Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Представление о здоровом образе жизни у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1
Здоровый образ жизни: научные подходы к определению понятия. 7
1.2
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 12
1.3 Методы
и технологии развития представлений дошкольников о здоровом образе жизни в
рамках здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения. 20
Выводы по 1 главе. 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У
МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ
ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.. 27
2.1
Организация и методы исследования. 27
2.2
Диагностика представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного
возраста. 33
2.3
Комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у
детей старшего дошкольного возраста. 41
2.4 Анализ
эффективности работы и интерпретация результатов исследования. 48
Выводы по 2
главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ. 69
Введение:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1
Здоровый образ жизни: научные подходы к определению понятия. 7
1.2
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. 12
1.3 Методы
и технологии развития представлений дошкольников о здоровом образе жизни в
рамках здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения. 20
Выводы по 1 главе. 26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У
МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ
ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.. 27
2.1
Организация и методы исследования. 27
2.2
Диагностика представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного
возраста. 33
2.3
Комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни у
детей старшего дошкольного возраста. 41
2.4 Анализ
эффективности работы и интерпретация результатов исследования. 48
Выводы по 2
главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ. 69
Заключение:
Проведенное теоретическое и
экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы и
обобщения. Здоровый образ жизни предполагает активность субъекта
жизнедеятельности в области созидания своего здоровья, здоровьетворчество;
отражает совокупность способов организации жизнедеятельности, реализующих
ценностное отношение к здоровью и оздоравливающих социокультурные условия
жизни.
ЗОЖ представляет собой интегративную биосоциальную характеристику
личности дошкольника, включающую знания и представления о здоровье как
жизненной ценности и ЗОЖ (когнитивный критерий); сформированные привычки и
мотивацию поведения как здорового человека (мотивационно-ценностный); умения и
навыки здорового поведения посредством систематической двигательной активности,
физическая и социальная активность (деятельность — поведенческий). Критериями
сформированной установки на ЗОЖ у старших дошкольников являются: объем знаний о
ЗОЖ; эмоционально-ценностное отношение к ЗОЖ; наличие программы ЗОЖ и умений по
ее практическому воплощению.
Формирование
представлений у дошкольников о ценностях здорового образа жизни предполагает
применение таких методов, как познавательные, развивающие, интегрированные,
сюжетные, театрализованные, музыкальные занятия, игры и игровые упражнения. Анализ
комплексных программ свидетельствует о том, что их авторы большое внимание
уделяют формированию представлений детей о ЗОЖ.
Педагогическими условиями
физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками являются:
индивидуально-дифференцированный подход к детям, компетентность педагогов;
организация сотрудничества с родителями, соблюдение режимных моментов,
обеспечение двигательной активности.
На констатирующем этапе
реализована диагностическая программа. С дошкольниками проводилась беседа, рисуночный
тест, наблюдения, оценивался когнитивный уровень представлений о ценностях ЗОЖ.
Для оценки когнитивного компонента представлений о ЗОЖ определены показатели
сформированности — полнота, осознанность, обобщенность и системность
теоретических знаний.
Формирующий этап
предполагал проведение организационно-содержательной модели по формированию
представлений о здоровом образе жизни дошкольников в условиях ДОО. При
проведении занятий использовались лекции, беседы, рассказы, педагогические
ситуации; проводились прогулки, закаливающие мероприятия, подвижные игры,
физкультурные занятия, гимнастика, игры-эстафеты, сюжетно-ролевые игры.
Контрольный этап показал
динамику представлений старших дошкольников о ценностях ЗОЖ, что наглядно
отражено в рисунках, фиксирующих биологические, социокультурные, экологические,
спортивные факторы ЗОЖ. Динамика оценки уровня представлений дошкольников о
ценностях ЗОЖ по совокупности выявленных критериев представлена положительными
изменениями: у мальчиков и девочек представления о ЗОЖ распределились между
высоким и средним уровнями.
В целом
установлено, что разработанная программа подтвердила свою эффективность, что
доказывает гипотезу исследования.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни является
первостепенной задачей для педагогов, которые организуют разностороннюю
деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса
воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических
мероприятий. Для планомерного сохранения и развития здоровья работа должна
проводиться в следующих направлениях: проведение с дошкольниками
оздоровительных мероприятий в режиме дня; создание педагогических условий для
приобщения детей к здоровому образу жизни, обеспечения оздоровительной
направленности образовательного
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста
представлений о здоровом образе жизни 1.1 Здоровый образ
жизни: научные подходы к определению понятия
Педагогическая наука и
практика в настоящее время нуждаются в концептуальных исследованиях
формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. Анализ научной и
методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования
здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения, доказывает
неоднозначность в определении сущности данного феномена.
В
психолого-педагогической литературе проблемы здоровья рассматриваются в научных
работах таких ученых, как В.А. Ананьев, Т.В. Ахутина, В.Ф. Базарный, В.К.
Бальсевич, Т.Ю. Богачева, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, Г.В. Жулина, И.В.
Кузнецова, Н.Ю. Синягина и др.
В современной науке
здоровье трактуется не только как
медицинская категория, но и как философская, социально-психологическая,
акмеологическая категория, отражающая совокупность компонентов здоровья:
генетического, физического, репродуктивного, умственного, эмоционального,
личностного, социального, духовного [32].
Я.М. Герчак, опираясь на
исследования по социологии, философии, медицине, психологии, педагогике
характеризует понятие «здоровье» следующим образом:
— здоровье является
фундаментом полноценного существования и жизнедеятельности человека, условием
его гармоничного развития как личности;
— здоровье выступает
интегральной категорией, включающей биологические, психологические, социальные,
духовные аспекты природы человека;
— здоровье является не
только биологической, но и глубоко социально-психологической, регулируемой и
управляемой категорией [9, с. 177].
В теории здоровья В.Н.
Ростовцева под здоровьем рассматривается норма и гармония совокупности
генетического, физического и психосоциального развития индивида, рода и
популяции в целом [48].
А. К. Демин и И. А. Демина здоровье рассматривают как способность
индивида сохранять собственный гомеостазис посредством адаптации к меняющимся условиям
окружающей среды [41, с. 82]. Здоровье, по мнению авторов, предполагает
возможность максимальной реализации собственной генетической программы в
условиях социального бытия.
Здоровье предполагает гармоничное единство биологического и социального, гармоничное
взаимодействие функциональных систем организма, саморегуляцию в процессе
динамического равновесия. При определении сущности здоровья исходят из
рассмотрения биологического (саморегуляция и адаптация), социального
(социальная адаптация) и личностного (психологическое здоровье) компонентов.
Согласно М. Л. Звездиной, здоровье служит итоговой характеристикой формирования
внутренних резервов детей, а пластичность нервной системы и несформированность
жизненных установок дошкольников создает возможности для воспитания
положительной мотивации на здоровый образ жизни и формирование культуры
здоровья [21].
Здоровьесбережение
рассматривали ещё Я. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, П. Лесгафт и др. Но
активно понятие «здоровьесбережение» в педагогику вошло лишь в начале 1990-х
гг. XX в. Данное понятие стало отражать специфику отношений к сохранению
здоровья детей в процессе учебно-воспитательного процесса. По мнению Д.В.
Викторова, понятие «здоровьесбережение» учёными трактуется в различных аспектах
[8, с. 270].
Н. Амосов данное понятие
трактует с точки зрения самоактуализации и самоосуществления; В. Быков,
П. Костенок изучают здоровьесбережение через призму физического
саморазвития и самовоспитания; В. Шилько изучает здоровьесбережение в контексте
интеграции физкультурного образования; В. Ильинич, С. Лозаннский воспринимают
его составной частью индивидуальности личности; В. Вишневский считает
здоровьесбережение частью здоровья; Г. Назарова предполагает здоровьесбережение
условием автономии личности. В. Бальсевич в рамках исследования
здоровьесбережения рассматривает субъективные культурные потребности в освоении
здорового стиля жизни [3].
Здоровьесбережение
предполагает соблюдение здорового образа жизни. Признавая факт влияния на
состояние здоровья генетического фактора, а также экологических условий жизни,
психолого-педагогическая наука уделяет свое внимание такому фактору, влияющему
на состояние здоровья подрастающего поколения, как соблюдение детьми здорового
образа жизни.
Новые возможности и
перспективы воспитания ценностной направленности на здоровый образ жизни
появились в связи с развитием концепции личностно-ориентированного образования.
Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов формирования здорового образа
жизни.
Здоровый образ жизни определяется
как категория, отражающая совокупность индивидуальных разумных способов
организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные,
материальные, духовно — нравственные и социальные потребности человека,
реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают
социокультурные условия жизни человека. Здоровый образ жизни традиционно
связывается с культурой питания, культурой движения и культурой эмоций,
отсутствием вредных привычек. Здоровье человека детерминировано образом жизни
(70%), генетической предрасположенностью (18%), здравоохранением (31%) [21].
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни
рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Актуальность изучения проблемы здорового образа жизни обусловлена усложнением
факторов риска, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В узко-биологическом смысле здоровье
предполагает наличие физиологических адаптационных возможностей к окружающим
негативным воздействиям и изменением состояний внутренней среды.