Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Последствия экономических санкций для развития экономики России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. «Экономика
санкций» как область исследований современной экономической теории.. 7
1.1. Экономические санкции: понятие и содержание. 7
1.2. Стратегия развития предприятия: содержание и формирование. 15
1.3. Импортозамещение как стратегия экономического развития. 22
Краткие выводы по первой главе. 26
Глава 2. Экономические
санкции против России: оценка влияния 27
2.1. Оценка динамики ключевых показателей экономического развития России
за 2000 – 2014 гг. 27
2.2. Природа и основания экономических санкций западных стран против
российской экономики. 35
2.3. Анализ и оценка влияния санкций на ключевые отрасли экономики России
в 2015 -2020 гг. 42
Краткие выводы по второй главе. 53
Глава 3. Стратегия
поведения РФ в условиях потенциального конфликта интересов и ограниченного
количества ресурсов. 54
3.1. Обеспечение
финансовой безопасности в условиях санкций. 54
3.2. Развитие науки и
технологий в Российской Федерации. 59
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в
условиях международной изоляции и экономических санкций. 65
Краткие выводы по третьей главе. 68
Заключение. 69
Список использованных источников. 73
Приложения.. 77
Введение:
В основе эффективного
развития предпринимательской деятельности во всех промышленно развитых странах
лежит соответствующим образом организованная система управления этой
деятельностью. Ряд авторов акцентируют внимание на таком обстоятельстве, что
большинство российских корпораций возникли не вследствие эволюции
индивидуального бизнеса, а вследствие преобразования государственных структур,
что накладывает серьезные особенности на формирование стратегии управления[1].
Эффективному функционированию и развитию российских предприятий на существующем
этапе препятствует также негативный внешнеполитический фон и сопряженная с ним
проблема внешнеэкономических санкций и принятых ответных мер, что обусловливает
необходимость пересмотра стратегии развития и формирования политики
импортозамещения для обеспечения нормального функционирования производственного
процесса[2].
Надо отметить, что
экономические санкции затронули основные сферы и направления жизнедеятельности
государства, такие как банковская, нефтегазовая, военно-промышленный комплекс.
Негативные последствия в целом на экономику могут быть выделены следующими основными
аспектами:
1. Обвал валюты: 16 декабря 2014 года
стоимость рубля упала на 20%, торгуясь на рекордных 80 рублях за доллар США,
после того как Центральный Банк России поднял процентные ставки с 10,5% до 17%
— в попытке остановить падение рубля.
2. Повышение процентных
ставок. Массовое и неожиданное повышение процентных ставок Центральным Банком
России должно было продемонстрировать его намерение укрепить рубль. К
сожалению, значительно более высокие процентные ставки также нанесли ущерб
экономике, поскольку потребители и корпорации столкнулись со значительно более
высокими расходами по займам.
3. Рецессия (депрессия,
кризис) и более высокая инфляция: хотя трудно изолировать экономическое
воздействие санкций от влияния низких цен на сырую нефть, сочетание этих двух
факторов, может привести к рецессии и более высокой инфляции.
4. Отток капитала:
иностранные инвесторы, как правило, спасаются бегством, когда есть сочетание
падающей валюты, глубокой рецессии и более высокой инфляции, которая является
ситуацией, с которой сейчас сталкивается Россия.
5. Сокращение
потребительских расходов.
6. Падение фондового
рынка: индекс Российской торговой системы (RTS$) снизился на 45% в 2014 году,
что является худшим показателем любого крупного индекса акций. Аварии такого
масштаба сигнализируют о наличии еще больше проблем в российской экономике.
Непростые условия
функционирования отечественных компаний в условиях западной санкционной
политики требуют повышения
эффективности механизма стратегического и оперативного планирования, нахождения
новых факторов и инструментов повышения конкурентоспособности продукции.
Необходимо отметить, что политика импортозамещения не только
определяет средства и условия для успешного развития компании, а также
учитывает главные цели по обеспечению бесперебойности технологического
процесса. Во-вторых, политика импортозамещения носит системный характер,
поскольку она охватывает и связывает все функции управления. В-четвертых, она
учитывает все возможные факторы, которые могут повлиять на эффективность
функционирования отрасли и экономики в целом.
Степень разработанности проблемы [1]
Пермякова Т.В., Файзуллин Р.В. Анализ влияния санкций США и ЕС на разработку
новых нефтяных месторождений в России и пути решения проблемы // Вестник
Ижевского государственного технического университета. 2015. № 1. С. 65-66 [2]
Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные
связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79
Заключение:
Санкции,
безусловно, оказывают негативное влияние на экономику в краткосрочной и
среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе санкции дают возможность
осуществить реорганизацию и перестройку хозяйственного механизма, как на уровне
предприятия, так и на уровне экономики в направлении повышения ее эффективности
и ориентации на использование собственных ресурсов и резервов роста.
Политика
импортозамещения может выступать одним из наиболее эффективных средств
нейтрализации негативного воздействия санкций, переориентации хозяйственных
связей, оптимизации затрат и обеспечения занятости внутри страны.
