Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы судебной защиты социальных прав граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.. 6
1.1. Понятие конституционных прав человека и
гражданина. 6
1.2. Общая характеристика социальных прав
граждан. 11
1.3. Конституционные гарантии социальных прав
граждан. 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.. 23
2.1. Роль судебных органов различных уровней в
защите прав граждан в области социального обеспечения. 23
2.2. Анализ проблем защиты социальных прав
граждан в досудебном порядке 43
2.3. Анализ проблем защиты социальных прав
граждан в судебном порядке. 47
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.. 53
3.1. Основные проблемы реализации социальных
прав граждан в Российской Федерации. 53
3.2. Проблемы судебной защиты социальных прав
граждан. 58
3.3. Способы решения проблем защиты социальных
прав граждан. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ. 92
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
обусловлена тем, что в соответствии со статьей 7 Конституции Российской
Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
Права граждан на
социальную защиту также закреплены в Конституции Российской Федерации, она
создает правовое поле для работы системы государственной социальной защиты
населения.
Социальная защита
населения – это часть политики государства, нацеленная на поддержание
адекватного материального и социального положения нуждающихся.
В трудные кризисные
периоды у многих граждан возникают проблемы с обеспечением удовлетворения
элементарных потребностей — средств может не хватать даже на еду.
При наличии проблем
со здоровьем человеку могут требоваться дорогие лекарства и оказание
квалифицированной медицинской помощи. Такую категорию граждан называют
социально незащищенной, так как при стихийном развитии капитализма и рыночных
отношений они не в состоянии обеспечить себе комфортные условия существования.
Задача государства
– обеспечение минимального гарантированного уровня жизни. Развитие системы
социальной защиты населения осуществляется в большинстве стран мира.
В России социальная
защита реализуется по многим направлениям и закреплена в законодательстве.
Система управления социальной защитой
населения в нашей стране довольно хорошо развита, однако, существуют и насущные
проблемы, которые необходимо решать для того, чтобы помощь гражданам стала
адреснее и эффективнее.
В случае если
граждане считают, что их социальные права нарушены, за их защитой они вправе
обратиться в суд, как показывает практика, при наличии соответствующей
доказательственной базы граждане нередко доходят до Конституционного суда
Российской Федерации и выигрывают дела, что свидетельствует об эффективности
использования такого способа восстановления нарушенных прав.
Данной
проблематике посвящены работы Балынская Н.Р.,
Басов Н.Ф., Боннер А.Т., Васильева А.Г., Воронцова М.В., Галаганов В.П., Гафурова В. М.,
Глущенко П.П., Жуйков В.М., Зорькин В.Д., Карпова Е.В., Кива-Хамзина Ю.Л.,
Кононова Л.И., Кузнецова Н.В., Никонов Д.А., Рубанова Н.А., Снежко О.А. и др.
Объектом
исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в
сфере судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации.
Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные
проблемные аспекты судебной защиты социальных прав граждан в Российской
Федерации.
Целью
выпускной квалификационной работы является анализ проблем судебной защиты
социальных прав граждан в Российской Федерации.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
рассмотреть понятие конституционных прав человека и гражданина,
— дать общую
характеристику социальных прав граждан,
—
исследовать конституционные гарантии социальных прав граждан.
—
проанализировать роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан
в области социального обеспечения,
— провести
анализ проблем социальных прав граждан в досудебном порядке,
—
проанализировать проблемы защиты социальных прав граждан в судебном порядке,
—
исследовать основные проблемы реализации социальных прав граждан в Российской
Федерации,
— выявить
проблемы судебной защиты социальных прав граждан,
— предложить
способы решения проблем защиты социальных прав граждан.
Методологической
основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и
вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирические
основы исследования: опубликованные и размещенные в электронных правовых
базах нормативные правовые акты, научная литература, опубликованная в средствах
массовой информации.
Структура
выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа
включает введение, три главы, состоящие из девяти параграфов, заключение и
список использованных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В социальном государстве право на социальное обеспечение в самом широком
его смысле является одним из основных прав. Это конституционное право, является
неотъемлемым и принадлежит каждому человеку от рождения. Закрепление
конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную
власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на
обеспечение конституционных прав человека.
Возможность защиты своего права является одной из основных гарантий
социальных прав.
Так, Конституций РФ предоставляется возможность каждому человеку защищать
свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует
своим гражданам государственную защиту их прав и свобод, как в судебном, так и
в административном порядке — в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ
«каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Отстаивать нарушенные права граждане могут осуществлять путем обращения в
органы государственной власти, судебные, а также в международные структуры.
Для защиты социальных прав в нашей стране чаще всего используется судебная
защита прав.
Споры, связанные с защитой социальных прав, находят свое разрешение, как в
судах общей юрисдикции (система их организации схематично представлена в
приложении), так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а высшим
органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ.
На сегодняшний день практика Конституционного Суда РФ показывает большое
количество дел, касающихся нарушения прав граждан в социальной сфере. Об этом
свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его
решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых
норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права
человека.
Наиболее часто по вопросам защиты социальных прав граждане обращаются в
суды общей юрисдикции. Обращение в суд не зависит, использовал ли гражданин
другой способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан
осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям
прокуроров.
Наиболее частым нарушениями законодательства являются такие основания для
обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как:
несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков
расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации
предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление
льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в
оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий,
касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; невыплата стипендий учащимся.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем правового характера, в связи с
чем, считаем целесообразным активизировать работу и внести изменения по
следующим направлениям:
1. Практика судебной
защиты права граждан на взыскание убытков, возникших из-за несвоевременной
выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, не отличается на уровне всех судов общей
юрисдикции единообразием в толковании и применении положений ч. 3 ст. 5 Закона
№ 1244-1.
Это определяется и тем,
что не все суды общей юрисдикции, рассматривающие данные требования, учитывают
разъяснения, содержащиеся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №
35. Безусловно, нельзя согласиться с таким положением. На наш взгляд, усиление
внимания судов общей юрисдикции всех уровней к защите прав указанной категории
граждан повысит качество и эффективность проводимой судебной защиты социальных
прав граждан этой категории.
2. Зачастую в интересах инвалидов, которые сами не могут представлять свои
интересы в суде, выступают представители органов прокуратуры, но даже они не в
состоянии надлежащим образом отстоять и защитить права граждан, поскольку
сделать это не позволяют пробелы в законодательстве, а также сложные
социально-экономические условия.
В целях комплексного обеспечения
доступа к информации инвалидов по зрению необходимо рассмотреть вопрос о включении
в Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, следующих ТСР современного назначения:
персональный компьютер с русифицированной программой экранного доступа и
синтезатором речи; смартфон с голосовым выходом и возможностью его
использования для gps-навигации и цифровой диктофон. Необходимо
разработать механизм возврата (компенсации) хозяйственным обществам и
учреждениям организаций общероссийских общественных организаций инвалидов
уплаченного за отчетный период налога на добавленную стоимость.
Ранее в
обозначенных проблемах уже было упомянуто, что у инвалидов существуют серьезные
проблемы с трудоустройством, поэтому
необходимо привлечение малого и среднего бизнеса для трудоустройства инвалидов
путем снижения порога установления квотирования со 100 человек до 30-50
человек.
Необходимость
упрощения условий компенсационных выплат лицам, ухаживающим за
инвалидами, а также повышение размера таких выплат.
Для того чтобы повысить качество
жизни людей ограниченными возможностями необходимо осуществить следующие
мероприятия:
— обеспечить полноценный доступ ко
всем основным службам;
— внедрять инвестиции в программы;
— принять стратегию, план
национального значения;
— улучшить качество получаемого образования
персоналу для работы с инвалидами;
— обеспечивать финансирование;
— повысить уровень осведомленности
населения о понимании необходимости реабилитации инвалидности в обществе.
3. В целях конкретизации
конкретных видов социальных прав граждан, в защиту которых прокурор может
обратиться в суд с заявлением, а также снижения количества «отказных»
определений судов, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений прокуроров,
считаем необходимым внести соответствующие изменения в текст Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с
принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации» путем расширенного толкования видового перечня социальных
прав граждан, в защиту которых прокурор может обратиться с заявлением в суд.
В данном аспекте
Верховному Суду РФ необходимо обратить внимание нижестоящих судов на то, что
положения, закрепляющие конкретные социальные права граждан содержатся во
многих нормативных правовых актах, составляющих систему социального
законодательства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
1.1. Понятие конституционных
прав человека и гражданина Права и
свободы человека и гражданина представляют собой центральный атрибут правовой
системы каждого государства, в котором гарантирована демократическая и правовая
организация публичной власти. В нашем государстве в настоящее время сложились
определенные условия для осуществления регулирования и защиты правового статуса
личности. Кроме того, сформировался и действует ряд значимых правозащитных
институтов.
Данные
факты, бесспорно, говорят о том, что наше государство устойчиво и
целенаправленно движется к созданию, развитию и поддержанию цивилизованных форм
взаимоотношений с гражданами.
Однако само
по себе провозглашение конституционными нормами прав и свобод человека как
высшей ценности, осуществление их регулирования федеральным законодательством,
а также их конкретизация в законодательстве субъектов Федерации не формируют
эффективных механизмов реализации прав и свобод. Приходится констатировать тот
факт, что в настоящее время государство не справляется в полной мере с
реализацией своей важнейшей конституционной обязанности — охраной прав и свобод
человека и гражданина.
Как на
уровне государства, так и в научных кругах, и в общественном мнении, признано,
что в сфере защиты государством отдельных прав и свобод человека и гражданина
сформировалась неудовлетворительная ситуация. При этом необходимо отметить, что
нарушение происходит самых разных конституционных прав и свобод, в том числе
личных, политических, культурных и других.
Для того,
чтобы понять сущность прав и свобод человека и гражданина как объекта
конституционного регулирования, необходимо, в первую очередь, уяснить, что из
себя представляют права человека и гражданина.