Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Принципы психологии развития и возрастной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Научно-теоретические подходы к изучению
девиантного поведения. 6

1.1. Взгляды отечественных и зарубежных
исследователей на проблему девиантного поведения. 6

1.2. Типы, формы и причины девиантного поведения. 10

Выводы по 1 главе. 13

2. Особенности психологической коррекции
девиантного поведения подростков  15

2.1. Исследование проявления девиантного поведения
в подростковом возрасте  15

2.2. Особенности проведения психологической
коррекции девиантного поведения  21

Выводы по 2 главе. 29

Заключение. 30

Библиографический список. 32

Приложение 1. 34

Приложение 2  35

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Современный период развития общества характеризуется
изменениями, которые охватывают все сферы человеческой жизни. На фоне этих
изменений именно дети находятся в тяжелом положении вследствие
несформированности собственной системы устойчивых нравственных убеждений,
ценностных ориентаций, нередко вызывают неадекватную реакцию на события
окружающей жизни.

Особую
тревогу вызывают факты, свидетельствующие о росте проявлений девиантности среди
детей и подростков. Учитывая это, существенную роль играют вопросы
психологической коррекции девиантного поведения.

Из
общего количества населения 14 млн. детей и молодежи в возрасте до 18 лет живут
в сложных социальных условиях: среди них дети — сироты и дети, оставшиеся без
родительской опеки или из неполных семей — более 400 тыс., детей с проблемами
психологического и физического развития — около 160 тыс., детей из
малообеспеченных семей — 3,4 млн[1].

Все
это ставит принципиально новые задачи перед наукой, предъявляет повышение
требования к научному изучению проблемы выявления новых средств и способов
психологической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Степень
научной разработанности.

Подростковое
девиантное поведение рассматривалось в трудах по педагогике, психологии,
социологии. Должное внимание этому вопросу уделили следующие авторы: А.Л.
Арефьев, И.Г. Денисов, А.И. Захаров, Ю.А. Клейберг, В.В. Моисеева, М.Е. Позднякова,
Т.А. Хагуров, Т.Ю. Райфшнайдер,
М. Раттер, П.С. Самыгин и другие.

Как нарушение процесса социализации девиантное
поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов,
С. А. Беличева, Б.П. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский.

Несмотря на широкий круг исследований,
по-прежнему остается много нерешенных вопросов в области поиска основных средств
и способов психологической коррекции девиантного
поведения несовершеннолетних.

Объект
исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет
исследования — средства и способы психологической коррекции девиантного
поведения несовершеннолетних

Цель
исследования – проанализировать основные способы и средства психологической
коррекции девиантного поведения.

Задачи
исследования:

1. изучить
научно-теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних,

2. провести
исследование проявления девиантного поведения среди подростков,

3. проанализировать
основные психологические аспекты коррекции девиантного поведения
несовершеннолетних,

4. исследовать
основные средства и способы психологической коррекции девиантного поведения
подростков.

В ходе решения
задач исследования использовались следующие методы исследования:

1) теоретические:
теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической
и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение
педагогического опыта;

2) эмпирические:
психологическая диагностика: наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование;

3)
статистические: качественный и количественный анализ эмпирических  данных, полученных в ходе исследования;
описание фиксация результатов исследования по уровням проявления девиантого
поведения подростков.

Практическая значимость результатов исследования
состоит в том, что предложенные средства и способы психологической коррекции
девиантного поведения детей и подростков могут быть использованы в практике школьных
психологов и социальных педагогов.

Структура исследования обусловлены логикой
проведенного научного исследования. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
литературы, приложений. [1] Гилинский
Я. И., Афанасьев, В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения  / Я.И.Гилинский, В.Г. Афанасьев. — СПб.:
Питер, 2013. – — С. 77

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический
анализ девиантности как социального и психолого — педагогического феномена в
научной литературе позволил выявить особенности девиантного поведения:

1)
поступок, действия человека, не соответствующее официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе нормам;

2)
поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит
к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя;

3)
социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам.

На
развитие, формирование и становление девиантного поведения влияют: негативная
социальная ситуация развития, дефекты семейного воспитания, недостаточное
педагогическое воздействие, создающие предпосылки к кризису идентичности,
трансформации мотивов и потребностей, социальной дезадаптации и, как следствие
– поведенческим  девиациям. В практической
части представлены результаты исследования проявления девиантного поведения
среди подростков. По результатам проведенного исследования было выявлено:

1. все подростки по
методике, определяющей склонность к отклоняющемуся поведению были готовы к
реализации девиантного поведения,

2. при исследовании
акцентуаций было выявлено, что в группе испытуемых ярко выраженными типами
акцентуированных черт оказались – гипертимический и экзальтированный.

Для этих черт свойственно
постоянное пребывание в приподнятом настроении, высокая активность, а так же
характерны частые смены настроения от радости до огорчения и подавленности.
Данные результаты соответствуют возрасту испытуемых – подростковому, для которого
как раз и свойственны частые смены настроения и высокая эмоциональная
отзывчивость.

На
основании проведенного исследования было выявлено, что существует необходимость
проведения психокоррекционной работы в данной группе подростков с помощью
различных средств и способов.

К
основным средствам были отнесены: консультирование,
психологический тренинг, тренинговые упражнения, которые могут включать в себя:
аутогенную тренировку, арт-терапию, драматизацию, психогимнастику,
изотерапию, игровую коррекцию поведения. Они направлены на снижение
эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений,
развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное
состояние, обучение саморелаксации.

Основными способами выступили: информирование, проведение логического обоснования,
самораскрытие, конкретное пожелание, убеждение, эмоциональное заражение,
переоценка, ролевое проигрывание, анализ ситуаций, социальные пробы, поиск
идентичности.

Перспективой дальнейшего исследования может стать
доказательство эффективности предложенных средств и способов в коррекции
девиантного поведения подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Девиантное
поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, стало широко
распространенным в последние годы и привлекло внимание социологов, социальных
психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов и специалистов по
социальной работе. Динамизм социальных процессов, быстрое возникновение и
изменение кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов — все это
определяет интерес теоретиков и практиков к изучению девиантного поведения[1].

Понятие
«девиантное поведение» нуждается в уточнении. В широком смысле под ним
подразумевается любые действия, которые не соответствуют письменным и неписаным
стандартам, как положительным, так и отрицательным[2].

По мнению Я.И.
Глинского, девиантное поведение — это система действий, которые противоречат
принятым в обществе нормам и проявляются в дисбалансе психических процессов,
дезадаптации, нарушении процесса самореализации и уклонении от морального и
эстетического контроля над своим поведением[3].

Д. Дюркгейм дает
следующее определение: это поведение индивида, в результате которого его
действия, решения и действия по отношению к важнейшим объектам ориентации не
совпадают с системой норм и ценностей общества, закрепленных в законодательном
акте, обычаях и традициях социальной среды личности. Это человеческие действия,
решения и действия, которые противоречат социальным ожиданиям окружающей среды.
Такое поведение проистекает из несогласованности норм, ценностей, установок,
установок, то есть концептуальной модели мира индивида и группы, общества[4].

Т.В. Варчук
отмечает, что девиантное поведение — это «особый способ изменения социальных
норм и ожиданий путем демонстрации ценностного отношения человека к ним»[5].

Согласно Е.С. Медведевой, девиантное поведение — это система
поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и
проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности,
нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и
эстетического контроля над собственным поведением[6].

О.С. Осипова дает следующее определение: это поведение индивида, в
результате которого его действия, решения и поступки в отношении важнейших
объектов ориентации не совпадают с системой норм и ценностей общества,
зафиксированных в законодательных актах, обычаях, традициях социальной среды
индивида. Это действия, решения и поступки индивида, идущие вразрез с
социальными ожиданиями среды. Такое поведение вытекает из несоответствия норм,
ценностных ориентаций, установок, то есть концептуальной модели мира индивида и
группы, общества[7].

Н.В. Перешина указывает, что девиантное поведение — это
«специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством
демонстрации личностью ценностного отношения к ним»[8].

Ф. Шереги понимает девиантное деструктивное поведение как особую
форму культурного взаимодействия личности с окружающим миром, построенную на
постоянном отрицании официально установленных социумом норм и правил общения
между индивидами, общностями, отмечая, что девиантные подростки не только
отрицают нормы и ценности, но и активно создают свои, основанные на деструкциях[9].

Рассмотрим
основные концепции девиантного поведения.

Наиболее
ярким представителем уголовно-антропологического направления стал итальянский
психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо. Он обосновал теорию о врожденном
преступнике, которая впервые была обнародована в Риме на первом съезде
криминалистов-антропологов как бесспорная истина, как последнее слово научного
познания. У этой теории появилось много сторонников: «научно доказанный факт»
существования особого типа человека — преступника, казалось, разрешал вековые
споры о приоритете биологического и социального в происхождении девиантного
поведения. Однако торжество теории о врожденном человеке-преступнике было
недолгим. Через несколько лет, в 1889 году на аналогичном съезде в Париже новая
теория подверглась сокрушительной критике[10].

В
последние годы наблюдается новый всплеск интереса к проблеме биологической,
природной обусловленности поведения человека.

Приведем, на наш взгляд, интересную классификацию
закономерностей поведения подростков с девиантным поведением, которую дал в
свое время Э. Ферри. По его мнению, представители криминальной антропологии
доказывали, что преступники воспроизводят привычки, наклонности и демонстрируют
естественную жизнь природы, в которой повсюду можно наблюдать убийства и
грабежи. Значит, поведение преступника закономерно биологически, а поведение
честного человека является исключением и, следовательно, биологически не закономерно[11]. [1] Шевчук
В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение. Социально-
психологический аспект. — Ярославль, 2012 –С. 121 [2] Змановская
Е.В., Рыбников В.Ю. Девинатное поведение личности и группы: Учебное пособие. –
СПб.: Питер, 2012. –С. 32 [3] Гилинский, Я. И.,
Афанасьев, В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения  / Я.И.Гилинский, В.Г. Афанасьев. — СПб.:
Питер, 2013. –С. 29 [4] Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности.
— М.: Наука, 1986 –С. 43 [5] Варчук
Т.В. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук; под ред. С.Я. Лебедева. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2009. –С. 62 [6]
Медведева, Е.С. Сущность и существование девиантного поведения : мо­нография /
Е.С. Медведева. — Красноярск: СибГТУ, 2007. –С. 37 [7]
Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло?  / О.С. Осипова // Социологические
исследования. — 2008. -№9. — С. 34 [8]
Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и
коррекция отклонений  / Н.В.
Перешина,М.Н. Заостровцева. — М.: ТЦ Сфера, 2008. –С. 34 [9]Шереги
Ф. Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодёжи: доклад / Ф. Э.
Шереги, С. Б. Зайцев. – М. : МГФПШК, 2014. –С. 43 [10] Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение.
Социально- психологический аспект. — Ярославль, 2012 – С. 77 [11] Ферри Э. Преступление как социальное явление // Проблема
преступности. Сб. 2. — М.: Академия, 1994. – С. 37

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы