Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Потребности личности в психологическом консультировании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7

1.1 Понятие потребностей личности. Структура и классификация. 7

1.2 Особенности экзистенциальных потребностей человека 10

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УДОЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 12

2.1 Особенности удовлетворения потребностей личности 12

2.2 Преодоление потребностной неудовлетворенности потребностей 13

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ 15

3.1. Изучение потребностей личности в психоанализе 15

3.2 Изучение потребностей личности в гештальт – терапии 17

ЭССЕ 20

АНАЛИЗ ФИЛЬМА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

ЛИТЕРАТУРА 27

  

Введение:

 

Данная тема актуальна, так как психологическое консультирование является особой областью практической психологии, связанной с оказанием психологом-специалистом непосредственной психологической помощи нуждающимся в ней людям, в виде советов и рекомендаций. Их дает психолог клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения проблемы, с которой клиент столкнулся в жизни[3].

Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скурпулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

В процессе оказания психологической помощи специалист когнитивно-поведенческого направления основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Данное четкое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые действия. Следующие шаги — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соответственно, в процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Консультант гуманистического направления главный акцент ставит на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое.

Человек воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо предназначение которого быть свободным. В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.

Таким образом, невозможно определить направление, которое было бы наиболее эффективным.

Эффективность психотерапевтического воздействия определяется совокупностью ряда нюансов: наличие у клиента реальной, а не вымышленной проблемы; готовностью клиента решить проблему; квалификацией специалиста.

Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успеха психологического воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях, соблюдение которых особенно важно.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение предполагает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Этот принцип подразумевает, что психолог в своей работе должен ориентироваться не на общепринятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно только при опоре на систему ценностей самого клиента, тогда как критическое отношение консультанта может привести к тому, что человек, пришедший на прием, замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них, если они являются препятствием для нормального функционирования человека.

Клиентам запрещено давать советы. Причины этого весьма обширны и разнообразны. Прежде всего, каким бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. Кроме того, при консультировании консультант берет на себя полную ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в положение «гуру», что действительно вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления понять свою жизнь и изменить ее, вырабатывается пассивное и поверхностное отношение к что случилось. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как авторитету, давшему совет, что, естественно, мешает клиенту понять свою роль в происходящих с ним событиях.

Психологическое консультирование – устоявшаяся практика оказания эффективной психологической помощи людям, основанная на убеждении, что каждый физически и психически здоровый человек способен справиться практически со всеми психологическими проблемами, возникающими в его жизни. Клиент, однако, не всегда точно и точно знает заранее, в чем суть его проблемы и как лучше ее решить, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему должен помочь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это основная задача психологического консультирования[1].

Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи следующими основными особенностями:

— предполагает относительно короткий период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом;

— психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическое выполнение становится делом самого клиента, за ним сохраняется активная роль;

— психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без непосредственного или постоянного взаимодействия с ним.

— психодиагностика в начале работы с клиентом сведена к минимуму и основывается в основном на результатах непосредственного наблюдения консультантом за поведением клиента;

— психолог-консультант не несет прямой ответственности за конечный результат работы (консультант не несет ответственности за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советом) [2].

Консультант несет ответственность только за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.

Целью данной работы является рассмотрение потребности личности в психологическом консультировании.

Рабочие задачи:

— теоретически изучить потребности личности;

— раскрыть основные этапы удовлетворения потребностей личности,

— рассмотреть потребности личности в отдельных направлениях психологии.

Структура работы: работа состоит с трех глав, введения, заключения, ессее и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Потребность – это внутреннее состояние функционального «обоснования» потребностей человека, характеризующих его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (экзистенцию). Не все индивидуальные потребности человека являются также и потребностями общества, они во много раз превышают общественные потребности. У общества, например, нет биологических потребностей, они есть только у индивидуумов, у общества нет сексуальных потребностей, это индивидуальные потребности[5].

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформированных потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменения общественно-политической ситуации в обществе, на выбор смысла жизни и пути индивидуального развития. .

Таким образом, богатство человека – это богатство его потребностей и умение ими управлять. Не в меньшей степени характер потребностей, их совокупность и соподчиненность зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.

Для нас наиболее близко понимание потребности как потребности, потребности в чем-либо. Следует подчеркнуть, что довольно большое количество ученых «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать, как само появление потребности меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфорта, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к деятельности.

В работе мы рассмотрели потребности личности в психологическом консультировании: теоретически изучили потребности личности; описали основные этапы удовлетворения потребностей личности, рассмотрели потребности личности в отдельных направлениях психологии[4].

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие потребностей личности. Структура и классификация.

Согласно обобщенному определению, потребность – это «необходимость или отсутствие чего-либо для поддержания жизнедеятельности организма, личности человека, стимула деятельности». Потребность рассматривается как «особое психическое состояние личности», проявляющееся в «бессознательных влечениях и осознанных мотивах поведения» [7]. Бессознательное влечение определяется как «инстинктивное желание, … психическое состояние, выражающее недифференцированную, бессознательную или недостаточно осознанную потребность субъекта». В свою очередь, осознанные мотивы определяются как «побуждения к действию, связанные с удовлетворением потребности субъекта» [1].

Потребности, проявляющиеся в желаниях, влечениях, стремлениях и, имея ярко выраженный побудительный характер, выступают движущим фактором деятельности человека. Осознание актуальных потребностей или, другими словами, их «опредмечивание» превращает предмет потребности в мотивы деятельности. Соответственно анализ потребностей связан с анализом мотивов [6].

Учитывая тесную связь между потребностями и мотивами, потребностно-мотивационную сферу в психологии часто рассматривают как единый психический комплекс. Потребностно-мотивационная сфера выступает как неотъемлемая часть структуры личности. При этом структура мотивов коррелирует с ядром личности. Так, согласно известному положению А.Н. Леонтьева, структура личности раскрывается через иерархию ее мотивов.

Одним из отличительных свойств потребностей является их полиморфизм — многообразие видов. Так, около пятидесяти потребностей личности приводит Е.П. Ильин, В.А. Иванников А. Маслоу выделяет около сорока потребностей, не считая физиологических .

Потребности – это потребности людей, выражающиеся в товарах, услугах, необходимых для жизни и развития.

Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, побуждением работать над созданием или приобретением недостающих ему благ.

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материально-производственной и непроизводственной. В первом создаются материальные ценности — товары, а во втором — духовные ценности и услуги.

Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности индивида в том или ином благе вполне реальна. Потребности человека постоянно растут количественно и качественно (закон возникновения потребностей), так как к ним относятся не только индивидуальные потребности, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства как весь. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но и, опираясь на развитие науки и техники, предлагает новые, неизвестные ранее виды материальных благ, которые за счет широкой рекламно-сбытовой деятельности фирм расширяют кругозор. спектр существующих потребностей.

Потребности – это процесс удовлетворения потребностей людей, заключающийся в использовании продуктов производства по назначению. При этом само производство, создавая товары, потребляет и расходует определенные ресурсы. Эта часть потребления называется производственным потреблением.

В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как структура потребления, среднее потребление, потребление на душу населения и др[11].

Потребности человека делятся на:

— материальные и духовные;

— биологические и социальные;

— просоциальные и асоциальные;

— индивидуальные, групповые и общественные;

— ведущие и второстепенные;

— устойчивые и неустойчивые;

— реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

— физиологические (органические) потребности — голод, жажда, половое влечение и др.;

— потребность в безопасности — чувствовать себя защищенным, избавляться от страха, от агрессивности;

— потребность в принадлежности и любви — принадлежать к сообществу, быть рядом с людьми, быть принятым ими;

— потребность в уважении (почитании) — одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение успеха;

— познавательные потребности — знать, уметь, понимать, исследовать;

— эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота;

— потребность в самореализации — реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это высшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

На основе этой классификации Маслоу создал свою иерархическую теорию мотивации, согласно которой личность после удовлетворения потребностей низшего уровня стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Высшей потребностью является потребность в самоактуализации[10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы