Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки ГМУ

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы развития городского транспорта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты управления транспортной системой территории 6

1.1. Понятие и элементы транспортной системы в государственном управлении 6

1.2. Структура и функции транспортного городского комплекса 8

1.3. Зарубежный опыт управления транспортным комплексом 12

Глава 2. Оценка эффективности транспортной инфраструктуры Республики Дагестан 20

2.1. Транспортная инфраструктура Республики Дагестан 20

2.2. Выявление основных проблем развития городского транспорта в Республике Дагестан 24

2.3. Оценка транспортного потенциала Республики Дагестан 31

Глава 3. Совершенствования системы управления транспортным комплексом 38

3.1. Основные направления совершенствования управления транспортным комплексом 38

3.2. Перспективы развития транспортных систем городов России 40

3.3. Предложения по развитию городского транспорта в Республике Дагестан 44

Заключение 48

Список использованной литературы 56

Приложения 60

  

Введение:

 

Актуальность исследования проблем развития городского транспорта на современном этапе обусловлена тем, что от эффективности работы транспортной инфраструктуры во многом зависят развитие экономики страны и качество жизни ее населения. Прямой вклад транспорта в экономику страны составляет 5,2%, или почти 12%, если учитывать результирующий мультипликативный эффект. Это данные Министерства транспорта Российской Федерации. Общее количество людей, занятых в транспортных комплексах, включая малые предприятия, составляет более 4 миллионов человек.

На современном этапе транспортный сектор не отвечает потребностям страны. Необходимо развивать его количественно и качественно и обеспечить его эффективное функционирование. Эта проблема особенно остро стоит в случае с автомобильным транспортом. Автомобилизация и сопутствующий рост интенсивности движения без соответствующей инфраструктуры для его обеспечения вызвали серьезные проблемы, связанные с ухудшением состояния окружающей среды, смертностью и травматизмом в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличением транспортной составляющей в балансе времени населения и ростом стоимости транспорта в экономике.

Опыт развитых и развивающихся стран, содержащийся в многочисленных обзорах, кейсах, научных исследованиях, раскрывает практически все аспекты функционирования городских транспортных систем. Данный опыт по-прежнему недооценен, доказательством чему является состояние транспортных систем российских городов. Причина этого кроется не только в отсутствии средств для модернизации, но и зачастую в бессистемном, фрагментарном подходе властей к внедрению тех или иных усовершенствований в сфере городского транспорта.

Актуальность исследования также обусловлена значимостью транспортного комплекса республики Дагестан, как одной из основных отраслей, играющей важную роль в социально-экономическом развитии региона.

Цель работы – провести анализ транспортной инфраструктуры Республики Дагестан, а также исследовать перспективы развития транспортных систем городов России.

Для достижения обозначенной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие и элементы транспортной системы в государственном управлении.

2. Рассмотреть структуру и функции транспортного городского комплекса.

3. Исследовать зарубежный опыт управления транспортным комплексом.

4. Провести анализ транспортной инфраструктуры Республики Дагестан.

5. Выявить основные проблемы развития городского транспорта в Республике Дагестан.

6. Оценить транспортный потенциала Республики Дагестан.

7. Определить основные направления совершенствования управления транспортным комплексом.

8. Исследовать перспективы развития транспортных систем городов России.

9. Предложить направления развития городского транспорта в Республике Дагестан.

Объектом исследования выступает транспортная инфраструктура Республики Дагестан, а также транспортные системы городов России.

Предметом исследования являются перспективы развития транспортной инфраструктуры.

Эмпирическая база исследования включает статистические данные, материал, который был специально исследован по данной проблеме и опубликован в научной литературе, в печатных и электронных журналах, а также в глобальной сети Интернет.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленной задачи исследования были использованы следующие методы: нормативно-правовой, аналитико-синтетический, статистический, сравнительный, логический, формально-исследовательский.

Структура работы отражает поставленные цель и задачи исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Транспортная инфраструктура является основой национального транспортного комплекса. Транспортная инфраструктура позволяет всем участникам дорожного движения перевозить пассажиров и грузы на транспортных средствах. Степень развития транспортной инфраструктуры и ее состояние определяют мощность и эффективность российского транспортного комплекса. Качество транспортного комплекса оказывает непосредственное влияние на развитие экономики страны и является основным фактором конкурентоспособности страны на международных рынках, в том числе реализации ее транзитного потенциала. Развитие производства невозможно без быстрой, безопасной и надежной транспортировки товаров. Транспорт оказывает немаловажное влияние на социальную сферу, качество жизни населения, степень мобильности и удовлетворение потребностей в поездках для различных целей.

Система городского транспорта является одним из факторов экономической эффективности города, его устойчивого развития. Комфортность и экономическая эффективность перемещений определяют выбор горожанами мест работы, проживания и досуга. Нерациональные транспортные решения снижают экономическую эффективность города и, как следствие, страны.

В работах зарубежных авторов содержится большой опыт решения проблем, связанных с функционированием городского пассажирского транспорта. При этом стоит подчеркнуть, что пример каждого города уникален, поэтому необходимо избегать слепого копирования так называемых лучших практик без адаптации к условиям конкретного города.

Опыт развитых стран показывает, что наличие разветвленной сети транспортной инфраструктуры способствует эффективному использованию имеющихся на территории ресурсов, экономического и социального потенциала за счет эффективной реализации транспортно-экономических связей между регионами. Поэтому необходимость формирования развитой транспортной инфраструктуры связана не только с повышением производительности транспортного процесса, но и с увеличением социально-экономического потенциала территории. Для решения этой проблемы необходимо разработать стратегию развития транспортной инфраструктуры, которая обеспечит необходимые условия для эффективного функционирования всех компонентов транспортной системы и экономики территории.

За последние годы приоритеты транспортной политики и принципы планирования транспортных систем в развитых странах претерпели существенное изменение, что было связано с ростом автомобилизации, нарастанием транспортных проблем и изменением осознания и понимания их причин.

Исследование показало, что в развитых странах решения и стандарты в области планирования и транспорта разрабатываются не только специалистами и учреждениями соответствующих отраслей, но и их коллегами в других областях. Это связано с тем, что решения, принятые в одной области, могут иметь непредсказуемые негативные последствия для многих других областей, как мы видим в городах. С другой стороны, только эксперты из других областей, учитывая их опыт и специфику их работы, могут помочь создать уникальные решения. К примеру, поведение человека в различных ситуациях, формирование манер и создание комфортных условий лучше понимает медицинский работник, чем дорожник или строитель. При этом накопленный профессиональный опыт может помочь решить многие проблемы в области транспорта и городского развития. А также иметь право голоса в решении вопросов, связанных с уменьшением нагрузки, например, последствий дорожно-транспортных происшествий для системы здравоохранения, определенной на федеральном уровне. Именно поэтому, например, в Швейцарии, в эту работу вовлечены многие научные организации и институты. В России этот подход тоже используется, но пока только на железных дорогах.

Транспортный сектор имеет ключевое значение для социально-экономического развития Дагестана. Однако большинство жителей региона называют развитие транспортной системы и строительство дорог одним из факторов, необходимых для общего развития Дагестана. Для Дагестана и страны в целом развитие транспортной составляющей имеет стратегическое значение. Это особенно актуально в связи с перемещением Каспийского флота по территории республики и увеличением в последние годы грузовых и пассажирских перевозок между странами и регионами. В этом отношении недопустимо держать вопрос транспорта на периферии.

Ни одна отрасль не развита в Дагестане лучше среднероссийского уровня. Потребность в дополнительном финансировании испытывают транспортная, энергетическая, социальная, коммунальная и телекоммуникационная сферы Дагестана. Индекс развития транспортной инфраструктуры Дагестана по итогам 2021 года составил 3,21, при минимальном значении индекса 2,03 и максимальном 8,47.

В этом отношении потенциал республики огромен. Дагестан — один из немногих регионов России, где развиты практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный и трубопроводный.

Вопрос транспортного обеспечения и логистики в настоящее время является одним из актуальных в регионе. Транспортный сектор имеет ключевое значение для социально-экономического развития Дагестана. Однако большинство жителей региона ставят развитие транспортной системы и строительство дорог на первое место в списке необходимых факторов для развития Дагестана в целом. Автомобильный транспорт является самым популярным видом транспорта среди населения и малого и среднего бизнеса. В республике действует 91 перевозчик, в том числе 56 индивидуальных предпринимателей и 35 юридических лиц, восемь из которых являются государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими межмуниципальные автобусные перевозки. Существует 466 межмуниципальных маршрутов, на которых задействовано около 3 000 транспортных средств.

Основными проблемами в этой сфере транспорта являются недостаточное количество нового подвижного состава, а также отсутствие автобусов для перевозки пассажиров-инвалидов и отсутствие единой ассоциации предприятий пассажирского автомобильного транспорта, которая совместно с республиканской администрацией, муниципалитетами, контрольно-надзорными органами будет решать вопрос защиты интересов пассажиров и перевозчиков.

Исследование проблем развития городского транспорта проведем на примере города Махачкала. Население Махачкалы постепенно приближается к миллиону человек. Однако состояние городского транспорта города не соответствует потребностям жителей и гостей города. Существующая маршрутная сеть неэффективна и устарела, содержит много дублирующих маршрутов. Введение безналичной оплаты проезда происходит медленно. 96% транспортного парка представлено микроавтобусами вместимостью до 22 посадочных мест. Они неудобны и не предназначены для маломобильных людей, доля которых в городе достигает 30%.

В настоящий момент происходит сбор подписей за развитие городского транспорта в Махачкале. Для правильного развития города, по мнению его жителей, необходима транспортная реформа, в которой требуется предусмотреть следующее: разработка новой маршрутной сети с минимизацией дублирования маршрутов и реализации пересадочной модели; переход на работу с перевозчиками по регулируемым тарифам на основе т.н. «брутто-контрактов» с оплатой перевозчику транспортной работы; замена микроавтобусов и маршруток на низкопольные автобусы большой вместимости, реконструкция парков и производственных баз для улучшения обслуживания подвижного состава; создание сети выделенных полос и обособленных проезжих частей для общественного транспорта; обновление парка троллейбусов, ремонт и модернизация контактной сети; создание транспортно-пересадочных узлов; установка валидаторов безналичной оплаты за проезд на всех маршрутах города и ввод бесплатного пересадочного тарифа; обустройство всех остановочных пунктов города в едином стиле в соответствии с требованиями нормативов.

В целом, уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры в Дагестане можно охарактеризовать как удовлетворительный. Услуги пассажирского транспорта в целом удовлетворяют потребности населения в пространственной мобильности.

Недостаточный уровень развития дорог и низкий уровень транспортного обслуживания характерны для многих горных районов республики. Основной проблемой в стране является низкий уровень развития логистических услуг и практически полное отсутствие транспортной инфраструктуры (государственной и негосударственной) для отдыха и туризма.

На будущее основными задачами, решаемыми с помощью инструментов пространственного планирования, можно считать улучшение внутренних и внешних связей территории, развитие дополнительной транспортной инфраструктуры и сокращение экономических расстояний между крупнейшими населенными пунктами региона. Реализация крупных транспортных проектов на территории республики во многом зависит от изменения геополитической ситуации в приграничных странах.

Развитие транспортных коммуникаций в республике в настоящее время ограничивает трансграничные и приграничные социально-экономические связи в силу расположения ее границ. С появлением пассажирского транспорта на Каспийском море может быть реализован огромный потенциал трансграничных связей. Трансграничное расположение может способствовать созданию транспортной и логистической инфраструктуры республики.

Транспортная инфраструктура Дагестана, хотя и имеет большой потенциал для развития, не полностью используется региональными и федеральными структурами, особенно в отношении явной диспропорции между федеральными, региональными и местными дорогами и организации местной эколого-экономической системы вокруг инфраструктуры.

Для эффективного решения проблем дорожного движения необходимо понять причины возникновения проблемы и учесть все влияющие факторы. В этом контексте необходимо сосредоточиться на сокращении количества автомобилей на дорогах, поощряя людей отказаться от использования личного автотранспорта, а не просто улучшать транспортную систему в соответствии с сегодняшними реалиями.

Развитие городского транспорта в Республике Дагестан на данном этапе направлено следующим образом: разработка стратегии развития транспортного комплекса Республики Дагестан до 2030 года; разработка дорожной карты, выявление налоговых резервов, определение приоритетов и налоговых льгот для респондентов с высоким уровнем социальной ответственности в транспортном секторе; разработка проекта цифровой транспортной платформы как составной части цифровой экономики в Дагестане; развитие благоприятной среды для транспортного сектора механизмы. участие национальных предприятий, лояльных банковских структур и т.д.; реконструкция и технологическое совершенствование местных дорог для подключения населенных пунктов к сети дорог общего пользования.

