Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовое регулирование микрофинансовой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности микрофинансовых организаций 5
1.1. История развития микрофинансовых организаций: российский и зарубежный опыт 5
1.2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности микрофинансовых организаций в России на современном этапе 20
Глава 2. Основания и условия деятельности микрофинансовых организаций 26
2.1. Порядок создания и регистрации микрофинансовых организаций 26
2.2. Анализ правоприменительной практики в сфере осуществления микрофинансовыми организациями предпринимательской деятельности 34
Глава 3. Проблемы деятельности микрофинансовых организаций и возможные пути их решения 48
3.1. Проблемные аспекты деятельности микрофинансовых организаций 48
3.2. Направления совершенствования организационно-правовых основ деятельности микрофинансовых организаций 56
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 74
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы проявляется в социальной значимости общественных отношений по предоставлению потребительских кредитов микрофинансовыми организациями (далее – МФО).
Микрофинансирование получает все большее распространение на российском рынке, постепенно становясь незаменимым аспектом ее финансовой системы, расширяя доступ к заемным средствам для той категории населения и бизнеса, которая не способна отвечать требованиям банков к заемным лицам.
Основной деятельностью микрофинансовой организации является микрокредитование физических и юридических лиц, в соответствии с этим такая организация должна быть финансово устойчивой, для того чтобы беспрепятственно распоряжаться финансами в целях обеспечения исправного процесса микрофинансирования. Дать обоснование параметрам такой устойчивости позволяет финансовый анализ. Такой анализ не только дает представление о положении организации на данный момент, но и служит базой, необходимой предпосылкой выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы.
В настоящее время рынок микрокредитования в Российской Федерации испытывает на себе влияние множества факторов как стимулирующих (ужесточение требований к банкам в части потребительского кредитования, развитие инфраструктуры предоставления дистанционных займов, сокращение доли просроченных платежей в результате повышения общего уровня финансовой грамотности), так и тормозящих его развитие (отказ от углубленного скоринга для сокращения времени обработки заявки, привлечение капитала для кредитной деятельности преимущественно из собственной прибыли и частных инвестиций, усложнение доступа МФО к финансовым инструментам и инвестициям). Развитие рынка микрокредитования является одной из приоритетных задач социально-экономической политики России в первую очередь за счет развития институтов микрофинансирования поскольку данное направление во всем мире является альтернативой потребительскому кредитованию.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования микрофинансовой деятельности.
Предмет исследования – нормы права, определяющие особенности микрофинансовой деятельности.
Целью исследования является анализ особенностей и проблем правового регулирования микрофинансовой деятельности.
Задачи исследования:
— изучить историю развития микрофинансовых организаций: российский и зарубежный опыт;
— рассмотреть правовое регулирование предпринимательской деятельности микрофинансовых организаций в России на современном этапе;
— исследовать порядок создания и регистрации микрофинансовых организаций;
— выявить проблемные аспекты деятельности микрофинансовых организаций;
— определить направления совершенствования организационно-правовых основ деятельности микрофинансовых организаций.
Методы исследования: обобщение, анализ, синтез, дедукция, а также исторический, формально-юридический, статистический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Понятие микрофинансирования имеет достаточно долгую историю в мировой практике. В таких государствах, как Индонезия, Шри-Ланка, Индия, Боливия и др. уже несколько веков назад существовали так называемые кредитно-сберегательные группы. Современные организации в сфере микрофинансирования в значительной степени отличаются от своих прародителей, и в нынешнем виде бытуют лишь последние 40-50 лет. Основной же задачей современных МФО является оперативное оказание финансовых услуг клиентам различных социальных групп, не имеющим возможности пользоваться услугами коммерческих банков.
В своем нынешнем виде микрофинансовая деятельность зародилась в начале 70-ых годов прошлого века и получила с тех пор широкое распространение по всему миру, став привычным способом привлечения денежных средств в небольших размерах как не только для беднейших, но и для более обеспеченных слоев населения. Под микрофинансированием понимается деятельность по предоставлению финансовых услуг (в том числе, сбережение денежных средств, переводы и платежи, предоставление займов) на сравнительно небольшие суммы. Микрокредитование является составным компонентом микрофинансирования и обозначает процесс предоставления кредитов или займов в сравнительно небольших размерах и на короткий срок.
Микрокредитование заключается в предоставлении займов на сравнительно небольшие суммы тем субъектам малого предпринимательства и представителям малообеспеченных слоев населения, для кого банковские услуги являются недоступными в силу того, что заемщики не соответствуют требованиям традиционной финансовой системы. Как правило, микрокредитование предназначено не только для предпринимательских целей, таких как торговля, услуги, ремёсла и сельское хозяйство, но и на потребительские нужды, таких как здравоохранение, обучение или приобретение товаров личного пользования. Ни один экономический феномен не может получить должного развития без законодательного закрепления собственной природы в документарном виде. Поэтому, в любом государстве, где существуют необходимые предпосылки для появления, активной деятельности и развития микрофинансовых учреждений, рано или поздно их деятельность получает регламентацию со стороны государственной власти.
В нашей стране микрофинансовая деятельность в своем нынешнем виде официально берет свое начало вместе с выходом Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 № 151-ФЗ. Нужно отметить, что микрофинансовую деятельность осуществляли различные кредитные организации задолго до появления вышеупомянутого ФЗ, принципы их работы регулировались в том числе и федеральными законами «О кредитной кооперации» №190 ФЗ от 18 июля 2009 г. и «О сельскохозяйственной кооперации» № 195 ФЗ от 08.12.1995 г. Тем не менее, именно закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» первым отделил микрофинасирование от иных видов кредитной деятельности и выделил его уникальные черты. Появление особого статуса микрофинансовой организации помогло российскому законодательству решить проблему создания необходимой правовой определенности для небанковских организаций, которые занимаются микрофинансовой деятельностью, а также позволило повысить прозрачность и инвестиционную привлекательность подобных организаций. Кроме того, введение подобного статуса во многом стимулировало микрофинансовую деятельности, в том числе при помощи государственной поддержки микрофинансовых организаций в рамках специально созданных программ.
Данный закон обеспечивает понятийный аппарат микрофинансирования, выделяет права и обязанности кредиторов и заемщиков, регламентирует надзор и регулирование над микрофинансовыми организациями. Несмотря на важность Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», он не является единственным документом законодательно регламентирующим «правила игры» в микрофинансовой деятельности. Список нормативных актов и документов, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, приводится на сайте Банка России и включает в себя еще три Федеральных закона, Приказ Министерства финансов РФ, 12 Указаний Банка России и 1 Положение Банка России.
Важным моментом в развитии российского рынка МФО следует считать разделение всех организаций на микрофинансовые и микрокредитные компании. Таким образом государство разделило систему на два уровня, представители которых обладают разными правами и обязанностями. В рамках данной работы мы приводим сравнение МФК и МКК в разрезе различных показателей их деятельности. Научный подход дает сдержанную оценку деятельности МФО. Экономисты отмечают безусловную важность таких организаций для развития малого и среднего бизнеса, их важность для успешной деятельности индивидуальных предпринимателей. МФО выполняют важную функцию в процессе обеспечения денежными средствами беднейших слоев населения. Эксперты также призывают не заниматься постоянным поиском оснований для закрытия МФО, а искать пути к постоянному совершенствованию их деятельности для повышения уровня их эффективности и увеличения уровня защиты их клиентов и инвесторов.
Несмотря на неоднозначное отношение к их деятельности, а может и благодаря этому отношению, рынок МФО является интересной, пусть и новой, нишей на кредитном рынке. В этой связи мы посчитали необходимым рассмотреть, в каком состоянии находится современный российский рынок микрофинансирования, а также проследить динамику его основных показателей на протяжении последних лет функционирования данного рынка в России. В ходе анализа данных мы отметили снижающееся год от года количество компаний на рынке МФО, рассмотрели структуру займов и компаний в территориальном разрезе, на основе чего сделали выводы об эффективности работы МФО в различных регионах РФ. Сложности, с которыми сталкивается российский рынок микрофинансов, разнообразны по своей природе.
Так, в российском законодательстве существует такая проблема, как дисбаланс в законодательстве, заключающийся в том, что права заемщиков защищены лучше, нежели права займодавцев. Из данной проблемы правового регулирования микрофинансовой деятельности отчасти вытекает и чисто экономическая проблема плохой возвратности долгов.
Также одной из главнейших проблем можно назвать нехватку финансирования, привлекаемого именно микрофинансовыми организациями. На наш взгляд, существует и внешняя угроза со стороны банковского сегмента кредитных карт.
Таким образом, будучи молодым, бурно развивающимся и перспективным рынком, российский рынок микрофинансирования подвержен влиянию множества проблем, которые не позволяют ему развиваться так, как нам хотелось бы. Среди этих сложностей особняком, на наш взгляд, стоит неприятие МФО частью экономически активного населения страны, обусловленное во многом низкой финансовой грамотностью данного населения. Присутствуют также и чисто экономические проблемы, такие как нехватка фондирования, низкая степень взаимодействия МФО с банками. Наконец, существуют также проблемы технологического и правового характера. Для решения данных проблем нами были предложены меры по их устранению, которые могут быть приняты как со стороны регулятивных органов, так и со стороны самих участников рынка.
Для преодоления выявленных в ходе работы ограничителей роста рынка МФО предложены следующие меры по совершенствованию регулирования последнего:
1. В части обеспечения доступа МФО к источникам дополнительного фондирования:
— продолжить разработку и внедрение норм и рекомендаций, направленных на развитие взаимоотношений между МФО и банками. В частности, одной из таких мер может послужить снижение норм резервирования на кредиты банков микрофинансовым организациям.
— разработка и внедрение стандартов по защите прав инвесторов, необходимо ввести нормы, ограничивающие максимальное участие в капитале МФО (49%), для предотвращения получения контроля над той или иной компанией. Важность подобной меры объясняется тем, что получение контроля иностранными инвесторами над компанией может способствовать развитию ценовой конкуренции, поскольку стоимость капитала за рубежом, как правило, существенно ниже, чем на рынке РФ.
2. В части снижения рисков заемщиков и заимодавцев на рынке МФО:
— внедрение системы оценки риска на основе показателя долговой нагрузки PTI. В качестве базы для определения среднемесячного дохода следует использовать период не менее 6 месяцев для устранения сезонности в доходах заемщика. Также предлагается рассмотреть возможность периодического пересчета показателя с целью его актуализации. Для обеспечения эффективного внедрения данной меры также требуется разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры по сбору и обработке информации о заемщиках:
• обеспечение доступа всех МФО к данным нескольких БКИ. Также возможного создание единого агрегатора данных различных БКИ (государственный интегратор);
• разработка стандарта предоставления и хранения информации, содержащейся в кредитной истории;
• создание механизмов получения кредитором (заимодавцем) полной и точной информации о доходах и обязательствах заемщика. (обеспечение простоты и удобства доступа финансовых организаций в ПФР, ФНС, ФСПП и т.д.). Также требуется внимание к следующим вопросам:
• необходимо четко сформулировать в соответствующем нормативноправовом акте понятия «долг» и «доход»;
• разработка подробных и понятных методических рекомендаций по определению уровня долговой нагрузки на уровне регулятора;
• определение переходного периода для разработки и внедрения внутренних систем оценки риска на основе методических рекомендаций ЦБ;
• разработка мер стимулирования активности по переходу к новой системе оценки заемщика на основе показателей долговой нагрузки, в том числе — путем снижения резервных требований для внедривших такую систему.
