Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовой статус общественных объединений на примере общероссийских спортивных федераций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.. 5
1.1.
Ретроспектива становления и развития общественных объединений в России 5
1.2. Понятие
общественных объединений как организационно-правовой формы юридического лица. 14
1.3. Виды
общественных объединений в российском законодательстве. 18
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ.. 27
2.1. Понятие
общероссийских спортивных федераций. 27
2.2.
Законодательные и правовые основы деятельности общероссийских спортивных
федераций. 31
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ.. 44
3.1. Участие в
вещных правоотношениях. 44
3.2. Участие в
договорных правоотношениях. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61
Введение:
Актуальность
выбранной темы исследования обусловлена теоретической и
практической значимостью вопроса, касающегося правового регулирования деятельности
общероссийских спортивных федераций.
Физическая культура и
спорт с древних времен были и остаются частью жизни человека. Но, несмотря на это,
в настоящее время правовое регулирование данной сферы недостаточно. В
частности, не в полной мере урегулирован вопрос саморегулирования общественных
отношений в сфере физической культуры и спорта. Первоначально негосударственные
спортивные организации самостоятельно регламентировали отношения в области
физической культуры и спорта, например, порядок проведения тренировок и
спортивных соревнований, а также с учетом своей специфики разрабатывали правила
для конкретного вида спорта. Именно они заложили фундамент правового
регулирования физкультурной спортивной системы.
Процесс демократизации российского
общества вывел на принципиально новый уровень роль, значение и место
всероссийских федераций по видам спорта. Речь идет не только о том, что они
теперь стали полномочными членами соответствующих международных спортивных
организаций. Не менее важен и обретенный ими в 1991-1992 гг. статус независимых
неправительственных общественных объединений, управляющих на федеральном уровне
развитием своего вида спорта.
В Российской Федерации
определяются основные принципы спортивного законодательства, закрепляется
статус субъектов спортивных правоотношений, используются средства и методы
государственного регулирования спортивной деятельности – лицензирование и
аттестация деятельности отдельных субъектов, установление требований к
участникам конкретного вида спортивной деятельности и т. д. Законодательство о
физической культуре и спорте носит комплексный характер и помимо специального
Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от
4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ[1]
включает в себя нормативные акты федерального уровня – нормы публичного и
частного права, и относится к исключительной компетенции РФ.
Все это свидетельствует
об актуальности выбранной темы и определяет цель настоящего исследования.
Объектом
исследования являются общественные отношения,
регулирующие особенности правового статуса общественных объединений.
Предметом
ВКР
стали нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности правового статуса
общероссийских спортивных федераций.
Цель
выпускной работы состоит в исследовании правового статуса
общероссийских спортивных федераций.
Данная цель обуславливает
постановку и решение следующих задач:
1. Провести ретроспективный анализ
становления и развития общественных объединений в России.
2. Определить понятие общественных
объединений как организационно-правовой формы юридического лица
3. Привести классификацию видов общественных
объединений в российском законодательстве.
4. Охарактеризовать содержание понятия «общественная
спортивная федерация»;
5. Установить законодательные и правовые
основы деятельности общероссийских спортивных федераций.
6. Выявить особенности участия общероссийских
спортивных федераций в вещных правоотношениях.
7. Проанализировать участие общероссийских
спортивных федераций в договорных правоотношениях и выявить его особенности.
Структура
работы представляет собой совокупность введения, 3 глав, поделенных
на 7 параграфов, заключения, библиографического списка. [1] Федеральный закон от 04.12.2007
№329-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, №50, ст. 6242.
Заключение:
Проведенное
исследование института защиты права собственности и иных вещных прав, позволяет
сделать следующие выводы:
1..
Прообразом спортивной федерации в России являлось физкультурно-спортивное
объединение, которое в законе 1999 г. определялось как «общественное
добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по
инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации». Однако с развитием законодательства в сфере спорта, в частности с
принятием Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации», в понятийном аппарате российского
права появился термин «спортивная федерация».
2. В процессе
реформирования публичного и частного права в современной Российской Федерации
были приняты Федеральный закон от 12.01.1996 №7- ФЗ «О некоммерческих
организациях», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях», а также Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где
отразилась современная классификация юридических лиц по целям их деятельности
и, вытекающие из целей, их организационно-правовые формы в ГК РФ. Итогом
принятия данных нормативных правовых актов стало появление дефиниции
общественной организации как организационно-правовой формы общественного
объединения, созданной на основе совместной деятельности для защиты общих
интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Вместе с тем
общественная организация как одна из организационно-правовых форм
некоммерческих организаций стала фигурировать и в ГК РФ.
3. Самостоятельной
организационно-правовой формой некоммерческих организаций была признана
общественная организация, но в качестве ее разновидности названы политические
партии, органы общественной самодеятельности (п/п 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ), которые
Федеральным законом № 82-ФЗ определены как самостоятельные
организационно-правовые формы общественных объединений (ст. 7, 12, 12.2
Федерального закона № 82-ФЗ). В результате описанного анализа правовых норм
выявлены следующие коллизии: 1) организационно-правовые формы общественных
объединений не соответствуют формам некоммерческих организаций, перечисленных в
Гражданском кодексе Российской Федерации; 2) общественные организации наделены
исключительным правом на преобразование общественных объединений путем создания
союзов (ассоциаций), то есть только общественные организации вправе сочетать
организационно-правовые формы некоммерческих организаций без реорганизации
юридических лиц; Данные противоречия объясняются тем, что изначально перечень
организационно-правовых форм некоммерческих организаций был открытым, содержание
дефиниций «некоммерческая организация» и «общественное объединение» легально не
соотносятся, а их формы закреплены в трех источниках права: ГК РФ, Федеральном
законе №82 и № 7.
4. Особенности правового регулирования деятельности
спортивных федераций, их правовой статус, специфика взаимодействия с органами
государственной власти и органами местного самоуправления предопределяются их
принадлежностью к такой разновидности некоммерческих организаций как
общественные объединения. Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального
закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» спортивная федерация является общественной
организацией, которая создана на основе членства, получила государственную
аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов
спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и
подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации
являются негосударственными, некоммерческими организациями, которые, в
большинстве случаев, создаются в форме общественных организаций. Стоит
отметить, что существует возможность получения федерациями статуса
общероссийской спортивной федерации. Условия получения статуса прописаны в
Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 14 п.4, п.5. Аккредитацию
всероссийских спортивных федераций в соответствии с Законом осуществляет
федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта,
на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается
обязанность аккредитации региональных спортивных федераций.
5. Основной тенденцией
развития законодательства в области физической культуры и спорта последних лет
является приведение в соответствие с требованиями норм международного права.
Например, детализация регулирования таких вопросов, как: спорт в системе
образования, безопасность участников и зрителей при проведении спортивных
мероприятий, предотвращение допинга, недопустимость дискриминации в спорте,
закрепление принципов глобализма и сохранения окружающей среды, популяризация
спорта. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидации
спортивных федераций как некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в области физической культуры и спорта, регламентируется в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от
19.05.1995 №82 «Об общественных объединениях», Федеральным законом от
12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от
07.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Гражданский кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
определяют общие основы статуса спортивных федераций как некоммерческих
организаций. Федеральный закон «Об общественных объединениях» закрепляет основы
статуса спортивных федераций как общественных объединений. В соответствии с частью
2 статьи 4 указанного Федерального закона особенности, связанные с
созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов
общественных объединений могут регулироваться специальными законами,
принимаемыми в соответствии с данным Федеральным законом. Такие
особенности в отношении спортивных федераций как разновидности общественных
объединений установлены в Федеральном законе «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации. В основном в нем предусматривается особенный
правовой статус общероссийских спортивных федераций (порядок создания,
членство, органу управления и т.д.).
6.
Зафиксированный на сегодняшний день российским законодательством в сфере спорта
правовой режим не в полной мере отвечает современному содержанию и особенностям
спортивных и тесно соединенных с ними других общественных отношений. Среди
огромного числа недостатков имеют место быть отсутствие соответствующей
системности законодательства о спорте и надлежащей налаженности его внутренних
связей, присутствие массы противоречащих и необъединенных едиными принципами
правового регулирования законодательных и подзаконных нормативных правовых
актов. Значительную разрозненность нормативно-правовых актов в сфере спорта не
смог в полной мере обозначить профильный Федеральный закон от 4 декабря 2007 г.
№329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», даже с учетом
существенных изменений, вносившихся в него в последующие годы.
8.
Довольно сложно отграничить сферу применения как трудового, так и гражданского
права при регулировании отношений между спортсменом и физкультурно-спортивной
организацией. В частности, неясно правовое положение спортсменов-индивидуалов,
которые тренируются самостоятельно и лишь участвуют в соревнованиях. Либо в
таком виде спорта, как гольф, спортсмены перечисляют за себя взносы в
спортивный клуб, который обеспечивает им условия для тренировок и заявляет их
для участия в соревнованиях. При этом в Гражданском кодексе РФ невозможно найти
договоры, регулирующие отношения, связанные с переходами спортсменов. Наряду с
этим ч. 2 ст. 421 ГК РФ, фиксирующая принцип свободы договора, предусматривает,
что стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не
предусмотренный законом или другими правовыми актами.
Таким
образом, правовой статус общероссийских спортивных федераций достаточно полно
раскрыт в современном законодательном поле, тем не менее наличие большого
перечня законодательных актов, регулирующих их деятельность и их особый
гражданско-правовой статус приводит к наличию различного рода коллизий.
Способы разрешения
описанных коллизий:
Во-первых, законодательно
закрепить понятие «общественное объединение» как некоммерческую организацию,
реализующую право на объединение посредством создания общественных организаций,
общественных движений, фондов, общественное учреждений, органов общественной
самодеятельности и политических партий;
Во-вторых, определить
Федеральный закон №82 как основной нормативный правовой акт, закрепляющий
организационно-правовые формы общественных объединений, соответственно,
последующие изменения положений о некоммерческих организациях в Гражданский
кодексе Российской Федерации и Федеральный закон № 7 должны базироваться именно
на содержании Федерального закона № 82.
В-третьих, определить
общественные движения, общественные организации, общественные фонды,
общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические
партии как разновидности общественных объединений, тем самым запустить процесс
приведения в соответствие организационно-правовых форм некоммерческих
организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе №7 и
№82.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Ретроспектива становления и развития общественных объединений в
России Одним из факторов
построения гармоничного законодательства о физкультуре и спорте является
изучение и осмысление его исторических аспектов. Это позволит понять причины
существующих проблем, учесть негативный опыт для предотвращения новых и
продолжить качественную работу в рамках актуальных тенденций[1].
Начало регламентации
вопросов спорта в России в дореволюционный период было обусловлено нуждами
армии в физически развитых кадрах. Например, в период Петра I в системе
дворянского образования появилось телесное воспитание. Терминов «физическая
культура» и «спорт» в то время не существовало. В период правления Екатерины I
в 1726 г. был регламентирован популярный в те годы кулачный бой.
1899 г. ознаменовался
принятием ряда регламентирующих документов. Среди них «Правила для обучения
гимнастике в войсках» и «Правила для обучения употреблению в бою штыка». В силу
потребности в разностороннем физическом развитии солдат в тот период были приняты
и другие акты соответствующей направленности. В 1912 г. был создан Российский
Олимпийский комитет[2].
Неудивительно, что именно
военное ведомство приняло участие в создании Российского Олимпийского комитета,
а также в подготовке команды России к Играм V Олимпиады в Стокгольме, в
организации Первой и Второй Российских Олимпиад. Указом Николая II в 1912 г. «О
создании канцелярии Главнокомандующего за физическим развитием народонаселения
Российской империи» впервые в России был создан управляющий орган в
рассматриваемой области[3].
В конце XIX – начале XX
в. спорт прочно входит в жизнь армии. Представители военного ведомства
приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному
спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике. В это же время интенсивно
создаются Всероссийские союзы по видам спорта, система учебно-тренировочных
сборов, нормативы физического развития. В годы Первой мировой войны были
созданы военно-спортивные клубы.
Что касается спорта в
детской возрастной группе, то единственным доступным вариантом были подвижные
игры и закаливание, а в некоторых учебных заведениях был урок гимнастики.
Кстати, имеются и теоретико-методологические работы о физической культуре и
спорте того времени[4].
Только с 1926 г. уроки физической культуры стали обязательными в
общеобразовательных школах повышенного типа, и была разработана единая
программа предмета. Однако далеко не все школы имели возможность работать в
рамках этой программы из-за нехватки спортивного инвентаря и учителей с
соответствующими навыками[5].
Студенческий спорт развивался несколько быстрее, и первые упоминания о
студенческих спортивных кружках относятся к 1908 г.[6].
После 1917 года принципиально
важной чертой развития законодательства была кодификация. Но так как
международное спортивное движение начинает формироваться лишь в 20-х гг. XX в.,
кодификации спортивного законодательства тогда не произошло.
Одним из первых правовых
актов того периода является Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации
при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным и
морским делам гимнастических и стрелковых обществ и о введении всеобщего военного
обучения трудового народа» от 8 апреля 1918 г. Только после Второй мировой
войны получил развитие спорт высших достижений[7].
В этот период был принят
целый ряд важных документов. Среди них Декрет ВЦИК РСФСР от 27 июня 1923 г. «Об
образовании Высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР». На
них возлагалось управление в сфере физического воспитания. К функциям Высшего
совета относились: разработка положений о соревнованиях, программ,
справочников, уставов, проведение соревнований между различными организациями.
Постановление ЦК РКП(б)
от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» провозглашало
физическую культуру как неотъемлемую часть общеполитического, культурного
воспитания и образования, оздоровления.
Четырьмя годами позже
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении»
призывало ликвидировать разнобой в физкультурной работе. 1 апреля 1930 г. было
принято Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при
ЦИК СССР (ВСФК)», который наделялся правами государственного органа руководства
и контроля в области физической культуры. Этим шагом была создана единая
общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР[8]. В
1929 г. физическое воспитание определено обязательным предметом.
Немаловажную роль имеет
постановление Совнаркома РСФСР от 12 января 1930 г., предоставившее
культурно-просветительским учреждениям профсоюзов право получать земельные и
водные участки для развития массовой физкультуры и спорта и возложившее на них
обязанность по их содержанию в исправном состоянии[9].
В целом законодательство
о физической культуре и спорте 30-х гг. опирается исключительно на жесткие
организационно-административные формы управления и строгое регламентирование. [1] Коваленко
Е.Ю., Тыдыкова Н.В. История развития законодательства о физической культуре и
спорте в России // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-zakonodatelstva-o-fizicheskoy-kulture-i-sporte-v-rossii
(дата обращения: 24.06.2021). [2] Чесноков А. Н. Российское
законодательство о физической культуре и спорте: история и современность:
автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с. С. 12. [3] Зуев В. Н. Нормативно-правовые
акты в регуляции управления отечественной сферой физической культуры и спорта
// Теория и практика физической культуры. 2002. № 7. С. 5. [4] Смирнов М. А. Физическая культура
в Российской империи конца XIX – начала XX в. в отечественной историографии //
Вестник Вятского гос. ун-та. 2013. № 2-1. С. 31-38. [5] Бахтина И. Л., Попов М. В.,
Протасова Э. Е. Физическое воспитание школьников в 19201930-е гг. и введение
комплекса ГТО и БГТО (на материалах Урала) // Педагогическое образование в
России. 2015. № 1. С. 45-50. [6] Напреенков А. А.
Студенческий спорт в России: практика организации первых кружков // Ученые
записки. 2014. №6 (112). С.129-134. [7] Шевелева Л. А.
Особенности спортивного профессионализма в Советском Союзе // Человек в мире
культуры. 2015. № 3. С. 36-45. [8] Тонков Е. Е., Донец Р. В. Развитие
законодательного закрепления гарантий физкультуры и спорта // Научные ведомости
Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия, социология, право. 2013. № 2 (145).
С. 181-188. [9] Лазарев С. Е. Советское
законодательство 1930-х годов о физкультуре и спорте и его актуальность в наши
дни // Гражданин и право. 2016. № 9. С. 3-8.