Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы обеспечения права граждан на социальное обслуживание в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Социальное обслуживание населения в системе государственного управления 10
1.1 Социальное обслуживание населения как сфера современного государственного управления 10
1.2 Исполнительные органы государственной власти в системе социального обслуживания населения: правовое положение, виды и полномочия 13
1.3 Учреждения социального обслуживания населения: понятие, классификация, виды 32
Глава 2. Административно-правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания населения 38
2.1 Административно-правовая регламентация государственных стандартов социального обслуживания населения 38
2.2 Государственные услуги в системе социального обслуживания населения: понятие, виды, формы и способы предоставления 46
2.3 Административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере социального обслуживания населения 50
Глава 3. Модернизация административно-правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания населения 58
3.1 Контроль (надзор) в сфере социального обслуживания населения 58
3.2 Проблемы современной организации и административно-правового регулирования функционирования системы социального обслуживания населения 69
Заключение 74
Список используемых источников 77
Введение:
Актуальность темы исследования. Социальное государство представляет собой неотъемлемую часть современной цивилизации. Функционирование социального государства непосредственно связано с такими общими явлениями как права человека, гражданское общество, свобода и равноправие, демократия, правовое государство.
Актуальность темы усиливается и тем фактом, что Российская Федерация в настоящее время продолжает находится в процессе своего становления как социального государства, и наше российское общество претерпевает изменения в социальной сфере, которая включает в себя такие значимые стороны жизни для человека, как социальное обеспечение, жилищные вопросы, образование, занятость, медицинское обслуживание.
Статья 7 Конституции «РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .
Следует отметить, что правовое закрепление «социального государства» в Конституции России пока слабо реализуется в последующем законотворческом процессе, реальность не соответствует конституционным характеристикам. В отечественной литературе феномен социального государства остается малоизученным. Современное российское законодательство об образовании, здравоохранении во многом не соответствует целям социального государства . Также давно назрел вопрос о перераспределении доходов. Многие ученые и политики уверены в непродуктивности плоской шкалы налогообложения, так как она активизирует богатых и ничего не дает бедным. Введение прогрессивного подоходного налогообложения поддерживает ряд политических партий. Тем не менее, законодательного решения этой проблемы всё ещё нет. Особенно остро стоит вопрос о повышении пенсионного возраста и модернизации пенсионной системы. Это влечет к дезинтеграции российского социального пространства, не снижает неравенство, а наращивает его .
Если рассмотреть «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г. можно сделать вывод, что существует большая проблема правового обеспечения социальных прав граждан, потребность в законодательных актах.
Построение социально ответственного государства — это важнейший вопрос, который формирует взаимное доверие власти и народа. Если в стране нет этого доверия, если люди обижены на власть, и не чувствуют позитивных изменений в своей жизни, то и все остальные меры вообще не будут поддерживаться населением .
Истоки формирования идей о социальном государстве коренятся в теориях Т. Гоббса и Дж. Локка . Проблемами разработки концепции социального государства занимались С.И. Алексеев, В.С. Афанасьев, М.В. Баглай, Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Г.А. Николаев, Г.Н. Селезнев, Л.Б. Шейнин, М.В. Шмаков и другие .
Объектом исследования стали правовые отношения, складывающиеся и изменяющиеся в сфере реализации административно-правового регулирования в области социального обслуживания населения в системе государственного управления с участием органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению собственных и реализации переданных государственных полномочий.
Предметом исследования выступают: нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки, внедрения, стандартизации административных процедур (государственных услуг), административных регламентов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственных полномочий в сфере социального обслуживания населения; деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в части предоставления ими государственных услуг населению; юридическая практика в области реализации положений об административной регламентации и стандартизации в системе социального обслуживания населения.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ административно-правового регулирования в системе социального обслуживания населения в Российской Федерации, определение юридических форм деятельности соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, подведомственных им учреждений социального обслуживания, выявление проблем осуществления государственных полномочий, предоставления государственных услуг и совершенствования организации деятельности в данной сфере.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих исследовательских задач:
— изучить специфику системы социального обслуживания населения в условиях модернизации государственного управления;
— рассмотреть виды органов государственной власти в системе социального обслуживания населения и их полномочия;
— исследовать систему понятие, классификацию, виды учреждений социального обслуживания населения;
— изучить основания классификации учреждений социального обслуживания населения; выявить их оптимальные формы и механизмы осуществления;
— проанализировать административно-правовую регламентацию государственных стандартов социального обслуживания населения;
— исследовать виды государственных услуг в системе социального обслуживания населения и требования к качеству их предоставления;
рассмотреть административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере социального обслуживания населения;
— изучить контроль (надзор) в сфере социального обслуживания населения;
— сформулировать основные проблемы современной организации и административно-правового регулирования функционирования системы социального обслуживания населения
Теоретическая основа исследования. В ходе исследования автором использованы работы целого ряда отечественных и зарубежных авторов: А. Б. Агапова, Ю. Е. Аврутина, А. П. Алехина, С. А. Антонова, С. Ф. Афанасьева, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, И. Н. Барпица, И. С. Бондаря, В. В. Венгерова, И. И. Веремеенко, Д. Д. Галлигана, А. В. Гусева, А. С. Дугенца, Н. А. Игнатюк, В. В. Лапаевой, И. В. Лексина, А. В. Малько, В. М. Манохина, А. Ф. Ноздрачева, М. И. Пискотина, Н. И. Побежимовой, В. В. Полянского, Б. В. Российского, Н. Г. Салищевой, Ю. Н. Стари лова, Э. В. Талапиной, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, С. Д. Хазанова, Н. Ю. Хаманевой, М. Д. Чесноковой, А. Н. Черткова, В. Н. Южакова и др.
Методологической основой исследования являются современные методы научного познания: общенаучные (диалектико-материалистический метод, анализ и синтез) и специальные познавательные (метод сравнительного правоведения, формально-логический, исторический, системно-структурный, метод юридического моделирования).
Нормативно-правовая основа исследования представлена значительным числом нормативных правовых актов различного уровня и юридической силы.
Эмпирическая основа выпускной квалификационной работы. Эмпирическую базу исследования составляют: 1) обобщенная автором практика деятельности и информационно-аналитические данные органов исполнительной власти, 2) материалы научно-практических конференций, статистические, социологические данные, интернет-ресурсы, материалы публикаций средств массовой информации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, исходя из положений административного права, применен комплексный, системный и институциональный подход к изучению теоретических, методологических и практических проблем в области социального обслуживания населения. Предпринята попытка обобщения правовых, социальных и экономических подходов при определении административно правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие положения и предложения, являющиеся новыми или имеющие элементы научной новизны:
1. Усилить работу по улучшению качества, полноты и доступности информирования граждан о работе организаций. Привести наполняемость и содержание информационных стендов, размещаемых в помещениях организаций социального обслуживания населения для клиентов, в соответствие с требованиями законодательства в области прав потребителей и социального обслуживания.
2. Продолжить работу по обеспечению доступности организаций социального обслуживания населения и оказываемых ими услуг для инвалидов, в том числе по оборудованию прилегающих к организациям территорий, входных зон, санитарно-гигиенических помещений с учетом требований доступности для получателей услуг.
3. Совершенствовать работу по повышению профессионализма и компетентности сотрудников организаций социального обслуживания населения через систему переподготовки и повышения квалификации. Активировать работу с сотрудниками учреждений социального обслуживания населения по предотвращению синдрома «эмоционального выгорания», улучшению показателей удовлетворенности потребителей социальных услуг отношением сотрудников к ним в плане доброжелательности, вежливости, внимательности, тактичности. Проводить скрытый личный опрос работников учреждения с целью исследования доступности телефонного сервиса в учреждениях социального обслуживания и т.д.
4. Продолжить работу над созданием позитивного имиджа организаций социального обслуживания населения.
5. Повысить результативность обращений при использовании дистанционных способов взаимодействия с получателями социальных услуг для получения необходимой информации. Наладить учет и результаты реагирования на обращения граждан по телефону и по электронной почте.
6. Обеспечить в организациях социального обслуживания населения возможность выразить жалобу клиентов на качество предоставляемых услуг.
Теоретическая значимость магистерского исследования. Теоретическое значение работы состоит в том, что ее положения решают задачи, заключающиеся в развитии системы научных представлений об административной регламентации в системе социального обслуживания населения; конкретизации и дополнении представлений о системе социального обслуживания населения в административно-правовой науке.
Практическая значимость результатов, выводы и предложения, изложенные в исследовании, могут быть полезными для учебного процесса и преподавания дисциплины: «Административное право».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и специальной литературы, приложения.
Заключение:
Социальное обслуживание является неотъемлемой частью политики Российской Федерации в социальной сфере. Требование о предоставлении социального обслуживания обусловлено положениям законодательства Российской Федерации, а также международным законодательством. Отметим, что полномочиями в сфере оказания социальных услуг населению обладают как федеральные органы государственной власти, так и органы власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание представляет собой комплекс мер, предоставляемых определенным категориям населения.
Предоставление населению услуг по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан основывается на различных принципах. Поскольку данные принципы всесторонне учитывают возможности государства в предоставлении социальных услуг, то соблюдение этих принципов позволяет системе социального обслуживания функционировать стабильно. Успешность и эффективность системы социального обслуживания зависит от соблюдения и претворения в жизнь этих принципов.
Система социального обслуживания будет эффективно осуществлять свою деятельность по предоставлению населению различных социальных услуг, а также будет совершенствоваться и развиваться, оперативно и успешно решать проблемы, возникающие в процессе социального обслуживания населения при условии стабильного финансирования этой системы. Финансирование системы социального обслуживания производится за счет средств определенных бюджетов и в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания», то есть имеет законодательную базу и регулирование.
Выделено несколько форм социального обслуживания, которые разработаны с учётом потребностей населения и оформлены нормативно-правовыми актами. Но поиск новых нестандартных подходов к уже существующим формам социального обслуживания не менее важен для лучшего функционирования системы. Проведение детального и постоянного мониторинга индивидуальных потребностей граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, в рамках не только каждого учреждения, предоставляемого социальные услуги, но и в рамках каждого региона (субъекта Российской Федерации), а также на федеральном уровне значительно улучшит работу системы социального обслуживания.
Следовательно, при соблюдении принципов социального обслуживания, финансирования и индивидуального подхода к применению форм социального обслуживания вся система социального обслуживания будет эффективно осуществлять свою деятельность, а также совершенствоваться и развиваться, а это является одним из важнейших направлений развития Российской Федерации, как социального государства.
Нельзя не отметить, что нынешнее состояние системы социального обслуживания характеризуется не только противоречивостью законодательства, но и проблемами в области предоставления социальных услуг, которые связаны, в первую очередь, с качеством предоставления тех или иных социальных услуг населению.
Поскольку развитие системы социального обслуживания является одним из приоритетных направлений политики государства, то можно отметить, что развитие проходит достаточно динамично и в соответствии с требованиями современного общества, хотя, как и в любой другой системе , всё же существуют элементы, требующие доработки.
Проблемы, существующие в системе социального обслуживания, конечно решаемы, но для успешного решения этих проблем необходима заинтересованность государства в развитии системы социального обслуживания и активное участие получателей и поставщиков социальных услуг. Поставщики специальных услуг должны соответствовать всем предъявляемым к ним требованиям и быть ориентированными на оказание качественных услуг при помощи высокопрофессиональных специалистов. Система социального обслуживания способна эффективно функционировать в том случае, если все ее элементы — государство (или регионы), получатели и поставщики социальных услуг будут осуществлять активное взаимодействие с целью решения поставленных перед ними задач.
Таким образом, по результатам проведенного исследования была выявлена сущность системы социального обслуживания, определены принципы и формы социального обслуживания, проанализирован процесс финансирования социального обслуживания, а также определено состояние современное системы социального обслуживания в Российской Федерации — ее проблемы и перспективы.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что социальное обслуживание является системой, в рамках которой действуют различные элементы (поставщик и получатель социальных услуг, государство, региональные органы власти и так далее). Система социального обслуживания сможет успешно функционировать только в случае, если каждый из ее элементов будет осуществлять деятельность на основании требований законодательства и с учетом потребностей граждан, которые нуждаются в предоставлении им социальных услуг.
Социальные услуги могут стать социальным институтом в обществе, потому что каждый сможет удовлетворить свои потребности в социальных услугах.
Фрагмент текста работы:
1.1 Социальное обслуживание населения как сфера современного государственного управления
Социальное обслуживание населения – важная сфера управления в области социальной защиты. Она затрагивает множество категорий граждан, которым требуется поддержка со стороны государства (инвалиды; престарелые; несовершеннолетние; лица, находившиеся в местах лишения свободы, и др.). Оказание данной социальной поддержки выступает гарантией соблюдения социальных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим система социального обслуживания должна быть организована таким образом, чтобы охватить всех нуждающихся в подобной помощи, только тогда она будет отвечать интересам самого общества .
Модернизация государственного управления в Российской Федерации и ее субъектах во многом изменила «облик» системы социального обслуживания населения, особенно затронула правовой аспект существования указанной формы социальной поддержки, поскольку государственное управление – есть практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу .
При осуществлении социальной политике на всех уровнях государственной власти, конечной целью государства является максимально высокий уровень благосостояния общества, а также формирования условий для дальнейшего развития общества.
Социальная политика выполняет две социальные роли. Первая роль заключается в формировании и сохранении национального богатство, а также благоприятных социальных условий для граждан Российской Федерации. Выполняя данную роль, социальная политика достигает цель, связанную с экономическим ростом государства .
Вторя роль социальной политики-фактор экономического роста.
Муниципальная социальная политика сформирована в первую очередь для оказания социальных услуг населения. Кроме того, к её задачам относятся, поддержание развития социальной сферы на территории муниципального образования.
В муниципальной социальной политики, помимо органов местного самоуправления участвуют различные отрасли предприятия и организации, которые не только связанные с образом жизни населения, но и определяю уровень жизни людей и их благополучия.
В современном государстве, муниципальная государственная политика направлена на:
Работу, направленную на улучшения окружающей среды.
Работу, связанную с удержанием необходимого уровня безработицы.
Работу, направленную на оказания социальной помощи населению, которые находятся за чертой бедности.
Основными направлениями муниципальной социальной политики относятся:
Обеспечение социальной поддержки конкретных групп населения.
Предоставлении об образовательных услугах.