Следует отметить, что при формулировании стратегии развития любой системы наиболее важным становится определение приоритетов ее развития. Для Республики Дагестан важнейшим элементом транспортной инфраструктуры является комплекс дорожной инфраструктуры. Таким образом, с учетом рельефа и природных условий, автомобильный транспорт и дорожная инфраструктура лучше всего развиты в Дагестане. Он играет особенно важную роль в развитии горных районов Дагестана.

Для устранения выявленных недостатков и с учетом необходимой реструктуризации транспортной системы Махачкалы предлагаются следующие меры: повышение качества общественных услуг; улучшение экологической ситуации; внедрение сети основных маршрутов; реструктуризация существующей маршрутной сети для включения ее в основные маршруты; внедрение новых автобусных остановок; создание единой транспортной карты.

Необходимы разработка и принятие федерального проекта обновления парка и инфраструктуры городского общественного транспорта, который будет корреспондировать с национальными / федеральными проектами: – «Формирование комфортной городской среды»; «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; «Чистый воздух»; «Промышленный экспорт». Федеральное участие в указанном проекте должно учитывать принципы финансирования национального проекта БКАД: безопасный и качественный общественный транспорт не меньшее благо для общества, чем безопасные и качественные автомобильные дороги.

Эффективность данного проекта следует оценивать с учетом сопряженных эффектов: предотвращения транспортного коллапса городов России; ускоренного развития национального транспортного машиностроения, включая перспективы высокотехнологичного экспорта и создания высокопроизводительных рабочих мест; реального вклада в улучшение экологической ситуации и повышение комфортности городской среды в городах России, где проживает более 109 млн россиян.

Таким образом, формирование эффективной системы городского транспорта возможно только при всесторонней проработке всех выделенных направлений. Точечное внедрение отдельных практик не даст должного эффекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления транспортной системой территории

1.1. Понятие и элементы транспортной системы в государственном управлении

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортных процессов при перемещении пассажиров и грузов .

Транспорт выступает одним из крупнейших базовых секторов экономики, как в нашей стране, так и в других развитых странах. Транспортная система России включает в себя железные и автомобильные дороги, внутренние водные пути, морской, трубопроводный и воздушный транспорт .

Являясь одним из крупнейших базовых секторов экономики, транспорт выступает и важной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации связывают все части страны, это необходимое условие ее территориальной целостности и экономического пространственного единства. Транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом и являются материальной основой для обеспечения внешнеэкономических связей России и интеграции в мировую экономическую систему.

Обеспечивая условия для экономического роста, транспортные системы повышают конкурентоспособность национальных экономик и повышают качество жизни населения. Транспорт играет значительную роль в формировании конкурентных преимуществ стран в реализации их транзитного потенциала. Эффективность функционирования и развития производственной, коммерческой и социальной сфер определяет доступ к безопасным и качественным транспортным услугам.

Безопасность и экологичность транспортной системы играет важную роль в социально-экономическом развитии страны .

Таким образом, транспорт является одним из крупнейших секторов системного значения и тесно связан со всеми элементами экономической и социальной сферы.

Элементы транспортной системы представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Элементы транспортной системы

Транспортная инфраструктура включает в себя пути, технические средства, средства управления движением, здания и объекты обслуживания пользователей всех видов транспорта.

Наиболее важной частью транспортной инфраструктуры являются пути сообщения, поскольку по ним перевозятся пассажиры и грузы.

Основная задача государства в области функционирования и развития транспортного комплекса – повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения путем предоставления безопасных и качественных транспортных услуг, создание условий для экономического роста, превращение в конкурентное преимущество географические особенности России.

В Транспортной стратегии Российской Федерации говорится о развитии транспортной инфраструктуры не только в части транспортных коммуникаций и узлов, но и о качественно новом уровне развития системы в рамках единого транспортного пространства, объединяющего техническую инфраструктуру для перевозки грузов, транспортную инфраструктуру для грузовладельцев, стандарты технической совместимости и информационную среду для взаимодействия различных видов транспорта, с целью решения этой задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы