Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 Глава 1. Права детей-сирот и
детей, оставшихся без родителей в социальном обеспечении 6 1.1. Проблемы
социального сиротства в России 6 1.2. Формы
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13 1.3. Правовое
положение детей, оставшихся без попечения родителей 23 Глава 2. Особенности
организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в семьях, взявших на воспитание детей в
субъектах РФ 29 2.1. Меры
по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в семьях, взявших на
воспитание детей в субъектах РФ 29 2.2. Дополнительные
гарантии детей – инвалидов и детей, оставшихся без родителей в семьях,
взявших на воспитание детей в субъектах РФ 34 2.3. Гражданско-правовые
способы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, при внеочередном предоставлении жилья 38 2.4. Права
детей сирот и детей, оставшихся без родителей в социальном обеспечении в семьях,
взявших на воспитание детей в субъектах РФ 46 Глава 3. Пути и методы решения
социального сиротства в России 52 3.1. Пути
решения проблем социального сиротства в России 52 3.2. Методы
решения социального сиротства в России 55 Заключение 60 Список
использованной литературы 63 Приложения 72
Введение:
Актуальность темы исследования.
Сложная
экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в нашей стране, порождает
стрессовые ситуации в российских семьях. Отсутствие собственного жилья и
тяжелая финансовая ситуация (низкий уровень заработной платы, латентная
безработица), усугубляемые неблагоприятными экономическими факторами (инфляция,
высокая налоговая нагрузка, рост цен на продукты и тарифы жилищно-коммунальных
услуг), отрицательно сказываются на нормальном существовании российских семей.
Многие из них живут на различные социальные пособия, пенсии, или вовсе не имеют
средств к существованию.
Негативным последствием дисфункции семьи является социальное
сиротство. Весь объем заботы о сиротах, включая социальных, — на плечах
государства. Оно должно достигнуть достойного уровня жизни каждого ребенка,
защитить права и интересы находящихся под опекой у государства детей, подобрать
для них достойных опекунов или родителей, а также проконтролировать семьи,
усыновившие или взявшие под опеку детей.[1]
В последнее время в России в связи с интенсивным
распространением семейных форм устройства детей особую значимость приобретают
проблемы, связанные с институтом приемной семьи. Сиротство приобретает настолько
широкие масштабы, что большую актуальность приобретает необходимость
исследования правового регулирования и практики функционирования приемной семьи
как института в обществе.
Так, на начало 2021 года в России числилось 406 128
детей-сирот, почти 365 тысяч из них находилось на воспитании в замещающихся
семьях.[2] И хотя число детей-сирот
в России за 2020 год сократилось на 6,6%,[3] острота проблемы не
снижается.
Надо отметить, что институт приемного родительства в
последнее время начал активно развиваться. Во многом роль сыграла политика
государства, направленная на решение проблемы социального сиротства.
Еще более актуализирует тему изучения и развития института
приемной семьи в России тот факт, что дети, воспитывающиеся в социальных
учреждениях, имеют массу проблем физиологического и психологического характера.
На фоне такого проблемного развития детей в рамках государственного учреждения
приемная семья может быть рассмотрена как институт компенсации, который
способствует успешной реабилитации, коррекции и дальнейшему развитию личности
ребенка-сироты. При этом целью института приемной семьи является успешная
интеграция детей-сирот в общество, поддержание социальной стабильности, а также
формирование позитивной жизненной доминанты в процессе развития личности
ребенка-сироты.[4]
Таким образом, наглядно проявляется необходимость более
пристального внимания вопросу создания приемной семьи.
Степень разработанности темы
исследования. Проблемой детей, оставшихся без
попечения родителей, в отечественной науке занимались такие авторы, как Б.Г.
Ананьев, М.И. Буянова, В.С. Мухина, Н.О. Османов и др.Проблемам приемной семьи
посвящены диссертационные исследования И.С. Данилова, О.В. Фетисовой, Р.А. Шукурова,
В.А. Цветкова и др.
Следует
особенно отметить диссертационное исследование И.С. Даниловой, посвященное
институту приемной семьи,[5]
в котором автор предпринял попытку комплексно изучить институт приемной семьи
среди остальных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Из
последних работ интерес представляет исследование института приемной семьи,
осуществленное С.В. Доржиевой[6],
и посвященное совершенствованию правового
регулирования отношений по поводу создания приемной семьи и ее
функционирования.
Объектом исследования выступают общественные
правоотношения, возникающие в семьях, взявших на воспитание детей.
Предмет исследования составляют нормы
российского законодательства о приемной семье и практика их реализации в
России.
Целью нашей работы является анализ проблем,
возникающих в процесс функционирования института приемной семьи и поиск путей
их решения.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Выявить сущность проблемы
социального сиротства в России
2. Охарактеризовать формы
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Определить особенности
правового положения детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Выделить особенности организации
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьях,
взявших на воспитание детей в субъектах РФ.
5. Определить пути и методы решения проблемы
социального сиротства в России.
Нормативной базой
исследования являются
положения семейного и гражданского законодательства, иных федеральных законов и
подзаконных актов, лежащих в основании института приемной семьи.
Методологическую
основу исследования составили следующие методы: анализа и
сравнения, специальный метод логического толкования норм российского
законодательства, который применялся посредством изучения текста действующего
законодательства и интерпретаций его содержания в научной, учебной и иной
литературе.
Эмпирическая
база
исследования представлена статистическими данными о социальном сиротстве и
формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также
материалами судебной практики.
Структура
исследования определена его целями и задачами и
включает в себя введение, три главы, разделенные на восемь параграфов,
заключение, список литературы. [1]Доржиева С.В. Система устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и
жилищное право. 2015. № 6. С. 10-13. [2] Официальный сайт
газеты «Известия». – Режим доступа:
https://iz.ru/1004655/2020-04-26/za-shest-let-chislo-detei-sirot-v-rossii-sokratilos-vdvoe
(дата обращения — 10.06.2021). [3] Официальный сайт
газеты «Известия». – Режим доступа:
https://iz.ru/1004655/2020-04-26/za-shest-let-chislo-detei-sirot-v-rossii-sokratilos-vdvoe
(дата обращения — 10.06.2021). [4] Федотова К.П. Приемная
семья: проблемы и теоретические подходы к их решению / К.П. Федотова //
Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник.
Социализация детей в социально опасном положении, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания.
2016. № 7. С. 40 –49. [5] Данилова И.С. Институт приемной семьи в системе форм
устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2015. 238 с. [6] Доржиева С.В. Правовое регулирование устройства и
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье. — Дис.
… канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2017. 221 с.
Заключение:
представляется возможным
в рамках ВКР, разработаны рекомендации и предложения по решению проблем
социального сиротства.
Итогом проделанной работы,
стали следующие выводы.
Во-первых,
мы констатируем сохранение остроты проблемы социального сиротства, несмотря на
снижение числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом
признаем комплексный, многоуровневый характер проблемы социального сиротства,
что исключает её решение лишь при помощи правовых средств. Для такого решения
необходимо учитывать всю совокупность причин социального сиротства, которые
указаны в нашей работе.
Во-вторых,
молодой институт приемной семьи приобретает все большее применение, о чем
убедительно говорят статистические данные. При этом приемная семья предполагает
все ту же опеку над ребенком, осуществляемую платно, что оформляется договором,
срочным по характеру
В-третьих, анализ правовой базы субъектов России показал, что
российские регионы активно применяют дополнительные меры поддержки детей-сирот
и социальных сирот в приемных семьях: это меры в области жилищных
правоотношений, быта приемной семьи, а также меры по охране здоровья приемного
ребенка. Это, в основном поддержка в денежной форме и намного реже — в натуральной
форме.
В-четвертых, правовой статус ребенка-сироты позволяет
получить особую защиту и помощь со стороны государства согласно требованиям
российского и международного права. Находясь в приемной семье, он получает
мощную поддержку от государства, однако, перечень мер поддержки в различных
регионах неодинаковый. Мы вынуждены признать недостаточность правотворческой
деятельности субъектов России по установлению дополнительных мер поддержки для
детей сирот и оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в
приемную семью.
В-пятых, проводить работу
по решению проблемы социального сиротства, как мы считаем, нужно, отдавая
приоритет, мерам профилактики, включая целый комплекс методов воздействия на
семью, ребенка и общество в целом, учитывая глубокие корни проблемы социального
сиротства. Необходима также эффективная организация работы с уже имеющимися
сиротами, для их успешной социализации в обществе. Методами решения проблемы
может стать:
своевременное выявление неблагополучных семей,
постоянный контроль за ними,
работа с молодыми
матерями, одиночками и другими уязвимыми категориями молодых мам, направленная
на предотвращение оставление новорожденного ребенка,
всесторонняя материальная
помощь семьям и женщинам с детьми,
широкая пропаганда
семейных ценностей, семьи, материнства и детства на общегосударственном уровне,
долговременная работа по
повышению доходов российских семей,
распространение
передового опыта лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви
и уважении к ребенку,
совершенствование системы
устройства детей-сирот.
В-шестых, для
совершенствования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и
института приемной семьи, нужно использовать правовые средства, выражающиеся в
совершенствовании российского законодательства в данной области. В связи с этим
нами предложено внесение изменений в законодательство РФ, что выразилось в
создании проектов, представленных в Приложении 3 к нашей работе.
Необходимо предусмотреть
единый порядок формирования федерального реестра детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Считаем, что нужно более
четко регламентировать число детей, которые могут находиться в одной приемной
семье. На сегодняшний день рекомендуется – не более 8 человек, поэтому на
практике число детей может в одной семье доходить до 20 человек. Поэтому
следует уточнить формулировку данной нормы в постановлении
Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №2 423 в части установления количества детей
в замещающих семьях, которое не должно превышать восьми человек, включая родных
и усыновленных детей.
Законодательство не содержит
требования об обязательном прохождении социально-психологической диагностики
будущими приемными родителями. Считаем, что в связи с большим числом отказов
приемных родителей от ребенка и устранения ситуаций психологической травмы для
ребенка, нужно установить такое требование как обязательное.
Таким образом, с целью
предотвращения случаев возврата подопечных детей по инициативе опекунов
(попечителей), приемных родителей необходимо внесение изменений в статьи 127 и
146 Семейного кодекса Российской Федерации и Приказ Министерства образования и
науки России от 13 марта 2015 г. № 235:
—
предусмотреть правило обязательной психологической диагностики для всех
кандидатов на опекунство и усыновление; — установить перечень
оснований для отказа в выдаче свидетельства о прохождении подготовки кандидата
в приемные родители/попечители, по итогам прохождения подготовки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ 1.1. Проблемы социального
сиротства в России В
научных исследованиях, официальных изданиях, средствах массовой информации
сиротство и социальное сиротство признается одной из острейших
социально-экономических и психолого-педагогических проблем и в России, и на всем
постсоветском пространстве.
Термин «социальное сиротство», широко распространенный в
нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в
обществе при формировании данного явления.[1]
Не столь давно существовало мнение, что «сиротство» – явление
временное, и оно само постепенно «изживет». Эта точка зрения, как показывает
практика, была неверной, стала причиной прекращения исследований по данной
проблематике, ослабления внимания к этому проблемному вопросу со стороны
государства. Однако, Россия столкнулась с новой волной «сиротства» в уже
измененных культурных, социально-экономических и политических условиях.
В современном мире государство не просто должно, оно обязано
оказывать всестороннюю поддержку детям, оставшимся без попечения родителей.
Указанное утверждение вытекает из Конвенции о правах ребенка, согласно которой
государства — участники должны принимать весь комплекс мер для обеспечения
защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса,
деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка.[2]
Конституция РФ[3] статьей 38 предусматривает,
что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
В Семейном кодексе РФ (далее – СК РФ),[4] определен круг лиц,
обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.
На государство возлагаются следующие обязанности:
защитить права и интересы
ребенка, находящегося под опекой у государства;
поиск и подбор достойных
опекунов или родителей для детей;
осуществить дальнейший
контроль и проверку семей, которые усыновили или взяли под опеку детей.[5]
Преимущественный характер семейного воспитания детей, заботы
об их благосостоянии и развитии, обеспечении признан принципом семейного права,
детализируется в нормах СК РФ, посвященных правовому положению ребенка в семье
в ст. 54-60 СК РФ3.
Однако
число детей, брошенных родителями, остается крайне высоким, соответственно
проблемы сохраняются.
Так, на начало 2021 года детей-сирот в стране было чуть
более 406 тысяч, при этом почти 365 тысяч из них находились на воспитании в
замещающих семьях. Численность сирот в государственном банке в среднем по
России уменьшилась в прошлом году на 6,6%.
Ситуация с социальным сиротством, судя по цифрам, стала немного
лучше. Так, воспитанников в крупных детских домах становится заметно меньше,
активнее работают приближенные к семейной форме устройства таких детей. Речь
идет об опекунских семьях, и более крупных организациях, устроенных по
квартирному типу, где дети разного возраста живут с воспитателями и их
помощниками почти как дома. [1] Багандова Г.Х.
Проблема социального сиротства в России. // Символ науки. 2016. № 6. [2] Куралин В.В.Государственная
поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Российский и
зарубежный опыт / В.В. Куралин, К.Г.Пинаева // Юридический факт. 2018. № 28. С.
107–118. [3] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020. [4] Семейный кодекс Российской
Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) //
Собрание законодательства РФ.01.01.1996. № 1. Ст. 16. [5] Лукманова А.А.
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как
конституционный способ защиты их прав // Современные научные исследования и
инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. — URL:
http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84390 (дата обращения: 02.03.2021).