Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Правила гигиены детского возраста и содержание профилактической деятельности воспитателя дошкольного образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. ……….3
1. Теоретические аспекты исследования правил гигиены детского
возраста и профилактической деятельности в условиях дошкольного образовательной
организации 7
1.1.Содержание понятия «Гигиена». 7
1.2. Основные задачи гигиенического воспитания. 9
1.3. Профилактическая деятельность по вопросам гигиенического
воспитания в условиях дошкольного образовательной организации: понятие, содержание
и роль воспитателя. 14
2. Экспериментальное исследование деятельности воспитателя дошкольного
образовательной организации по реализации правил гигиены детского возраста и профилактической
деятельности. 28
2.1. Организация и методика исследования. 28
2.2. Организация деятельности по реализации правил детской
гигиены и профилактической деятельности педагога 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов проведенной
деятельности по реализации правил детской гигиены и профилактической
деятельности педагога 43
Заключение. 58
Глоссарий…………………………………………………………………………………61
Список использованных источников. 66
Приложения …………………………………………………………….….7
Введение:
Введение
Актуальность
гигиенического воспитания напрямую стала связана с вопросами жизни и смерти. В
первую очередь, именно педагоги, должны поднимать вопросы гигиенического
воспитания детей. Это залог здоровья, и полноценной жизни детей. Гигиеническое воспитание является
одной из главных составляющих физического воспитания.
Гигиеническое
воспитание – это составляющая культурного воспитания ребенка. Ребенок должен
знать, что культура общения предполагает выполнение гигиенических правил.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви
определяет успех коммуникации.
Гигиеническое
воспитание — это и развитие высших психических функций, мышления,
познавательной деятельности. Навыки гигиены будут прочными только тогда, когда
ребенок понимает процессы и механизмы укрепления и сохранения здоровья.
Актуальность
проблемы организации деятельности воспитателя дошкольного образовательной
организации по реализации правил гигиены детского возраста и профилактической
деятельности среди детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из
первых мест в проблеме воспитания.
Детский
организм сильно отличается от организма взрослого человека. Он является более
уязвимым перед болезнями и вирусами, медленнее восстанавливается после болезни,
испытывает большой стресс при попадании любой инфекции. Следовательно, гораздо
легче предупредить какие-либо заболевания и по возможности оградить от них
детей, чем потом сбиваться с ног и искать препараты для лечения.
Вопросы
предупреждения болезней на основе соблюдения правил
личной гигиены и рациональной диететики занимали
значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка
научных основ профилактики началась лишь в XIX в. благодаря
развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению её
многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в
особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло
распространение общественных идей в клинической медицине.
Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и
за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и
связи лечебной и профилактической медицины.
Выдающийся
хирург Н.И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».
Общественная
профилактика включает систему социальных, экономических, законодательных,
воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых
государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения
всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов,
вредно действующих на здоровье населения.
Степень
научной разработанности. Вопросам гигиенического воспитания, а также
особенностям организации профилактической работы в системе дошкольного
воспитания посвящены труды многих отечественных ученых, которые и составили
теоретическую базу настоящего исследования. Особо следует отметить труды таких
авторов как: С. Н. Алексеенко, Е. В. Дробот, Л.Ф. Бережков, З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова, Е.В. Бредихина
Е.В. Э.Н. Вайнер, B.И. Долгова, Р.В. Овчарова, Т.Н. Захарова, Л.И. Кулагина Л.И., Э. Степаненкова, Т. Яковенко, З. Ходонецких и
других.
Вопросы
профилактики, сохранения здоровья сегодня стали вопросами государственной
важности, вопросами национальной безопасности.
Противоречие
заключается в том, профилактическая деятельность воспитателя в дошкольном
образовательном учреждении, повышение гигиенической культуры становится во
главу профессиональной деятельности воспитателя. А методические рекомендации,
дидактические приемы и дидактический материал остались на уровне конца прошлого
века.
Цель исследования:
Разработать программу
профилактической работы воспитателя по обучению детей дошкольного возраста
гигиеническим правилам в дошкольном образовательном учреждении.
Объект
исследования: педагогический процесс формирования правил гигиены у детей
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: педагогические условия формирования правил гигиены детей
дошкольного в процессе профилактической деятельности воспитателя дошкольного
образовательного учреждения.
Гипотеза исследования:
Обучение гигиеническим правилам детей дошкольного возраста будет эффективным и
продуктивным в том случае, если профилактическая работа воспитателя будет
реализована в соответствие с разработанной программой при условии:
· взаимодействие воспитателя и детей будет
строиться на субъектно-субъектных принципах, с учетом самоценности дошкольного
детства;
· дети будут активными участниками
процесса;
· программа будет разработана в
соответствии с возрастом детей, образовательными потребностями, особенностей
психофизического состояния детей дошкольного возраста.
· программа будет реализована при
взаимодействии всех заинтересованных лиц: администрации, медицинских
работников, родителей (законных представителей), воспитателей, детей
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ
психолого-педагогической литературы, рассмотреть основные направления и подходы
в исследованиях проблемы гигиенического воспитания и профилактики нарушений
здоровья у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий с
целью изучения гигиенического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Выявить особенности формирования
гигиенических правил для детей дошкольного возраста;
4. Разработать и
апробировать программу по формированию гигиенических правил в процессе
профилактической деятельности воспитателя.
Практическая
значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная программа
может быть использована в любом образовательном учреждении в качестве
практического руководства профилактической деятельности воспитателя дошкольного
образовательного учреждения.
В
данной исследовательской работе мы использовали следующие методы научно-педагогического
исследования:
1.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.
Педагогический эксперимент;
3.
Наблюдение.
Цель
и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена
введением, двумя главами, заключением, глоссарием, списком использованных
источников и приложениями.
Заключение:
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов,
а в настоящее время она становится первостепенной, поэтому одной из задач нашего
государства является воспитание здорового подрастающего поколения. В связи с этим,
одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования стало формирование
у дошкольников ценностей здоровья и здорового образа жизни.
1. Формирование
гигиенических правил у детей дошкольного возраста является задачей
государственной важности и национальной безопасности.
2. Гигиеническое
воспитание является эффективным средством физического, познавательного,
эмоционально-волевого, эстетического развития детей дошкольного возраста.
3. основными
мероприятиями в профилактической работе воспитателя в дошкольных учреждениях
являются:
§ Соблюдение принципа групповой
изоляции при проведении режимных моментов и воспитательных мероприятий;
· Систематическое
выполнение программы оздоровления;
· Беспрекословное
выполнение рациональный режим сна и отдыха;
· физическое
воспитание;
· воздушный
режим в соответствии с требованиями СанПиН;
· правильная
организация питания в соответствии с требованиями СанПиН;
· закаливание;
· дыхательная
гимнастика;
· Противоэпидемические
мероприятия в соответствии с требованиями СанПиН;
· медицинские
осмотры детей и работников;
· систематическое
наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;
· соблюдение
санитарных норм;
· контроль
за пищеблоком;
· своевременное
выявление больных и носителей инфекции;
· вакцинация;
· карантинные
мероприятия;
· эпидемиологический
контроль;
· Гигиеническое
воспитание.
Также полезно делать
физические упражнения и зарядку. Как бы ни банально это звучало, но это всем
доступное занятие, отлично способствует укреплению иммунитета, а значит,
организм ребенка сможет легко противостоять вирусным атакам.
Следует быть осторожными
во время начала эпидемий и заболеваний в окружении ребенка, — в саду, в
компании таких же детей во дворе, в общественном транспорте. Соблюдение правил
личной гигиены, использование масок, оксолиновой мази, может защитить от нежелательной
инфекции.
Опытно–экспериментальная
работа обнаружила существенные изменения, которые произошли. Результативность характеризуется
переходом некоторых детей из группы с низким уровнем сформированности знаний о
правилах гигиены на констатирующем этапе в группу со средним уровнем на контрольном
этапе, а также переход детей со средним уровнем сформированности знаний о
правилах гигиены в группу детей с высоким уровнем на контрольном этапе, что свидетельствует
об эффективности предлагаемой работы по формированию знаний о правилах гигиены у
дошкольников на занятиях.
Таким
образом, педагогическая деятельность специально организованная для формирования
системы знаний о правилах гигиены жизни дошкольников на занятиях способствовала
формированию интереса дошкольника к своему здоровью, усвоению знаний относительно
сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг
процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе
воспитательной деятельности.
В ходе
проведения экспериментальной работы по формированию системы знаний о правилах
гигиены жизни был сделан вывод о том, что такая работа будет успешна, если работа
педагога, поэтому направлению носит системный характер, опираясь как на реализацию
учебной программы в процессе учебных занятий, так и на организацию мероприятий оздоровительной
направленности. Кроме того, необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая
работа (утренняя гимнастика, физминутки, игры) позволяют привить умения и навыки
здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые
программы) создают ситуации успеха для детей, что становится средством формирования
мотивации и желания продолжать работу в данном направлении.
Фрагмент текста работы:
Основная часть Глава 1. Теоретические аспекты
исследования правил гигиены детского возраста и профилактической деятельности в
условиях дошкольного образовательной организации 1.1.Содержание
понятия «Гигиена» «Становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формирровании
полезных привычек)» – такую цель физического воспитания определяет федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС
ДО) перед воспитателем дошкольного образовательного учреждения [10].
ФГОС
ДО ставит следующие задачи перед образовательным дошкольным учреждением в
направлении оздоровительной деятельности [14, c.14]:
· Организация
санитарно–эпидемиологического режима и создание гигиенических условий
жизнедеятельности детей;
· Организация
питания;
· Обеспечение
психологической безопасности детей во время пребывания их в дошкольном
образовательном учреждении;
· Организация
физкультурно0оздоровительной и профилактической работы с детьми и сотрудниками;
· Физическое
воспитание детей.
В
рамках нашей исследовательской работы мы определили, что задача формирования
гигиенических правил поведения у дошкольников, профилактическая работа
воспитателя является важной государственной задачей.
В
2020 году проблема выполнения простых гигиенических норм и правил приобрела
планетарный масштаб.
Вначале
определим содержание понятий