Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Туризм

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблемы и особенности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья в реалиях архитектуры Санкт — Петербурга»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья 6

1.1 Сущность и нормативно-правовое регулирование инклюзивного туризма 6

1.2 Особенности разработки и предоставления туристских услуг для людей с ограниченными возможностями 15

Глава 2. Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и Санкт-Петербурге 26

2.1 Современное состояние инклюзивного туризма в России 26

2.2 Состояние объектов туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга для лиц с ограниченными возможностями 35

Глава 3. Разработка маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге 47

3.1 Туристские ресурсы г. Санкт-Петербурга в свете развития инклюзивного туризма 47

3.2 Определение поставщиков услуг 51

3.3 Программа тура 55

3.4 Перечень доступных объектов, рекомендуемых к посещению 61

3.5 Расчет стоимости тура 63

Заключение 66

Список использованных источников 68

  

Введение:

 

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 30 июня 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены термином «с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).

Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, возможны значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами и в силу этого, нуждающиеся в специальных условиях обучения, воспитания, адаптации, социализации.

Инклюзивный туризм является новым развивающимся направлением. Социальная значимость инклюзивного туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом непрерывно растёт. Современное общество стремится создать условия развития ребёнка независимо от начального состояния его здоровья. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат усвоения человеком правил, знаний и навыков социального общения, освоения общепринятых стереотипов поведения и ценностных ориентаций, присущих данному обществу, позволяющих полноценно участвовать в общественном взаимодействии.

Значение терминов, определяющих, что такое туризм для людей с ограниченными возможностями, более 20 лет являются предметом научных дискуссий. В России используются такие термины, как «путешествия для инвалидов», «паратуризм», «инвалидный туризм», «туризм для инвалидов», «туризм глухих», «туризм слепых», «реабилитационный туризм». Нередко сюда же относят и «социальный туризм» – путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) даёт следующее определение: инклюзивный туризм – это форма туризма, которая включает в себя процесс сотрудничества между различными участниками сферы туризма, который позволяет людям с особыми потребностями в доступности, включая мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие доступности, функционировать независимо, на равных условияx с чувством собственного достоинства через предоставление универсальных туристических продуктов, услуг и среды.

В современной России безбарьерный туризм начал возрождаться только к 2007–2009 гг. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности.

Различные аспекты государственного регулирования и поддержки инклюзивного туризма нашли достаточно подробное отражение в работах многих учёных. Отдельные вопросы по созданию доступной среды и осуществлению турпоездок для людей с ограниченными возможностями, рассматриваются в работах Бабкина А. В. «Специальные виды туризма» (2008), Cruces Portales R. В статье «Removing ‘invisible’ barriers: opening paths towards the future of accessible tourism» в журнале Journal of Tourism Futures (2015). В некоторых работах акцентируется внимание на условиях, необходимых для путешествия инвалидов и маломобильных групп населения, и удалении так называемых «невидимых барьеров» в их передвижении (Bowtell J.«Assessing the value and market attractiveness of the accessible tourism industry in Europe: a focus on major travel and leisure companies», Journal of Tourism Futures, 2015).Формирование безбарьерной среды, социально-экономические аспекты и перспективы развития доступного туризма нашли своё отражение в работах Ерохиной А. в статье «Россия без барьеров: туризм, доступный для всех – перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость», Межовой Л. А. и соавторов в работе «Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и за рубежом» и других авторов.

Объектом исследования является доступная среда в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья, а его предметом — проблемы и особенности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья в реалиях архитектуры Санкт-Петербурга.

Цель исследования – разработка нового маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья в реалиях архитектуры Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

— изучить теоретические аспекты доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— рассмотреть теорию и практику организации инклюзивного туризма в России и Санкт-Петербурге;

— разработать маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инклюзивный туризм представляет собой форму, которая позволяет реализовать права людей с ограниченными возможностями и маломобильных группам населения на отдых и доступ к туристским объектам.

В рамках работы был проведен анализ теоретико-методологических основ инклюзивного туризма, в результате которого был выявлен ряд важных аспектов. Потребителями услуг инклюзивного туризма являются, люди с ограниченными возможностями здоровья которые намерены приобрести туристские услуги, и по состоянию здоровья могут их потреблять, семьи и опекуны лиц с ОВЗ, а так же специально обученные сопровождающие.

Существует несколько форм построения инклюзивного туристического продукта. К ним относятся: самостоятельные путешествия лиц с ОВЗ; путешествия с привлечением сопровождающих в виде членов семьи, опекунов, друзей; сопровождение волонтерами и спонсирование благотворительными организациями; путешествия с туристами, привлекаемыми в качестве сопровождающего с помощью низких цен.

Одним из способов предоставления инклюзивных туров является социальное предпринимательство, которое финансирует туры людям с ограниченными возможностями. Значение инклюзивный туризма заключается в социальной интеграции инвалидов, в воспитательной, образовательной, оздоровительной целях, которые несет туризм.

Осуществление туроператорской деятельности по разработке инклюзивного туристического продукта невозможно без опоры на соответствующие нормативно-правовые акты. Анализ правового обеспечения услуг инклюзивного туризма показал, что российское законодательство, в отличие от законодательства стран Евросоюза и США, еще не нашло качественного отражения в жизни людей с ограниченными возможностями.

Основным критерием при разработке инклюзивных туров, на который необходимо обращать внимание, является адаптированность инфраструктуры населенного пункта, объектов размещения, питания и аттракций под нужды маломобильных групп населения. При разработке тура следует отдавать предпочтение объектам инфраструктуры, которые обладают универсальным дизайном. Помимо этого, особые требования предъявляются к транспортной доступности. Транспорт должен быть технически оснащен для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Это представляет собой значительную трудность, так как аренду таких транспортных средств предлагает ограниченное число транспортных компаний.

В рамках работы был проведен сравнительный анализ требований к деятельности туроператоров при разработке инклюзивных туров в России и за рубежом, который показал, что в России происходит значительное отставание инклюзивного туризма от уровня развития в Европе и США. Главной причиной отставания является низкий уровень развития условий функционирования инклюзивного туризма, таких как доступность среды, качественное информационное обеспечение, неэффективное продвижение национального туристского продукта.

При разработке тура была исследована доступность учреждений социокультурного сервиса и туризма г. Санкт-Петербурга, а так же поставщиков услуг, что позволило разработать тур, отвечающий потребностям людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а конкретно инвалидов-колясочников.

Инклюзивные туры ставят своей целью реабилитацию и адаптацию в обществе людей с ограничениями здоровья, пожилых и инвалидов. Общение и просто нахождение в группе расковывает, снимает ощущение тревоги и беспомощности, депрессии, помогает завести дружеские связи.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ЭКСКУРСИОННОМ ТУРИЗМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1 Сущность и нормативно-правовое регулирование инклюзивного туризма

Понятие «инклюзивный туризм» активно внедряется в теорию и практику науки о туризме. Под ним принято понимать туристские мероприятия, включающие в себя доступность активного отдыха не только для обычных людей, но и для тех, чьи физические возможности ограничены врожденными или приобретенными недугами. Наиболее общее определение инклюзивного туризма, которое встречается в современной литературе, принадлежит Е.И. Кононовой. Под инклюзивным туризмом автор понимает «доступный туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья» .

У Л.А. Межовой встречаем следующее трактование понятия: «инклюзивный туризм (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) – процесс развития туризма, который подразумевает доступность туризма для всех в плане приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограниченными возможностями, семей с маленькими детьми» .

Г.Р. Сахибзадаева выделяет такие понятия, как «инклюзивный туризм», «социальный туризм», «инватуризм». Также можно встретить следующее определение: «инклюзивный туризм – это глобальное движение, обеспечивающее полное социальное участие всех людей с ограниченными возможностями в путешествиях, гражданстве и культурном вкладе. Слово «инклюзивный» – inclusive относится к понятию «социальная интеграция» .

Анализ литературы позволяет говорить о нескольких направлениях изучения инклюзивного туризма. Так, вопросами методологических и методических подходов обоснования инклюзивного туризма занимаются Борисенко-Клепач Н.М., Дроздов А.В.; безопасность инклюзивных туров исследуют Богатырева А.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г.; правовые основы инклюзивного туризма рассматривают Борисенко-Клепач Н.М., Межова Л.А., Кононова Е.И., Самурский К.Д. и др.

Сегодня используется множество терминов, которые обозначают получение туристских услуг людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Борисенко-Клепач Н.М. дает такое определение инклюзивного туризма: «Инклюзивный туризм предполагает обеспечение доступности туристических услуг и инфраструктуры для всех потенциальных потребителей, первоочередными бенефициарами доступности выступают люди с инвалидностью» .

Козюра Е.Р, Карвунис А.Ю. рассматривают инклюзивный туризм как туризм для людей с той или иной формой инвалидности, но при этом они указывают, что это не единственная категория населения, которая «нуждается в безбарьерном отдыхе» .

В 1991 г. на Генеральной Ассамблее ЮНВТО была принята Резолюция о «создании возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы («creating tourism opportunities for handicapped peoples in the nineties») и был введен в оборот термин «туризм для всех (tourism for all)». Таким образом, понятие туризма для людей с ОВЗ и инвалидностью смещается в сторону термина «маломобильные группы населения».

Так, например, Сигида Е.А., Лукьянова И.В. предлагают для граждан с инвалидностью адаптивный туризм как «комплекс взаимоотношений социального, психологического, медицинского, спортивно-оздоровительного характера, обуславливающих специфику туристского продукта при предоставлении туристских услуг лицам с особыми потребностями» .

У представителей туристского бизнеса встречаем понятие «инвалидный туризм – вид рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями» .

Ю.Н. Арай, А.А. Петрова-Савченко используют понятие «паратуризм «(доступный туризм), под которым они понимают путешествия людей, имеющих определенные физиологические или психические ограничения, влияющие на их возможность самостоятельно передвигаться .

Слепнева Е.В., Дуля К.В. также склоняются к использованию термина «паратуризм» и отмечают, что он является перспективным направлением туризма в России .

Галиуллина С.Д., Айсмонтас Б.Б. водят в терминологический аппарат концепт «коррекционно-образовательный туризм», который направлен на реализацию потребностей в путешествиях маломобильных граждан, инвалидов с заболеваниями различной нозологии .

Исследователь Андреева И.В. понятие «инвалидный туризм» рассматривает как социальный туризм (отдых в рамках государственной социальной поддержки) и санаторно-курортный отдых (поездки граждан к местам отдыха с целью восстановления здоровья или лечения) .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы