Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Социальная работа

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правовая основа деятельности учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИИ 6

1.1. Понятие и причины сиротства, динамика числа детей-сирот в России 6

1.2. Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способы защиты их прав 14

1.3. Правовое регулирование деятельности учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 22

Выводы по первой главе 26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 27

2.1. Проблемы функционирования учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27

2.2. Направления совершенствования деятельности учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 33

Выводы по второй главе 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Актуальность проблемы обеспечения социализации и жизнеустройства воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена требованиями современной социальной политики Российской Федерации. Государственная социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общенациональной социальной политики в интересах детей и молодежи. Она не изолирована от других ее составляющих элементов, имеет системный характер. В процессе общественного развития общество переосмыслило значение периода детства в развитии личности. Все большее признание находят идеи самоценности детства. Одновременно приобретает актуальность и проблема ответственности взрослых перед детьми, которая предполагает не только признание самоценности детства, но также решение конкретных задач, направленных на поддержку детства, обеспечение детям возможностей всестороннего развития, эмоционального комфорта. В настоящее время государством, заинтересованными структурами в защите прав детей, воспитывающихся вне семьи, принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации и решение проблем социально-правовой защиты детей. В частности, современный этап государственной социальной политики предполагает ряд мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной научной литературе рассматривается в широком спектре. Обсуждается понятийный аппарат, рассматриваются теоретические и методологические аспекты защиты и поддержки, освещаются технологии социальной, медицинской, трудовой, профессиональной социализации и адаптации данной категории детей. Одной из актуальных проблем на пути решения данной задачи является организация работы с воспитанниками учреждений интернатного типа. Особое внимание при этом следует уделить необходимости глубоких изменений организации и содержания работы с детьми, склонными к девиантному поведению.

Степень разработанности темы. Бадалова Е.В., Ершов Б.А., Тонких В.А. проводили историко-социальны анализ положения детей России [16], исследования Владимирова Н.В., Спаньярд Х. посвящены индивидуальному консультированию выпускников детских домов и школ-интернатов [17], Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. рассматривали социальную работу по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей с позиции технологического подхода [18],работа Дзюбан К.С. посвящена исследованию правового сознания и правового воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [20],Ережипалиев Д.И. исследовал защиту прокурором прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [21], Жуков В.И. рассматривал опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [22], изучал теорию социальной работы [23], в исследовании Карцевой Л.В. исследуются вопросы психологии и педагогики социальной работы с семьей [24],Курбатов В.И., Альперович В.Д., Циткилов П.Я. таккже посвятили свои исследования социальной работе [25], Мамедова Л.В., Курпетко О.В. изучали психолого-педагогическая деятельность по развитию социально-коммуникативной компетентности подростков, [26]Нелидкин А.М.,

Усанова Л.С. исследовали вопросы постинтернатного сопровождения детей-сирот с юридических позиций [27], работа Никулина О.М. посвящена конституционно-правовому статусу ребенка в Российской Федерации [28], Сабитова Г.В. изучала вопросы социально-педагогической поддержки семей с детьми [31], в работе Семья Г.В. проведен мониторинг условий жизни и воспитания воспитанников и их субъективного благополучия в организациях для детей-сирот [32], Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. рассуждали о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [33], Шульга Т.И. исследовала социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [34].

Объектом исследования настоящей работы являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом –учреждения постоянного и временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной работы является изучениеправового регулирования деятельности учреждений постоянного и временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие и причины сиротства, динамика числа детей-сирот в России,

— исследовать правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способы защиты их прав,

— изучить правовое регулирование деятельности учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

— выявить проблемы функционирования учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

— проанализировать направления совершенствования деятельности учреждений постоянного и временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Научная новизна исследования состоит в комплексности предпринятого анализа правового регулирования деятельности учреждений постоянного и временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлении существующих проблем и выработке предложений по их решению.

Теоретическая значимость исследования. Положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской деятельности специалистов учебных заведений, а также для дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой в данной работе теме.

Практическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование и сделанные в результате этого выводы могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения.

Тема сиротства в России была и остается крайне актуальной. Основная масса детей, рассматриваемой категории относится к социальному сиротству – родители лишены прав в связи с наличием вредных привычек, аморальным образом жизни и т.д.

Согласно информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой за последние пять лет на 26% уменьшилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, на сегодняшний день в детских домах по-прежнему находятся 38 888 детей-сирот.

