Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Предпринимательство и благотворительность мусульман Российского государства на примере татар Поволжья и Приуралья (конец 19 — начало 20 в)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В
ИСЛАМЕ.. 8
1.1. Государственная политика в отношении
мусульман и их социально-экономическое положение в конце ХIХ —
начале XX вв. 8
1.2. Место предпринимателя в исламе. 15
1.3. Исламская модель благотворительности. 23
Выводы по Главе 1. 31
ГЛАВА
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО МУСУЛЬМАНСКИХ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В КОНЦЕ
19-НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.. 33
2.1. Промышленный и акционерный капитал мусульманской
буржуазии в конце ХIХ — начале XX в. 33
2.2. Особенности промышленного переворота на территории
Поволжья и Приуралья 40
2.3. Формирование финансового предпринимательства мусульман. 46
Выводы по Главе 2. 49
ГЛАВА
3. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В КОНЦЕ ХIХ — начале
XX в. 50
3.1. Зарождение благотворительности среди российских
мусульман в конце ХIХ — начале XX в.. 50
3.2. Роль фондов в благотворительности предпринимателей. 57
3.3. Общественно-благотворительная деятельность татарских
предпринимателей 65
Выводы по Главе 3. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 80
Введение:
Актуальность темы
исследования. После того, как татары – представители мусульманской уммы вошли
в состав Российской империи, забота о материальных и духовных проблемах народа
стала основным направлением филантропии. Причем, это происходило в условиях
практически полного непринятия или игнорирования со стороны государства ввиду
иноверия. С развитием капитализма и введением либеральных реформ Екатерины II рынок
благотворительной деятельности стал существенно меняться. К примеру, эпоха
просвещенной «веротерпимости», в которую делалось позволение на строительство
каменных мечетей, формирование большого мусульманского капитала помогали в
очень быстром росте благотворительных средств, адресное распределение
пожертвований.
Социально
активные представители мусульманской буржуазии стали постепенно формировать и
наращивать капитал, пуская его на различные благотворительные нужды:
строительство мечетей, закупка учебно-методической литературы в школы и так
далее. Интересно обратить внимание на то, что представители достаточно быстро
богатевшего татарского предпринимательства благодаря внесению обыкновенных
общественных пожертвований старались вырваться за рамки сословий, стать более
уверенными в социальном плане. Финансирование социальной сферы, достаточно
продуктивное участие в попечительских советах различных учреждений только
стимулировало предпринимателей к тому, чтобы они взяли на себя все сферы
общественный жизни народа.
Достаточно
интенсивное усиление национального предпринимательства, его доминирование в
махаллях, как можно заметить, обеспечивало достаточно крупный приток
благотворительных средств, но, при этом формировалась ситуация, при которой
можно отметить низкую заинтересованность и инициативность простого народа в
плане благотворительной деятели. Отсюда ставится вопрос о целесообразности и эффективности
благотворительных средств, также появляется проблема формализации таких институтов
как закят, вакуф и прочие.
Сегодня
тенденции развития глобальной экономической системы обуславливают обращение
внимания не только на Запад, но и на Восток. Мусульмане в условиях кризисного
развития оказались достаточно стрессоустойчивыми и собранными, они методично
стараются поднимать свое общество и делают это сообща.
Модель
исламского предпринимательства, в этой связи, укрепляется, набирает все большую
поддержку и утверждается как национальная система. Вопрос финансирования
социально-экономических аспектов жизни общества, в частности, благотворительная
отрасль, стали основополагающим принципом исламской экономики. Все это
обуславливает высокую актуальность данной темы и её научную и
социально-политическую значимость.
Цель исследования: изучить направления
благотворительной деятельности в татарском обществе в конце ХIХ — начале XX в.
на территории Поволжья и Приуралья.
Задачи исследования: исходя из поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1)
рассмотреть государственную политику в отношении мусульман и их
социально-экономическое положение в конце ХIХ — начале XX вв.
2)
изучить место предпринимателя в исламе и исламскую модель благотворительности;
3)
проанализировать промышленный и акционерный капитал мусульманской буржуазии, их
финансовый потенциал и особенности промышленного переворота;
4)
определить роль фондов в процессе становления благотворительности среди
российских мусульман в конце ХIХ — начале XX в.
