Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика , психология, хореография

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Преподавание танцевальных дисциплин в хореографическом любительском коллективе как педагогический процесс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.. 8

1.1 Традиции развития хореографического образования в России. 8

1.2 Основные
методологические принципы хореографического образования  18

1.3 Возрастные
особенности участников любительского хореографического коллектива. 26

ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 36

2.1 Проверка и анализ индивидуальных
особенностей участников любительского хореографического коллектива «Экспрессия»
на базе «Дом культуры им. П. П. Бажова»  36

2.2 Реализация новых медов и форм в
педагогический процесс в любительском хореографическом коллективе «Экспрессия»
на базе «Дом культуры им. П. П. Бажова»  44

2.3
Методические рекомендации по организации
педагогической работы в хореографическом любительском коллективе. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ. 84

  

Введение:

 

Актуальность. Сегодня в
стране происходит подъем танцевального искусства, он живет и активно
развивается наряду с другими видами хореографического искусства. Существуют
различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются
своеобразным стилем танцевания.

Танец
является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание
танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития
опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное
управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений,
необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. В
основе танцевальной школы лежит не тренирующий, а обучающий и воспитывающий
факторы.

За последние
годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных
отношений. При этом важным представляется переход экономики на рыночную модель,
что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового
поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму
поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия
наблюдаются и в стиле жизни современной молодежи.

Хореографическое
искусство отражает и преобразует современные тенденции в мировой танцевальной
культуре.

В
любительские хореографические коллективы приходят дети, которые любят искусство
танца. Они проявляют усердие и настойчивость в обучении и приобретении
танцевальных знаний и навыков. Приобщая детей к классическому танцу,
преподаватели, тем самым имеют большие возможности повлиять на весь
воспитательный процесс обучающихся.

В настоящее
время все более становятся востребованы профессии, связанные с искусством –
музыкой, хореографией, сценической деятельностью, поскольку массовая культура
проникает во все сферы жизнедеятельности социума. Не последнее место здесь
занимает хореографическое искусство, поэтому представители этой профессии
становятся востребованными на рынке труда как специалисты дополнительного
образования для детей и взрослых. Различные виды хореографического искусства
увлекают своим творчеством представителей разных поколений. В этом смысле специалисты
с хореографическим образованием востребованы не только в профессиональных и
любительских хореографических коллективах как танцовщики, балетмейстеры,
хореографы, репетиторы, педагоги, этнохореографы, но и в профессиональном и
любительском спорте (хореограф, педагог-хореограф), центрах по реабилитации
здоровья (танцевальный терапевт, кинезиолог), а также в спортивно-досуговых
центрах (аниматоры, тренеры по аэробике, постановщики сценических танцевальных
эпизодов и др.), танцевальных школах различного профиля.

В настоящее время
возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию, которые могут
успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического
воспитания и развития личности. Сегодня перед руководителями творческих
коллективов стоит задача в поиске и использовании специальных методик, которые
позволяют подойти к вопросу организации уроков, применяя новые технологии. От
высокопрофессиональных усилий руководителя зависит сегодняшнее и будущее
коллектива. Результат и уровень обучающего процесса в хореографических
коллективах зависят в первую очередь от квалификации руководителя коллектива.
Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают
положительное на эмоциональную сферу.

Педагогу в
системе хореографического образования при планировании своей работы важно
опираться на научно-обоснованные модели, а также индивидуальные авторские
методики, что позволит ему более эффективно выполнять свои образовательные
функции.

Однако,
следует заметить, что несмотря на достаточное количество методических
источников, посвященных педагогике и методике хореографических дисциплин, до
сих пор мало внимания отводится современным технологическим разработкам
подробных уроков танца для любительских хореографических коллективов.

Этим и
обуславливается актуальность работы
и выбор темы исследования «Преподавание танцевальных дисциплин в любительском
хореографическом коллективе как педагогический процесс».

Степень изученности темы. С исторической, эстетической и
методической точек зрения хореографическая система образования исследована в
трудах Р. Захарова, Ю. Н. Григоровича, А. Б. Деген, И. Ступникова, И.П.
Смирнова, Н.А. Бердяева, Т. Устиновой. В монографиях мировых педагогов балета –
М.И. Петипа, А.Я. Вагановой, Т.П. Красавиной, А.И. Пушкиной. Наиболее
многочисленные работы посвящены проблемам подготовки специалиста в сфере
хореографического искусства, изучению его роли в развитии ребенка (А.А.
Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин, Ю.А.
Герасимова., И.Е. Ересько, Е.П. Крымина, Т. И. Калашникова, В. В. Королев, В.
Ю. Никитин, Е. В. Николаева, В. Н Нилов., М.К. Осипова, Е.Н. Попова, О.А.
Рындина, Л.А. Савельева, П.А. Силкин, О.С. Соболева, И.Г. Соснина, Т.В.
Тарасенко, Л.А. Телегина, С.Н. Темлянцева, Е.Н. Фокина, А.Б. Череднякова, Э.А.
Широкая, М.Н. Юрьева).

По теории и методике
преподавания классической хореографии необходимо выделить исследования А.Я. Ваганова,
Н.П. Базарова, С.Н. Головкина, В.А.  Звёздочкина и др. Большое значение в изучении
методики обучения классической хореографии сыграли исследования известных
ученых — педагогов и психологов (Л.Н. Сафонова, Е.В. Громова, Л.Д. Ивлева Л. Д.
и др., связанные с деятельностной основой обучения.

Специфике работы с любительским
хореографическим коллективом посвящены методические рекомендации
Л.А. Антиповой, М.С. Боголюбской, Л.В. Бухвостовой, Т.В. Дмитриевой,
В.С. Константиновского, С.А. Пичуричкина, С.А. Щекотихиной
и др.

В подтверждение необходимости
соотношения учебного и творческого процессов большую ценность представляют
работы Г. Я. Власенко, В. М. Захарова, И. А. Моисеева,
В. И. Слыхановой, Н. Н. Карташовой, Т. В. Пуртовой и др.
О значении музыкального воспитания на занятиях хореографией говорится
в работах Г. А. Безуглой, Г. Я. Власенко,
А. А. Ивашковского, Л. А. Ладыгина, В. В. Рыжковой,
В. И. Рыжкова, К. И. Чижова, О. А. Шишова.

Педагогический потенциал
социально-культурной деятельности в процессах сохранения и развития народной
художественной культуры, а также значение учреждений культуры в организации
детских коллективов художественной самодеятельности рассмотрены такими учеными,
как А.М. Баркова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.С. Каргин, В.С.
Садовская, Т.К. Солодухина, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская, Т.В. Христидис
др.

Воспитательному процессу и проблеме
формирования коллектива в самодеятельном хореографическом творчестве уделяли
внимание такие исследователи, как Л.Д. Ивлева, А.С. Каргин, И. Н. Крытюк, С.Е.
Марченко.

Объект
исследования. Педагогический процесс преподавания танцевальных дисциплин в
любительском хореографическом коллективе.

 Предмет исследования. Организация
педагогического процесса в любительском хореографическом коллективе. Цель исследования. Проанализировать особенности преподавания танцевальных
дисциплин в хореографическом любительском коллективе как педагогический
процесс.

В соответствии с поставленной целью определены
следующие задачи исследования:

— рассмотреть и охарактеризовать традиции развития
хореографического образования в России;

— провести анализ основных методологических
принципов хореографического образования;

— дать характеристику возрастным особенностям
участников любительского хореографического коллектива;

— выделить особенности педагогической работы в любительском
хореографическом коллективе;

— провести анализ опыта реализации
педагогического процесса преподавания танцевальных дисциплин в хореографическом
любительском коллективе «Экспрессия» на базе «Дом культуры им. П. П. Бажова»;

— разработать методические
рекомендации по организации педагогической работы в любительском хореографическом
коллективе. Гипотеза
исследования. Освоение танцевальных дисциплин будет эффективнее при своевременном изучении
понятий, структуры и содержания педагогического процесса в любительском
хореографическом коллективе, при условии внедрения в процесс преподавания
дополнительных методик, основанных на личностно-ориентированном подходе на
основе проверки и анализа индивидуальных особенностей участников ЛХК, а также с
использованием принципа мотивационного обеспечения База исследования. Любительский
хореографический коллектив «Экспрессия» на базе «Дома культуры им. П. П.
Бажова» Копейского
городского округа Челябинской области.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях модернизации современного образования,
направленного на обновление содержания дополнительного образования, и
ориентированного на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом
развитии, занятия хореографией способствуют формированию физических,
хореографических и музыкальных данных, устойчивой мотивации  детей к познанию себя, воспринимать
окружающую действительность, свободно использовать свои знания, умения и навыки
не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

В ходе исследовательской работы была изучена и
проанализирована научно-методическая литература, учебные пособия,
интернет-ресурсы по выбранной теме, которые позволили сделать вывод: перед
руководителем любительского хореографического коллектива стоят прежде всего
воспитательные и организационные задачи и в меньшей мере – творческие. Дети
занимаются танцем потому, что им интересно, основная мотивация –
самореализация, именно поэтому роль руководителя коллектива, знание им основ
педагогического воздействия на ребёнка являются основополагающими.

В первой главе мы подробно рассмотрели исторические
аспекты становления и развития хореографического образования в России, развитие
любительского хореографического искусства, провели анализ основных методологических
принципов хореографического образования и выделили особенности педагогической работы в любительском
хореографическом коллективе.

Во второй главе описывается опыт педагогической
работы в творческом коллективе любительского хореографического коллектива «Экспрессия»,
где проходят занимаются дети разных возрастов по народно-сценическому и
современному танцу, а также активно принимают участие в конкурсной и концертной
деятельности. Основным направлением ансамбля остается народно-сценический
танец, но в репертуаре также присутствуют эстрадные и современные постановки. В процессе обучения в ансамбле «Экспрессия»
хореографы находят оптимальное соответствие между сложившимися традициями и
современными направлениями танца.

Нами была разработаны и представлены методические рекомендации по
организации педагогической работы в любительском хореографическом коллективе, с целью дальнейшего развития разных методик
преподавания и технических принципов, которые помогут педагогам-хореографам
работать и развиваться дальше, а также развивать своих учеников. Хореография активизирует все психофизиологические
процессы организма детей. Занятия танцами способствуют физическому развитию
детей, улучшая общее состояние организма, укрепляя активно формирующийся в
среднем школьном возрасте опорно-двигательный аппарат, закрепляя
физиологическую конфигурацию позвоночника, развивая координацию движений.

Основываясь на устоявшихся правилах и принципах,
талантливые педагоги создают свои собственные методики, подстраиваясь под те
условия, в которых они работают.

Исследование данной темы показало, что процесс
формирования личности ребенка происходит за счет выполнения руководителем своих
функций в любительском хореографическом коллективе. Определив и рассмотрев
основные функции в деятельность руководителя любительского хореографического
коллектива, можно сделать вывод, что руководитель на сегодняшний день — это
многоаспектная профессия, которая включает в себя функции менеджера (планирование,
организация, мотивация, координация и контроль) и функции которые существуют
именно в хореографии (организация и управление коллективом, обучение,
воспитание и развитие в педагогическом процессе, постановка и репетиция
хореографических произведений). Для достижения успехов необходимо синтезировать
все функции.

Педагогический процесс, подкрепленный теоретическими знаниями, позволяет
эффективно управлять творческим процессом. Наращивание технических данных
позволяет успешно и качественно подготовится к сценическим выступлениям и
конкурсам. Таким образом, применение разнообразных методов в процессе преподавания танцевальных дисциплин в
любительском хореографическом коллективе в сочетании с
личностно-ориентированных подходом способствует повышению творческой и
познавательной активности участников коллектива и результативности его деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ
ДИСЦИПЛИН

1.1 Традиции
развития хореографического образования в России Педагогическая
наука всегда высоко оценивала те просветительские и воспитательные возможности,
которые несет в себе хореографическое искусство. Хореографические занятия
всегда в той или иной мере были частью учебной и воспитательной работы,
проводимой с учениками.

Одним
из вероятных источников, способствующих эффективному решению проблемы
использования хореографии как достаточно востребованной сегодня в образовании,
является историко-педагогическое знание.

В
период отечественной истории, приходящийся на середину XIX – начало XX века,
был накоплен богатый методический и предметно содержательный опыт преподавания
танцев. Конструктивно-творческое использование этого потенциала способно
содействовать совершенствованию хореографической подготовки в современных
условиях, открыть новые возможности в разработке проблемы преподавания
хореографии в образовательных организациях России. [16]

В
истории отечественной культуры необходимость преподавания танцев была связана
прежде всего с реформами культурологическом контексте: и в административном
управлении, и в военном деле, и в церковной жизни, и в просвещении. Реформы
привели к значительным переменам во всех сферах общественной жизни и культуры
страны в целом; более динамичный жизненный уклад пришел на смену размеренному
патриархальному быту; были приданы новый импульс и направление просвещению
русского народа.

Первая придворная
танцевальная школа, через некоторое время ставшая базисом для императорского
театрального (в том числе балетного) училища и насчитывающая уже около трех
веков: в 1779 году танцевальная школа влилась в Санкт-Петербургскую театральную
школу при созданных в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной императорских
театрах

Исторические,
экономические, культурные реалии первой половины XIX века оказали значительное
влияние на развитие хореографического образования. Поэтому цели и смыслы хореографического
образования определялись новой чувственной выразительностью танца, усложненной
техникой исполнения, обогащением балетных форм. Новая стилистика и эстетика
танца утверждалась на русской балетной сцене в результате длительных
непосредственных, тесных межкультурных взаимодействий. Русская культура
по-прежнему находилась под сильнейшим влиянием западноевропейских образцов
поведение, как в быту, так и в свете, что находило отражение в искусстве.

Культурные
контакты молодого русского балетного искусства с итальянской и французской
исполнительской традицией позволили к началу XIX века заложить основы
оригинальной русской школы классического танца. Русская школа танца при
сильнейших влияниях донорских культур все-таки сохраняли присущую ей исходную
основу, национальную идентичность. [76]

Русская
система хореографического образования складывалась под непосредственным
руководством иностранных балетмейстеров и педагогов. Авторские итальянские и
французские образовательные системы взаимодействия друг с другом и на почве
русской ментальности трансформировались, давая жизнь новому феномену – русской
школе танца, которая пока делала первые шаги.

В
начале XX века обучение осуществлялось в двух Театральных училищах
петербургском и московском. Оба с 1826 по 1917 года были подчинены Министерству
Императорского двора и состояли в ведении Дирекции Императорских театров.

Поступательно
развивалась эволюция исполнительской техники классического танца, в ней
происходили существенные изменения. Разрабатывалась прыжковая техника.
Изменились технические приемы воздушных поддержек.

Кордебалетные
танцы требовали от исполнительниц безупречной синхронности исполнения, так как
рисунок танца стремился к симметрии, геометрической правильности фигур. Танец
окончательно разделился на классический и характерный, имеющий в основе
народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации, как в
рисунке групп, так и в трактовке движений.

Усовершенствованная
техника исполнительского мастерства требовала углубления специализированной
подготовки воспитанников в области академического танца. В этот период в
искусстве балетного театра формировался свод правил академического
исполнительства. Характерные черты академической модели хореографического
образования, следующие:

Фундаментальное изучение классического
танца как основы профессионального мастерства.

— Фундаментальное изучение комплекса
специальных движенческих дисциплин.

— Расширение общегуманитарной подготовки,
введение дисциплин, изучающие теорию и историю искусства.

— Значительный объем постоянной
художественно исполнительской сценической практики на профессиональной сцене
театров.

— Подбор педагогов высокого класса, имеющий
личный исполнительский профессиональный опыт, их узкая специализация в
преподавании.

— Создание культурно-образовательной среды
воспитания и обучения.

— Строгий режим и регламентация
повседневного быта воспитанников.

Культурный диалог с
итальянской и французской исполнительской традицией к концу XIX века
окончательно сформировал русскую

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы