Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовое регулирование биологической безопасности в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Общие положения о
биологической безопасности современной России…………………………………………………………………………..…7
1.1.
Биологическая безопасность, как вид национальной
безопасности………………………………………………………………………7
1.2.
Законодательная база России по биологической безопасности: анализ и её
реализация……………………..…….……………………………………………21
1.3.
Причины и факторы возникновения биологической безопасности на территории
Российской Федерации…………………………..…………………….25
Глава 2. Некоторые особенности
обеспечения биологической безопасности современной России…………….………………………………..38
2.1. Правовая оценка последствий биологических угроз
международному миру и безопасности человечества……………………………..…………….…38
2.2. Биотерроризм, как угроза
национальной безопасности современного
государства………….……………………………………………………………46
2.3.
Биологическая
безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 (анализ ситуации на примере Саратовской
области)……………..55
2.4.
Особенности правового обеспечения биологической безопасности в Российской
Федерации и зарубежных странах…………………………………64
2.5
Разработка рекомендаций, направленных на снижение биологических угроз на
территории современной России……………..……………………..…71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованной
литературы………….…..………………………….
Введение:
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы заключается в том, что термин «национальная безопасность» уже давно
используется политиками как риторическая фраза, а военными лидерами для
описания политических целей. Когда современные социологи говорят об этом
понятии, они обычно имеют в виду способность нации защитить свои внутренние
ценности от внешних угроз. Состояние
биологической безопасности является важнейшей характеристикой степени
обеспечения безопасности как, настоящего так и будущего поколений от мутирующих
микроорганизмов, пандемий и эпидемий, охраняющее не только общество как нацию,
но и как функционирующее государство. Биологическая безопасность является
частью национальной безопасности — это первоочередная задача, стоящая перед
любым государством, защищена на законодательном уровне, причем нормативные акты
и документы постоянно совершенствуются. Следовательно, биологическая
безопасность, обеспечиваемая государством, создает состояние защищённости и
уверенности населения в мерах господдержки в случаях биологической опасности,
повышает доверие населения.
Необходимость решения проблемы обеспечения биологической
безопасности обусловлена и сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и
распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной
эпидемиологической ситуацией в мире, наличием стойких природных очагов особо
опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств,
функционированием разветвленной сети биологически опасных объектов. В
Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн. случаев инфекционных
заболеваний, при этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями,
составляет свыше 18 млрд. руб. в год. Сохраняются стойкие природные очаги чумы
на территории Южного и Сибирского федеральных округов. Серьезную угрозу
национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и
эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней,
большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой
смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также
значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и
противоэпизоотических мероприятий. Не исключается возможность заноса из-за
рубежа таких экзотических вирусных геморрагических лихорадок, как Боливийская
геморрагическая лихорадка, лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, вспышки которых
характеризуются крайне тяжелым течением заболевания и высокой смертностью.
При
этом угроза биобезопасности рассматривается как совокупность условий и
факторов, негативно влияющих на состояние безопасности и, тем самым, создающих
опасность жизненно важным интересам личности, общества и
государства В этой связи своевременное обнаружение угроз, их идентификация и
реагирование на них со стороны системы безопасности имеют первостепенную
важность в практической деятельности, направленной на повышение уровня
безопасности. Характер и уровень угроз определяют основные направления
деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и
методы решения задач обеспечения того или иного вида безопасности при
рациональном использовании имеющихся ресурсов.
На территории Российской Федерации осуществляют свою
деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й
групп патогенности, многие организации, находящиеся в ведении различных
федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимые из них содержат
коллекции патогенных микроорганизмов и участвуют в создании и производстве
средств защиты от них. Вместе с тем, физический износ инженерных систем
обеспечения безопасности работ с патогенными микроорганизмами данных биологически
опасных объектов на текущий момент составляет более 80%.
Заключение:
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что
в настоящее время вопросы правового обеспечения биологической безопасности,
рассматриваемой наряду с биосферной, геномной и иными новыми видами
безопасности в качестве неотъемлемой составной части экологической
безопасности, приобретают особо важное значение. Следовательно, реализация
государственной политики в области обеспечения биологической безопасности,
является приоритетной. Обеспечение
биобезопасности требует системного подхода и организации, что предусматривает
целый комплекс мер.
В начале третьего тысячелетия значительно расширился спектр
реальных и потенциальных угроз здоровью и благополучию человека, связанных с
воздействием опасных агентов биологической природы. Несмотря на очевидные
успехи в борьбе с инфекционными болезням, продолжается появление новых и
возвращение ранее известных инфекций. Серьезную проблему для глобальной системы
здравоохранения представляет птичий грипп; возросли и риски угрозы, связанные с
бесконтрольным использованием современных биотехнологий; сохраняется опасность
использования агентов в биотеррористических целях. На
фоне нарастания этих тревожных и не предсказуемых тенденций эффективное
противодействие биологическим угрозам возможно только при условии развития
международного сотрудничества в этой области. Однако, добиться реальных и
окончательных результатов несмотря на активную работу международных организаций
невозможно без поддержки на государственном уровне.
Резюмирую все вышесказанное, необходимо представить
ряд рекомендаций и предложений, направленных на обеспечение биологической
безопасности Российской Федерации и международных стран:
1.
Расширить международное сотрудничество в области разработки научных основ в сфере биобезопасности и биозащиты с привлечением
экспертов таких стран, как Франция, Великобритания,
Италия, Германия, Канада, США, Россия, Япония, а также ЕС. Таковыми могут
разработки микробиологов, биотехнологов, генетиков, селекционеров;
2. Разработать образовательные
программы по биобезопасности и биозащите в соответствии с международными
стандартами, опираясь на опыт тех стран, которые уже ведут эту работу;
3. Необходимо развитие института
международных экспертов, в том числе на основе групп «excellence», т.е. групп
высокого качества. Имеются в виду центры ВОЗ, эксперты ВОЗ, национальные центры
и др. Первостепенная задача этих групп – создание механизмов по информационному
обмену в области биобезопасности и биозащиты между неправительственными
научными организациями и государственными органами, принимающими решения.
4. Требуется создание международного
Глоссария в области биобезопасности. Такую разработку можно провести
коллегиально на межгосударственном уровне. Отмечается, что существуют различные
толкования некоторых терминов биобезопасности в разных странах.
5. Для оценки биологических рисков
для здоровья и благополучия человека необходимо разработать международные
стандарты, а также стандарты биозащиты для работы лабораторий биологического
профиля Создание таких стандартов считаю необходимостью поскольку несмотря на
наличие общемеждународных стандартов и правил проведения тех или иных
лабораторных манипуляций существуют и специфичные (уникальны для каждого
государства), которые необходимо урегулировать законодательно. И при появлении
какого-либо нового патагента необходимо его классифицировать и внести в
соответствующие документы.
6. В целях совершенствования
глобальной системы мониторинга за инфекционными болезнями следует выработать
международные стандарты по сбору и анализу эпидемиологической информации. Зачастую
это сделать очень сложно, на то множество факторов (географические, этнические,
культурные). К примеру есть малые народности или ведущие кочевой образ жизни,
что явно затрудняет проводить статистику и обработку информации. Это позволит
принимать взвешенные решения по преодолению биологических угроз на
государственном уровне.
7. Создание, совершенствование,
развитие биоинформационных систем международного механизма интеграции данных
для мониторинга, защиты прогнозирования от распространения новых и
возвращающихся инфекций. На мой взгляд, любая угроза, любого характера, может
быть предотвращена если заблаговременно предупредить ее появление, для этого и
существуют многочисленные методы мониторинга и прогнозирования.
Таким образом, каждая страна обязана уметь
обнаружить, быстро подтвердить и соответствующим образом отреагировать на
биологические и химические угрозы, Болезнь Х и всевозможные эпидемии, когда они возникают, чтобы свести их
воздействие на здоровье и жизнь населения планеты к минимуму.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о биологической безопасности
современной России
1.1. Биологическая безопасность, как вид национальной
безопасности
Одним из важнейших
направлений укрепления национальной безопасности является – обеспечение
химической и биологической безопасности Российской Федерации. В то же время,
состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической
безопасности свидетельствует о том, что защищенность населения и окружающей
среды территории Российской Федерации от опасных биологических и химических
факторов не доведена до совершенного уровня, при котором отсутствовали бы
недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, и окружающей среде.
«В Российской Федерации наблюдается значительное ухудшение
санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и
экологической обстановки. Налицо упадок биотехнологической и химической
промышленности»[1].
В настоящее время в России
функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов в
различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При этом большинство
из них расположены в городах с населением более 100 тыс. чел. Подавляющее
большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет
назад, химико-технологическое оборудование на них многократно выслужило свои
сроки и физически изношено. Согласно официальной статистике, ежегодно в
атмосферный воздух поступает около 24 млн. т. химических веществ, а накопленные
отравляющие отходы составляют более 83 млн. т. Вывод этих объектов из
эксплуатации или объемы затрат на реконструкцию могут достигать 7% ВВП. При этом затраты на ликвидацию последствий
аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для принятия
превентивных мер.
На территории Российской
Федерации зарегистрировано свыше 100 тыс. сибиреязвенных скотомогильников. «Способность
длительно сохраняться спор возбудителя сибирской язвы в почве (более 80 лет)
приводит к образованию стойких почвенных очагов, что создает реальную угрозу
возникновения эпизоотий и эпидемий»[2]. Таким
образом, можно прийти к выводу, что национальной безопасности Российской
Федерации серьезную угрозу представляют различные виды инфекционных болезней.
В условиях чрезвычайно
высокой зависимости отечественного рынка от импортных поставок готовых
субстанций и лекарственных препаратов в Российской Федерации требуется
воссоздание собственной государственной системы разработки, производства
лечебно-профилактических препаратов, направленных против возбудителей опасных и
особо опасных инфекционных заболеваний, а также современных антибактериальных
средств.
В целях предупреждения несанкционированного доступа
к биологическим материалам и агентам, поражения ими работающего персонала и
населения, требуется совершенствование систем обеспечения биологической
безопасности на объектах и в лабораториях, включая разработку современных
средств физической защиты. На фоне этого появляются все новые биологические и химические
угрозы для национальной безопасности Российской Федерации. Учитывая всю
значительность обозначенных проблем необходимо разработать механизмы реализации
и обеспечения биологической безопасности, выработать целый комплекс средств
защиты от биологических и химических угроз, существует необходимость также
модернизировать нормативно-правовую базу в сфере химической и биологической
безопасности. Следует отметить, что развитые зарубежные страны уже практически
завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической
безопасности, являющихся составными элементами общей системы безопасности [1]Алтаева Е. Б.
COVID-19 как угроза мировой и национальной стабильности // Вопросы политологии.
2020. Т. 10. №. 6. С. 1893. [2]Байбакова Т. В.,
Головнин Р. С. Влияние вспышки коронавируса (COVID-19) на экономический рост
России // Российская экономика: взгляд в будущее. 2020. С. 34-38.