Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовой режим деятельности крестьянско фермерского хозяйства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕСТЬЯНСКОГО
(ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА.. 7
1.1. Понятие и признаки крестьянского (фермерского)
хозяйства. 7
1.2. Формы деятельности и особенности положения
имущества крестьянских (фермерских) хозяйств. 22
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО)
ХОЗЯЙСТВА И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 35
2.1. Создание крестьянского (фермерского) хозяйства. 35
2.2. Прекращение деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства. 38
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА.. 45
3.1. Проблемы правового регулирования деятельности
крестьянского (фермерского) хозяйства. 45
3.2. Направления совершенствования правового
регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 60
Введение:
На современном этапе развития Российской Федерации
сельское хозяйство занимает лидирующие позиции, являясь одной из важнейших
отраслей. Одним из основных направлений развития нашей страны является
наращивание экономического потенциала сельского хозяйства, для того, чтобы
удовлетворять основные потребности населения в продовольствии.
В пореформенный период в России получил развитие такой
институт сельскохозяйственного предпринимательства, как крестьянские
(фермерские) хозяйства (далее — КФХ), правовой статус которых в настоящее время
до конца не урегулирован. Первым законодательным актом, регулирующим КФХ, был
постсоветский Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990
г., который рассматривал статус крестьянского фермерского хозяйства в качестве
юридического лица.
С принятием Гражданского кодекса РФ
организационно-правовая форма КФХ кардинально изменилась. В соответствии с
нормой, закрепленной в ст. 23 ГК РФ, глава фермерского хозяйства признается
индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации самого
хозяйства, а сама деятельность осуществляется без образования юридического
лица. Чтобы сгладить противоречия в правовом статусе КФХ, в 2003 г. был принят
Федеральный закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который
значительно помог урегулировать многие вопросы и разъяснить индивидуальным
предпринимателям их права, обязанности и полномочия.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве» к предпринимательской деятельности КФХ,
осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила
гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц,
являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального
закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Однако данное правило
оставляет много нерешенных вопросов, которые касаются деятельности фермерских
хозяйств, имеющих свои отличительные признаки по сравнению с юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может не иметь ни
устава, если оно организованно в одиночку, ни собственного наименования, ни
учредительного договора, по сути дела, КФХ — это деятельность индивидуального
предпринимателя в области сельского хозяйства. Сложно определить правовое
положение членов КФХ, ведь единственным документом, содержащим сведения о
членах КФХ, является — соглашение о его создании.
Федеральный закон не решил всех проблем, связанных с
правовым регулированием деятельности фермерского хозяйства. По-прежнему
сохраняется неоднозначность в определении специфики КФХ, как субъекта права, и
многие вопросы все так же носят дискуссионный характер.
В настоящее время стоит необходимость в решении некоторых
вопросов, возникших вследствие неопределенности гражданско-правового
регулирования КФХ. Так, следует упомянуть о государственной регистрации, а
именно о ситуации, когда обязанность в регистрации имеется только лишь у главы
КФХ, а остальные члены остаются незарегистрированными. Помимо этого, существуют
сложности в регулировании прекращения КФХ, так как основания в данном случае
достаточно специфичны и отличаются от оснований, которые имеют юридические лица
и индивидуальные предприниматели. До сих пор не в полном объеме решены вопросы
регулирования КФХ, когда одним из членов выступает иностранный гражданин или
лицо без гражданства, которым недвижимость такого рода не предоставляется в
собственность.
На протяжении последнего десятилетия Российская Федерация
сделала значительные успехи по продвижению сельскохозяйственной продукции на
мировом рынке, большую часть которой производят личные подсобные и фермерские
хозяйства. Именно поэтому реализация их продукции могла бы оказать серьезное
положительное влияние на увеличение её производства в этой категории хозяйств и
в стране в целом. Таким путем постепенно преодолевалась бы сложившаяся в
течение последних почти пятидесяти лет неблагоприятная тенденция удовлетворения
значительной части потребности населения в продовольствии за счет импорта.
Российская сельскохозяйственная и выпускаемая из нее пищевая продукция имеет
высокое качество, обусловленное более низким порогом использования химикатов
при ее получении, что является серьезным преимуществом России перед западными
производителями в жесткой конкурентной борьбе за рынки ее сбыта.
Таким образом, КФХ имеет огромное значение для развития
сельского хозяйства в стране. Именно поэтому законодатель предусматривает
разного рода преференции для КФХ. Но всё равно на современном этапе остаются
проблемы, не решенные на законодательном уровне и требующие внимания со стороны
государства.
Целью
выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правового режима
деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
рассмотреть понятие и признаки крестьянского (фермерского) хозяйства,
—
исследовать формы деятельности и особенности положения имущества крестьянских
(фермерских) хозяйств,
—
проанализировать особенности создания крестьянского (фермерского) хозяйства,
—
изучить вопросы прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства,
—
выявить проблемы правового регулирования деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства,
—
проанализировать направления совершенствования правового регулирования
деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Объектом
исследования работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового
регулирования деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Предметом
– нормативно-правовые
акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты деятельности
крестьянско-фермерского хозяйства.
Теоретическую
базу работы составили труды таких ученых-юристов как Абраменков М.С., Авдонина
О.Г., Алексеев C.B., Артамонова И.А., Батурина И.Н., Батурина И.Н., Гущенская
Н.Д., Демичев А.А., Елисеев И.В., Зинченко С.А., Золотовская Е.А., Емелькина
И.А., Колпакова О.П., Когоякова В.В, Мамонтова С.А., Незамов В.И.,
Попова О.В. и др.
Нормативную
основу составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс
Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы
Президента РФ,
Методологической
основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и
вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической
основой послужили: электронные
ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «Консультант Плюс» и
«Гарант».
Практическая значимость исследования состоит в том,
что выработанные в ходе исследования предложения могут быть целях
совершенствования действующего законодательства.
Структура выпускной квалификационной работы
определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.
Работа
включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и
список использованных источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
В современное время зачастую граждане достаточно
активно занимаются такой предпринимательской деятельностью, как сельское
хозяйство. Иначе данную деятельность еще называют крестьянское (фермерское)
хозяйство.
Согласно российскому законодательству КФХ
представляет собой объединение, в котором граждане, во-первых, сообща владеют
определенным имуществом, а во-вторых, совместно занимаются либо
производственной, либо хозяйственной деятельностью.
Надо обязательно отметить, что члены КФХ могут быть
родственниками главы хозяйства либо могут быть граждане, которые не состоят в
родственных связях с главой указанного выше хозяйства и число данных лиц должно
быть больше 5-и человек.
Глава-это и есть фермер, который на основании ст.1 ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в обязательном порядке должен иметь
статус индивидуального предпринимателя.
КФХ может быть создано в качестве юридического лица,
но только в том случае, если у граждан, которые непосредственно осуществляют
общую деятельность, имеется соответствующее соглашение между членами
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Создаваемое в качестве юридического лица, КФХ,
считается добровольным объединением в сфере сельского хозяйства, главная цель
которого заключается в совместной производственной или же хозяйственной
деятельности. Данное обстоятельство прописано в п.1 ст. 86.1 ГК РФ.
Российский законодатель отнес КФХ в форме
юридического лица к коммерческим организациям, а именно к числу корпоративных
организаций.
На наш же взгляд, нужно уточнить норму, введя в нее
поправку, а именно добавить частицу «лишь» в сочетании «гражданин,
зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» и оставить
единственный способ создания данного образования- в качестве индивидуального
предпринимателя.
Это привело бы к устранению противоречий между
учеными-правоведами и существенно облегчило деятельность КФХ, так как создание
КФХ в форме юридического лица зачастую довольно «муторное» дело и требует
больших затрат и усилий как фермеров, так и членов хозяйства.
Что же касается имущества, которое непосредственно
находится в КФХ, то оно принадлежит ему на правах собственности. К
отличительным чертам КФХ можно отнести то, что на основании п. 3 ст. 86.1 ГК РФ
гражданин не может быть одновременно членом сразу нескольких фермерских
хозяйств и что все члены КФХ несут субсидиарную ответственность.
К правовому статусу КФХ также относятся права и
соответствующие обязанности его членов. Так, на основании ст. 15 ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены данного хозяйства могут
устанавливать, во-первых, свой внутренний распорядок.
Во-вторых, они имеют полное право прописывать свои
права и обязанности, причем, это обязательно делается с учетом квалификации и
хозяйственной необходимости.
В-третьих, все члены крестьянского (фермерского)
хозяйства в обязательном порядке несут соответствующую ответственность за
неисполнение своих обязанностей. Данная процедура осуществляется по соглашению
сторон.
Кроме того, в соглашении обязательно следует
указывать и тот факт, что при выходе гражданина (члена) из КФХ, он может
потребовать денежную компенсацию.
Причем, эта компенсация должна обязательно быть
соразмерна его доли в праве общей собственности на имущество фермерского
хозяйства (п.2 ст. 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Также, в соглашении обязательно должен быть обозначен
тот факт, что в случае прекращения КФХ, все его члены обязаны поделить
имущество, принадлежащее КФХ, между собой на основании п.4 ст. 9 от 11.06.2003
N 74-ФЗ.
К правовому статусу крестьянского (фермерского)
хозяйства относится и ответственность, как членов КФХ, так и его главы, то есть
фермера. В первую очередь, это касается обстоятельств обеспечения прав
кредитора во время обращения взыскания на общее имущество рассматриваемого
хозяйства.
Поскольку членство крестьянского (фермерского)
хозяйства не обязательно регистрировать в обязательном порядке, соответственно
определение сособственников спорного имущества для кредитора является непростой
задачей.
Осуществляя руководство крестьянских (фермерских)
хозяйств, фермер имеет полное право изменять число его членов.
Но связи с
изменениями, конечно же, могут возникать определенные проблемы для тех членов,
которые хотя:
1. признать
права собственности на долю в общем имуществе;
2. распределить
соответствующие доходы;
3. реализовать
право на судебную защиту.
Соответственно чтобы этого избежать данной проблемы,
обязательно нужной провести модернизацию конкретных норм с целью избежания
вытекающих последствий.
Если по каким-то причинам происходит смена главы КФХ,
то само хозяйство на основании ст. 18 ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» не прекращает свое существование и если КФХ ведется объединением
нескольких граждан, то в таком случае все имущество, принадлежащие хозяйству и
вся полученная продукция, обязательно принадлежит всем его участникам.
Итак, согласно законодательству Российской Федерации,
крестьянское (фермерское) хозяйство могут полное право осуществлять свою
деятельность без образования юридического лица. Причем среди юридических лиц
они могут и быть, но в тоже время обязательно КФХ подлежат государственной
регистрации.
На сегодняшний день, в нашей стране существует
несколько видов КФХ:
1. крестьянское
(фермерское) хозяйства в качестве договорного объединения;
2. индивидуальный
предприниматель;
3. КФХ как
организационно-правовая форма юридического лица.
В ходе исследования был сделан вывод о о
несовершенстве государственного контроля за деятельностью КФХ.
В этой связи предлагается ввести в закон о
крестьянском (фермерском) хозяйстве раздел об органе, который будет
осуществлять надзорные функции, его компетенцию и пределы полномочий. Также
необходимо указать, что контрольные функции осуществляются в отношении
крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА
1.1. Понятие и
признаки крестьянского (фермерского) хозяйства Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»[1]
(далее — Закон) определяются правовые, экономические и социальные основы
создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ) как
договорного объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих
в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и
иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Л.Е. Минина усматривает у КФХ данного вида признаки юридического лица:
«Ведь крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица
имеет имущество, обособленное от имущества отдельных членов хозяйства, является
объектом налогообложения и обладает другими признаками организации, но сегодня
формально как бы не существует, его олицетворяет один глава крестьянского
(фермерского) хозяйства»[2]. С указанным мнением трудно
согласиться.
В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации[3]
(далее — ГК РФ) участниками регулируемых гражданским законодательством
отношений являются только граждане,
юридические лица и публично-правовые образования.
Объединение граждан, которым закон определяет КФХ, не относится к субъектам гражданского права.
Поэтому вопреки его положениям КФХ
не может действовать как субъект права, не может иметь гражданских прав и
обязанностей, не может нести гражданско-правовую ответственность.
Глава хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального
предпринимателя, лишь формально опосредует деятельность КФХ и осуществляет
представительскую функцию.
В рамках указанной функции наблюдается усеченный правовой статус
индивидуального предпринимателя, выступающего главой КФХ:
— он не участвует в гражданском
обороте от своего имени, не определяет направления и способы осуществления
своей деятельности, не принимает самостоятельно юридически и экономически
значимые решения, не использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые
и иные ресурсы для достижения поставленной цели, таким образом, отсутствует
самостоятельность ИП при осуществлении им предпринимательской деятельности;
— глава КФХ действует в интересах
представляемого им хозяйства и осуществляет только те полномочия, которые
предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства;
— глава КФХ несет имущественную
ответственность по долгам хозяйства всем своим имуществом.
В литературе справедливо отмечается, что сложившееся положение вызывает
непреодолимые трудности при рассмотрении судами хозяйственных споров с участием
крестьянских (фермерских) хозяйств.
Суды в правовом поле не «видят» самого хозяйства в качестве субъекта
правоотношения и ответственности, так как все реквизиты «выведены» на главу
фермерского хозяйства, который и привлекается к ответственности[4]. [1] Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации
от 16 июня 2003 г. N 24 ст. 2249. [2] Минина Л.Е. Проблемы правового регулирования статуса
крестьянских (фермерских) хозяйств // Государство и бизнес в системе правовых
координат: Монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; отв.
ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2018. [3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994
г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
1994. № 32, ст. 3301. [4] Зинченко С.А., Галов В.В. Собственность и
производные права (доктрина, законодательство, правоприменение). Ростов н/Д:
Профпресс, 2019. С.200.