Формирование программы
импортозамещения предполагается проводить по следующим направлениям:
1) диверсификация поставщиков: проработать схемы
ухода от европейских поставщиков технологий и оборудования, а также от
североамериканских подрядчиков посредством переориентации на другие рынки
2) обеспечение
условий для разработки, производства и развития
3) российских
аналогов товаров, работ и услуг (включая проработку мер налогового
стимулирования, долгосрочного кредитования и льгот по банковским ставкам)
4) создание
механизма государственного контроля и координации работ по внедрению программы
импортозамещения в ТЭК, касающихся исследования, разведки и добычи
углеводородов, как в традиционных месторождениях, так и в трудноизвлекаемых и
шельфовых проектах
5) корректировка
или разработка нормативно-правовых документов, регулирующих развитие внутренних
производств в соответствующих отраслях национальной экономики
Выполнение
данной задачи требует комплексного подхода, как со стороны регуляторов, так и
со стороны компаний. Так регуляторы должны обеспечить прозрачные и
преференциальные режимы для данного сегмента. К примеру, снижение налоговых
ставок для производства или импорта комплектующих.
Непростые условия
функционирования отечественных компаний в условиях западной санкционной
политики требуют повышения
эффективности механизма стратегического и оперативного планирования, нахождения
новых факторов и инструментов повышения конкурентоспособности продукции.
Введение
санкций серьезно подорвало развитие шельфовых проектов, главным образом,
арктических, большинство из которых ориентировалось на участие зарубежных
партнеров, и под давлением санкций было заморожено. Причина — отсутствие
российских технологий и оборудования. Однако, на объемы текущей добычи это пока
практически не повлияло, так как в любом случае запуск этих месторождений был
намечен на период после 2020 г.
Наибольший
удар нанесли санкции по будущим шельфовым проектам ПАО «НК «Роснефть». Был
остановлен совместный с ExxonMobil проект в Карском море — это случилось уже
после того, как была пробурена поисковая скважина «Университетская-1». В рамках
этого проекта ПАО «НК «Роснефть» также заключило соглашение с норвежской North
Atlantic Drilling Ltd. по бурению на шельфе, предусматривавшее долгосрочную
эксплуатацию шести морских буровых установок на период до 2022 г. Ключевая
договоренность — долгосрочная аренда платформы West Alpha. Но в ноябре 2014 г.
North Atlantic Drilling Limited сообщила, что из-за санкций отложила выполнение
сделки.
Совместный
проект ПАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil по разработке Туапсинского прогиба в
Черном море также приостановлен. На этом участке была проведена сейсморазведка,
были оценены извлекаемые ресурсы. Но этот проект попал под санкции как
глубоководный, поэтому работы, где предусматривалось участие ExxonMobil, были
приостановлены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. «Экономика санкций»
как область исследований современной экономической теории 1.1. Экономические санкции: понятие и содержание В
последние годы санкции становятся все более популярным инструментом внешней
политики. Традиционно используемые государствами в случае вооруженных конфликтов
в качестве альтернативы военными средствами, эмбарго и международные санкции
теперь очень часто реализуется и в мирное время.
Обычно
понятие санкций рассматривается в рамках института ответственности в
международном праве, как последствие совершения государством определенного
противоправного деяния[1].
Отсутствие
однозначного понимания рассматриваемой категории, с одной стороны, не
способствовало процессу единообразного применения санкций, с другой — явилось
дополнительным фактором стимулирования концептуального и практического развития
данного института. Велись споры касательно положительных и отрицательных сторон
понятия «санкции». В целом можно констатировать, что господствующей в доктрине
и получившей признание в практике международных организаций стала концепция
толкования санкций как средства принуждения к выполнению обязательств, вытекающих
из правонарушения[2].
Несмотря
на широкое употребление понятия «санкции», международные документы не содержат
сколько-нибудь четкого его определения, ограничиваясь, как правило, простым
перечислением конкретных мер.
Не
менее полемичным является и вопрос о видах санкций. Высказывается мнение, что к
настоящему моменту сложилась двухуровневая система санкций ООН — санкции с
применением военной силы и санкции без применения военной силы[3].
Формами экономических санкций являются эмбарго, бойкот и блокады. К
распространенным формам реализации экономических санкций относятся «черные
списки» предприятий или коммерсантов, торгующих со страной-нарушителем[4].
Поскольку
этот инструмент воздействия имеет очень большую сферу применения, то и видов с
различными подвидами санкций существует весьма много. Масштабные санкции против
России начали вводиться в апреле 2013 года из-за смерти российского аудитора
Сергея Магнитского. На Западе считают, что его гибель в 2009 году связана с
разоблачением коррупционных схем по возврату налогов, к которым могли бы
быть причастны российские чиновники и силовики. «Закон Магнитского», изначально
направленный против лиц, которые, по мнению американских властей, могли бы
быть причастны к смерти аудитора, позднее стал действовать в отношении
ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права, как в
России, так и во всем мире.
Наиболее
масштабные санкции связаны с присоединением Крыма к России и событиями на
востоке Украины. В «крымских» санкциях фигуранты списка обязательно как-то
связаны с «аннексией и/или интеграцией Крыма».
В
основном, используются три типа санкций:
– персональные санкции;
– торговые санкции;
– экономические санкции.
К
персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их
окружения, имеющие отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть
применены совершенно разные методы международного влияния, такие как: [1]
Федорова Е.А., Барихина Ю.А. Влияние санкций на экономику Российской Федерации
// Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 37. С. 2 [2]
Резникова Н.В. Экономическая экспансия в условиях становления нового
каркаса межстранового взаимодействия / Н.В. Резникова // Актуальные
проблемы международных отношений: Сборник научных трудов. — М.: Институт
международных отношений, 2017. — С. 9 [3]
Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные
связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67 [4]
Алексеев Н. Е. Импортозамещение и удовлетворение потребностей населения /
Материалы международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО
"СибАДИ") “Архитектура, строительство, транспорт”. – 2-3 декабря 2015
г. – С. 1384