Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы интерпретации цикла «Отражения» М. Равеля.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Фортепианное
наследие М.Равеля. 6
1.1.Своеобразие импрессионизма композитора. 6
1.2. Связь с классическими традициями. 7
1.3. Романтические черты стиля. 9
1.4. Народно – национальные истоки. 13
1.5. Мелодико-гармонические особенности музыкального языка. 14
1.6. Круг образов. 16
Глава 2. Цикл «Отражения» М.Равеля. 18
Глава3. Выразительные средства исполнения цикла «Отражения». 20
Заключение. 32
Список литературы.. 33
Введение:
На рубеже XIX и XX веков развитие
искусства становится особенно сложным и изменчивым. Постепенно поверхностное и
академизированное романтическое направление уступает место развивающемуся
импрессионизму. Новое направление, возникшее в живописи второй половины XIX
века, перенимается другими видами искусства. Импрессионизм сыграл особенно
важную роль в становлении французской музыки. Новое искусство решительно
выступало против академической традиции, отстаивало эстетические принципы,
которые продолжали развиваться в начале ХХ века. Среди представителей музыкального
импрессионизма были Клод Дебюсси и Морис Равель. Работа посвящена анализу
фортепианного творчества М. Равеля — крупнейшего композитора французской
музыкальной культуры.
Творчество Равеля — одно из самых сложных
явлений в истории искусства. Органически связанный с традициями композиторов
предыдущих поколений, он одновременно открыл эпоху нового — современного
искусства. Слушая музыку Равеля, мы попадаем в яркий оригинальный мир, в
котором происходит процесс интенсивного развития. Желание опираться на традиции
сочеталось с неослабевающим интересом к новому. Дух истинного человечества
живет в музыке Равеля. Безупречное мастерство, баланс пропорций, чистота стиля
— все это необходимая форма выражения того, что родилось в глубине его души.
Научные знания о Равеле состоят из
нескольких направлений исследований. Одна из них — монографии и воспоминания
современников композитора, характеризующие разные стороны творческой личности
Равеля (А. Ролан-Манюэль, Э. Журдан-Моранж, Л.-П. Фарг, В. Перлемютер, М. Лонг,
А. Жиль-Марше, С.-Г. Колетт, М. Д. Кальвокоресси, Р. Шалю, М. де Фалья, И.
Стравинский, Ж. Сигети, Ф. Пуленк, А. Онеггер).
Из этой литературы можно выделить книгу «A
la gloire de Ravel» 14, написанную учеником, близким другом и биографом
композитора А. Роланда-Мануэля.
Но актуальность данного исследования
обусловлена большим интересом к проблеме изучения фортепианного цикла М. Равеля
«Отражение» как объекта исполнительской интерпретации.
Объектом исследования является музыкальное
творчество французского композитора Мориса Равеля.
Предметом исследования является вокальные
циклы композитора в контексте исполнительской интерпретации.
В качестве материала для исследования нами
был выбран фортепианный цикл М.Равеля.
Цель исследования: описать фортепианный
цикл М.Равеля и трудности в исполнительской
интерпретации.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
— изучить творчество М.Равеля как
композитора и эстета;
— проанализировать принципы музыкальной
драматургии фотепианного цикла «Отражения»;
— раскрыть проблему интерпретации фортепианного
цикла М.Равеля.
Результаты будут достигнуты с помощью
использования следующих методов: историко-литературный, системный,
культурологический анализ.
Практическая ценность полученных
результатов заключается в том, что их основные результаты могут быть
использованы при разработке лекционных курсов по истории музыкального
искусства, спецкурсов по истории культуры. Кроме того, выводы, сделанные в этом
исследовании, позволяют по-новому взглянуть на феномен Мориса Равеля и
открывают перспективы для дальнейших исследований музыкального процесса XIX
века.
Структура аттестационной работы: введение,
которое освещает актуальность исследуемой темы, три главы, в которых
раскрывается творческое наследие М.Равеля, драматургическое содержание
фортепианного цикла «Отражения» и исполнительская интерпритация, заключение, в
котором произведено обобщение и рекомендации к исполнению, список литературы.
Заключение:
рекомендации, которые помогут исполнителям
– пианистам наиболее точно передать замысел композитора.
Творчество Равеля — одно из самых сложных
явлений в истории искусства. Органически связанный с традициями композиторов
предыдущих поколений, он открыл эпоху нового, современного искусства. Слушая
музыку Равеля, мы попадаем в яркий самобытный мир, в котором происходит процесс
интенсивного развития. Таким образом, гармонический язык Равеля
основывается на его романтически — импрессионистском слышании, что проявляется
не только в пьесах с яркой программностью, но и жанровых танцевальных пьесах
неоклассицисткого стиля. Благодаря красочному гармоническому языку, в жанры
прикладного значения композитор вносит новые уровни смысла, вкладывает свое
видение мира, эстетическую позицию.
Желание опираться на традиции сочеталось с
непоколебимым интересом к новому. Дух истинного человечества живет в музыке
Равеля. В его искусстве проявилась
гармония художественного гения. Безупречное исполнение, пропорциональная
сбалансированность, чистота стиля — все это необходимая форма выражения того,
что зародилось в глубине его души. Благодаря своей оригинальности и
писательскому мастерству, неповторимой сущности своего искусства, которую не
сразу поняли, композитор заслужил звание «величайшего музыканта Франции».
Вместе с тем, неоклассицистские тенденции
проявляются на уровне гармонии лишь частично, в отдельных оборотах, стилистика
которых тонко синтезирует старые и новые элементы музыкального языка. Особенно
ясно неоклассициский стиль обозначен в четких, функционально определенных
каденциях. В большей же степени неоклассицизм этих танцевальных пьес связан с
особенностями формообразования, характера тематизма, ладовой структурой, с
сохранением характерных жанровых черт старинных танцев. Этот синтез тенденций разных стилей
позволил Равелю создать неповторимую, удивительно прекрасную музыку, несущую в
себе память прошлого, оптимистичное отражение реалий настоящего и светлую
надежду будущего.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Фортепианное наследие М.Равеля
1.1.Своеобразие
импрессионизма композитора
Долгое время, вплоть до Первой мировой
войны, французская музыкальная критика воспринимала Равеля как преемника и чуть
ли не эпигона Клода Дебюсси — основателя музыкального импрессионизма, яркая
личность которого затрудняла понимание индивидуальности и творческой
независимости Равеля. Совершенно очевидно, что композитор расширил свое
понимание импрессионизма, а иногда даже вышел за рамки этой концепции, что
приблизило композитора к реалистическому мышлению, с отражением реальности
жизни.
Согласно эстетике, импрессионизму художник
передает, прежде всего, собственное, субъективное видение, свое восприятие
мира. Все это Равель ставит целью объективного описания. Сами сюжеты его пьес
конкретны и определенны. В отличие от символиста Дебюсси, Равель склонен
отказаться от символических туманностей ради галльской ясности. Музыкальные
приемы композиторов также различаются. Равель тяготеет к темам рельефа, в
которых напрямую чувствуется фольклорное происхождение. Развитие Равеля строже
и последовательнее, опирается на определенные схемы, жанр преподносится
композитором точно очерченным, ему чужд импровизация, вполне свойственная
Дебюсси.
Эстетика Равеля —
воплощение переплетения различных эстетических и стилевых направлений. На
разных этапах проявляются черты классицизма, романтико-импрессионизма и
мелодико-конструктивизма, а также элементы экспрессионизма. Они взаимодействуют, возникая, иногда
параллельно, иногда одно или другое, из которых преобладает. Стремление
композитора опираться на народные основы искусства было чрезвычайно
плодотворным. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им
в духе французской, испанской и восточной музыки. Многие произведения русских
композиторов вызывали у него неподдельное восхищение