Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Портретные описания в рассказах А.П. Чехова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Лексические средства для создания портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова 5
1.1 Имплицитные изобразительные средства создания портрета персонажа 5
1.2 Эксплицитные изобразительные средства создания портрета персонажа 10
Глава 2 Особенности создания портретных характеристик в произведениях А.П. Чехова 18
2.1Чеховские герои: модели поведения и типы 18
2.2 Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А.П. Чехова 28
Выводы по второй главе: 41
Глава 3. Исследование портрета и его функций в произведениях А. Чехова 43
3.1. Цели и задачи исследования 43
3.2Анализ портрета и его функция в трилогии А. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 46
3.3. Разработка урока литературы «Портретное описание в произведениях А.П.Чехова» 55
Заключение 59
Список литературы 61
Введение:
Введение
Начало литературной деятельности А.П. Чехова относится к концу 1870-х годов, времени будущих литературных занятий в младших классах средней школы.
Антон Павлович Чехов широко известен как прекрасный мастер слова, и интерес к языку его произведений не только оправдан, но и вполне закономерен. Творчество А. Чехова привлекает внимание лингвистов еще и тем, что сам писатель не был чужд определенным языковым воззрениям и очень профессионально сформулировал требования, которые должны быть предъявлены к вербальному устройству художественного произведения.
В воспоминаниях И. Щеглова о Чехове есть замечательные слова о «писательском наблюдении», которому Чехов придавал большое значение: «Писатель обязательно должен развить умного и неугомонного наблюдателя. Смотри, избавься от привычки. Желая «Природы».
Одной из революций, совершенных Чеховым в русской литературе, стало утверждение важности малых форм — рассказов и романов, приближенных к рассказам по структуре, а иногда и по объему.
Современник Чехова Венгеров С. А. говорит о поразительно необычной компактности формы как главной характеристике художественной манеры писателя:
Реалистичный в своем стремлении сказать некрашеную правду и всегда имея в рукаве огромное количество вымышленных деталей, Чехов всегда рисует только контуры и схематично, то есть, не давая целого человека, не всю позицию, а только их основные очертания. (…) Чехов выдвигает только то, что кажется характерным и доминирующим в данном человеке. Чехов почти никогда не дает всей биографии своих героев; он берет их в какой-то момент их жизни и двумя или тремя словами отделяет их от прошлого, сосредотачивая все внимание на настоящем.
Поэтому портретов он пишет меньше, чем силуэтов. Вот почему его изображения такие резкие; Он всегда доходит до сути и никогда не увлекается мелкими деталями. Отсюда сила и рельефность его живописи со всей неопределенностью типов, которую он подвергает в основном психологическому анализу.
Актуальность работы выбранной темы заключается в том, что и сегодня современные писатели для того, чтобы глубже понять героя произведения, ярче описать его черты и привычки, пользуются таким литературным приёмом, как портретное описание. Этим и объясняется мой интерес к данной теме.
Гипотеза: по портретному описанию писатель воссоздает полный образ персонажей.
Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:
-анализ научной и учебной литературы;
-сравнение и анализ результатов, полученных разными авторами, и систематизация результатов;
-метод аналогии.
Цель исследования дать характеристику портретному описанию в рассказах А.П. Чехова.
Объект исследования: произведения А.П.Чехова.
Предмет исследования: выяснение роли эксплицитных и имплицитных средств создания портрета персонажей как важной черты в художественной системе Антона Павловича Чехова.
Актуальность исследования, цель, объект и предмет ВКР сформировали следующие задачи:
1.Определить лексические средства для создания портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова
2.Рассмотреть особенности создания портретных характеристик в произведениях А.П. Чехова
3.Проанализировать портрет и его функций в произведениях А. Чехова
4. Разработать урок литературы «Портретное описание в произведениях А.П.Чехова».
В качестве источника языкового материала были использованы произведения А.П.Чехова.
Теоретической основой исследования послужили труды таких известных ученых, внесших вклад в изучение языковых средств, как, И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, В.А. Кухарено и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что дана работа вносит определенный вклад в лингвостилистику и функциональную стилистику. Исследуя персонаж и языковые средства его создания, работа способствует развитию когнитивных подходов к изучению художественных текстов.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты, и подобранный языковой материал могут быть использованы для справочников различного типа и учебных пособий по культуре речи; на уроках, семинарах и спецкурсах по русскому языку и литературе, в лекционных курсах по стилистике и интерпретации текста.
ВКР состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате проведенного исследования достигнуты следующие цели и задачи.
Целью исследования стала характеристика портретного описания в рассказах А.П. Чехова.
Задачи исследования:
1.Определить лексические средства для создания портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова
2.Рассмотреть особенности создания портретных характеристик в произведениях А.П. Чехова
3.Проанализировать портрет и его функций в произведениях А. Чехова
4. Разработать урок литературы «Портретное описание в произведениях А.П.Чехова».
Во-первых, в характеристике персонажа особое место занимает такой прием, как описание портрета. Портрет служит информацией, которую писатель хотел донести до читателя. Более того, он (писатель) может иметь цель посредством описания портрета реализовать определенные моральные, психологические, идеологические и другие установки, характерные для этого персонажа.
Описание его внешности, что, безусловно, является главной составляющей портрета и имеет своей целью не только создание его визуального облика в сознании читателя, но и способствует проникновению во внутренний мир этого персонажа.
Поэтому описание внешнего вида играет важную роль в литературном произведении. Отражая их душевное и эмоциональное состояние, психологическая реакция на определенные события часто «скрывается» под изображением внешности персонажей. Таким образом, описание внешности литературного героя — один из способов раскрыть его характер.
Описание внешности литературного персонажа формирует в сознании читателя определенный визуальный образ. Вместе с тем, на данном этапе развития лингвистической науки особый интерес представляет изучение двух сторон этого образа: используемых автором средств его создания и механизмов их применения в художественном произведении.
Строительным материалом для создания словесного художественного портрета является, прежде всего, словарный запас, описывающий внешность персонажа. Существительные, прилагательные, глаголы и наречия — одни из наиболее активных частей речи, используемых для формирования внешнего вида человека. В то же время прилагательные играют особую роль в представлении персонажа в силу своего характерного характера.
Следует отметить, что выбор словаря писателем всегда имеет смысл. Короче говоря, одежда и манеры, составляющие внешность персонажа, могут многое сказать о нем, его характере, а также его национальности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Лексические средства для создания портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова
1.1 Имплицитные изобразительные средства создания портрета персонажа
Образ персонажа — одна из исследовательских тем современной литературной критики. От античности до наших дней передается и указывается важность изображаемого образа, что находит отражение в различных видах искусства, в том числе и в литературе. Художественный образ в литературе сложно представить без наличия индивидуальных внешних характеристик, то есть без литературного портрета. На каждом этапе развития повествования отношение к этому явлению менялось. Портрет как форма литературного изображения превратился из обобщенной характеристики в индивидуализацию. «Часто в литературе раннего развития характеристика портрета («Слово о полку Игореве») обычно работала без того, чтобы читатель имел прекрасное представление о том, как будут выглядеть князь, воин или жена князя; индивидуальные различия в портрете не воспринимались как значимые. Портрет в основном символизировал социальную роль, социальный статус, а также играл оценочную роль» [4].
Со временем литературный портрет стал более сложным и индивидуальным, включая отличительные черты этого героя. Наконец, работы эпохи реализма стали возможностью досконально изучить функционирование портрета персонажа, потому что в центре истории XIX века находится литературный герой, детали которого в портрете приобретают индивидуальность и удовлетворяют характерной функции [6].
Многообразие классификации литературного портрета в современном литературоведении делает неоднозначным изучение его существенных структурных особенностей. Остается открытым вопрос изучения портрета в потоке повествования. Попытки систематического анализа портрета героя определили его многофункциональность, широту смыслового поля, ассоциативно-смысловые связи. Благодаря изучению портрета персонажа с точки зрения его функциональности в творчестве отдельных писателей появляются новые подходы к обсуждению этого явления, что свидетельствует о неполном теоретическом осмыслении в современном литературоведении [6].
Известный писатель и филолог Джеймс Н. Фрей в своей книге «Как написать великий роман» утверждает, что «персонажи означают писателя, как кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи — это субстанция, из которой построена вся книга». Поэтому, чтобы написать интересную книгу, необходимо создать яркий образ, который запомнится читателю надолго. Для этого писатель создает герой, который отличается от нормального человека и реального человека, поэтому в книгах герои всегда немного сказочны, их персонажи ярче, их качества преувеличены, словесный портрет героя не должен ограничиваться исследованиями и В списке языковых средств «Взято« из контекста »(это не просто мало, но и неверно),