Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы природоохранной деятельности в Москве в конце XIX начале XX вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы природоохранной деятельности. 8
1.1. Проблемы природоохранной деятельности. 8
1.2. Основы государственного регулирования
в области охраны окружающей среды и природопользования. 16
1.3. Пути решения экологических проблем. 20
Глава 2.
История природоохранной деятельности в Москве в конце XIX начале XX вв. 33
2.1. Этапы
развития российского экологического законодательства. 33
2.2.
Особенности природоохранной деятельности в Москве в конце XIX начале XX вв. 45
2.3.
Решение экологических проблем в Москве в конце XIX начале XX вв. 57
Заключение. 63
Список
использованных источников и литературы.. 66
Введение:
Охрана окружающей среды — одна из самых актуальных
проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного
воздействия на природную среду неизбежно ведут к обострению экологической
ситуации: истощаются природные ресурсы, загрязняется природная среда,
утрачивается естественная связь человека с природой, ухудшается физическое и
нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за
рынки сырья и жизненное пространство [1]. Многие из этих аспектов уже много лет
регулируются экологическим законодательством. Поэтому для повышения
эффективности решения этих проблем необходимо знать историю развития
природоохранной деятельности в нашей стране.
Уголовное законодательство России устанавливало ряд
запретов в рассматриваемой сфере отношений. Ответственность предусматривалась
за чрезмерное убийство диких животных и рыб, самовольное устройство рыбных
заводов, незаконную ловлю рыбы, самовольную порубку деревьев в государственных
и частных лесах, строительство фабрик или заводов, признанных законом вредными
для чистоты воздуха или воды, сброс ядовитых или сильнодействующих веществ в
водоемы с намерением убить кого-либо и т.д.
В 1888 году в России было принято Положение о сохранении
лесов, которое запрещало сплошные рубки и устанавливало категории защитных
лесов. Однако это положение применялось формально и не препятствовало
выборочным рубкам на всей площади лесных дач и последующему
сельскохозяйственному освоению. В 1913 году сплошные рубки от расчетной
лесосеки в европейской части России достигли 47%, в том числе в
Центрально-Черноземном районе до 60%, а в Юго-Восточном — 35% [8].
В целях охраны ценных природных ландшафтов часть земель,
предназначенных для организации заповедников и парковых зон, была выведена из
сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота. Например, барон Ф.Э.
Фальц-Фейн на базе зоопарка, созданного в 1874 году на юге Украины, в 1898 году
организовал первый частный степной заповедник "Аскания-Нова", для
которого выделил 500 десятин земли [9]. Частные заповедники были созданы также
в имениях князя Карамзина (600 га целинной степи в Бугурусланском уезде), графа
Шереметева ("Лес на Ворскле"), а также на Кавказе (реликтовые рощи
Пицунды, Лагодехи и др.).
Выступая на конференции по международной охране природы
(Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: "В
России нет специального закона об охране природы. Причина в том, что до
недавнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных,
что сама идея охраны природы была чужда и народу, и правительству. Но уже в
1915 — 1916 годах под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной
научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый
(нереализованный) проект российского закона об охране природы [9].
В этот период были приняты многочисленные законы об
охране и использовании лесов (1883-1913), недр (1864-1893), земель (1893),
охоты (1892), заповедников (1916) и т.д. [7]. Таким образом, к концу
пореформенного и дореволюционного периода сформировались основные отрасли
российского экологического права, их правовая база. Наблюдалась тенденция
кодификации экологического законодательства.
Учитывая многоаспектность исследуемой проблемы, автор
ставит конкретные задачи: исследовать процесс становления и развития
российского законодательства, научных, архивных и иных материалов по
природопользованию и охране природы как особой уникальной для рассматриваемого
периода сферы государственной деятельности; определить круг источников,
необходимых для ее разработки; выделить конкретно-исторические и
социально-экономические условия формирования природопользования и
ресурсосбережения; раскрыть сущность, характер и о
К исследованию были привлечены материалы и источники из
различных областей юриспруденции, экологии, экологической безопасности,
международного экологического права, истории экологического права в России и за
рубежом. В работе использовались законодательные акты в области охраны
окружающей среды и здоровья населения, а также международные конвенции и соглашения.
Обоснованность теоретико-методологического анализа,
достоверность фактологической и информационной базы обеспечивают новую систему
знаний о социально-биологической сущности адаптивно-восстановительного
регулирования среды жизнедеятельности Европейского Севера и России.
Более конкретные задачи исследования связаны с ключевыми
правовыми проблемами, выдвинутыми в содержании.
Учитывая многогранность исследуемой проблемы, автор
ставит конкретные задачи: изучить процесс становления и развития российского
законодательства, научных, архивных и иных материалов по природопользованию и
охране природы как особой уникальной для рассматриваемого периода сферы
государственной деятельности; определить круг источников, необходимых для ее
разработки; выделить конкретно-исторические и социально-экономические условия
формирования природопользования и охраны ресурсов; раскрыть сущность, природу и
о
Объектом исследования является правовая база и
историческая действительность российского государства, связанная со становлением
и развитием экологического законодательства в России в исследуемый период.
Предмет исследования составляют дореволюционное
законодательство и деятельность органов государственной власти в
рассматриваемой сфере общественных отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период с
XVIII — начала XX века, что позволяет проследить процесс зарождения и
формирования российского законодательства об охране и ресурсопользовании
природных ресурсов и выявить тенденции развития законодательства о природопользовании
и охране окружающей среды, определить причины как активного развития, так и
спадов в правотворчестве и правоприменении в зависимости от
социально-экономических условий России и ее Европейского Севера в определенные
исторические эпохи и периоды.
Источниковая база исследования. Основополагающими
источниками для исследования являются нормативно-правовые акты центральных
органов власти и управления: Полное собрание законов Российской империи Полное
собрание законов Российской империи; Свод законов Российской империи; Собрание
узаконений и распоряжений правительства; Собрание циркуляров и распоряжений
Министерства внутренних дел; Лесной устав; Пожарный устав; Устав о наказаниях
уголовных и исправительных (1845 г.) в редакции 1857 и 1903 годов; Устав о
наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.). Эти и другие использованные
документы содержат богатый материал, характеризующий становление и развитие
лесоохранной деятельности Российского государства.
Исходя из актуальности и недостаточной разработанности
проблемы, автор поставил цель дать на основе во многом новых архивных и других
документальных источников комплексное историко-правовое освещение деятельности
центральных органов власти России, Войска Донского, муниципальных органов
власти и общественности Донской области по охране природы, показать их реальный
вклад в создание прочного фундамента для дальнейшей природоохранной работы.
В соответствии с этой целью были определены основные
задачи исследования:
— показать связь процесса модернизации в пореформенные
годы, развития -промышленности, транспорта, сельскохозяйственного производства
с ухудшением состояния природной среды на Дону и в соседних регионах;
— проследить становление и развитие российского
природоохранного законодательства и его реализацию в Донском регионе;
— Выявить и проанализировать основные направления, формы
и методы деятельности Правительства Области Войска Донского и других
региональных государственных структур по охране природы, выделив приоритетные
направления сохранения и расширения лесных угодий, охраны земельных, водных и
рыбных ресурсов;
— осветить роль общественных организаций и органов
местного самоуправления на Дону в охране окружающей среды;
— показать вклад отечественной науки, прежде всего
донской, в развитие отдельных аспектов охраны окружающей среды, в частности в
организацию природных заповедников;
— привлечь внимание современных органов власти Ростовской
области, научной общественности, практических работников к осмыслению опыта
природоохранной деятельности, накопленного предыдущими поколениями.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного
исследования базировалась на принципах историзма, объективности и научной
строгости.
Принцип историзма позволил проследить становление
природоохранной деятельности, основные этапы ее развития на протяжении
значительного исторического периода времени, взаимосвязь и взаимозависимость с
социально-экономическими процессами, происходящими в Донском регионе.
Принцип объективности, предполагающий способ научного
анализа источников и на этой основе — фактологическую базу выводов, позволил
автору показать роль государственных структур и органов общественного
самоуправления в этом процессе.
Объект исследования был всесторонне изучен с
использованием различных методов исследования: историко-сравнительного,
историко-генетического, историко-типологического, а также метода системного
анализа.
Заключение:
Для России национальный проект "Экология"
является необходимым и своевременным. Экологические проблемы снижают потенциал
развития человечества. С другой стороны, удовлетворение растущих потребностей
российской экономики требует рационального природопользования. Национальный проект "Экология"
направлен на: эффективное управление отходами производства и потребления;
резкое снижение загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных
центрах; повышение качества питьевой воды для населения; экологическое
оздоровление водных объектов; сохранение биологического разнообразия.
Реализация 11 национальных проектов в течение 2019-2024
годов является первым шагом на пути комплексного решения
социально-экономических и экологических проблем, что соответствует принципам и
целям устойчивого развития. Но результаты исследования показали, что реализация
комплекса мероприятий национального проекта "Экология" не приведет к
существенному изменению экологической ситуации в России. Причина в том, что данный
проект направлен в основном на борьбу с последствиями (на снижение выбросов в
атмосферу и сбросов загрязняющих веществ в водоемы, на борьбу с эрозией почв и
т.д.), но не на выявление причин деградационных процессов.
Во-первых, как утверждает Хикель (, деграданс — это
борьба против разрушения окружающей среды, а также против колониалистского
присвоения экологических сообществ состоятельными потребителями. С этой точки
зрения, аргументы в пользу ограничения роста среди обеспеченных людей не
являются ни мальтузианскими, ни элитарными, а являются неотъемлемой частью
борьбы за глобальную экологическую справедливость.
Во-вторых, рост подрывает экологическую справедливость,
разрушая ресурсную базу, углеродный бюджет и разнообразие жизни, оставленной
будущим поколениям. Чтобы оставаться в пределах 1,5 ◦C, средний человек,
родившийся сегодня, выбрасывает в атмосферу восьмую часть от того количества,
которое выбрасывал человек, родившийся в 1950 году, что иллюстрирует, как рост
перекладывает затраты на будущее. Признание пределов роста открывает
пространство для экологической справедливости между поколениями. Наконец,
ограничения связаны с экологической справедливостью: мнением о том, что нелюди
также имеют права. Ученые утверждают, что человек ведет миллион видов к вымиранию.
В период становления абсолютизма был создан
государственно-правовой механизм регулирования общественных отношений в области
экологии. При Петре I были созданы Приказы горных дел (1700 — 1711), которые в
1719 году были заменены Берг-коллегией, канцелярией Вальдемастера и другими
специально уполномоченными органами. К 1798 году относится создание Лесного
департамента, который в 1802 — 1811 годах существовал в составе Министерства
финансов. В 1811 году Лесной департамент был упразднен, а его функции переданы
Департаменту государственных имуществ Министерства финансов. В 1843 году Лесной
департамент был восстановлен. Он просуществовал до 1898 года. Во второй
половине 19 века и в начале 20 века преемник Берг-коллегии Горный департамент
входил в состав Министерства земледелия и государственных имуществ. В составе
других ведомств (Министерства императорского двора и Военного министерства)
также существовали подразделения, осуществлявшие управление и контроль за
соблюдением горного законодательства. Специально уполномоченные государственные
органы в области охраны окружающей среды включали, в частности, подразделения,
осуществлявшие контрольно-надзорные функции и занимавшиеся предупреждением и
пресечением нарушений законодательства. Наиболее характерным примером в этом
отношении являются структуры в составе органов лесной охраны. Лесная инспекция
была создана в 1805 году, Корпус лесных чиновников — в 1839 году, а Лесная
охрана — в 1869 году. Горная администрация играла ведущую роль в осуществлении
правоохранительных функций в сфере горных отношений. Оно контролировало
производство работ в соответствии с подготовленными проектами, безопасность
производственной деятельности, рациональное использование недр. К нарушителям
применялись административные взыскания.
С середины XIX века сфера деятельности государства в
области экологии сузилась. Заметно возрастает роль общественности в развитии
правовых идей, стимулировании и поддержке законотворческого процесса.
Общественные, выборные организации берут на себя ряд функций по контролю за
исполнением требований экологического законодательства, принимают решения об
ограничении права пользования природными ресурсами нарушителями и т.д.
Методологическая основа исследовательской работы
базировалась на принципах объективности и историзма. Решение поставленных в
работе задач вызвало необходимость применения междисциплинарного подхода.
Использовались методы, приемы, понятийный аппарат экологических наук.
Применительно к проблемам рационального природопользования использование
системно-структурного подхода означало изучение отдельных компонентов
производственного комплекса с целью выявления их взаимосвязей в едином
производственном цикле. В работе использовалась терминология формационной
теории (производительные силы, производственные отношения), но предпочтение
отдавалось цивилизационному подходу, определяя изучаемый период как переход от
аграрного общества к индустриальному. Использование микроисторического подхода
было необходимо в силу специфики изучаемого предмета, невозможности четко определить
особенности изучаемого явления на основе обобщенных данных. Для преодоления
опасности абсолютизации локального исследования были учтены макропроцессы в
основных сферах развития страны в исследуемый период.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы природоохранной
деятельности 1.1. Проблемы
природоохранной деятельности Охрана окружающей среды — это практика, с помощью которой
вы можете защитить естественную среду обитания от организаций, частных лиц или
правительств. Вы можете сохранить, обратить вспять существующие тенденции и
восстановить ущерб, нанесенный существующим природным ресурсам и окружающей
среде в этом процессе. Из-за высокого давления роста населения,
сверхпотребления и технологий биофизическая среда иногда постоянно деградирует.
Многие организации уже вводят ограничения на деятельность, которая несет
ответственность за деградацию окружающей среды. Возросший уровень загрязнения
воздуха, воды, пластика и других загрязнений требует эффективной экологической
политики для всех стран [1].
Другими словами, охрана окружающей среды может быть
описана как предотвращение и защита от нежелательных изменений составных частей
экосистемы в результате деятельности человека. Меры по охране окружающей среды
принимаются для того, чтобы остановить чрезмерную эксплуатацию природных
ресурсов и уменьшить различные виды загрязнения. Введение квот на вылов рыбы или
ограничение уровня загрязнения воздуха — вот некоторые из мер по охране
здоровья населения и борьбе с загрязнением окружающей среды, принимаемые для
сдерживания деградации.
Меры, принимаемые для защиты окружающей среды, в основном
связаны с предотвращением создания заповедников, таких как национальные парки,
и сохранением управления природными ресурсами. Основным элементом охраны
окружающей среды является то, что она основана на ценностях, которые люди
придают различным аспектам окружающей среды. Такие меры, как систематическое
предотвращение выжигания в заповедниках, снижение риска лесных пожаров или
эрозии в прибрежном регионе, включены в охрану окружающей среды.Существуют
различные подходы к снижению эффекта различных видов деградации окружающей среды,
подразумеваемые правительствами многих стран. Оценкой воздействия на окружающую
среду, фактором влияния и формулированием законов для других экологических
аспектов занимаются различные мировые агентства и тресты по улучшению
окружающей среды. Поэтому давайте рассмотрим их.