Кроме того, на 6%, до 37 тысяч, сократилась численность воспитанников в организациях для детей-сирот, на 8%, до 4,5 тыс., — численность детей, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна было возложено на органы опеки, на 8,4%, до 1,5 тыс., снизилось количество детей, изъятых у родителей.

На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тыс. детей, на возмездную форму — почти 12 тысяч, усыновлено 2,5 тыс. детей.

Всего по официальным данным на конец 2022 года в России было зарегистрировано 50 210 детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве, тогда как количество семей, желающих взять на воспитание ребенка, превысило 55 000 [19].

Оказавшись без попечения родителей, ребенок испытывает стресс, он беззащитен и нуждается в поддержке, оказать которую призвано государство, в связи с чем, на законодательном уровне предусмотрен целый ряд различного рода гарантий – образовательных, медицинских, жилищных и т.д.

Задача учреждений для таких детей состоит в том, чтобы обеспечить нормальные условия жизни и развития, возможность полноценно развиваться и не чувствовать себя ущемленными в чем-либо.

К сожалению, на практике все далеко не так идеалистично, как должно быть – если ребенка не усыновили или он не оказался в семье на других правовых основаниях, то до самого выпуска он живет по унифицированному распорядку, при отсутствии индивидуального подхода.

Сами учреждения сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров, отсутствием или недостаточностью финансирования(в приложении представленный судебный акт, свидетельствующий о том, что даже вопросы, связанные с диспансеризацией сопряжены с проблемами с оплатой), также существует множество проблем правового и организационного характера.

Кроме того, вся система в целом работает по старинке – так как это сложилось годами, новшества «приживаются» сложно и либо требуют длительной апробации либо вообще не рассматриваются для внедрения.

На наш взгляд, актуальной является разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот, который устанавливал бы обязательные требования к образованию работников организаций для детей-сирот, в том числе в области педагогики, социальной работы, семейного воспитания, а также предусматривал описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, к которым можно отнести психолого-педагогическую реабилитацию ребенка, работу по подготовке к возвращению в кровную семью и восстановлению детско-родительских отношений или подготовку ребенка к устройству в новую семью и др.

Значимым направлением поддержки воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот является развитие системы наставничества, которая предполагает выстраивание детьми отношений со значимыми взрослыми в целях компенсации поведенческих проблем и преодоления социальной изолированности.

Целесообразна выработка единого подхода к пониманию содержания такой социальной услуги, как постинтернатное сопровождение детей-сирот, срокам ее оказания, способам вовлечения выпускников в программы постинтернатного сопровождения; разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот; нормативно-правовое закрепление понятия наставничества для детей-сирот, его форм, а также требований к наставникам; организация целостной и системной профориентационной работы с детьми-сиротами.

Очень перспективным видится развитие тьюторства.

Тьютор для выпускника – это, прежде всего, друг, который включает в себя функции психолога, социального педагога, юриста, консультанта, руководителя. Тьютор не решает проблемы выпускников, а мотивирует и направляет к реализации поставленной задачи. Поэтому, при возникновении проблемы тьютор готов прийти на помощь, выпускнику детского дома, сконструировав дальнейшую траекторию жизнеустройства.

Таким образом, предложенные направления развития будут способствовать социализации детей, подготовки их к трудоустройству и адаптировать к последующей взрослой жизни.

Наше общество уже достаточно сознательное, чтобы понимать, что неправильно устраивать ребенка в детский дом вместо помощи семье или специальной программы обучения в школе, детском саду. Неправильно разделять братьев и сестер, неправильно перемещать детей из группы в группу и из учреждения в учреждение. Неправильно не работать над его возвращением в кровную семью или препятствовать семейному устройству, поскольку большинство из детей имеют различного рода проблемы, мешающие их усыновлению и дальнейшей адаптации в семье (см.приложение 1), что в конечном счете в некоторых случаях служит причиной их возвращения в казенные учреждения из, в том числе, приемных семей (см.приложение 2).

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие и причины сиротства, динамика числа детей-сирот в России

Сегодня сироты — важная проблема современной России, влияющая на политику в нашей стране, а также на мировоззрение общества.

Это в основном означает необходимость улучшения текущей социально-экономической ситуации нашей страны [9]. В толковом русском словаре

И. Ожегов говорит о понятии «детский дом» как о «одиночестве, состоянии сироты» [29, с.918].

В справочнике социальных работников определен термин «сирота» — социальная терминология, отражающая положение детей без родителей — т.е. сирота — это ребенок, который постоянно или временно находится вне семейной среды, то есть ребенок, который имеет право на оказание помощи и защиты государством.

Дети-сироты, как педагогический термин, являются социальным явлением, характеризующим образ жизни несовершеннолетних оставшихся без опеки родителей [7].

Наиболее ясное определение понятия «сироты» и «дети, оставленные без опеки родителей», дано в Федеральном Законе. Федеральный закон от 21.12.1996 «О дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей» [7].

Статья 159 Федерального закона устанавливает категорию детей:

— сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умер один или оба родителя;

— дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения обоих родителей или одного родителя в связи с ограничением родительских прав, лишением родительских прав, признанием родительской недееспособности (ограниченной дееспособности), безвестно отсутствующими, родителей, отбывающих наказание в учреждениях в виде лишения свободы, объявления смертной казни;

— лица из разряда детей, оставшихся без родителей, детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет. В возрасте до 18 лет один из родителей или оба родителя умерли или остались без попечения обоих родителей или одного родителя. Эта категория лиц обладает правом на дополнительную социальную поддержку[24, c.220].

По словам Д.В. Волкова, Г.М. Погореловой, на социально-сиротные семьи в России влияют следующие факторы [6]:

— осложнение проблемы детского обращения в семьях;

— повышение числа социально-сиротных семей;

— медленный, однако стабильный, рост числа оставшихся без опеки родителей и сирот-сирот;

— недостаточно быстрый приём решений органов опеки, попечительства и надзора за воспитанием, дальнейшим судьбой и временным устройством проживания детей;

— слабая профилактика проблемы социального сиротства;

— сокращение или отмена социальных пособий;

— рост криминогенных факторов в подростковой среде.

Э.А. Тюгашев, в своей научной работе выделяет тип социальных сирот. Данные дети отправляются в детские дома, несмотря на то, что имеют живых биологических родителей[31, c.40].

К сожалению, родители данных детей пренебрегают своими обязанностями и не заботятся о своих детях, не воспитывают.

Как правило, у данных биологических родителей есть права на данных детей, однако они не осуществляют должный надзор за своими детьми и не заботятся о них [25, c. 300].

Интересно, по признаку социального сиротства Э.А. Тюгашев говорит нам о «скрытых» социальных сиротах. Под данным термином автор подразумевает явление, когда в семьях меняется отношение родителей к детям от должного, заботливого, до вытесняющего ребенка из семейной среды. Именно данное «вытеснение» несовершеннолетних из семьи и приводит к увеличению беспризорности в подростковой среде[31, c. 41].

Таким образом, автор классифицирует детей-сирот как социальное понятие и социальное явление.

Чтобы лучше понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства, причины возникновения явления на современной территории России. Истоками сиротства в России можно назвать времена войн. Однако XXI век является наиболее спокойным веком за всю историю мира, наступила определенная стабильность. В виду вышеизложенного, целесообразно отметить, что в настоящее время важно говорить о причинах сиротства, нежели о процентах детей, оставшихся без попечения родителей.

Предусматривается, что социальное сиротство коренится одной из важнейших особенностей современного мира — процессом урбанизации. Процесс укрупнения городов порождает ускорение процесса женской эмансипации, меняется нравственная политика общества, в семье «умирает» патриархат, мужчины и женщины меняются своими социальными ролями.

Также важно отметить, что женщины, взяв большой груз мужской ответственности на свои плечи, не только забывают о роли матери, отвергая ребенка, но и перенимают ряд пороков, свойственных с древнейших времен сильному полу: преступность, наркомания, алкоголизм [20]

Интересна точка зрения Б.П. Присяжнюк, выявляющего социальное сиротство как многоаспектное явление. Автор называет следующие причины социального сиротства [22, c. 450]:

— самовольное оставление матерью несовершеннолетних детей (оставление новорожденного в родильном доме, отказ от новорожденного);

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка (антисоциальная ревизия жизни, бизнес-некомпетентность родителей);

— природные или социальные катаклизмы, вынуждающие население страны к хаотичной миграции (потеря ребенка, оставление ребенка).

Феномен социального сиротства Е.М. Глянц, прежде всего, связывает с двумя факторами: семейным кризисом и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы составляют круг причин появления социальных сирот:

— социальная дезориентация семьи;

— финансовые и жилищные трудности родителей;

— слабость моральных принципов;

— негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от воспитательных обязанностей)[33, c.20].

По мнению Н.В Скаткова, лишение родительских прав является основной причиной лишения детей в России родительской опеки [20].

По статистике, ежегодно в домах для безнадзорных детей 80 % усыновленных детей составляют дети, брошенные родителями сразу после рождения, 60 % — по болезни ребенка, 20 % — по причине тяжелого материального положения семьи [33, c.20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы