Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Применение интермодальных методов терапии искусствами в работе специального психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
Исторические предпосылки интермодальной терапии экспрессивными
искусствами 8
1.1. Истоки терапии экспрессивными
искусствами. 8
1.2.
История подхода терапии экспрессивными искусствами и ее распространение. 13
2. Отечественный опыт терапии
экспрессивными искусствами как научного направления. 21
2.1. Становление терапии
экспрессивными искусствами за рубежом. 21
2.2.
Зарубежный опыт интермодальной терапии экспрессивными искусствами 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
За
последние 100 лет многие люди в области психологии, психиатрии,
консультирования, терапии творческого искусства и других отраслей науки, пришли
к осознанию потенциала искусства, музыки, движения, письма, драмы и других
видов искусства в терапии. Интермодальная
терапия экспрессивными искусствами —
одно из направлений терапии искусствами, которое широко используется с детьми,
подростками, взрослыми, семьями и группами.
В своей
основополагающей работе «Искусство и психотерапия» Шон МакНифф отмечает, что экспрессивная терапия — это та, которая
вводит действие в психотерапию и что «действие в терапии и жизни редко
ограничивается определенным способом выражения». Хотя беседа все еще является
традиционным методом обмена в терапии и консультировании, практикующие
экспрессивную терапию знают, что у людей также есть разные чувства восприятия
[60].
Экспрессивная
терапия только в последнее время стала включаться в практику психологии,
психиатрии, социальной работы, консультирования и медицины. Экспрессивная
терапия определяется в этом тексте как использование искусства, музыки,
танца/движения, драмы, поэзии/творческого письма, игры и песочницы в контексте
психотерапии, консультирования, реабилитации или здравоохранения.
В то время
как экспрессивная терапия может рассматриваться как уникальная область
психотерапии и консультирования, в рамках этой области существует набор
индивидуальных подходов, определяемых следующим образом:
Арт-терапия
использует художественные средства, образы и творческий процесс и уважает
реакцию пациента/клиента на созданные продукты как отражение развития,
способностей, личности, интересов, проблем и конфликтов. Это терапевтическое
средство примирения эмоциональных конфликтов, укрепления самосознания, развития
социальных навыков, управления поведением, решения проблем, снижения
тревожности, содействия ориентации на реальность и повышения.
Музыкальная
терапия использует музыку для достижения положительных изменений в
психологическом, физическом, когнитивном или социальном функционировании людей
с проблемами здоровья или образования.
Драма
терапия — это систематическое и преднамеренное использование драматических/
театральных процессов, продуктов и ассоциаций для достижения терапевтических
целей облегчения симптомов, эмоциональной и физической интеграции и личностного
роста. Это активный подход, который помогает клиенту рассказать свою историю,
чтобы решить проблему, достичь катарсиса, расширить глубину и широту внутреннего
опыта, понять значение образов, и усиливают способность наблюдать личные роли,
увеличивая гибкость между ролями.
Танцевально-двигательная
терапия основана на предположении, что тело и ум взаимосвязаны, и определяется
как психотерапевтическое использование движения как процесса, способствующего
эмоциональной, когнитивной и физической интеграции индивида.
Танцевальная/двигательная терапия влияет на изменения в чувствах, познании,
физическом функционировании и поведении.
Поэтическая
терапия и библиотерапия — термины, используемые синонимично для описания
намеренного использования поэзии и других форм литературы для исцеления и
личностного роста.
Комплексный
подход к искусству или интермодальная (также известная как мультимодальная)
терапия включает в себя две или более экспрессивных терапии для повышения
осведомленности, поощрения эмоционального роста и улучшения отношений с
другими. Интермодальная терапия отличается от тесно связанных с ней дисциплин
арт-терапии, музыкальной терапии, танцевально-двигательной терапии и
драматической терапии тем, что основана на взаимосвязи искусств. Она основана
на различных ориентациях, включая искусство как терапию, художественную
психотерапию и использование искусства для традиционного исцеления.
Хотя все
экспрессивные терапии включают действие, каждая из них также имеет присущие ей
различия. Например, визуальное выражение способствует более частной,
изолированной работе и может способствовать усилению процесса индивидуации;
музыка часто воздействует на чувства и может способствовать социализации, когда
люди сотрудничают в песне или одновременно играют на инструментах; и
танец/движение предлагают возможности для взаимодействия и формирования
отношений. Другими словами, каждая форма экспрессивной терапии имеет свои
уникальные свойства и роли в терапевтической работе в зависимости от ее
применения, практикующего, клиента, постановки и целей.
Терапевты,
незнакомые с экспрессивной терапией, часто задаются вопросом, использовались ли
эти модальности в качестве формы оценки. Некоторые практикующие экспрессивную
терапию считают, что использование искусства, музыки, движения или других
способов оценки нецелесообразно из-за отсутствия существенных исследовательских
данных, и что в некоторых обстоятельствах такое использование может быть даже
контрпродуктивным. Несмотря на эту позицию, формальные оценки были разработаны
в арт-терапии, музыкальной терапии и других методах экспрессивной терапии с
целью добавления к другим доступным психиатрическим, поведенческим и
развивающим оценкам.
Федер
выделяет несколько основных способов использования экспрессивной терапии в
оценке: (1) оценка способностей и предпочтений, включая формальные и
неформальные инвентаризации и наблюдения за навыками и интересами индивидов;
(2) оценка жизненного опыта и способностей; и (3) оценка психологических,
психосоциальных и/или когнитивных аспектов. Многие из этих оценок, описанных в
последующих главах этой книги, могут быть использованы в сочетании с другими
методами оценки в смежных областях психологии и консультирования. Наконец,
экспрессивные методы лечения, такие как искусство, музыка и танец/движение,
иногда неправильно обозначаются как «невербальные» методы лечения. На самом
деле они являются как невербальными, так и вербальными, потому что вербальная
коммуникация мыслей и чувств является центральной частью терапии в большинстве
ситуаций. Однако для ребенка с ограниченной речью, пожилого человека,
потерявшего способность говорить из-за инсульта или слабоумия, или
пострадавшего от травмы, который может быть неспособен выразить идеи в речи,
выражение через искусство, музыку, движение или игру может быть способом
передать себя без слов и может быть основной формой общения в терапии.
Несмотря на все достоинства интермодальной
терапии экспрессивными искусствами многие исторические предпосылки и
современное состояние развития данного вида терапии до сих пор не изучены до
конца. В рамках данной работы предпринята попытка изучить предпосылки
становления, этапы становления как науки и особенности развития интермодальной
терапии экспрессивными искусствами.
Объектом данной работы
выступает интермодальная терапия экспрессивными искусствами.
Предмет исследования —
процесс становления и развития интермодальной терапии экспрессивными
искусствами.
Цель исследования — проанализировать
особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами.
Задачи исследования:
1. изучить исторические
предпосылки возникновения интермодальной терапии экспрессивными искусствами,
2. определить основные
теории и концепции интермодальной терапии экспрессивными искусствами,
3. определить основные практические направления
интермодальной терапии экспрессивными искусствами в России и за рубежом.
Методы исследования: анализ
научной литературы, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость
данной работы заключается в том, что в работе подробно рассмотрены основные
подходы и этапы развития интермодальной терапии экспрессивнымыи искусствами.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы и практика использования
интермодальной терапии экспрессивными искусствами в России и за рубежом, могут
лечь в разработку программы по коррекции личностной и эмоциональной сферы.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
История
показывает, что искусство всегда использовалось для исцеления и составляло
неотъемлемую часть общественной жизни. Каждый считался художником. Коренные народы
сегодня все еще включают искусство в свою повседневную жизнь. Только в наше
время общество отодвинуло искусство в отдельную область, где оно воспринимается
аудиторией и создается избранной группой людей, которые, как считается,
обладают талантом и мастерством. Более того, в наше время искусство само по
себе разделилось. Различные техники изучаются и практикуются отдельно:
изобразительное искусство, музыка, драма, фотография, поэзия и их
подразделения. Только недавно в кинематографе и видеопроизводстве был внедрен
мультимодальный подход. Искусство, естественно, многомодально. Человеческое
тело и его чувства воспринимают и выражают через множество модальностей. Таким
образом, холистический подход к исцелению с помощью искусства является
мультимодальным. Выразительные искусства используют комбинацию модальностей.
Терапевты экспрессивных искусств обнаружили, что процесс углубляется по мере
изучения более чем одной среды.
Экспрессивная терапия — это
интермодальная область, сочетающая в себе изучение здоровья, болезни,
жизнестойкости и Искусства. В процессе создания произведений искусства
экспрессивный арт-терапевт обнаруживает, как их клиенты могут жить лучше, как
Искусство способствует изменениям, личностному росту и трансформации.
В основе терапии экспрессивных
искусств лежит практика Искусства и наша реакция на это врожденное качество.
Этот творческий процесс помогает нам реагировать и формировать наш мир таким
образом, чтобы он был живительным и исцеляющим. Внутренняя человеческая
способность к творчеству находится в центре терапевтической работы, и, таким
образом, творческое побуждение становится сильнее болезни, болезни или
психического расстройства, позволяя клиенту соприкоснуться со своими
внутренними силами и получить представление о том, как эти ресурсы могут влиять
и трансформировать большую дисгармонию.
Среди основных основоположников этого направления
обычно называют имена Паоло Книлла, Шона МакНифа, Стивена и Елен Левайн, Натали
Роджерс. Интермодальная терапия искусствами уделяет внимание полимодальным и образным основам
сознания, культурологии, эстетике
и исследованиям через искусство, древним
и традиционным (в том числе шаманским практикам), что делает терапию синкретичным
междисциплинарным направлением с богатыми возможностями прикладного использования
как в терапии и консультировании, так и в образовании и социальной работе.
Подход интермодальной терапии искусствами использует в
одной терапевтической индивидуальной и групповой сессии различные виды
искусств, такие как танец, рисунок, музыка, поэзия и переходы между ними как
путь создания условий для психологической работы и разрешения проблем. Данный
подход проводит параллели между художественными и психологическими процессами и
использует территорию искусства как территорию поиска ответов на вопросы,
поставленные в реальной жизни. Художественная экспрессия предполагает активную
позицию творца, что позволяет преодолевать стагнацию или тупиковое состояние,
связанное с переживанием любой проблемы или конфликта, и, по большому счету,
стать художником своей собственной жизни.
Во-первых, интермодальная
терапия искусствами использует в одной терапевтической индивидуальной или
групповой сессии различные виды искусств или модальности и переходы между ними.
В то время как арт-терапия и мономодальные направления используют в основном
одну модальность или один вид искусства.
Во-вторых, отличие от
классической арт-терапии и танцевально-двигательной терапии, выросших на
психоаналитическом основании, методологически интермодальная терапия
экспрессивными искусствами опирается не на психоанализ, а на феноменологический
подход и гуманистическую философию. В интермодальной терапии избегают
интерпретаций, терапевт, скорее, помогает установить диалог и контакт с
пришедшими образами и понять их послание.
В-третьих, если арт-терапия
принесла искусство на территорию психотерапии, то в интермодальной терапии
искусствами меняется само основание работы.
Фрагмент текста работы:
1. Исторические
предпосылки интермодальной терапии
экспрессивными искусствами 1.1.
Истоки терапии экспрессивными искусствами В древние времена искусство
рассматривалось как обладающее целительной, преобразующей и духовной силой.
Живопись, рассказывание историй, обмен мечтами, изготовление масок, танцы и
пение были неотъемлемой частью жизни общины. В книге «Выразительное тело в
жизни, искусстве и терапии» Дарья Халприн писала: «Искусство играло
значительную роль в интеграции личности, семьи и группы — от церемониального
обозначения переходов в жизнь и смерть, брак и войну до лечения болезней и
взаимодействия с силами природы, а также как средство молитвы и соединения с
божественным. Коренные народы сегодня все еще включают искусство как неотъемлемую
часть жизни и коллективного опыта[48].
Существует множество ссылок
в медицине, антропологии и искусстве на самые ранние целительные применения
экспрессивных модальностей. Например, египтяне, как сообщается, поощряли людей
с психическими заболеваниями заниматься художественной деятельностью; греки
использовали драму и музыку для ее репаративных свойств; а история царя Саула в
Библии описывает успокаивающие свойства музыки.
Аристотель был первым, кто
дал своего рода определение катарсиса, хотя и не упомянул термин катарсис таким
образом — это имитация действия серьезного, законченного и определенного
масштаба; в языке, украшенном каждым видом художественного орнамента, несколько
видов которого встречаются в отдельных частях пьесы; в форме действия, а не повествования;
через жалость и страх, производящие надлежащее очищение этих эмоций. Катарсис —
это метафора, используемая Аристотелем для описания того, как воздействует на
зрителей трагедия. Говоря об исцели искусством, он аргументирует, что должен
быть объект, которым может быть книга, картина, музыкальное произведение,
спектакль и т. д., который должен объединить как минимум двух людей: художника
и их аудиторию[53].