Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Проблема эмоционального выгорания психолога-консультанта и пути её преодоления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания психолога-консультанта 6
1.1 Понятие и показатели эмоционального выгорания в психологии 6
1.2. Проблема эмоционального выгорания психолога-консультанта 10
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания у психологов-консультантов 15
2.1 Организация исследования и методический аппарат 15
2.2 Результаты исследования и их анализ 22
2.3. Психологическое сопровождение эмоционального выгорания у психологов-консультантов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 37
Введение:
Здоровье человека, как физическое, так и психическое, является огромной ценностью. Человек всегда стремится быть здоровым и прилага-ет к этому все возможные усилия всю свою жизнь. Синдром эмоциональ-ного выгорания в настоящее время является актуальной темой, поскольку данное явление может затронуть любого человека.
Под выгоранием понимается ответная реакция на регулярные стрес-сы в области общения человека с другими людьми. Находясь в постоянном стрессе при работе с клиентами, с коллегами, встречая проблемы в орга-низации и профессии люди могут «перегореть», т.е. к ним приходит син-дром эмоционального выгорания.
Наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания люди, чья деятельность связана с коммуникациями, т.е. в сфере профессий чело-век-человек. Самыми распространенными профессиями, в которых встре-чается синдром эмоционального выгорания у работников, являются пси-хологи-консультанты, учителя, продавцы, медики.
В данном исследовании будет рассмотрена проблема эмоционально-го выгорания психолога-консультанта и пути её преодоления.
Интерес именно к этой категории работников связан с тем, что пси-хологи-консультанты каждый день встречаются с разными людьми, кото-рые имеют те или иные проблемы. И в этом случае становится важным рассмотреть, насколько психолог-консультант может сопереживать и под-держать своего пациента, отнестись к нему положительно.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть проблему эмоционального выгорания психолога-консультанта и пути её преодоле-ния.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие зада-чи:
1. Рассмотреть понятие эмоционального выгорания в психологии и определить показатели эмоционального выгорания.
2. Проанализировать влияние эмоционального выгорания на профессиональную деятельность психологов-консультантов.
3. Провести исследование эмоционального выгорания у психоло-гов-консультантов.
4. Рассмотреть психологическое сопровождение эмоционального выгорания у психологов-консультантов.
Объект исследования – процесс эмоционального выгорания.
Предмет исследования – проблема эмоционального выгорания пси-холога-консультанта и пути её преодоления.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, а также источников сети-Интернет, сравнение, класси-фикация, обобщение, опросник Н.Е. Водопьяновой.
Структуру работы составляет введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоцио-нальном отношении специалистов к своей профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание может быть спровоцировано психологи-ческой травмой (например, разводом или потерей близкого человека), слабостью после болезни и неспособностью восстановиться.
До наступления синдрома эмоционального выгорания человек акти-вен и сосредоточен на своей работе. Часто люди начинают отказываться от своих потребностей, которые не связаны с работой. Но потом появляются первые признаки выгорания.
Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфиче-ских условиях и, как правило, непродолжительное время. Зачастую кон-сультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лече-ние, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориента-ция на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от не-го больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через «темные очки».
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью Можно рассматривать как следствие сформиро-ванных неэкзистенциальных установок, дефицита удовлетворения экзи-стенциальных потребностей либо как результат «бегства» от тревоги при непереносимости столкновения с жизненными данностями. Тем не менее, даже при исполненности психолог все равно подвержен данному синдро-му. Задача профилактики выгорания у психолога решается благодаря ре-гулярной супервизии, соблюдению правил организации своей деятельно-сти, заботе о себе на уровне душевном и духовном, что помогает продол-жать получать удовольствие от работы, выполнять работу качественно, переживать ценности бытия.
Для определения уровня эмоционального выгорания и дальнейшей его профилактики было проведено исследование среди психологов-консультантов.
В данном исследовании приняли участие 30 сотрудников разного возраста и пола.
В качестве методики исследования был выбран опросник эмоцио-нального выгорания Н.Е. Водопьяновой. Благодаря приведенной методике по выявлению эмоционального выгорания, можно определить отношение и психологическое состояние психологов-консультантов разной возраст-ной категории и различного стажа рабочей деятельности. Уровень эмоци-онального выгорания зависит от стажа работы, т.е. чем дольше сотрудник работает, тем больше он становится безразличен к эмоциям и человече-ским чувствам, в данном случае своих пациентов.
Выгорание снижает эффективность осуществления профессиональной деятельности и создает угрозу оптимальному функционированию системы здравоохранения, поэтому вопрос разработки и реализации программ профилактики выгорания среди психологов-консультантов приобретает особое значение. Основываясь на результатах диагностики выгорания, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы профилактики (на организационном уровне и на индивидуальном уровне) выгорания психологов-консультантов.
Целью программы является создание условий для профилактики эмоционального выгорания среди психологов-консультантов и актуализа-ция их личностных ресурсов, стрессоустойчивости, овладение навыками управления эмоционально-психологическими состояниями, развитие лич-ностного потенциала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания психоло-га-консультанта
1.1 Понятие и показатели эмоционального выгорания в психологии
Научный интерес к синдрому профессионального выгорания обу-словлен повышением проблем, оказывающих негативное влияние на само-чувствие и работоспособность работников, их отношение к окружающим людям.
Термин «синдром эмоционального выгорания» был разработан немецким ученым, введен в 1974 году. X. Фрейнденберг ставит своей це-лью охарактеризовать здоровых людей, которые интенсивно общаются со своими клиентами в эмоциональной атмосфере организации [6].
Другой основоположник идеи выгорания – К. Маслач, определяя это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включает в себя развитие негативной самооценки, негативного отношения к работе, потерю понимания и сострадания к клиенту [2].
Первоначально синдром эмоционального выгорания означал состо-яние истощения с чувством собственной никчемности. В дальнейшем, бла-годаря психосоматическому составу, симптомы этого синдрома значи-тельно расширяются. Исследователи все чаще связывают этот синдром с психосоматическим здоровьем, указывая на его предболезненное состоя-ние.
В настоящее время синдром эмоционального выгорания включен в Международную классификацию заболеваний (МКБ-10: Z73 – «стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни») [5].
Академик М. Буриш утверждает, что выгорание – это психологиче-ский термин, обозначающий симптомы сложного длительного трудового стресса и последствия определенных видов профессиональных кризисов.
В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как психологический защитный механизм, вырабатываемый человеком в виде полного или ча-стичного отказа от эмоций (снижения их энергии) в ответ на избирательное травматическое воздействие.
Ученый-психолог К Кондо синдром «эмоциональное выгорание» трактует как плохо адаптированное рабочее место из-за чрезмерной за-груженности и неадекватных межличностных отношений. Это определение соответствует их трактовке понятия «горение», которое есть, прежде всего, у тех, кто самоотверженно и интенсивно работает с людьми [18].
Н.В. Самоукина определяет выгорание как синдром, развивающийся в условиях хронического стресса и вызывающий эмоциональное, энерге-тическое и личностное истощение персонал.
В определении выгорания во всех видах профессий исследователя Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова определение следует считать наибо-лее точным. «Выгорание – это негативное психологическое явление, кото-рое наблюдается у лиц без психопатологии через психоэмоциональное ис-тощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации», — пишут они [7].
Таким образом, в психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в опреде-ленном эмоциональном отношении специалистов к своей профессиональ-ной деятельности.
Выгорание – это негативное психологическое явление, проявляющее-ся через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.
Существует множество клинических проявлений выгорания. На начальной стадии развития это может быть переживание психотравмиру-ющей ситуации, а при сильном развитии симптомы могут смещаться в об-ласть психосоматических расстройств.
Некоторые люди не выгорают, даже если они тоже много работают. У других это случается. Почему это происходит? Как люди совершают ошибки, которые приводят к эмоциональному выгоранию?
Эмоциональное выгорание может быть спровоцировано психологи-ческой травмой (например, разводом или потерей близкого человека), слабостью после болезни и неспособностью восстановиться.
Люди теряют смысл себя и жизни. Позитивный поток информации идет со всех сторон от людей: социальные сети, телевидение, инструменты мгновенного обмена сообщениями. Очень трудно уследить за всем, увле-ченность потоком информации может привести к тому, что человек очень устанет от всего этого. Человек просто сбивается с пути и теряет смысл жизни. Причиной эмоционального выгорания является потеря смысла жизни.
До наступления синдрома эмоционального выгорания человек акти-вен и сосредоточен на своей работе. Часто люди начинают отказываться от своих потребностей, которые не связаны с работой. Но потом появляются первые признаки выгорания. Если на этом этапе не предпринять никаких действий, ситуация ухудшится [1]. Люди, которые «помогают» карьере, более эмоциональны.
Признаки эмоционального выгорания:
1. Усталые люди начинают испытывать чувство бесконечной устало-сти. После того, как он лег спать, он проснулся усталым. Отпуск или вы-ходные помогают преодолеть это чувство, но ненадолго.
2. Отделившись, человек пытается справиться с эмоциональным вы-горанием с помощью отрешенности. Он не испытывал эмоциональных ре-акций. Пациент, клиент больше не вызывает никаких своих чувств, и чело-веку начинает казаться, что он нечто неодушевленное.
3. Снижение самооценки. Человек не видит перспективы, будущего или смысла своей деятельности. Работа больше не приносит радости, «но-ги не ходят» там, где веры в свой профессионализм больше нет [1, c.56].
Эмоциональное выгорание происходит медленно. Оно развивается в несколько этапов.