3. В части улучшения имиджа рынка МФО:
— разработка и внедрение Базового стандарта по защите прав клиентов МФО.
Требования к такому стандарту разработаны Банком России и включают в себя 4 блока:
1) Информирование клиента (количество, объем и порядок предоставления информации, требования к рекламе).
2) Оценка кредитоспособности клиента (оценка уровня долговой нагрузки заемщика, допустимое количество пролонгаций).
3) Взаимодействие сотрудников МФО с клиентом (минимальные стандарты обслуживания клиента).
4) Работа с обращениями клиентов (регламент для ответов на обращения).
В части усиления социальной направленности МФО и конкретизации мер вышеобозначенного стандарта:
— выделение займов до зарплаты в отдельную группу с целью обеспечения возможности адресного регулирования данного сегмента рынка. Для законодательного выделения займов до зарплаты в отдельный сегмент рынка необходимо принять поправки в действующую редакцию Закона № 151-ФЗ, определив сущность и критерии классификации микрозайма в качестве займа до зарплаты. Подобная мера позволит в дальнейшем адресно регулировать обозначенный сегмент рынка, что является логичным развитием концепции пропорционального регулирования рынка МФО.
4. В части ограничения деятельности нелегальных кредиторов:
• предоставление заемщикам права заемщикам отказаться от исполнения требований по договору займа, если такой займ выдан нелегальным кредитором. Данным мера позволит исключить возможность получения прибыли нелегальным заимодавцам.
• ужесточение ответственности за нелегальную деятельность по выдаче займов. Ввести прогрессивную систему штрафов по данной статье (кратное увеличение размера штрафа при втором и последующих правонарушениях размер штрафа).
5. Повышение финансовой грамотности населения:
• внедрение соответствующего предмета в образовательных учреждениях.
• выпуск Банком России информационно-просветительских материалов.
• участие служащих Банка России в ежегодных Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи.
• проведение при участии Банка России круглых столов, семинаров и конференций по повышению финансовой грамотности и другие.
• консультирование потенциальных заемщиков специалистами организации-заимодавца.
Фрагмент текста работы:
История развития микрофинансовых организаций: российский и зарубежный опыт
Микрофинансовая организация это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» .
Микрофинансовые организации (МФО) не являются кредитными, однако сущность их деятельности близка кредитной деятельности коммерческих банков. Изначально под микрофинансированием понималось оказание услуг, связанных с выдачей небольших по объемам займов (микрозаймов) лицам, которые по тем или иным причинам не имеют доступа к традиционному банковскому кредитова¬нию (удаленность населенного пункта, отсутствие кредитной истории или наличие отрицательных моментов в кредитной истории, незначительная сумма при незначительном сроке и т.п.). Сейчас же микрофинансирование действует в рамках выдачи займов небольшой суммы на условиях срочности, возвратности, платности и на короткий срок. Кроме этого, микрофинансовые организации могут оказывать услуги, связанные со сбережением денег, страхованием, лизингом, денежными переводами и платежами.
Микрофинансирование (как инструмент финансового рынка и удовлетворения потребно¬стей общества) получил толчок к своему развитию в актуальном виде в последней четверти XX в.
Неоценимая роль в развитии микрофинансирования принадлежит Организации Объединенных Наций, которая определила новые приоритеты, объявив 2005 г. «Годом микрофинансирования». То есть в целом микрофинансирование на современном этапе не представляет собой «ростовщический кредит», который существовал еще в древности, обуславливался высокими ставками и являлся практически кабальной сделкой. Микрофинансирование на современном этапе должно содействовать общественному развитию, включая малое предпринимательство, но не должно стать бизнесом, связанным с кабальным и ростовщическим кредитованием, каковым в реальности в редких случаях оно является. Поэтому процесс развития финансового рынка страны должен быть уравновешенным относительно реального секто¬ра экономики в целях обеспечения ее стабильного роста.