Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология\Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Применение метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте 8

1.2. Специфика процесса коррекции у детей дошкольного возраста 14

1.3. Потенциал метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24

2.1. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста 24

2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством метода сказкотерапии 35

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии 37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ 50

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 50

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 52

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………………52

ЗAКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Динамика и эмоциональная насыщенность жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований к психоэмоциональным, интеллектуальным и физическим возможностям человека. В этих условиях наименее защищенными оказываются дети, поскольку их психика еще неустойчива и легко уязвима: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии способствует формированию у него различных страхов (Акопян Л.С., 2010).

С одной стороны, страх является одной из фундаментальных эмоций человека и выполняет разнообразные функции в его психической жизни. Будучи естественной реакцией на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Кроме того, страх можно рассматривать и как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней (Прихожан А. М., 2000). Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере, они могут превратиться в эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Болезненно заостренные и сохраняющиеся длительное время страхи служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка (Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., 2008).

Одним из наиболее доступных и эффективных направлений помощи детям при преодолении страхов в настоящее время считается сказкотерапия. Данный метод обладает такими достоинствами как отсутствие значительных временных затрат, соответствие возрастным особенностям детского мышления (магическое восприятие действительности), что позволяет в краткосрочной терапии добиться гармонизации состояния ребенка (Офицерова С.В., 2015). Кроме того, сказкотерапия является естественной и традиционной форму общения ребенка и взрослого — через сказку. Она пробуждает творческий потенциал ребенка, делает доступными ресурсные состояния, учит его видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете (Чебыкина О.А., 2014).

Необходимо отметить, что в настоящее время далеко не все психологические ресурсы используются в коррекции и преодолении страхов у детей дошкольного возраста. К сожалению, к таким методам относится и сказкотерапия. Между тем, преодоление страхов будет способствовать предотвращению дальнейшей невротизации ребенка и раскрытию его эмоциональных ресурсов. Это и обусловило актуальность и значимость проведенного исследования.

Объект исследования – страхи дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – сказкотерапия как метод коррекции страхов в дошкольном возрасте.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Гипотеза исследования – мы полагаем, что разработанная программа сказкотерапии будет эффективным средством коррекции страхов дошкольников, если:

– выявить и учитывать уровень сформированности страхов детей дошкольного возраста;

– педагоги и родители будут включены в этот процесс;

–разработать педагогическую технологию, способствующую коррекции страхов дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические аспекты исследования страхов и психологических подходов к их коррекции в дошкольном возрасте.

2. Определить специфику коррекции страхов дошкольников.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования уровня выраженности и содержания страхов дошкольников.

4. Реализовать опытно-экспериментальную работу по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии..

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по преодолению страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии.

Теоретико-методологическая основа исследования: основные проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов: З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, Г.С. Салливена, К. Хорни, К. Изарда, К. Гроса, К. Роджерса, В и многих других. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: А.И. Захарова, A.M. Прихожан, В.Д. Зеньковского, B.Л. Леви, В.И. Гарбузова и других. В последнее десятилетие все большее внимание уделяется специалистами проблеме психологии именно детских страхов. Их генезис, особенности, а также возможности коррекции и профилактики рассмотрены в работах А.И. Захарова, A.C. Спиваковской, Ф.Е. Василюк, A.M. Прихожан, Л.С. Акопян, Ю.А. Кочетовой и др. Однако, среди опубликованных работ мы обнаружили лишь весьма немногочисленные исследования, посвященные возможностям сказкотерапии как методу коррекции страхов у дошкольников. Между тем, существует немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей сказок (П.Я. Гальперина, Н.Е. Вераксы, В. П. Зинченко, О. JI. Кабачека, A.B. Зосимовского, Н. С. Кукарева, Т.Б. Лаврентьевой, И.И. Тихомировой и др.). Основные идеи сказкотерапевтической психодиагностики, психокоррекции развития детей выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Методы исследования:

— теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой теме, обобщение научного опыта (отечественного и зарубежного);

— практические: наблюдение, опрос, анкетирование, проектирование, моделирование, качественный и количественный анализ.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о методе сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования – предлагаемая программа диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в практической работе психологов.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49».

Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (4 с), трех глав, заключения, списка литературы, приложение. Работа содержит таблицы, рисунки, приложения. Список литературы содержит 47 источников. Общий объем работы составляет 79 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью нашего исследования – оценка эффективности программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии — была реализована. Поставленные задачи были решены.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста, которые определяются, согласно отечественной школе возрастной психологии в рамках культурно-исторического подхода социальной ситуацией развития, ведущем видом деятельности, а также новообразованиями данного возраста. Социальная ситуация развития детей старшего дошкольного возраста определяется системой взаимоотношений «ребенок – общественный взрослый», где взрослый является носителем общественных функций и социальных отношений. Для детей дошкольного возраста характерен интерес к миру взрослых, что важно учитывать в развивающей и коррекционной работе с ними.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра. Именно в игре происходит освоение социальных отношений, моральных норм и развитие нравственных качеств. Понимание ведущего значения игры для дошкольного возраста помогает определять формы работы с детьми, вне зависимости от выбранных методик работы важно включать хотя бы элементы игровой деятельности, что способствует повышению эффективности реализации любой программы развития или коррекции в дошкольном возрасте.

Также анализ литературы, посвященной возрастной психологии дошкольников, показал, что главными новообразованиями дошкольного возраста являются возникновение первого мировоззрения, первых этических инстанций (что такое хорошо, и что такое плохо), появление соподчинения мотивов, произвольность поведения, возникновения личного сознания. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется внутренняя позиция школьника.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста часто характеризуется большим количеством страхов. Страх является базовой эмоцией человека, он позволяет познавать ребенку окружающую реальность, выполняет социализирующую и обучающую функции. Но при этом, как отмечают многие специалисты, страх может стать причиной различных расстройств психики и поведения ребенка, привести к возникновению неврозов, которые без коррекции могут остаться на всю жизнь и способствовать развитию негативных качеств характера. Именно поэтому необходимо проводить работу, направленную на коррекцию страхов детей дошкольного возраста.

Проведенный анализ литературы показал, что из-за ограничений использования большей части психотерапевтических методов в дошкольном возрасте, ведущими методами являются различные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, куклотерапия, игровая, танцевальная, музыкальная терапия и т. д.

В данной работе был рассмотрен такой метод как сказкотерапия. Использование данного метода дает возможность проявить значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения, что способствует снижению некоторых видов страхов дошкольников. Сказкотерапия позволяет вводить в себя и другие методы, такие как игра, рисование, драматизация, что повышает ее эффективность в коррекционной работе с детьми.

В практической части работы было проведено экспериментальное исследование, цель которого – изучить эффективность использования сказкотерапии в коррекции страхов детей дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте

Страх выделяется психологами как одна из основных эмоций. С точки зрения А.С. Спиваковской, он относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Его вызывает конкретная, близкая опасность, которая уже наступила [41]. По мнению А.И. Захарова, страх – это «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [16, с. 8]. Современные исследования подтверждают, что в смене объектов страха отражаются не только особенности познавательного развития дошкольников, но символически и ситуации (реальные или нереальные), породившие негативные эмоции и воспринятые как пугающие [23].

Л.В. Орлова определяет страх как базовую эмоциональную реакцию человека, возникающую в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существованию. Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования и, наконец, определенный поведенческий репертуар [36].

В общем виде страхи, по мнению Л.В. Орловой, подразделяются на ситуативно-обусловленные (возникающие в необычной, опасной или шокирующей обстановке) и личностно-обусловленные страхи (предопределенные характером человека). Далее, она подразделяет страхи на предметные (адекватные и неадекватные, периодические и хронические) и экзистенциальные. К экзистенциальным страхам она относит страх перед смертью, страх перед свободой, страх перед бессмысленностью и страх перед одиночеством. Страх смерти предполагает определенную зрелость чувств, их глубину, поэтому он особенно выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей [36].

Также Л.В. Орлова говорит о внушенных страхах, которые возникают у детей на основе повышенной чувствительности и тревожности, усвоения чужого опыта, «чужих» страхов. Возникновению внушенных страхов способствует практика запугивания детей со стороны родителей. Мнительность родителей, разрушающие у детей остатки уверенности в себе, также оказывается в числе обстоятельств, благоприятствующих появлению внушенных страхов у детей [36].

Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа. Как было отмечено, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть, как ее прямым следствием, так и предвосхищением возможного ее повторения [44].

Как показал проведенный анализ возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста, именно данный период является определяющим в становлении личности ребенка, так как в дошкольном детстве складываются основные личностные качества, что во многом определяет все последующее развитие ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях, неблагоприятные обстоятельства могут привести к формированию у детей таких качеств личности, как повышенная тревожность, боязливость, наличие стойких и навязчивых страхов [4].

М.В. Киселева основными группами страха детей называет:

— медицинские страхи – страх заболеть, страх уколов, врачей, боли, крови;

— страхи, связанные с причинением физического ущерба, – страх транспорта, страх стихии, огня, пожара, войны, неожиданных звуков;

— пространственные страхи – страх высоты, глубины, воды, замкнутого пространства;

— социально опосредованные страхи – страх одиночества, нападения, чужих людей, родителей, наказания, опоздания в детский сад [24].

Вместе с тем, с помощью страха ребенок познает окружающую реальность, учится избирательному и критичному отношению к ней. Таким образом, в процессе формирования личности страх выполняет и социализирующую, и обучающую роль. В этой связи, воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого есть свои естественные психологические механизмы для его преодоления. Анализ проблемы показывает, что практически все дети подвержены возрастным страхам. Страхи ребенка как бы спутники и своего рода показатели его постепенно развивающегося воображения. Исследователь А.И. Захаров отмечает, что именно в 6 лет дети наиболее чувствительны к страхам, причем как мальчики, так и девочки. Кроме того, восприятие страхов расширяет переживания детей, делая их более глубокими, непосредственно влияя на завершающееся к этому возрасту созревание сферы эмоций дошкольника, развитие его воображения и умения «ставить себя на место другого человека» [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы