Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Концептуальные основы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 6
1.1. История, понятие и субъекты малого предпринимательства на современном этапе 6
1.2. Правовое регулирование государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 15
1.3. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства и возможностей его внедрения в Российской Федерации 23
Глава 2. Оценка практики государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 32
2.1. Формы и механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 32
2.2. Анализ эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 37
2.3. Проблемные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 43
Глава 3. Пути повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в современных условиях 49
3.1. Направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 49
3.2. Мероприятия, направленные на совершенствование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства 52
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
Приложения…………………………………………………………………….. 79
Введение:
Актуальность темы исследования. Вопрос развития малого и среднего предпринимательства (МСП) является важным аспектом становления рыночной экономики любого государства. Во-первых, малый и средний бизнес вносит существенный вклад в итоговый ВВП. Так, доля малого и среднего бизнеса в России в 2020 году составляла 20,2% против 50-60% в экономиках развитых стран. Любое государство заинтересовано в улучшении данного показателя, поскольку от него зависит не только формирование государственного бюджета, но и его производственные силы и уровень благосостояния граждан. Во-вторых, МСП выполняет специфические социально-экономические функции – обеспечивает занятость населения, смягчает социальное неравенство и удовлетворяет потребности общества и крупных корпораций в товарах, работах и услугах. Субъекты МСП также активно участвуют в таких процессах, как формирование конкурентной среды на рынке и поддержка инновационной активности и экономической инициативы в целом. В-третьих, малый и средний бизнес являются более гибкими единицами по сравнению с крупными организациями, поэтому в условиях кризиса проходят процесс адаптации к новым условиям быстрее.
Именно поэтому поддержка МСП в настоящее время является одной из приоритетных задач государства. Благодаря активным мерам с его стороны (введение льготной системы налогообложения, помощь в формировании необходимой инфраструктуры для развития МСП, сокращение административных барьеров) количество малых и средних предприятий в развитых странах (в том числе – в России) постоянно увеличивается. Однако зачастую меры, направленные на поддержку субъектов МСП, оказываются неэффективными и лишь в малой степени влияют на итоговый результат. Главным фактором оказывается несистематичность оказываемых мер. Для того чтобы получить стабильный результат, государство должно выработать не только систему разумных и рациональных мер для поддержки малого и среднего бизнеса, но и осуществлять контроль за исполнением данных мер и исполнять роль регулирующего органа.
Таким образом, государство при формировании своей политики в отношении МСП должно не только создавать благоприятные условия ведения бизнеса на территории государства, но и предоставлять различные виды поддержки (имущественную, финансовую, консультационную и другие). При этом данные действия должны осуществляться в комплексе и подразумевать государственный контроль.
Целью настоящей работы является разработка мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю, понятие и субъекты малого предпринимательства на современном этапе;
— исследовать правовое регулирование государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
— осуществить анализ зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства и возможностей его внедрения в Российской Федерации;
— охарактеризовать формы и механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
— осуществить анализ эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
— выявить проблемные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
— определить направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
— осуществить разработку мероприятий по совершенствованию организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства;
— осуществить оценку предложенных мероприятий.
Объектом исследования являются система государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в современных условиях.
Предмет исследования – методы и инструменты повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в РФ в современных условиях.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким образом, для повышения эффективности существующей системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, считаем необходимым внедрение следующих мер:
— создание комплексной региональной системы по стимулированию развития инновационного потенциала региона путём объединения ресурсного потенциала органов публичной власти, предпринимательства, институтов фондового и инвестиционного рынков, гражданского общества;
— акцентирование внимания на финансовую поддержку по развитию инновационного и экспортного потенциала, как формы привлечения сегмента малого и среднего предпринимательства в процесс импортозамещения и насыщения рынка наукоёмкими, высокотехнологичными инновационными продуктами с высокой долей добавленной стоимости;
— совершенствование правовой базы по регулированию отношений органов региональной власти с бизнес средой, ориентированной на модернизацию, инновационное обновление региональных и муниципальных экономических комплексов путём активного использования механизмов прямого и косвенного финансирования приоритетных направлений;
— снижение налоговой нагрузки и административных барьеров на существующие и на вновь открывающиеся предприятия малого и среднего бизнеса;
— привлечение субъектов малого и среднего бизнеса в решение задач социальной инфраструктуры (в данном направлении мощным инструментом выступает механизм государственно-частного партнёрства);
— всесторонняя государственная поддержка вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса в инновационные модели хозяйствования (промышленные ОЭЗ РУ, производственные кластеры, внедренческие индустриальные технопарки), как части политики государственного управления развитием экономического потенциала хозяйственного комплекса региона;
— реализация программ кадрового содействия предпринимательству, в том числе путем развития системы муниципального заказа на профессиональное образование специалистов нужных профессий с последующим их трудоустройством на предприятиях муниципальных образований;
— привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов;
— упрощение процедуры государственной регистрации потенциальных участников инновационной деятельности, формирования стартового капитала, приобретения или аренды имущества, необходимого для реализации инновационных бизнес проектов в социально значимых инфраструктурных отраслях региональной и муниципальной экономики;
— использование потенциала институтов гражданского общества по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты в приоритетных сегментах промышленных отраслях региона.
Также следует отметить, что в сфере МСП отсутствуют какие‑либо фильтры, которые бы позволяли отсеять некомпетентные управленческие кадры. Отсюда недоступность кредитов и жесткие условия контрактов по федеральным законам № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ. Зачастую в бизнес идут неподготовленные люди, слабо понимая, что их ожидает. Как результат — 9 из 10 бизнесов закрываются в течение трех лет с момента открытия.
Решение проблемы — это комплексный подход к бизнес-образованию. Те, кто выдает кредиты (корпорация МСП, фонд поддержки предпринимателей), должны обучать тех, кому эти кредиты выдаются. Результаты обучения должны быть увязаны с процентными ставками по кредиту, т. к. если кредит выдается подготовленному предпринимателю, риск невозврата снижается. Помимо этого, предлагается ввести институт бизнес-наставников (менторов), которые бы курировали вновь открывшиеся бизнесы. Подготовка и деятельность бизнес-наставников должны быть осуществлены по стандартам корпорации МСП. Деятельность бизнес-наставников может осуществляться как на освобожденной, так и на неосвобожденной основе с разной степенью погружения бизнес-наставника (от простого консультирования до права «второй подписи» в курируемой организации на период кредитования корпорацией МСП).
Можно предложить:
— продолжить практику кредитования выдачи заработной платы в размере МРОТ под 2 %, с дальнейшим прощением долга, при условии сохранения рабочих мест для вновь открывшихся субъектов МСП;
— ввести обязательное авансирование субъектов МСП по закупкам в рамках федеральных законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ;
— обсудить с «большой четверкой» бизнес-объединений, а также с отраслевыми союзами вопрос о подписании антидемпинговой хартии.
Подводя итог исследованию, хотелось бы особо подчеркнуть важность льготных налоговых режи¬мов для малого бизнеса, которые, без сомнения, являются важным стимулирующим фактором. Однако, как было выяснено, этот фактор может не работать при условии неблагоприятной для предпринима¬тельства налоговой политике правительства, которая заключается в повышении ставок основных нало¬гов и росту налоговой нагрузки. Как итог – многие предприниматели признаются, что в России не соз¬дана подходящая атмосфера для развития бизнеса, а половина из опрошенных бизнесменов усомнилась в благоприятных перспективах. Надо сказать, что и тяжелый 2020 г. существенно навредит развитию малого бизнеса – и в этой связи как никогда актуальны меры, которые принимаются правительством по поддержке бизнеса. Важно, чтобы эти меры реально функционировали и помогали субъектам малого предпринимательства пережить кризисный период. Это поможет не только сохранить малое предпри¬нимательство, но и способствовать росту доверия.
Предлагаемые рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на повышение инновационного, конкурентного и экономического потенциала, определяют стратегические направления управления и регулирования взаимоотношений с предпринимательской средой, институтами гражданского общества с целью достижения эффективности функционирования сегмента малого и среднего бизнеса, его участия в повышении качества жизни населения.
В сложившейся ситуации необходимо принимать дальнейшие меры по поддержке субъектов малого бизнеса в период пандемии в целях избежания дальнейшей стагнации экономики. Государству необходимо корректировать существующие меры поддержки путем мониторинга различных сфер ведения бизнеса, проводить круглые столы, форумы и другие формы диалоговой коммуникации с предпринимательским сообществом в целях выработки наиболее действенных мер по защите бизнеса от банкротства, что приведет к еще более глубокому кризису в экономике.
В первую очередь следует не ограничивать предоставление поддержки, ориентируясь на обобщения по видам предпринимательской деятельности, а оказывать необходимую поддержку всем предприятиям, которые действительно в ней нуждаются и могут доказать такую необходимость путем предоставления подтверждающих данных на основе динамики показателей финансовой отчетности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Концептуальные основы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
1.1. История, понятие и субъекты малого предпринимательства на современном этапе
Возрастающая роль малого бизнеса в развитии экономики страны, его становление как самостоятельного сектора экономики, объединяющего частный капитал, предпринимательскую инициативу, как отдельных граждан, так и коллективы людей ради достижения целей удовлетворения общественных потребностей и получения на этой основе прибыли, объективно обуславливают увеличение интереса к исследованию этого объекта. Являясь одним из сегментов предпринимательства, малый бизнес наиболее успешно развивается в тех сегментах и отраслях, где высока потребность в инновациях, где требуется инициатива и предприимчивость, где высок потенциал быстрого оборота капитала и его прироста. Однако для современной России характерно недостаточно бурное развитие малого предпринимательства, как это характерно для экономически развитых стран, где на долю малого и среднего бизнеса приходится примерно 50 % ВВП (валовый внутренний продукт), а в ряде отраслей малый бизнес занимает лидирующие позиции.
Среди факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, экспертами называются: неблагоприятная среда функционирования, декларативный характер программ государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, ограниченность достаточно прагматичных региональных программ поддержки финансовыми возможностями бюджетов регионов, дефицит лидерских качеств и предпринимательских новаторских компетенций на рынке труда.
В современной научной литературе существуют различные подходы к определению места и роли в экономике субъектов малого и среднего предпринимательства, которые варьируются в зависимости от исторических предпосылок и национальных особенностей экономических систем, отраслевой принадлежности, воспринимаемыми тем или иным автором в