Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Представления о ценностях семейно-брачных отношениях в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

ГЛАВА 1. Семейные ценности и готовность к браку в юношеском возрасте 7

1.1 Представления о семейных ценностях в юношеском возрасте 7

1.2 Готовность к брачным отношениям в юношеском возрасте 21

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование связи ценностных ориентаций и готовность к брачным отношениям 37

2.1 Анализ взаимосвязи ценностных диспозиций и готовность к браку 37

2.2 Интерпретация результатов эмпирического исследования 38

Заключение 62

Список литературы 65

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Начиная с рождения, жизнь человека неразрывно связана с семьёй. В семье происходит становление и реализация личности. Именно поэтому каждый из нас придает определённое значение семейным ценностям. Для ребёнка семья — это источник его интеллектуального, физического, психического, эмоционального развития. Для взрослого человека семья является местом удовлетворения ряда его потребностей, как физических, так и духовных. На разных стадиях жизненного цикла человека его функции и статус в семье постоянно меняются, но неизменным остаётся тот факт, что семья играет важную роль в жизни человека. Она является одним из социальных институтов, благодаря которому человек становится личностью. Процесс вхождения молодого человека во взрослый мир характеризуется следующими противоречиями. С одной стороны, вступление на путь взросления сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), позволяющими уменьшить границы вхождения и в брачно-семейные отношения. С другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего границы брачного возраста раздвигаются до неопределенного возраста. Получается, молодой человек в физиологическом плане готов стать родителем, а в психологическом нет, т.к. психологическая готовность предполагает развитие чувства долга, готовности к самопожертвованию, отказ от некоторых своих привычек, принятие новых обязательств и ответственности за близких. Брак становится непривлекательным в глазах молодежи, и молодые люди более ориентируются на внесемейные ценности. Необходимо формировать брачно-семейные установки у молодого поколения, так как оно не спешит связать себя брачными узами, отдавая часто предпочтение кратковременным контактам. Следствием подобных установок в дальнейшем являются сложные взаимоотношения в уже осознанно созданных семьях, снижение рождаемости, многочисленные проблемы с психологическим и физиологическим здоровьем детей. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института.

Богатый теоретический материал о современной российской семье содержится в трудах В.Н.Архангельского, А.Г.Вишневского, А.Г.Волкова. Различные аспекты трансформации ценностных ориентаций в современной семье отражены в работах А.А.Борисова, И.Ф.Дементьевой.

Объектом исследования является семейные ценности юношеского возраста.

Предметом исследования – связь ценностей с готовностью к браку в юношеском возрасте.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: исследовать влияние ценностных ориентаций среди юношеского возраста на представление о семейной жизни.

Гипотеза исследования: предполагаем, что в возрасте 17-18 лет юноши и девушки еще не задумываются о семье, не склонны принимать важные решения, принимая влюбленность за настоящее чувство любви, однако, специально разработанная программа поможет эффективно сформировать представления о ценностях семейно-брачные отношений у современной молодежи.

В ходе работы были выделены следующие задачи:

— провести теоретический анализ проблемы формирования традиционных представлений о семейной жизни у современной молодежи;

— провести эмпирическое исследование влияния ценностных ориентаций на социальные представления о семейной жизни.

Основными методами проведения исследования выступили:

1. анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация,

2. проведение психологической диагностики (Тест «Готовы ли вы к созданию семьи?», Опросник «Семейные ценности» М.В. Мартыновой),

3. методы качественной и количественной обработки полученных результатов.

Практическая значимость полученной работы заключается в том, что основные выводы и результаты могут быть положены в основу программ по формированию представлений о ценностях семейно-брачных отношений.

Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ исследования проблемы установок на семейную жизнь в юношеском возрасте, а также эмпирическая часть исследования позволили нам сформулировать следующие выводы.

Семейная установка — определяется внутренними и внешними факторами, и может отражать не только настоящее и прошлое, но и будущее. Формирование установок личности на семью начинается еще в детстве и далее активно продолжается в юности, и также под влиянием положения в собственной семье, экономической и политической ситуации в стране и в мире, и общекультурных ценностей. Семейные установки личности рассматриваются в трех аспектах: когнитивный, эмоциональный и конативный. Наиболее ценными для молодежи в представлениях об идеальном браке становятся: доверие, уважение друг к другу, взаимопонимание, привязанность, любовь и нежность.

Анализируя различные взгляды отечественных психологов и социологов на психологическую готовность к браку, можно сделать вывод, что это действительно многофакторная, интегральная категория, содержащая множество компонентов: наличие мотива вступления в брак; готовность к межличностному общению и сотрудничеству, координации взаимодействий (альтруистические и эмпатические качества личности); формирование готовности взять на себя новую систему обязанностей (соответствие ролевым ожиданиям); способность саморегулировать собственную психику и поведение.

Многие ученые рассматривают готовность к браку как интегральную категорию, которая содержит в себе целый комплекс аспектов: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоционально-волевой, результативно-практический и другие. В нашем исследовании мы исходили из того, что понимание молодыми людьми роли семьи и брака в современном обществе в первую очередь связано с формированием у них установок до брака и развитой системы ценностей. Наше изучение представлений и стереотипов молодых мужчин относительно распределения ролей в семье, стратегий поведения в супружеских отношениях позволило нам провести данное исследование.

Нами была разработана программа развития осознания установок на семью и семейные роли для юношей и девушек. Программа предусматривает проведение групповых занятий на темы, связанные с идеальными семейными ролями, супружескими ролями, родительскими ролями и особенностями современной семьи. Основными техниками программы является психодрама, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия.

Анализ результатов показал, что у большинства старшеклассников отношение к семье как к высшей ценности личности находится на среднем и низком уровнях. Также отношение к семье у наибольшего числа учащихся ситуативно положительное, что свидетельствует о признании старшеклассниками факта наличия семьи и семейных традиций, при этом отношение к ним естественное (как к событиям, не зависящим от них). Также были выявлены наиболее значимые для старшеклассников, но недоступные для них ценности: любовь, счастливая семейная жизнь. Это свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией старшеклассников, наличии внутреннего конфликта, а также об отсутствии удовлетворения потребностей в «любви» и «счастливой семейной жизни».

В ходе анализа повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп старшеклассников были выявлены изменения в ценностном отношении старшеклассников к семье, принявших участие в программе формирования ценностного отношения к семье. Увеличилось количество старшеклассников с высоким и средним уровнем семейных ценностей, а количество старшеклассников с низким уровнем семейных ценностей уменьшилось. Увеличилось и число старшеклассников, чье отношение к семье стало стабильно позитивным, т.е. ценность семьи стала для них значимой. После занятий такие ценности, как «любовь» и «счастливая семейная жизнь», стали более доступными для старшеклассников, то есть ребята могут без стеснения разговаривать и обсуждать вопросы на эти темы. Они легко могут представить, какой будет их будущая семья и семейная жизнь. Они знают, что хотят измениться в своей родительской семье, и не повторять этих ошибок в будущем.

Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза о наличии влияния психолого- педагогической программы формирования ценностного отношения к семье старшеклассников на развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников, нашла свое эмпирическое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Семейные ценности и готовность к браку в юношеском возрасте

1.1 Представления о семейных ценностях в юношеском возрасте

Юношеский возраст является сенситивным для формирования у юношей готовности к исполнению роли будущего семьянина, ведь в этот период у них происходит бурное развитие самосознания. Для юношеского возраста характерны углубленный самоанализ, самооценка своих качеств, особое значение приобретают личностные характеристики юношей, возможности их самореализации и самоутверждения. Именно в этот период жизни особая роль принадлежит приобретению опыта маскулинной поведения, интенсивнее формируется внутренняя позиция юношей, возникает ценностно-смысловое понимание тех качеств человека, которые характеризуют ее как представителя определенного пола, активизируется выработка собственных взглядов на характер взаимоотношений мужчины и женщины.

Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Период юности необходимо рассматривать в динамике, в соответствии с другими возрастными категориями. Хронологические границы юности обозначены не четко и определяются в психологии по-разному, чаще всего исследователи отделяют раннюю юность, то есть старший школьный возраст (от 14 до 17 лет) и позднюю (от 18 до 25 лет).

Возрастной промежуток между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как период ранней юности, в других — как период отрочества. Раннюю юность считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни . Юношеский возраст вообще и ранняя юность в частности составляют группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности 31 переходного возраста. Во-вторых, смежность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании отношении взрослых уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли. Основной проблемой юношеского возраста является становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия (неопределенность в выборе ролей).

Именно юношеский возраст является периодом поиска человеком своего места в жизни, осуществления профессионального выбора; полового созревания и поиска партнера в интимной сфере; характеризуется активным присвоением общественных норм и функций, возможностью их качественного осознания, овладением социальных ролей, то есть юноша формируется как общественный субъект .

Ранний юношеский возраст характерен тем, что активизируется рефлексия, расширяется вопрос каким быть, утверждается мир нравственных понятий, растет акт самоуважения. Расширение для юноши круга социальных горизонтов, круга других, на которых он ориентируется, порождает различие между имеющимся и идеальным я. Это различие выступает важным стимулом саморазвития и самоуверенности. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе, тревожность, снижение самоуважения, сопровождающееся трудностями в общении и нестандартным поведением. Психологические данные свидетельствуют о том, что самостоятельность, содержательность обучения и воспитания способствует развитию интеллектуальной гибкости и творческого отношения к ней, позволяет максимально развить активность, самостоятельность, ответственность, стимулировать процессы самоутверждения личности раннего юношеского возраста .

В период ранней юности происходит активный поиск путей самоутверждения личности, способов самореализации. Главные новообразования юношеского возраста: открытие личностного “Я”, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установку на сознательное построение проекта собственной жизни. Быстротечность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового периода, собственная возрастная специфика, право на автономию от взрослых и тому подобное. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не только автономию от взрослых, но и попытку найти свое место во взрослой жизни. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции .

Исследуя возрастные особенности юношей И.C. Кон отмечал, у них недостаточную твердость и стойкость характера, недостаточную сформированность мировоззрения и морально-психологического опыта. На его взгляд, у мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность и, даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества труднее . Основным новообразованием раннего юношеского возраста является чувство взрослости.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. В период ранней юности происходит своеобразная борьба черт подросткового и юношеского возраста с чертами, которые присущи молодежи и отчасти взрослым. По этому поводу точным является замечание, что именно в юношеском возрасте интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола с характерными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношением к представителям противоположного пола и с соответствующими формами поведения . Большое значение имеет самооценка юноши, умение анализировать свой характер и тип поведения.

Семья – базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми стабильными признаками: союзом мужчины и женщины, добровольностью вступления в брак, совместным проживанием супругов, ведением общего домашнего хозяйства, вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей; нерасторжимостью брака – изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы