Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Потенциалы и риски дистанционного формата обучения в сфере дополнительного образования в условиях пандемии 2020-2021 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 5
1.1. История развития и сущность
дистанционного образования. 5
1.2. Участники сферы дистанционного
образования. 9
1.3. Формы и принципы организации
дистанционного образования. 14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 19
2.1. Анализ и оценка дистанционного
образования в сфере дополнительного образования в условиях пандемии 2020-2021
гг. 19
2.2. Преимущества и недостатки
дистанционного образования в сфере дополнительного образования в условиях
пандемии 2020-2021 гг. 26
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 30
3.1. Проблемы развития дистанционного
образования в сфере дополнительного образования в условиях пандемии 2020-2021
гг. 30
3.2. Тенденции развития дистанционного
образования в сфере дополнительного образования в условиях пандемии 2020-2021
гг. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.. 43
Введение:
Мир быстро
меняется, происходит постоянный рост технического прогресса в сфере науки,
образования и производства. Это неизменно тянет за собой изменения в
требованиях, которые общество предъявляет человеку. Теперь в современном мире
для человека недостаточно пройти все ступени образования и получить диплом
специалиста, он должен обучаться постоянно. В таких условиях начинается
повсеместно внедрятся формат дистанционного обучения, с целью как повысить
возможность получения самого образования, так и создать вид обучения, который
можно совмещать с работой и учебой.
2020 год стал
значимым для дистанционного обучения. Условия пандемии и карантинный режим
вынудил все образовательные учреждения перейти на дистанционную форму. Система
образования претерпела сильные изменения и была вынуждена приспособиться к
новым условиям. Актуальность темы выпускной квалификационной работы
заключается в том, что дистанционное образования является на данный момент
одной из ведущих форм организации учебного процесса. При этом такой резкий
переход на новый формат обучения позволил выявить все плюсы и минусы, понять
востребованность, а также ближе подойти к ответу на вопрос «Дистанционное
образование это форма образования будущего или часть традиционного
образования?»
Объектом
исследования выпускной
квалификационной работы является дистанционное образование.
Предметом
исследования выпускной
квалификационной работы является статистика и качество использования
образовательных технологий, работа которых осуществляется при помощи интернета,
и в которых взаимодействие между педагогом и учащимся происходит на расстоянии.
Цель
выпускной квалификационной
работы: систематизировать результаты научных исследований, выявить
основные проблемы дистанционного образования и найти варианты их решения.
Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи выпускной
квалификационной работы:
1. Изучить
терминологию и дидактические особенности дистанционного формата образования;
2. Провести
анализ интернет-платформ его реализации;
3. Провести
анализ проведенных исследований;
4. Выявить
актуальные проблемы и специфику дистанционного образования;
5. Рассмотреть
тенденции развития. Угроза пандемии Covid-19 в России, реальная эпидемия в ведущих странах
Старого и Нового Света весной 2020 года не оставила сомнения в том, что именно
с совершенствованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий – коротко – дистанционного образования, или еще проще — «дистанта» —
связаны перспективы модернизации и успешного развития мировой системы
образования.
В условиях режима самоизоляции и введенных в нашей стране карантинных
мероприятий, когда непосредственный педагогический процесс был невозможен,
дистанционное образование стало единственной возможностью осуществления
обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях России. В
новых социальных условиях реализации учебно-воспитательного процесса возникло
значительное число проблем не только санитарно-гигиенического, но и
социально-экономического, психолого-педагогического и иного характера.
Некоторые из них государство и общество преодолело в оперативном порядке, а
некоторые – ждут своего скорейшего разрешения
Заключение:
Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Дистанционное
образование, как вид образования, и дистанционное обучение, как процесс
обучения, на протяжении всей своей истории, начиная от простых заданий, которые
отправляли по почте, а впоследствии постепенно перешли к передаче информации по
телефону, аудиокассетам, видео и, наконец, к компьютерам и интернету. Развитие
техники, а в настоящее время развитие высоких технологий, привело к тому, что
дистанционное образование стало одним из перспективных направлений в
образовании. Оно позволяет осуществлять обучение без отрыва от своего вида
деятельности, получать образование за пределами своего города, региона или
страны. Дистанционное образование еще надолго будет важным способом обучения. С
развитием науки и технологий, применением новых технологий и обновлением образовательных
концепций понятие дистанционного образования будет постоянно обновляться, а
содержание постоянно обогащаться.
2. Перечислим
всех возможных участников дистанционного процесса обучения.
Сфера управления:
— административный
и маркетинговый отдел: администратор центра, менеджеры курсов.
Образовательная
деятельность:
— учебный отдел:
тьюторы, преподаватели (помощники тюто-ра), кураторы учащихся;
— ученики и
посетители.
Сфера обеспечения:
—
научно-методический отдел: авторы курсов;
— производственный
отдел: дизайнеры курсов;
— отдел развития:
фасилитейтор, инвигилатор;
— центр
информационных технологий: администратор сервера, технические работники.
3. В России на современном этапе активно внедряются и
развиваются программы дистанционного обучения. Ежегодно появляются все новые
технические возможности и платформы для его реализации, вносятся необходимые
правки в Закон об образовании РФ, выделяются бюджетные средства. Однако данный
процесс имеет сдерживающий характер ввиду относительной неразвитости системы
телекоммуникаций, что приводит к ограниченности использования учебных
онлайн-курсов.
4. Так как предложенное
исследование было ориентировано на получения первичного представления на основе
анализа сложившейся ситуации, в него не были включены вопросы, касающиеся
способов минимизации негативных моментов, методов, предложений по улучшению или
облегчению негативных моментов, привлечению внимания к положительным эффектам
или распространению полученного опыта. Исследование на данном этапе должно было
помочь сгенерировать данные, позволяющие провести оценку ситуации. На основании
ответов респондентов мы можем увидеть те области, которые вызвали проблемы,
выявить риски и начать прогнозировать их последствия
5. Несмотря
на присутствие минусов, дистанционное обучение в ситуации эпидемии коронавируса
играет весомую роль в образовательном процессе. И даже после окончания
пандемии, некоторые вещи можно применять в будущем. Например, какие-то пары,
лекции оставить в дистанционном формате, а лабораторные и практики, где нужно
специфическое оборудование и возможность контактировать с группой, проводить
очно в корпусах образовательных учреждений.
На основе изученных
анализов можно сказать, что одного только хорошего технического оснащения для
обеспечения дистанционного образования недостаточно, куда большую роль играет
психологическая готовность к такому формату обучения.
6. При
внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и при
распространении дистанционного образования необходимо учитывать множество
психолого-педагогических факторов, о которых говорилось в статье выше. Кроме
того, в России как многонациональном и поликультурном государстве следует
принимать во внимание специфику разных регионов, поэтому, унифицируя требования
к учебному процессу, мы должны делать это с поправкой на региональный
компонент, культурную и религиозную его составляющие, а также
духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, о чём подробно
говориться в Указе Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020. Учитывая опыт
работы в период пандемии COVID-19, необходимо принять ряд мер по
киберсоциализации всех поколений, как социализированных в цифровом обществе,
так и нуждающихся в социализации в виртуальной среде, с целью восстановления
связи поколений и преемственности. К мерам подобного характера мы относим
работу с представителями старшего поколения по повышению уровня их
ИКТ-компетенции, также возможны занятия по использованию сервисов Веб 2.0,
мобильных приложений и т. д. в горизонтальном формате взаимодействия «обучая,
обучай», когда студенты обучают преподавателей работе с приложениями,
мобильными технологиями и т. д. Укрепление образования таким образом
представляется особенно актуальным, так как в условиях цифровой экономики и
цифрового общества образование должно быть подвергнуто трансформации, но с
учётом упомянутых выше особенностей и трудностей, а также с учётом лучших
традиций российской системы образования с целью сохранения собственной
идентичности и самобытности.
7. За последний год онлайн обучение получило
широкую популярность среди всех слоев населения, так как не только
предоставляет, но и открывает новые возможности получения знаний, как для
педагога, так и для ученика. Онлайн — обучение повышает эффективность
самостоятельной работы, ученик получает перспективы для проявления творчества и
развитие новых интересов. В связи с возросшим интересом к иностранным языкам,
увеличивается спрос и на их изучение. Так, сегодня самыми популярными языками в
рамках онлайн обучения являются английский и китайский. Главным преимуществом
получения лингвистического образования при помощи интернета является применение
большого количества интернет ресурсов используя которые, мы получаем не только
качественный, но и интересный и увлекательный учебный процесс обучения
иностранному языку.
Таким образом, в России на современном этапе активно
внедряются и развиваются программы дистанционного обучения. Ежегодно появляются
все новые технические возможности и платформы для его реализации, вносятся
необходимые правки в Закон об образовании РФ, выделяются бюджетные средства.
Однако данный процесс имеет сдерживающий характер ввиду относительной
неразвитости системы телекоммуникаций, что приводит к ограниченности
использования учебных онлайн-курсов.
Дистанционное
обучение вряд ли сможет стать полноценной системой образования, ему не хватает
социального взаимодействия, которое так необходимо детям. Но, несмотря на это,
такой формат является уже неотъемлемой частью инновационной образовательной
среды, которое позволяет получить те знания, которые необходимы для жизни в
цифровой среде. И также дистанционное обучение может стать составляющей
традиционной системы образования и носить вспомогательный характер.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
МЕТОДОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. История
развития и сущность дистанционного образования Сегодня дистанционное
образование является одним из эффективных социальных механизмов адаптации
общества к новым условиям жизнедеятельности. В современной России происходят
многочисленные изменения в социальной политике государства. Не осталась в
стороне и такая сфера, как образование: появляются новые способы его получения,
входят в обиход понятия «электронное образование», «дистанционное образование»
и некоторые другие. Под дистанционным образованием понимается комплекс
образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью
компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного
образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных
ресурсов /24, 31/.
Министерство образования и
науки РФ успешно разрабатывает научно — методические программы и выделяет
средства на развитие и успешное функционирование дистанционного обучения.
Основное объяснение
возросшему интересу к электронному образованию — это существенные изменения на
рынке труда. К ним относятся:
— более
строгие требования к персоналу, их квалификационным и личным характеристикам;
— широкое
внедрение IT-технологий;
— появление
новейших профессий, связанных с IT-сферой. К ним относят: архитектора информационных систем и
виртуальности; дизайнера интерфейсов; сетевого юриста; проектировщика
нейроинтерфейсов; цифрового лингвиста; разработчика моделей Big Data и некоторые другие;
— распространение
сложных аппаратно-программных комплексов, требующих особых навыков от
работника.
Данные изменения создали острую необходимость в быстрой и