Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовые формы сотрудничества государств по таможенным вопросам.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные отношения в таможенной сфере 7
1.1 Сущность и понятие международных отношений. Содержание, значение и формы международных отношений таможенных органов 7
1.2 Таможенное регулирование, его цели и задачи 23
2. Международное сотрудничество в сфере таможенного регулирования 27
2.1 Международные организации и договоры в сфере таможенного регулирования 27
2.2 Конвенции международных отношений таможенного регулирования 32
3. Перспективы развития международного таможенного сотрудничества 51
3.1 Проблемные ситуации в системе международных таможенных отношений 51
3.2 Пути совершенствования организационно- правовых основ в таможенной сфере 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Введение:
Актуальность темы исследования. Один из самых главных факторов благополучного существования и развития государств в сегодняшнем обществе считается международное сотрудничество в разных областях общественных отношений, в нашем случае мы будем рассматривать международное таможенное сотрудничество. Сотрудничество в данной области носит объективный характер и определено потребностью регулировать собственные действия по регулированию процессов перемещения товаров и транспортных средств через государственные границы.
На сегодняшний день страны мира стремятся к интеграции, которая упрощает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Один из главных трендов регионального развития на постсоветском пространстве являются процессы евразийской интеграции. В настоящее время оформлено несколько структур в рамках этой интеграции: Таможенный союз (далее ТС) и Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС). В данных условиях немаловажно отметить сходства и различия между её первоначальными и нынешними этапами.
ЕАЭС в том виде, в котором он подписан, является не просто расширением Таможенного союза, он отличается от него по своей природе. Если Таможенный союз отличается наличием эффективных заградительных мер и его цель заключается в том, чтобы ограничить поток товаров извне, то природа ЕАЭС как раз ориентирована на координацию политики стран- участниц союза для эффективного движения капитала, товара, людей и повышения эффективности экономик на международной арене. В этом как раз и состоит кардинальное отличие ЕАЭС от ТС. Поэтому переход от одного этапа интеграционного развития к другому, более высокому, становится понятен: после того, как установлены защитные меры внутри рынка, логичен переход на внешний рынок, к более широкому взаимодействию с другими субъектами мировой экономики. Безусловно, Евразийский экономический союз, в отличие от ТС, может составить достойную конкуренцию на мировом рынке.
Международное таможенное сотрудничество является важным аспектом внешней экономической политики. Российская Федерация активно сотрудничает в экономической области с иностранными государствами. Десятки миллионов тонн различных грузов ежегодно перемещаются через таможенную границу ТС. Миллионы граждан России и иностранных государств регулярно пересекают таможенную границу. Все это предполагает знание таможенного права России Федерации, а так же международного таможенного права. Федеральная таможенная служба России (далее ФТС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного надзора и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
За последние годы выросло число таможенных правонарушений. В результате возрастают требования по принятию мер по борьбе с правонарушениями. Важной составляющей в сегодняшней работе российских таможенников является использование современных технологий.
И прежде всего это обмен информацией между таможенными органами. Это определяет необходимость во взаимном участии в решении проблем, взаимопомощи в таможенной области и развитие правовых, технических и административных основ с целью упрощения таможенных операций и процедур, а так же борьбы с таможенными правонарушениями.
Степень разработанности проблемы. По данной теме писали многие авторы. Тему таможенное сотрудничество рассматривали Макрусев В.В., Черных В.А., Буваева Н.Э., Костин А.А., Москаленко О.А., Костина О.В..
Объектом исследования является сотрудничество в сфере таможенного дела.
Предметом исследования являются формы, виды и направления таможенного сотрудничества.
Цель исследования – исследовать формы, виды и направления таможенного сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
– раскрыть понятие и сущность таможенного сотрудничества;
– рассмотреть виды и формы международного таможенного сотрудничества;
– проанализировать состояние международного сотрудничества РФ в области таможенного дела;
– изучить сотрудничество ФТС РФ с таможенными администрациями других стран;
– установить перспективы развития таможенного сотрудничества в рамках международных организаций;
– раскрыть перспективные направления таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Нормативно–правовой основой исследования являются «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» и другие.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых теоретический анализ, метод исследования, дедукция, индукция.
Научная новизна исследования заключается в том, что
– предложено авторское определение международного таможенного сотрудничества;
– предложены основные перспективные направления совершенствования таможенного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;
– установлены методы и формы сотрудничества в таможенном деле.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Исходя, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Под международным таможенным сотрудничеством понимается вид международных отношений, целью которых являются взаимное участие в решении проблем, оказание взаимопомощи в таможенной области и развитие правовых, технических и административных основ с целью упрощения таможенных операций и процедур, а так же борьбы с правонарушениями.
Развитие интеграционных процессов и международного сотрудничества – одно из главных направлений деятельности Федеральной Таможенной Службы России, утвержденных распоряжением правительством РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
На сегодняшний день ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки.
Федеральная таможенная служба России имеет свои представительства в 20 странах. Российскую таможенную службу представляет один или несколько сотрудников ФТС России. Работа представителей сводится ФТС России за рубежом сводится к обеспечению выполнения задач, возложенных на них руководством ФТС России или Управлением таможенного сотрудничества.
Управление таможенного сотрудничества является структурным подразделением Федеральной Таможенной Службы, целенаправленно занимающимся вопросами международного взаимодействия с таможенными органами иных государств, международными организациями, государственными органами зарубежных стран и др. В своей деятельности Управление проводит политику Федеральной Таможенной Службы России, действует от её имени и в интересах государства.
Федеральная Таможенная Служба России активно способствует развитию, а так же закреплению сотрудничества с соседними странами, входящими в СНГ, Шанхайским объединением и другими местными и международными организациями.
Главные нарушения, которые выявляет Федеральная Таможенная Служба в Российской Федерации – это контрабанда и таможенные правонарушения. А так же проблема сотрудничества, как неурегулированность порядка направления запросов в иностранные таможенные администрации. В качестве стратегии, подразделениями федеральной таможенной службы выбрано активное сотрудничество с иностранными организациями.
Не маловажную роль в международном сотрудничестве в области таможенного дела играют двусторонние договоры государств по таможенным вопросам. Российская Федерация таких договоров заключила более 20, в том числе с Чехией, Словакией, Румынией, Израилем, Македонией, Индией, Данией, Германией. В этих соглашениях определены формы сотрудничества государств в таможенной сфере, в том числе по упрощению таможенных процедур при взаимном перемещении товаров и транспортных средств, обмену информацией, координации деятельности таможенных служб в борьбе с преступлениями в таможенной сфере.
Международное сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, осуществляется в соответствии с международными стандартами в интересах создания благоприятных условий для внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Фрагмент текста работы:
1. Международные отношения в таможенной сфере
1.1 Сущность и понятие международных отношений. Содержание, значение и формы международных отношений таможенных органов
Современное представление термина «сотрудничества» подразумевает участие сторон в каком-либо общем деле. Международное сотрудничество – это взаимодействие государств и других субъектов международного права, осуществляемое ими для совместного согласованного решения проблем в той или иной сфере. В нашем случае будем рассматривать сотрудничество в сфере таможенного дела.
Международное таможенное сотрудничество – это важное направление международного сотрудничества государств и международных организаций в целом, заключающееся в совместной координации их усилий в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением таможенными органами порядка и правил перемещения лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств1.
Одним из основных элементов процесса укрепления функциональных возможностей таможенных администраций во всем мире в целях ответа на вызовы и возможности 21 века является развитие международных отношений в таможенной сфере. На современном этапе ни одно государство не способно развиваться изолированно.
Необходимость международного таможенного сотрудничества вызвана следующими факторами:
1) Потребностью информационного взаимодействия между таможенными органами разных стран;
2) сложностью национальных таможенных тарифов;
3) различными таможенными формальностями.
Наличие перечисленных нерешенных факторов будет препятствовать развитию международной торговли.
Международное таможенное сотрудничество обусловлено многочисленными обязательствами, которые прописаны в различных соглашениях в области торгового обмена. Например, эти обязательства возникают при вступлении в международные организации:
1) Всемирную таможенную организацию;
2) Всемирную организацию интеллектуальной собственности [22].
Международное сотрудничество России со многими странами развивается благополучно в области противодействия, борьбы с международным терроризмом, распространения оружия массового уничтожения и торговли наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Такие вопросы требуют их оперативного разрешения при функциональном участии таможенных органов России. В главных целях последующего формирования и улучшения таможенной политики страны международное сотрудничество предполагает развитие административных, правовых и технических основ в целях упрощения таможенных процедур. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой, основное направление развития таможенной политики России на современном этапе. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создаются с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключаются соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Основными целями международного сотрудничества в области таможенного дела являются:
1) защита экономической безопасности государств (посредством реализации таможенного контроля во с препятствование доступа на территорию государства запрещенных к ввозу или вывозу товаров с этой территории, стимулирование ввоза или вывоза тех или иных категорий товаров);
2) содействие развитию международной торговли (содействие безопасности международной торговли и содействие таможенными средствами облегчению международной торговли. Посредством совершенствования таможенных процедур на основе их упрощения и ускорения процесса их прохождения. Взаимное признание таможенных документов);
3) согласование таможенных систем государств (путем сближения правового регулирования таможенных отношений. Выстраивание таможенных технологий на уровне международных стандартов);
4) Объединение общих усилий в решении таких вопросов, как противодействие контрабанде и иным правонарушениям в сфере таможенного дела, борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и т.д.
Итоги взаимодействия стран по таможенным вопросам международного сотрудничества в области таможенного дела, результаты согласования позиций государств по тем или иным таможенным проблемам обязаны соответствующим образом оформлены и закреплены. В подтверждение договоренностей государств ими заключаются международные договоры по таможенным вопросам, которые считаются основой международно-правовых таможенных норм, т.е. правил, которые и составляют особую совокупность международно-правовых норм, образовавших самостоятельную отрасль международного публичного права – международное таможенное право[25].
Развитие норм международного таможенного права в рамках международного права произошло в результате необходимости в международно-правовом регулировании международного таможенного сотрудничества, т.е. закреплении.
Международное таможенное право является правовой формой международного таможенного сотрудничества. Таким образом, международное таможенное сотрудничество и международное таможенное право как его правовая форма неразрывно связаны. Международное таможенное право – это форма, а содержанием выступают результаты международного таможенного сотрудничества государств и иных субъектов международного права. Становление и развитие международного таможенного права как отрасли международного права связано с возникновением и развитием международного таможенного сотрудничества.
Федеральная Таможенная Служба России намерена способствовать развитию интеграционных операций, закреплению сотрудничества с соседними странами, входящими в СНГ, Шанхайским объединением и другими международными организациями.
Главные направления международного сотрудничества в области таможенного дела соответствуют основным составляющим предмета международного таможенного права, т.е. международным таможенным отношениям. Международные таможенные отношения возникают в рамках основных направлений международного таможенного сотрудничества. Это:
1) сотрудничество в сфере унификации правил таможенной оценки товаров, правил определения таможенной стоимости товаров;
2) сотрудничество в сфере согласования правил классификации и кодирования товаров в таможенных целях (правил построения товарных номенклатур таможенных тарифов);
3) сотрудничество в сфере упрощения и гармонизации таможенных процедур и иных таможенных формальностей;
1) сотрудничество в сфере согласования правил определения страны происхождения товаров и применения таможенных льгот и преференций;
2) сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями;
3) сотрудничество в сфере организации таможенного контроля за перемещениями лиц, товаров и транспортных средств и сопутствующие им отношения, сроки таможенного контроля, права и обязанности третьих лиц, информирование, консультирование, обжалование и т.д.
По распоряжению Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р принята стратегия развития Федеральной таможенной службы РФ до 2030 года . Развитие интеграционных процессов и международного сотрудничества – одно из основных направлений деятельности ФТС России. Мероприятия, рассчитанные до 2030 года, нацелены на активизацию участия таможенной службы Российской Федерации в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях. По линии укрепления международного сотрудничества в области борьбы с таможенными правонарушениями и контрабандой, в рамках Стратегии, планируется развивать взаимодействие с правоохранительными подразделениями таможенных служб иностранных государств и международными правоохранительными организациями1. Для создания наиболее благоприятных условий внешней торговли и качественному обмену информацией между странами, в том числе и в борьбе с международной преступностью, планируется увеличить количество соглашений о предварительном информировании таможенных органов. Их количество вырастет к 2030 году в три раза[2].
Федеральная таможенная служба России имеет свои представительства (представителей) в 20 странах на трех континентах – в Абхазии, Аргентине, Белоруссии, Бельгии, Бразилии, Германии, Индии, Италии, Казахстане, Киргизии, Китае, Республике Корея, Латвии, Южной Осетии, Таджикистане, Турции, Украине, Финляндии, Японии1.
Институт представителей таможенной службы Российской Федерации за рубежом является одним из основных инструментов осуществления международной деятельности ФТС России. В зависимости от интересов ФТС России, степени взаимодействия с таможенной службой иностранного государства и заключенными международными соглашениями, российскую таможенную службу представляет один или несколько сотрудников ФТС России, либо может быть образовано Представительство таможенной службы.
Работа представителей ФТС России за рубежом сводится к обеспечению выполнения задач, возложенных на них руководством ФТС России и Управлением таможенного сотрудничества, в части представления интересов ФТС России в области таможенного дела в стране пребывания. В целом, деятельность представителей российской таможенной службы за рубежом сводится к следующему:
1) обеспечение взаимодействия и сотрудничества с таможенной службой страны пребывания. Налаживание рабочих контактов с таможенной службой, налаживание официальных каналов передачи и получения информации в области таможенного дела (в том числе и оперативно значимой), участие в подготовке визитов и встреч экспертов и руководства таможенных служб, участие в совместных проектах, участие в разработке и проведении мероприятий по реализации межведомственных договоров, заключенных между ФТС России и таможенной службой страны пребывания;
2) сбор информации о состоянии таможенного дела в стране пребывания. Сбор сведений о таможенном законодательстве и мониторинг изменений в нем, изучение опыта, а также передовых практик и технологий таможенной службы страны пребывания;
3) защита экономических интересов Российской Федерации. Мониторинг ситуации по товарообороту между Россией и страной пребывания с целью выявления и прогнозирования причин, препятствующих свободному прохождению товаров и транспортных средств. Участие в мероприятиях правоохранительной направленности (по поручению заместителя руководителя ФТС России);
4) обеспечение взаимодействия и сотрудничества с деловыми кругами страны пребывания. Оказание консультативной помощи участникам ВЭД.
На деятельность представителей оказывают большое влияние особые условия страны пребывания – от необходимости знать государственный язык до особенностей администрирования и, конечно же, национального менталитета наших партнеров. Где–то подобных отличий больше, где–то меньше.
Таким образом, таможенные отношения России регулярно направлены на последовательную работу по дальнейшему укреплению международного сотрудничества с государствами в сфере таможенного дела. Эволюция интеграционных операций и международного сотрудничества – одна из самых важных сторон деятельности Федеральной таможенной службы[21]
Международное таможенное сотрудничество представляет собой вид международных отношений, целью которых являются совместное участие в решении проблем, оказание взаимопомощи в таможенной сфере, а также развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных операций и процедур.
Следуя логике указанного определения, очевидна значительная роль международного таможенного сотрудничества в развитии не только таможенного дела отдельно взятого государства, но и в целом в рамках международных отношений.
Международное сотрудничество в сфере таможенного дела осуществляется в конкретных формах. Форма международного сотрудничества таможенных органов — это предусмотренный законом порядок производства действий таможенных органов по участию в разработке международных договоров, по непосредственному осуществлению международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и иным делам, по заключению и осуществлению соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными органами различных государств, по сотрудничеству таможенных органов через межгосударственные органы.
Выделяют три главные формы международного таможенного сотрудничества:
1) сотрудничество путем заключения международных соглашений;
2) сотрудничество в рамках международных конференций;
3) сотрудничество в рамках международных организаций3.
Самой распространенной формой международного сотрудничества в области таможенного дела является сотрудничество на основе заключения международных договоров. Международных договоров, заключенных по вопросам таможенного дела, достаточно много, это и двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько. Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 15-20 статей и практически по содержанию повторяют друг друга. Основной целью таких соглашений является координация борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификация таможенных процедур и таможенных операций[28].
В пример можно привести:
1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о взаимной административной помощи в целях обеспечения надлежащего соблюдения таможенного законодательства и предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений (заключено в г. Гаване 05.11.2012).
2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Аммане 21.01.2015). К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. Общие международные договоры по таможенным вопросам можно классифицировать по следующим основаниям:
1) закрепляющие международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур. Наиважнейшее значение имеют Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) 1973 г., Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;
2) закрепляющие систему таможенных привилегий и преференций в международном праве. Например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г.;
3) посвященные международно–правовому регулированию сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах. Например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.;
4) иные международные договоры. Таможенные конвенции 1954 г., касающиеся льгот для туристов; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.
Одной из форм международного таможенного сотрудничества также является международное сотрудничество в области межправительственных конференций, которые представляют собой коллективные органы государств, самостоятельно решающие вопросы, касающиеся целей и принципов их проведения. Созываются международные конференции с целью решения определённых проблем и функционируют в течение определенного времени, не имея своих постоянных органов и не являясь международными организациями и субъектами международного права.