильностью на рынке труда, прекаризацией трудовых отношений, ростом новых неравенств, приводят к изменению прежних моделей профессиональных карьер, актуализируют аспекты взаимовлияния социальных и индивидуальных контекстов развития различных типов карьер, развитию исследовательского инструментария для этих целей.
Особенностью данного направления является то, что оно развивается преимущественно за рубежом: Отмечается, что большая часть литературы является западной и англоязычной, что свидетельствует об «индивидуалистической культуре».
В российской исследовательской практике на это обращают внимание ученые разных дисциплин, в том числе социологи, однако привлечение остается фрагментарным, одной из причин чего является иная традиция изучения самого феномена, сложившаяся в предыдущий период.
Отсутствие внимания к проблеме собственно карьеры можно объяснить, с одной стороны, тенденциями стандартизации занятости в индустриальном обществе, а с другой — практикой советских социальных гарантий в сфере труда, благодаря которым конкуренция и индивидуальные стратегии производительности не причислялись к наиболее актуальным проблемам — большее значение для исследователей имели коллективные образцы социально-профессиональной мобильности. Важен был и этический аспект: негативные коннотации, связанные с карьеризмом, повлияли не в последнюю очередь на то, что карьера долгое время не воспринималась как нейтральное понятие.
История проблемы в отечественных исследованиях заслуживает отдельного изучения. Адекватность применимости западных концепций карьеры, используемых в организационных исследованиях, к российским социокультурным условиям (как и к ситуациям в других странах) также ставится под сомнение из-за различий в значении концептуальных признаков, работающих в той или иной среде, что ограничивает их практическое применение Использование по месту происхождения, т.е. преимущественно в англосаксонском контексте
Отчасти это является основой для дифференцированной организационной практики, однако с социологической точки зрения интерес представляет потенциал определенной универсализации, который делает эти концепции полезными для изучения общественных изменений, связанных с глубокой трансформацией занятости и других важных сфер человеческой жизни, характерных для современных обществ.