Объект исследования: благотворительность и
предпринимательство в России на рубеже веков.
Предмет исследования: специфика мусульманской
благотворительности татар в конце ХIХ — начале XX в.
Методология исследования. В данной работе
применялись следующие методы: анализ, синтез, ретроспекция, рассмотрение
изученного материала в проблемно-хронологической последовательности.
Источниковая база
исследования. Коран.[1]
Архивные сведения (отчеты по ведомствам и учреждениям). Из опубликованных
источников были использованы сведения из Полного собрания законов Российской империи, каталога
Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., указателя действующих в империи
акционерных предприятий 1903 г. Данные источники в основном носят
статистический характер.
Территориальные рамки исследования: территория Поволжья и
Приуралья, поскольку на ней активно развивалось татарское предпринимательство,
которое спонсировало образовательную и культурную жизнь народа. Это территория
Оренбургского духовного управления мусульман, включавшая в себя Казанскую,
Оренбургскую, Нижегородскую, Уфимскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую и др. губернии.
Хронологические рамки
исследования: конец XIX-начало XX вв. Это время,
когда бурно изменялись социально-экономические условия жизни народа, появился
джадидизм – движение за обновление ислама, именно этот период отмечен широкой благотворительностью
татарских предпринимателей.
Теоретическая основа
исследования и степень изученности темы.
Исследование
благотворительной деятельности в Российской империи в начале XXI
столетия базировалось на трудах большого числа ученых. Исследования З.С.
Миннуллина, в частности, ориентировались на проблематику благотворительности
второй половины ХIХ — начала ХХ вв.,[2] Исследуя особенности
благотворительности с региональным уклоном, он сделал важный вывод о том, что
благотворительное организации татарских купцов и предпринимателей были
единственным легальным способом поддержки новометодного образования. Труд З.С. Минуллина в представленном
исследовании очень важен для формирования представления о работе
благотворительных организаций, о становлении благотворительности силами
интеллигенции и молодой татарской буржуазии.
Аналогичные
проблемы затрагивали и внимание Г.Г. Бернацкого и В.Г. Соболева,[3] О.И. Анучина,[4] П.К. Дашковского и Е.А.
Шершневой[5] и других исследователей. В
частности, Г.Г. Бернацкий и В.Г. Соболев исследовали важность мусульманского
вопроса в России. Основная и, вместе с тем, ценная для данной работы, мысль
состоит в том, что любая этнокультурная общность формируется под эгидой общих
привычек, традиций, порядков, соответственно, мусульманская благотворительность
и предпринимательство имели светский облик. О.И. Анучин изучал место
мусульманской благотворительности в контексте благотворительности всей
Российской империи. Несмотря на то, что нормы мусульманского общества зачастую
шли в разрез с традиционными нормами православия, мусульманское милосердие
продолжало свое становление. П.К. Дашковский и Е.А. Шершнева ставили во главу
исследования политические и религиозные аспекты, основная мысль является в том,
что, аналогично мнению О.И. Анучина, что Россия так и не смогла русифицировать
мусульманское общество. Структуру
исламской экономической системы, в свою очередь, изучали М.С. Гибадуллин и Т.М.
Вахитова.[6] Они изучали принципы
функционирования и специфику деятельности исламских финансов и кредитных
институтов. Также была рассмотрена проблема благотворительности, через призму
Корана, отраженная в работе Эркала.[7] Анализ данных трудов дал
возможность сформулировать представление о сущности благотворительности в
мусульманском обществе.
Научная новизна
исследования. Исследование, которое было проведено в рамках данной работы,
дало возможность проанализировать ряд проблем благотворительности в исламском
обществе татар. Был исследован характер формирования системы
государственно-общественного призрения в Поволжье и Приуралье. Были введены в
научный оборот новые источники.
Теоретическая и
практическая значимость исследования. Данная работа может стать пособием для
проведения лекций в междисциплинарном контексте исламской теологии и экономики.
Структура работы. Данное исследование
состоит из введения, основной части, имеющей три главы, заключения, списка
литературы и источников. [1] Коран / Пер.с араб. Акад. И.Ю.
Крачковского. – М., 1990. – 512 с. [2] Миннуллин З.С. Благотворительность
и татарские общественные библиотеки начала XX века / З.С. Минуллин //
Библиотековедение. – 2011. – № 2. – С. 107. [3] Бернацкий Г.Г. Участие мусульман в
общественно-политической жизни России в конце XIX-начале XX В. Деятельность
мусульманской фракции Государственной Думы / Г.Г. Бернацкий // Ленинградский
юридический журнал. – 2005. – №3. – С. 128-144. [4] Анучин О.И. Особенности
мусульманской благотворительности в Российской империи / О.И. Анучин// МНИЖ. –
2015. – №7-4 (38). – С. 70-71. [5] Дашковский П.К. Религиозная
политика Российской империи в отношении мусульманских общин Западной Сибири во
второй половине XIX-начале XX века // Мировоззрение населения Южной Сибири и
Центральной Азии в исторической ретроспективе. вып. VIII. / П.К. Дашковский,
Е.А. Шершнева. – Барнаул: Издательство Алтайского университета. – 2015. – С.
242. [6] Гибадуллин М.З. Основы исламской
экономики: теория и практика хозяйствования / М.Х. Гибадуллина, Т.М. Вахитова.
– Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 126. [7] Эркал М. Закят и
благотворительность в Коране / М. Эркал // Медина аль-Ислам. – 2015. – № 7. –
С. 21-29.
Заключение:
В данной работе исследовались аспекты
исламской благотворительности и предпринимательства, и, в частности,
деятельность фондов. В первую очередь необходимо обратить внимание на специфику
исламской благотворительности: она, как и вся финансовая система мусульманского
общества Поволжья и Приуралья, обосабливалась от общей системы предпринимательской
деятельности и благотворительности Российской империи. Будучи существуя в
системе имперских реалий, мусульманское общество старалось не растерять свою
идентичность и, в связи с этим, всячески поддерживало «свое» направление,
стараясь не противоречить положениям Корана.
Исламское предпринимательство строится совершенно
отлично от предпринимательской системы Российской империи. Основополагающими
признаками предпринимательской деятельности на общей территории являются
экономическая свобода и независимость, высокая инициативность и активность, дух
творчества и новаторства, в то время как в исламском мировоззрении
предпринимательство – это не столько деятельность, направленная на получение
доходной части, сколько это деятельность благородного начал, тогда как
извлечение денег – это благодарность за труд, поощрение, достойная
деятельность.
Имея средства, благотворители (как
правило, буржуазия и интеллигенция), старались не только получать, но и
отдавать: они занимались деятельностью благотворительных фондов, старались быть
милосердными, жертвуя средства свои и своих организаций разово или систематически.
Исламская благотворительность – это осознанное отношение к искуплению своей
вины перед Всевышним, это благодарность за то, что имеешь, это жест помощи тем,
кто в ней нуждается.
Проведенное исследование позволило сделать
следующие выводы:
Исламское предпринимательство и
благотворительность – это смежные категории, которые способствуют формированию
гармоничного татарского общества. Причем, это общество априори ограничивалось в
ресурсах, поскольку в составе Российской империи являлось «лишним». Щедрость
является одной из самых важных характеристик мусульман как национальной группы.
Вокруг этого, собственно, и формируется благотворительность как явление.
Татарские предприниматели активно
включались в процессы социально-экономического склада, накапливая свой капитал
и развивая тем самым систему благотворительности. В исламской мировоззренческой
модели вопросы помощи нищим являются очень важными, поскольку положение о
необходимости жить в едином демократическом обществе, в некоторой внутренней
демократии обуславливают список действий, направленных на внутреннее
самообеспечение общества. При этом каждый способный к работе человек должен был
трудиться, в частности, и сами предприниматели, не перекладывая свою
ответственность на кого-то.
Необходимо обратить внимание на то, что
промышленный переворот как явление обусловил положительные тенденции для
развития небольшого промышленного предпринимательства среди мусульман.
Промышленный переворот дал возможность полностью завершить формирование
промышленного пролетариата в Поволжье и Приуралье. Татарские благотворители
очень многое делали для того, чтобы улучшить материальное состояние народа в
целом.
Благотворительная деятельность татарского
купечества способствовала сохранению и развитию национальной и религиозной
идентичности: культуры в целом, системы образования татарского населения с
целью консолидации нарождающейся татарской буржуазной нации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСЛАМЕ 1.1. Государственная политика
в отношении мусульман и их социально-экономическое положение в конце ХIХ —
начале XX вв. Исследуя базовые аспекты политики
Российской империи во второй половине XIX-начале XX
века в отношении мусульманского населения, хочется заметить, что в данном
периоде главенствовала четырехуровневая система государственно-конфессиональных
отношений. Главенствующее положение занимала Русская православная церковь, в то
время как мусульманскую конфессию ставили в один ряд с протестантами,
католиками, буддистами, иудеями, то есть, относили ко второму уровню, который
включал признанные терпимые конфессии. Среди терпимых непризнанных религий
третьего уровня были старообрядцы. На низшей ступени располагались непризнанные
и нетерпимые – хлысты и скопцы.[1] Именно это обстоятельство
непосредственно определяло противоречивость и непоследовательность
государственной политики по отношению к мусульманам. И, несмотря на то, что
вмешательство государства было многосторонним, проникающим во все сферы,
правительство так и не смогло в полной мере русифицировать мусульманское
население Российской империи.
Следует заметить, что в представленный
период на территории Российской империи, по мнению ряда исследователей, так и
не сложились концептуальные представления относительно системы
конфессионального образования. Стремление к тому, чтобы мусульманское население
было подконтрольным путем назначения приходского духовенства в конечном счете
привело к дефициту лиц мусульманского духовного звания в российской армии. Однако,
более жизнеспособным кажется тезис о том, что власти не видели
модернизационного потенциала в исламском образовании и исламской религиозной
доктрине, в соответствии с чем духовных лиц считали оппозиционными, а ислам,
соответственно, препятствием прогрессу и модернизации системы образования. То
есть, у власти было свое концептуальное представление об исламе и его
модернизационном потенциале.
Также весьма непродуманной можно считать и
попытку христианизации мусульманского населения волго-уральского региона, о чем
можно говорить на основании процессов массового перехода с начала XIX века обратно в ислам, а в дальнейшем
массовый переход в ислам крещенных татар после Указа 1905 года о свободе
совести.
Укреплению государства в том числе не
способствовало обстоятельство назначения высшего мусульманского духовенства,
поскольку это способствовало лишь обострению государственно-конфессиональных
отношений и подрывало направление государственной политики. То есть, уже в
начале ХХ века можно было наблюдать ситуацию, при которой мусульмане были
вынуждены отстаивать свои права и мириться со своеобразным положением в
Российской империи.[2]
Отношение правительства Российской империи
в рассматриваемом периоде к мусульманам основывалось, таким образом, на идее
централизованного контроля над конфессиями, которая впервые была реализована
еще в XIX
веке с учреждением Департамента духовных дел иностранных исповеданий, который
вошел в состав Министерства внутренних дел. В обязанности органа входило
проведение политики всетерпимости, но, в государственных интересах.[3] [1] Основы политики Российского
государства в сфере свободы совести и вероисповедания (концепция) // Вопросы
религии и религиоведения. Приложение к журналу «Государство. Религия. Церковь».
– М., 2009. – ч.4. – № 1. – С. 183-184. [2] Дашковский П.К. Религиозная
политика Российской империи в отношении мусульманских общин Западной Сибири во
второй половине XIX-начале XX века / П.К. Дашковский, Е.А. Шешшнева //
Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе.
вып. VIII.
– Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2015. –– С. 242. [3] Васильев Д.В. История исламской
политики в Российской империи / Д.В. Васильев // Форумы российских мусульман на
пороге нового тысячелетия: ежегодный научно-аналитический бюллетень. – Н.
Новгород, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/materials (дата обращения: 15.01.2021).