Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Иностранные языки Лингвистика, направленность (профиль) «Теория и методика препода

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Пословицы и поговорки в художественном творчестве А.С. Пушкина( на примере романа «Капитанская дочка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Пословицы и поговорки в русском языке и художественной литературе 5

1.1 Пословицы и поговорки в русском языке 5

1.2 Роль пословиц и поговорок в русской художественной литературе 10

Выводы по главе 1………………………………………………………………………………….16

Глава 2. Пословицы и поговорки в художественном творчестве А.С. Пушкина на примере романа «Капитанская дочка» 17

2.1 Пословицы и поговорки в речи персонажей 17

2.2 Пословицы и поговорки в авторской речи 24

2.3 Разработка заданий для занятий по РКИ на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 27

Выводы по главе 2………………………………………………………………………………….33

Заключение 34

Список использованной литературы 36

  

Введение:

 

Пословицы и поговорки являются важной частью русского языка. В методике обучения РКИ она важны потому, что в обучении должен быть национально-культурный компонент, который становится частью формирования социокультурной компетенции учащихся. Пословица – это краткое, устойчивое, ритмически и грамматически организованное изречение, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. Поговорка представляет собой образное выражение, созданное народом и передаваемое из поколения в поколение в устной форме, не представляющее собой законченного суждения. Это, как правило, образное сравнение, эмоционально окрашенное. Изучая пословицы и поговорки, иностранные учащиеся знакомятся с культурой России.

Включение в речь пословиц и поговорок придает ей живой характер и образность, этим пользуются русские писатели. Нет произведения литературы, в котором совсем нет пословиц или поговорок, они слишком распространены в русском языке. В творчестве многих русских писателей есть немало пословиц и поговорок, конечно, их много и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Актуальность темы работы обусловлена поиском средств обогащения содержания обучения РКИ. Для целей обучения уместно использовать все возможности русского языка, в том числе пословицы и поговорки народа.

Целью работы можно назвать исследование пословиц и поговорок в художественном творчестве А.С. Пушкина (на примере романа «Капитанская дочка»).

Объектом работы выступает творчество А.С. Пушкина (на примере романа «Капитанская дочка»).

Предметом работы являются пословицы и поговорки в художественном творчестве А.С. Пушкина (на примере романа «Капитанская дочка»).

Задачи работы включают в себя:

1) рассмотреть определение пословиц и поговорок;

2) изучить роль пословиц и поговорок в русской художественной литературе;

3) провести анализ пословиц и поговорок в художественном творчестве А.С. Пушкина на примере романа «Капитанская дочка»;

4) разработать ряд заданий для занятий по РКИ на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Включение в занятия по РКИ пословиц и поговорок – это часть работы преподавателя РКИ по формированию у учащихся социокультурной компетенции, то есть знания культуры России. Кроме того, если учащиеся используют в речи пословицы и поговорки русского языка, они улучшают этим свою языковую компетенцию.

Структура работы включает введение, две главы, заключения и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пословицы и поговорки – часть устного народного языка. Пословицы – это устойчивые выражения, часто образные, которые обобщают опыт народа и оформлены как короткие предложения. В пословице обычно есть подлежащее и сказуемое, они часто содержат совет. Поговорки, как правило, короче, и представляют часть предложения, не обладают свойствами совета. Пословица нужна для оценки ситуации и для того, чтобы дать поучение, совет. Поговорка нужна, чтобы выразить эмоции и эмоциональное отношение к событию.

Примерно с рубежа 18-19 веков пословицы и поговорки стали использоваться в литературе. Они воспринимались писателями и читателями того времени как часть народной культуры. Персонажи литературы, которые были крестьянами и простыми городскими жителями, часто говорили пословицами и поговорками, в то время как образованные герои произведений их не употребляли. Пословицы и поговорки использовали в своих произведениях многие русские писатели, в том числе А.С. Пушкин.

Во второй части работы мы провели исследование пословиц и поговорок в художественном творчестве А.С. Пушкина (на примере романа «Капитанская дочка»). В нем около 30 пословиц и поговорок, которые распределены по всему тексту и есть почти в каждой из глав. Большинство пословиц и поговорок найдено в речи героев, писатель показывает близость персонажей к народу за счет использования ими в речи колоритных пословиц и поговорок: «не ты первый, не ты последний», «на грех мастера нет», «худой мир лучше доброй ссоры», «с лихой собаки шерсти клок» и многих других. При этом пословицы и поговорки распределены в репликах героев произведения неравномерно: в речи Емельяна Пугачева и жены капитана Миронова их много; в речи молодых и образованных героев (Швабрин, Маша Миронова) их нет. Писатель использует пословицы творчески, они уместно воспринимаются в романе и вплетаются в речь героев ненавязчиво. Пушкин подметил главный смысл пословиц в русском языке: они отображают народную мудрость и жизненный опыт человека, и этот опыт получен не из книг, а из жизни. Поэтому в романе «Капитанская дочка» они приводятся в точном соответствии со складом народного мышления. Небольшая часть пословиц включена в авторскую речь, прежде всего, в форме эпилогов к различным главам. Пословицы в эпиграфах раскрывают смысл романа, выражают авторскую позицию, добавляют в роман «Капитанская дочка» национально-культурный колорит.

Во второй главе работы нами были разработаны некоторые задания для занятий по РКИ с использование пословиц и поговорок из романа «Капитанская дочка». Их можно использовать при изучении пословиц и поговорок, или во время работы над текстом произведения «Капитанская дочка». Знание пословиц и поговорок знакомит учащихся с образным строем русского языка и с народной культурой. Пословицы и поговорки на занятиях по РКИ можно учить, разбираться с учащимися в их смысле, анализировать грамматические особенности русского языка на их основе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Пословицы и поговорки в русском языке и художественной литературе

1.1 Пословицы и поговорки в русском языке

Пословица – это образное выражение, созданное народом и передаваемое из поколения в поколение в устной форме, выражающее законченное суждение, поучение, применяемое ко множеству сходных ситуаций, имеющее иносказательный смысл: «Цыплят по осени считают» [28, с. 227].

Пословица – это краткое, устойчивое, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. В.И. Даль отмечал, что «пословица – коротенькая притча; суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» [7, с. 266].

Пословицы достаточно широко распространены в русском языке. Основой широкого употребления пословиц в речи является их многофункциональность: содержащиеся в них образы могут быть применены по аналогии для характеристики большого количества ситуаций самых различных сторон жизни (например, выражение «Рыбак рыбака видит издалека» подходит к различным ситуациям).

Источником появления пословиц можно назвать жизненный опыт людей. Так, например, крестьянский труд привел к возникновению в русском языке огромного числа пословиц: Каково посеешь, таково и пожнешь; Старый конь борозды не испортит и т. д.

Пословицы русского языка распадаются на две части: в первой рассказывается как бы условие, во второй делается вывод. Иногда, если пословица очень широко известна, можно произнести только первую ее часть, и слушатель догадается, какая пословица имеется в виду. Не всегда

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы