Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Профессиональное выгорание и стиль деятельности педагога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Теоретико — методологический анализ проблемы профессионального выгорания
личности педагога. 6

1.1 Основные теоретические подходы к
определению профессионального выгорания  6

1.2 Классификация симптомов
профессионального выгорания. 19

1.3 Основные детерминанты возникновения
и развития профессионального выгорания личности педагога. 23

Выводы по главе. 29

Глава 2.
Стиль педагогической деятельности и факторы его определяющие. 31

2.1 Общая характеристика стиля
педагогической деятельности. 31

2.2 Виды стилей педагогической
деятельности и общения современного педагога  33

2.3 Стили педагогической деятельности
и их взаимосвязь профессиональным выгоранием личности педагога. 35

Выводы по главе. 40

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня
развития профессионального выгорания и стиля деятельности педагога. 42

3.1.
Программа эмпирического исследования. 42

3.2. Анализ основных результатов. 48

3.3. Интерпретация результатов
исследования. 54

3.4. Практические рекомендации для педагогов. 61

Выводы по главе. 67

Заключение. 68

Список
литературы.. 70

Приложение. 74

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Возникновение педагогического выгорания обусловлено системой
взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, связанных с организацией личности
на разных уровнях: на психологическом уровне личности это психодинамические
характеристики субъекта, особенности поля ценностных стимулов и формирования
навыков саморегуляции; на психосоциальном уровне — организация деятельности и
т. д.

Актуальность, состоит в
том, что проблема профессионального выгорания личности педагога очень важна,
поскольку от ее решения зависит эффективность педагогической деятельности и
качество образования.

Но сколько бы этот вопрос
ни обсуждался на конференциях, круглых столах, семинарах или декларировался в
литературе, он, по – прежнему, актуален для современной школы. Все это привело
к выбору темы: "Профессиональное выгорание и стиль деятельности педагога".
Вопросы образования во всем мире становятся приоритетными, поскольку они
определяют будущее каждой страны и планеты в целом. Перед нами стоит
стратегическая задача воспитания новой личности, способной обеспечить не только
созидание собственной жизни, но и разумную жизнь других, страны и планеты в
целом.

В новых условиях
профессиональные привычки, неуверенность в новых методах обучения, некомпетентность,
а иногда и личностная несостоятельность представляют собой серьезные
психологические барьеры на пути совершенствования личностного стиля
педагогической деятельности, создания уникальной и гуманистической
педагогической системы взаимодействия с обучающимися.

Личность учителя в
педагогической деятельности — это личность носителя культуры и ее творца, реципиента
и творца мирового педагогического опыта.

Согласно международным
стандартам, современные педагоги — это творческие личности с оригинальным
проблемным обучением и критическим мышлением, создатели многомерных программ, основанных
на лучшем мировом опыте и новых методиках обучения, объясняющие их в конкретных
педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Актуализируясь
в инновационной деятельности российских педагогов, образование (обучение и
воспитание) имеет значительный положительный опыт, опирается на дидактическую
теорию, пока еще массово — репродуктивную, а не индивидуально — творческую.

В то же время перед
современным педагогом стоит задача прогнозирования условий развития науки, он
может стать по — настоящему самостоятельной и ответственной личностью, способной
преодолеть внешние влияния и ограничения и воплотить в жизнь успехи мировой
педагогической науки и практики.

Степень разработанности
проблемы.

Изучению вопросов
профессионального выгорания посвящено множество трудов таких известных
исследователей, как К. Маслач, Л. Морроу, Б. Пельман и Е. Хартман, а также и
российских авторов: Н.В. Водопьянова, В.Е. Орел, В.В. Бойко и другие. Данная тема
является слабоосвещенной, проведенных исследований, результаты которых
представлены в специальной литературе недостаточно и, следовательно, необходимо
провести ее исследование с разных ракурсов.

Цель исследования: исследовать
характер и степень взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания и
стилем деятельности и общения педагога.

Задачи:

1. Изучить основные
теоретические подходы к определению профессионального выгорания

2. Представить
классификацию симптомов профессионального выгорания

3. Изучить основные
детерминанты возникновения и развития профессионального выгорания личности
педагога

4. Представить общую
характеристику стиля педагогической деятельности

5. Изучить виды стилей
педагогической деятельности и общения современного педагога

6. Проанализировать стили
педагогической деятельности и их взаимосвязь профессиональным выгоранием
личности педагога

7. Разработать программу
эмпирического исследования, провести анализ результатов и составить
практические рекомендации.

Объект исследования –
учителя средней школы.

Предмет исследования
профессиональное выгорание и стиль деятельности педагога.

Гипотеза исследования:
существует значимая взаимосвязь между уровнем развития
профессионального выгорания и стилем деятельности педагога.

Методы исследования
основаны на изучении и анализе научной литературы по проблеме работы и опросных
методах реализованных следующими методиками:

1. Методики диагностики уровня
профессионального выгорания (опросник К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е.
Водопьяновой)

2. Диагностика индивидуального стиля
деятельности А. К. Марковой, А.Я. Никоновой

3. Диагностика стилей педагогического общения
Л.Д Столяренко, С.И. Самыгиной

Экспериментальная база
исследования: в исследовании принимали участие учителя МБОУ СШ №41.

Практическая значимость.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для
разработки рекомендаций и системы профилактических и психокоррекционных
мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья
педагогов.

Работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день литература по
синдрому эмоционального выгорания свидетельствует о значительном расширении круга
деятельности жертв данного риска. К ним относятся учителя, психологи,
воспитатели, социальные работники и т.д.

В зарубежной литературе синдром
выгорания обозначается термином выгорание. В переводе этот термин можно
сравнить с русским эквивалентом горения, выгорания и т. д.

Выгоранию особенно подвержены
педагоги, для которых характерно чрезмерное желание быть замеченными или,
наоборот, незаметными, желание все делать хорошо или вообще не стараться. Риску
выгорания подвержены и те, у кого часто возникают представления о том, как
несправедливы к ним другие: они недооценивают достоинства своей работы.
Развитию эмоционального выгорания у педагогов способствуют усталость,
депрессия, неуверенность в себе, отсутствие желания, страх ошибки, страх
неуверенности, страх появления несовершенства и стойкое чувство неуверенности в
себе.

Стиль педагогической деятельности
включает стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения и когнитивный
стиль педагога.

Профессия учителя относится к
общественной профессии, то есть учитель ежедневно общается с большим
количеством людей (дети, родители, коллеги), что требует особых усилий и
приводит к эмоциональному стрессу, который может привести к «выгоранию»;

 Работа педагогов связана с огромной физической
и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и
отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и, следовательно, к
возникновению стрессовых состояний;

 Учителя часто недовольны своей работой: они
чувствуют, что, несмотря на все их усилия, дети, которые работают с ними, не
имеют достаточного знания необходимых материалов. Результат — низкая степень
социальной адаптации педагогов: неуверенность в себе, эмоциональная
неустойчивость и др.

 Учителя вынуждены постоянно повышать свой
профессиональный уровень, осознавать инновационные технологии, соответствовать
предъявляемым к ним сертификационным требованиям, что в свою очередь приводит к
физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Психоэмоциональное
истощение более выражено у педагогов с моделью педагогического общения «Робот»,
Редукции личных достижений более подвержены респонденты со стилем
педагогического общения «Гамлет». Общий уровень выгорания больше всего
наблюдается у педагогов, которые используют модель педагогического общения – «Робот».

Психоэмоционального
истощение, исчерпание эмоциональных, физических, энергетических ресурсов
проявляется у педагогов с моделью общения «Робот», поскольку истощение
проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении.

Стиль общения у респондентов
с более выраженным профессиональным выгоранием наблюдается «рассуждающе-импровизационный»,
у них же наблюдается деперсонализация. «Редукции личных достижений», а именно
снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности
своей деятельности, негативное самовосприятие у «Гамлетов». Именно они склонны
к возникновению чувства вины за собственные негативные проявления или чувства,
снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной
несостоятельности, безразличия к работе.

Таким образом, мы выявили
статистически значимую корреляцию между стилем педагогической деятельности и
профессиональным выгоранием. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретико — методологический анализ проблемы
профессионального выгорания личности педагога

1.1 Основные
теоретические подходы к определению профессионального выгорания В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию
эмоционального выгорания, которые можно объединить в следующие группы в
зависимости от источника его возникновения.

Представители интерперсонального подхода усматривают причину выгорания в
различиях в отношениях, в возникающем напряжении между работниками и клиентами.
Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что
профессионалы имеют дело с человеческими проблемами, несущими в себе
отрицательный эмоциональный заряд, который может тяжким бременем ложиться на
плечи профессионала.

Представители индивидуального подхода (экзистенциальный подход) считают, что
выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с
высоким уровнем притязаний. Когда высоко-мотивированные специалисты,
отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высоко-значимой и
общественно-полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что
не способны внести весомый вклад. Работа, которая была смыслом жизни для
индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к
возникновению синдрома профессионального выгорания [12].

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах
рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относят:
большой объем работы и прежде всего ее рутинный компонент; суженную область
контактов с клиентами; отсутствие самостоятельности в работе.

Комплексный подход к оценке влияния различных факторов на процесс
выгорания считает, что основная причина заключается в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы