Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Применение метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте 8
1.2. Специфика процесса коррекции у детей дошкольного возраста 14
1.3. Потенциал метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста 24
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством метода сказкотерапии 35
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ 50
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 50
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) по преодолению страхов у детей дошкольного возраста 52
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………………52
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Введение:
Актуальность темы исследования. Динамика и эмоциональная насыщенность жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований к психоэмоциональным, интеллектуальным и физическим возможностям человека. В этих условиях наименее защищенными оказываются дети, поскольку их психика еще неустойчива и легко уязвима: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии способствует формированию у него различных страхов (Акопян Л.С., 2010).
С одной стороны, страх является одной из фундаментальных эмоций человека и выполняет разнообразные функции в его психической жизни. Будучи естественной реакцией на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Кроме того, страх можно рассматривать и как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней (Прихожан А. М., 2000). Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Однако при большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере, они могут превратиться в эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Болезненно заостренные и сохраняющиеся длительное время страхи служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка (Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., 2008).
Одним из наиболее доступных и эффективных направлений помощи детям при преодолении страхов в настоящее время считается сказкотерапия. Данный метод обладает такими достоинствами как отсутствие значительных временных затрат, соответствие возрастным особенностям детского мышления (магическое восприятие действительности), что позволяет в краткосрочной терапии добиться гармонизации состояния ребенка (Офицерова С.В., 2015). Кроме того, сказкотерапия является естественной и традиционной форму общения ребенка и взрослого — через сказку. Она пробуждает творческий потенциал ребенка, делает доступными ресурсные состояния, учит его видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете (Чебыкина О.А., 2014).
Необходимо отметить, что в настоящее время далеко не все психологические ресурсы используются в коррекции и преодолении страхов у детей дошкольного возраста. К сожалению, к таким методам относится и сказкотерапия. Между тем, преодоление страхов будет способствовать предотвращению дальнейшей невротизации ребенка и раскрытию его эмоциональных ресурсов. Это и обусловило актуальность и значимость проведенного исследования.
Объект исследования – страхи дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – сказкотерапия как метод коррекции страхов в дошкольном возрасте.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что разработанная программа сказкотерапии будет эффективным средством коррекции страхов дошкольников, если:
– выявить и учитывать уровень сформированности страхов детей дошкольного возраста;
– педагоги и родители будут включены в этот процесс;
–разработать педагогическую технологию, способствующую коррекции страхов дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования страхов и психологических подходов к их коррекции в дошкольном возрасте.
2. Определить специфику коррекции страхов дошкольников.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования уровня выраженности и содержания страхов дошкольников.
4. Реализовать опытно-экспериментальную работу по коррекции страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии..
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по преодолению страхов у дошкольников посредством метода сказкотерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов: З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, Г.С. Салливена, К. Хорни, К. Изарда, К. Гроса, К. Роджерса, В и многих других. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: А.И. Захарова, A.M. Прихожан, В.Д. Зеньковского, B.Л. Леви, В.И. Гарбузова и других. В последнее десятилетие все большее внимание уделяется специалистами проблеме психологии именно детских страхов. Их генезис, особенности, а также возможности коррекции и профилактики рассмотрены в работах А.И. Захарова, A.C. Спиваковской, Ф.Е. Василюк, A.M. Прихожан, Л.С. Акопян, Ю.А. Кочетовой и др. Однако, среди опубликованных работ мы обнаружили лишь весьма немногочисленные исследования, посвященные возможностям сказкотерапии как методу коррекции страхов у дошкольников. Между тем, существует немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей сказок (П.Я. Гальперина, Н.Е. Вераксы, В. П. Зинченко, О. JI. Кабачека, A.B. Зосимовского, Н. С. Кукарева, Т.Б. Лаврентьевой, И.И. Тихомировой и др.). Основные идеи сказкотерапевтической психодиагностики, психокоррекции развития детей выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой теме, обобщение научного опыта (отечественного и зарубежного);
— практические: наблюдение, опрос, анкетирование, проектирование, моделирование, качественный и количественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о методе сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования – предлагаемая программа диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в практической работе психологов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49».
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (4 с), трех глав, заключения, списка литературы, приложение. Работа содержит таблицы, рисунки, приложения. Список литературы содержит 47 источников. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Заключение:
Целью нашего исследования – оценка эффективности программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии — была реализована. Поставленные задачи были решены.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста, которые определяются, согласно отечественной школе возрастной психологии в рамках культурно-исторического подхода социальной ситуацией развития, ведущем видом деятельности, а также новообразованиями данного возраста. Социальная ситуация развития детей старшего дошкольного возраста определяется системой взаимоотношений «ребенок – общественный взрослый», где взрослый является носителем общественных функций и социальных отношений. Для детей дошкольного возраста характерен интерес к миру взрослых, что важно учитывать в развивающей и коррекционной работе с ними.
Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра. Именно в игре происходит освоение социальных отношений, моральных норм и развитие нравственных качеств. Понимание ведущего значения игры для дошкольного возраста помогает определять формы работы с детьми, вне зависимости от выбранных методик работы важно включать хотя бы элементы игровой деятельности, что способствует повышению эффективности реализации любой программы развития или коррекции в дошкольном возрасте.
Также анализ литературы, посвященной возрастной психологии дошкольников, показал, что главными новообразованиями дошкольного возраста являются возникновение первого мировоззрения, первых этических инстанций (что такое хорошо, и что такое плохо), появление соподчинения мотивов, произвольность поведения, возникновения личного сознания. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется внутренняя позиция школьника.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста часто характеризуется большим количеством страхов. Страх является базовой эмоцией человека, он позволяет познавать ребенку окружающую реальность, выполняет социализирующую и обучающую функции. Но при этом, как отмечают многие специалисты, страх может стать причиной различных расстройств психики и поведения ребенка, привести к возникновению неврозов, которые без коррекции могут остаться на всю жизнь и способствовать развитию негативных качеств характера. Именно поэтому необходимо проводить работу, направленную на коррекцию страхов детей дошкольного возраста.
Проведенный анализ литературы показал, что из-за ограничений использования большей части психотерапевтических методов в дошкольном возрасте, ведущими методами являются различные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, куклотерапия, игровая, танцевальная, музыкальная терапия и т. д.
В данной работе был рассмотрен такой метод как сказкотерапия. Использование данного метода дает возможность проявить значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения, что способствует снижению некоторых видов страхов дошкольников. Сказкотерапия позволяет вводить в себя и другие методы, такие как игра, рисование, драматизация, что повышает ее эффективность в коррекционной работе с детьми.
В практической части работы было проведено экспериментальное исследование, цель которого – изучить эффективность использования сказкотерапии в коррекции страхов детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические исследования сказкотерапии как метода коррекции детских страхов в дошкольном возрасте
Страх выделяется психологами как одна из основных эмоций. С точки зрения А.С. Спиваковской, он относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Его вызывает конкретная, близкая опасность, которая уже наступила [41]. По мнению А.И. Захарова, страх – это «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [16, с. 8]. Современные исследования подтверждают, что в смене объектов страха отражаются не только особенности познавательного развития дошкольников, но символически и ситуации (реальные или нереальные), породившие негативные эмоции и воспринятые как пугающие [23].
Л.В. Орлова определяет страх как базовую эмоциональную реакцию человека, возникающую в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существованию. Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования и, наконец, определенный поведенческий репертуар [36].
В общем виде страхи, по мнению Л.В. Орловой, подразделяются на ситуативно-обусловленные (возникающие в необычной, опасной или шокирующей обстановке) и личностно-обусловленные страхи (предопределенные характером человека). Далее, она подразделяет страхи на предметные (адекватные и неадекватные, периодические и хронические) и экзистенциальные. К экзистенциальным страхам она относит страх перед смертью, страх перед свободой, страх перед бессмысленностью и страх перед одиночеством. Страх смерти предполагает определенную зрелость чувств, их глубину, поэтому он особенно выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей [36].
Также Л.В. Орлова говорит о внушенных страхах, которые возникают у детей на основе повышенной чувствительности и тревожности, усвоения чужого опыта, «чужих» страхов. Возникновению внушенных страхов способствует практика запугивания детей со стороны родителей. Мнительность родителей, разрушающие у детей остатки уверенности в себе, также оказывается в числе обстоятельств, благоприятствующих появлению внушенных страхов у детей [36].
Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа. Как было отмечено, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть, как ее прямым следствием, так и предвосхищением возможного ее повторения [44].
Как показал проведенный анализ возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста, именно данный период является определяющим в становлении личности ребенка, так как в дошкольном детстве складываются основные личностные качества, что во многом определяет все последующее развитие ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях, неблагоприятные обстоятельства могут привести к формированию у детей таких качеств личности, как повышенная тревожность, боязливость, наличие стойких и навязчивых страхов [4].
М.В. Киселева основными группами страха детей называет:
— медицинские страхи – страх заболеть, страх уколов, врачей, боли, крови;
— страхи, связанные с причинением физического ущерба, – страх транспорта, страх стихии, огня, пожара, войны, неожиданных звуков;
— пространственные страхи – страх высоты, глубины, воды, замкнутого пространства;
— социально опосредованные страхи – страх одиночества, нападения, чужих людей, родителей, наказания, опоздания в детский сад [24].
Вместе с тем, с помощью страха ребенок познает окружающую реальность, учится избирательному и критичному отношению к ней. Таким образом, в процессе формирования личности страх выполняет и социализирующую, и обучающую роль. В этой связи, воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого есть свои естественные психологические механизмы для его преодоления. Анализ проблемы показывает, что практически все дети подвержены возрастным страхам. Страхи ребенка как бы спутники и своего рода показатели его постепенно развивающегося воображения. Исследователь А.И. Захаров отмечает, что именно в 6 лет дети наиболее чувствительны к страхам, причем как мальчики, так и девочки. Кроме того, восприятие страхов расширяет переживания детей, делая их более глубокими, непосредственно влияя на завершающееся к этому возрасту созревание сферы эмоций дошкольника, развитие его воображения и умения «ставить себя на место другого человека» [18].