Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Применение современных информационных технологий при изучении темы дроби.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби» 6
1.1. Изучение темы «Дроби» в курсе основной школы 6
1.2. Особенности современных информационных технологий в образовании 15
1.3. Возможности современных информационных технологий при изучении темы «Дроби» 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Практические аспекты применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби» 31
2.1. Диагностика уровня знаний учащихся по теме «Дроби» 31
2.2. Комплекс упражнений по теме «Дроби» с применением современных информационных технологий 33
2.3. Эффективность комплекса упражнений по теме «Дроби» с применением современных информационных технологий 37
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 46
Введение:
Тема математического образования всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС школьного образования развитие школьников направлено на всестороннее развитие личности. Проблема формирования личности широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг и др.).
По мнению ученых, школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к творческой деятельности и является периодом становления базиса умений и навыков, усвоения ребенком математических знаний. В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по математическому обучению. Цель образования состоит в реализации процесса по передаче поколению так называемых высоких форм общественного сознания за счет учебной деятельности. Это говорит о том, что учебный материал в образовательном учреждении должен опираться на понятия, которые диктует сегодня современная наука, однако, это представляется невозможным для условий школы. Параллельно с этим, обучающиеся часто сталкиваются с большим количеством явлений и понятий на уроках математики. В результате чего, исследуются модели реальных явлений. Данный аспект делает возможным реализацию процесса будущей социализации обучающегося в современном обществе. Таким образом, следует отметить, что начиная с первых дней обучения в школе, обучающийся сталкивается с задачами. Решение задач оказывает большое влияние на развитие интеллекта обучающегося. Так, решая задачи, обучающийся знакомится с взаимосвязями явлений окружающего мира, расширяет свои познания о реальной действительности. Ключевой аспект обучения решению задач – это их применение в жизни вне школы. Также задачи занимают существенное место во всем курсе математики до конца школьного обучения. В результате, умение решать задачи обучающимся может продемонстрировать показатели его математического развития.
Задача представляет собой сложную систему знаний, в компонентах которой единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие (проблема и система решения), каждый компонент в свою очередь состоит из одних и тех же динамически зависимых элементов: объекта задачи, условий и требований, с одной стороны, методов, приемов и средств решения задачи.
Ключевая задача математического образования состоит в том, чтобы оснастить ученика общими методами и приемами мышления, развивать его пространственное воображение, умение вникать в смысл задач, рассуждать логически, а также научиться алгоритмическому мышлению. В этой связи становится важным аспект того, что каждый учащийся должен без «отставания» овладеть перечисленными умениями и навыками.
Процесс решения задач, в частности задач на работу, способствует развитию умений анализировать, отличать гипотезу и имеющиеся факты, выражать собственные мысли и предположения, а также развивать воображение и «математическую» интуицию, в которую входит пространственное представление, умение предугадать результат и решение задачи.
Степень изученности темы исследования. Вопросы применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби» были отражены в работах таких авторов как Балл Г.А., Белошистая А.В., Истомина Н. Б., Моро М.И., Стойлова Л. П. и мн. др.
Преподавание математики определяется федеральными образовательными стандартами четвертого поколения, федеральным компонентом государственных стандартов общего образования, концепцией повышения квалификации в системе общего образования, концепцией развития математического образования в Российской Федерации. Прежде всего, необходимо понимать, что национальные образовательные стандарты определяют лишь нижнюю границу содержания математического образования.
В школьном курсе тема «Дроби» занимает важное место: материалы используют в олимпиадах по математике, задания также встречаются в старшей школе в заданиях итоговых экзаменов.
Цель работы: изучить особенности применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби».
Объект исследования: изучение темы «Дроби».
Предмет исследования: применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби».
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности изучения темы «Дроби» в курсе основной школы.
2. Изучить особенности современных информационных технологий в образовании.
3. Проанализировать возможности современных информационных технологий при изучении темы «Дроби».
4. Провести диагностику уровня знаний учащихся по теме «Дроби».
5. Разработать комплекс упражнений по теме «Дроби» с применением современных информационных технологий.
6. Проверить эффективность комплекса упражнений по теме «Дроби» с применением современных информационных технологий.
Методы исследования: анализ источников, дедукция, обобщение.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов школьных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В процессе исследования, было определено, что понятие информационных технологий (далее — ИТ) целесообразно трактовать с позиции утвержденного Стандарта.
Таким образом, ИТ образовательного учреждения содержат в себе такие компоненты как:
информационные образовательные ресурсы (включая цифровые);
технологические средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
компьютеры;
иные виды ИКТ-оборудования;
коммуникационные каналы;
система современных педагогических технологий.
Информационные технологии в образовании подразумевают информационную образовательную среду (ИОС). Понятие ИОС многогранно с точки зрения социальной культуры и экономических условий современности. Личная ИОС каждой личности образовательного процесса крайне необходима, поскольку ИОС направленно непосредственно на развитие личности. Использование информационных технологий при обучении математике, должно быть реализовано на основе индивидуальной траектории обучения с возможностью организации обратной связи, обеспечивающей учет и контроль изучения (освоения) и выполнения заданий по каждому учебному модулю изучаемого курса.
В диагностике участвовали учащиеся 6 класса в количестве 16 человек.
Для диагностики уровня знаний учащихся по теме «Дроби» была разработана проверочная работа.
По результатам диагностики мы выяснили, что в группе преобладает средний уровень, также низкий уровень показали 27%, при этом на высоком уровне меньше всех учеников, основные трудности возникают в преобразовании, делении, умножении и решении задач. Меньше всего трудностей при вычитании и сложении.
Поэтому необходима разработка упражнений для повышения уровня обученности учеников.
Теоретический анализ научных источников показал, что умения реализовывать действовать по теме «Дроби» представляют собой интегральное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:
— когнитивный компонент включает знания о содержании базовых понятий, понимание их смысла, осознание необходимости применения этих знаний;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении знаний, проявляется в эмпатии;
— деятельностный компонент проявляется в способности решать задания в соответствии с усвоенными знаниями;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение знаний, перенос их в самостоятельную деятельность.
При повторной диагностике участвовали учащиеся 6 класса в количестве 16 человек.
Для диагностики уровня знаний учащихся по теме «Дроби» была разработана проверочная работа.
По результатам диагностики мы выяснили, что в группе преобладает высокий и средний уровень, также низкий уровень не показали учащиеся, при этом на высоком уровне больше всех учеников, основные трудности возникают в преобразовании, решении задач. Меньше всего трудностей при вычитании, сложении, умножении и делении.
Поэтому разработка упражнений для повышения уровня обученности учеников была эффективной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения современных информационных технологий при изучении темы «Дроби»
1.1. Изучение темы «Дроби» в курсе основной школы
Программа по математике 6 класса по теме «дроби» основана на календарно-тематическом планировании учебных материалов.
Само понятие «дробь», как совокупность определяющих признаков, закрепляется в сознании человека и является одним из основных компонентов содержания любой учебной темы, в том числе и математики.
Первое математическое понятие, с которым ребенок сталкивается в школе, — это понятие чисел. Понятие чисел является одним из основных аспектов математики, и его усвоение очень важно для учащихся [7].
Понимание натурального числа обычно усваивается еще до поступления в школу.
В процессе изучения математики понятие чисел постепенно расширяется. Это связано с практическим применением чисел – измерением количества. Для этих целей натуральных чисел недостаточно: единицы измерения не всегда соответствуют целому числу, кратному измеряемой величине.
Для того чтобы выразить результаты любого измерения, необходимо расширить запас чисел путем введения новых чисел, отличных от натуральных. Так появляются рациональные (то есть дробные) числа, а затем иррациональные числа, которые вместе образуют множество действительных чисел.
Расширение понятия чисел на этом не останавливается, а продолжается, поскольку оно необходимо для других наук и самой математики [7].
Введение в понятие десятичных дробей происходит, как правило, в основной школе. Затем понятие дробей расширяется и углубляется. В связи с этим ученику необходимо ознакомиться с методом вычисления дробей, научиться видеть связь между натуральными числами и рациональными множествами чисел и в конечном итоге полностью усвоить понятие рациональных чисел.
Понятие дробей и действия с ними не так фундаментально, как думают учителя математики. Зачастую действия с дробями могут вызвать серьезные затруднения даже у старшеклассников. Поэтому проблема достоверного и ясного усвоения понятия дробей и вычисления дробей является актуальной.
Математический курс «дроби» имеет несколько целей обучения:
Предметные — систематическое развитие понятия чисел; развитие умения выполнять устную и письменную арифметику с числами.
Метапредметные — создание условий, получение начального опыта в математическом моделировании; освоение общих методов интеллектуальной деятельности.
Личностные — развитие логического мышления, интереса к математическому творчеству.
Основная цель раздела 5-го класса — познакомить каждого ученика с понятием дробей, ввести десятичные дроби.
Задачи исследовательской части:
Познавательные — знакомство учащихся с понятием «дроби»; формирование умения отмечать дроби на координатном луче; умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические операции с дробями.
Развивающие — развитие восприятия, внимания, памяти; развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умений применять теоретические знания на практике [7].
Воспитательные — воспитание познавательного интереса к предмету; развитие чувства уверенности в себе, развитие умения работать коллективно.
Раздел «обыкновенные дроби» разделен на два блока:
1 Блок-круг и окружность. Дроби и обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби.
Цель учебного блока: