Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проектирование учебных занятий по предмету
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект проектирования учебных
занятий. 4
1.1 Технология проектирования модели современного учебного
занятия. 4
1.2 Образовательный процесс как объект проектирования. 10
Глава 2. Методический аспект проектирования учебных
занятий. 12
2.1. Методика проектирования учебного занятия. 12
2.2. Проектирование урока технологии. 23
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27
Введение:
В настоящее время меняются цели и содержание
образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии
обучения, а урок/учебное занятие, оставаясь основной дидактической единицей образовательного
процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям
современного общества. Поэтому сегодня «учебное занятие» нуждается в новом методологическом
наполнении с акцентами на развитие творческого мышления обучающихся и на развитие
и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения.
На учебном занятии должны формироваться
навыки самостоятельного и критического мышления, непрерывного самообразования и
саморазвития, развиваться творческое мышление, а также умение работать с информацией,
умение работать в коллективе. Сценарий плана учебного занятия на 30-60% предоставляет
свободу преподавателю, который предполагает формулировку целей – через деятельность
обучающихся, активное целеполагание. Объяснение занимает 20-30% времени учебного
занятия. Организованная преподавателем самостоятельная деятельность обучающихся
— 60-70% времени занятия.
Объект исследования: проектирование учебных занятий.
Предмет исследования: проектирование учебных занятий по предмету.
Цель исследования: изучить особенности проектирования учебных занятий по
предмету.
Задачи исследования:
1. Проанализировать технологию проектирования
модели современного учебного занятия
2. Изучить образовательный процесс как объект
проектирования
4. Проанализировать методику проектирования
учебного занятия
4.
Изучить проектирование урока технологии.
Заключение:
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения. А это значит,
что у современного обучающегося должны быть сформированы учебные компетенции, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной
деятельности.
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е.
учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.
Напомним, что в данном случае важным является: применение активных форм познания:
наблюдение, опыты, учебный диалог и др.; создание
условий для развития
рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Современное учебное занятие должно отражать владение
классической структурой на фоне активного
применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи
и тренинга.
Учитывая, что
объектом проектирования, как и в предшествующем разделе, является образовательный
процесс, стратегия проектирования остается прежней – это эволюционный путь и сочетание
восходящего и нисходящего проектирования. Также остаются неизменными и принципы
проектирования, которым необходимо следовать, – принципы системности и саморазвития.
Безусловно, подготовка учебного занятия – творческий процесс. и каждый из педагогов сам выбирает, каким оно будет:
какие задачи будут решаться в ходе занятия,
какие формы и методы будут использованы в работе с детьми, какой результат будет достигнут.
Именно в помощь молодым педагогам, которым в начале профессионального пути приходится чаще пользоваться интуицией, которая со временем приобретет технологичность,
мы предлагаем некий алгоритм
действий при подготовке учебного
занятия.
Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского
коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно
рассматривать в логике организации
деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного,
проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения
этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся:
восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение
детей (передача им знаний, умений и навыков
по конкретному предмету), в результате которого
происходит усвоение детьми
этих знаний, формирование и развитие умений
и навыков.
Однако образования далеко не все занятия с детьми
ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать
общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете
ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.
Фрагмент текста работы:
1 Технология проектирования модели современного учебного занятия
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения. А это значит,
что у современного обучающегося должны быть сформированы учебные компетенции, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной
деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно- деятельностный подход, т.е. учение, направленное
на решение задач проектной формы организации обучения. Напомним, что в данном случае важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.; создание условий
для развития рефлексии
— способности осознавать и оценивать свои мысли и действия
как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Современное учебное занятие должно отражать владение
классической структурой на фоне активного
применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи
и тренинга [11].
Дидактические требования: чёткое определение места урока среди других
уроков, соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки обучающихся, учёт принципов
целостного педагогического процесса, выбор методов и более эффективных
средств и приёмов обучения, наличие междисциплинарных связей.
Воспитательные и развивающие методы: формирование памяти,
внимания и мышления
обучающихся, воспитание нравственных качеств личности, развитие
познавательного интереса и мотивов, соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения, развитие
творческих способностей, создание проблемной ситуации.
Организационные требования к учебному занятию:
наличие продуманного плана проведения урока, чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
создание рабочей дисциплины, использование средств обучения
и информационных технологий, завершённость урока, его гибкость и подвижность [8].
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу вооружить обучающихся знаниями и строится
в основном на объяснительно- иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные
пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный урок
на основе сочетания
разнообразных методов и средств обучения
решает комплекс задач. Используются как объяснительно — иллюстративные, так и частично
поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний,
программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет — технологии,
другие технические средства
обучения и контроля.
Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная,
индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, то есть создаются
условия для полного
развития личности обучающегося. Разновидностями урока формирования
новых знаний являются также: уроки формирования
и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар,
заключительную конференцию, заключительную экскурсию [16].