Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Понятия «музейная педагогика»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследования понятия музейной педагогики. 6
1.1 Сущность музейной педагогики через
призму социально-культурных инноваций. 6
1.2 Место музейной педагогики в структуре
подходов к исследованию социальной памяти. 10
Глава 2.
Практические проблемы анализа понятия музейной педагогики. 14
2.1.
Категория памяти через использование средств и методов музейной педагогики. 14
2.2.
Формирование локального культурного пространства посредством музейной
педагогики. 27
Заключение. 31
Список
источников и литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы
настоящего исследования обусловлена тем, что историки всё чаще обращаются к
изучению коллективных представлений жителей какого-либо региона о себе и о
своих соседях, географических и исторических образов регионов, существовавших в
культуре того или иного периода.
Обращение к этим темам
позволяет проследить пути и способы формирования региональной идентичности и её
«встраивания» в идентичность общенациональную, даёт возможность понять, в чём
была специфика его образа, запечатлённого в исторической памяти общества.
Неповторимый
историко-культурный облик каждого провинциального городка определяется
сочетанием многих факторов: в их числе – географические и природные
особенности, этнокультурный облик населения, структура социокультурных
взаимоотношений между городами, а также между городом и деревней, что, в свою
очередь становится объектом для изучения музейной педагогики. Местное
сообщество педагогов, культивируя интерес детей к локальному
историко-культурному пространству, использует средства и методы музейной
педагогики не только в целях патриотического воспитания, но и для дальнейшего
насыщения местного историко-культурного пространства музейным контентом.
Характеризуя научную
разработанность проблемы, можно отметить, что музейная педагогика исследовалась
с нескольких сторон:
— с точки зрения
лексических особенностей формирования историко-культурного пространства можно
выделить исследования В. Ф. Белянской, Й. Л. Вайсгербера, Е. М. Верещагина, В.
Г. Костомарова, Н. Л. Галеевой, И. А. Забавиной, О. В. Загоровской, Е. В.
Лесных, А. В. Мещерякова и Т. Е. Мещеряковой, Л. В. Мосиенко, В. И.
Постоваловой, А. А. Реформатского, Г. Д. Томахина и др.;
— с точки зрения
методологических особенностей отражения историко-культурного пространства в
журналистских текстах проблема рассмотрена Ю. Д. Артамоновой, В. Г. Кузнецовым,
Н. Г. Добросклонской, Э. Р. Каюмовым, Н. Б. Кирилловой, А. П. Короченским, Л.
Г. Лисицкой, Л. Н. Майдановой, Э. В. Чепкиной, И. В. Рогозиной, Т. Д.
Романцовой, Г. Я. Солганик, А. В. Федоровым, Е. С. Щелкуновым, М. Н. Кимом;
— с точки зрения психологических
особенностей воздействия журналистских материалов на аудиторию, которая, в свою
очередь, влияет на формирование историко-культурного пространства необходимо
отметить разработки Ю. Д. Артамоновой, В. Г. Кузнецова, С. В. Аслановой, А. В.
Вырковского, М. А. Любимцевой, А. А. Ганюшина, Б. Н. Головина, О.В.
Гребенниковой и А. Н. Пархоменко, Г. С. Куликовой, В. А. Лаптева, А. А.
Леонтьева, Г. С. Мельника, В. В.
Славкин, С. Р. Сулеймановой.
Приобщение
подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям родного края, к
эстетическим и нравственно-этическим ценностям чувашского народа должно
осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения
национально-гуманитарного материала.
Проблема
исторической памяти волнует сегодня необычайно широкие круги россиян:
краеведением занимаются и ученые и учителя, школьники и пенсионеры. Всех их
связывает чувства патриотизма, любви к семье, к школьным местам, где родились и
выросли, к историческим корням и прошлому. Краеведение – форма научной,
культурно-просветительской, памятниково-охранительной и общественной
деятельности по изучению истории, культуры, населения, хозяйствования,
природных особенностей и других аспектов развития определенной территории, за
которой прочно закрепилось понятие «родной край».
Краеведение
– это совокупность естественных и общественных исследований. В нём
выделяют отдельные разделы: географическое, историческое,
этнографическое, топонимическое, краеведение, связанное с задачами охраны
природы, памятников культуры и др.
Приобщение подрастающего
поколения к национальной культуре, обычаям родного края, к эстетическим и
нравственно-этическим ценностям чувашского народа должно осуществляться на всех
ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала. А в
качестве внешней оценки образования можно использовать олимпиаду краеведческого
характера на уроках или во внеклассных работах – одну из форм активизации
познавательного интереса. В данном случае олимпиада выступает формой проверки
знаний и умений, способствует выявлению и развитию у обучающихся творческих
способностей и интереса к научно-исследовательской
деятельности, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.
Указанные факторы определили актуальность выбранной темы.
Целью
данной работы является анализ понятия музейной педагогики.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Исследовать сущность музейной педагогики через призму социально-культурных
инноваций.
2.
Определить место музейной педагогики в структуре подходов к исследованию
социальной памяти.
3.
Изучить категорию памяти через использование средств и методов музейной
педагогики.
4.
Проанализировать формирование посредством музейной педагогики локального
историко-культурного пространства.
Объектом
исследования является музейная педагогика.
В
качестве предмета исследования выступает понятие музейной педагогики.
При
написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная
работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа,
заключение, список литературы.
Заключение:
Заключение В последнее время идет активный процесс изменения памятника в
место памяти, где памяти следует становиться живым свидетельством прошлого. Для
нашего поколения музеи, которые можно было только осматривать, преобразуются в
музеи, интерактивного типа.
Здесь становиться возможным вступать с различными экспонатами в
непосредственный и активный контакт. Это очень важно для всех посетителей и
студентов, в частности. По словам ученых, этот процесс можно назвать
«презентистским использованием прошлого». Одновременно с вышеуказанным
процессом происходят глубокие изменения в понимании феномена истории.
Вне всяких сомнений,
современное переосмысление привносит ранее отсутствующее интеллектуальное
содержание, параллельно модернизируя его. Однако, совершенно другая ситуация
складывается с анализом духовных явлений с точки зрения их значения в
прошлом. Иначе говоря, непосредственно историческое исследование с помощью
методов, которые охарактеризовывают идеи и ценностные установки в соответствии
с прошлым. Это все существует в связи с конкретными обстоятельствами, их
породившими.
Именно такие преимущества характерны для современной парадигмы
культурно-интеллектуальной истории и исторической памяти.
Таким образом, возрастание интереса к проблематике социальных и
исторических ролей памяти связано с особенностями современного социума, его
проективным, активным, плюралистским и индивидуализированным характером. Я
сделал для себя вывод, что социальная память существует не только как
стабилизирующий и интегрирующий фактор, но также и как инновационный фактор.
В ввиду общественных преобразований, социальная память требует
тщательного анализа структуры, социального функционирования и механизмов
динамики, концептуализации различий между социальной и исторической памятью.
Историческая память сильно
коррелирует с рационализацией, идеологизацией и политизацией исторического
процесса. В условиях изменяющегося общества, её значение резко возрастает, это
происходит, когда коллективные представления значительно влияют на исторический
выбор
Фрагмент текста работы:
1.1 Сущность
музейной педагогики через призму социально-культурных инноваций Понятие
«музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX
века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г.
Фройденталя.
Первоначально
оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное
преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное
и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А.
Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил
новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод
«музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю
в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными
произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога).
Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает
формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной
роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа
с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная.
Музей,
музейная экспозиция достаточно долго выполняли функцию сохранения определенной
части культурного пространства. Посещение музея во многом воспринималось как
возвращение в прошлое своего народа, страны, человечества. Есть настоящее,
которое быстротечно, но оно тоже структурировано и понятно[1]. Музейная экспозиция отражала не только понимание места музея
в социокультурном пространстве, но и самого процесса «разворачивания» данного
пространства. «Дух» эпохи, «душу» культуры можно было сравнить с вектором,
устремленным в будущее, который одновременно оберегает цельность эпохи[2].
Музейные предметы — обладают относительной самостоятельностью и многообразием
смыслового потенциала, раскрываемого либо в контексте экспонируемой коллекции,
либо с помощью специальных письменных или устных комментариев. С помощью
музейных предметов, которые начинают играть роль материальных символов,
обозначающих духовные ценности и идеалы, а также архитектурно-художественных,
дизайнерских средств создается своеобразный памятник соответствующей теме.
Музей формировал отношение к культурному наследию, развивал интерес к прошлому.
Музейная
экспозиция предстает как знаковая система, отображающая различные
историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты.
Главное в ней – преодоление культурно-исторической дистанции. Сформировался эпический тип интерпретации,
характерными чертами которого являются повествовательность и объективизм. В
последние десятилетия ХХ века в качестве альтернативы эпическому выдвинулись
лирический и драматический модусы интерпретации собраний.
В современном мире мы вновь
сталкиваемся с тенденциями разрушить старый мир «до основания», а «затем»… Но
применительно к музеям такой подход порождает опасение, что «затем» может и не
наступить. В современном мире осуществляется «не столько сбережение и
сохранение аутентичной контекстуальности того или иного пространства, сколько
тотальная перекодировка и символические сдвиги в этом пространстве»[3]. Современность
– это не преобразование, а комбинаторика и амбивалентность всех ценностей. Музей чутко воспринял «ветер века» и
по-своему отразил его. Поиск нового, привлекательного (а более точно –
завлекательного) охватил музейные пространства. Возникает ощущение, что главная
цель современного музейного пространства – ошеломить посетителя. И совсем не
важно, чем: размерами выставочного зала, скандальными произведениями,
разрушением привычных ориентиров. Завлечь, удовлетворить все мыслимые и
немыслимые потребности, а если их нет, то искусственно сформировать. Но, музей
и музейная экспозиция — это не только воздействие на человеческие чувства, но и
этическое пространство, преобразующее коммуникативные коды. Кроме того, в
отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих функций и
роль музея в обществе и культуре выделяют функцию документирования и функцию
образования и воспитания. Сегодня российские музеи находятся в стадии
динамического развития не только на основе мирового опыта, но и в рамках
собственных исследований. Одним из способов продвижения музеев, используемых за
рубежом, является централизация экспозиционно-выставочной политики. Примером
является музейный квартал в Вене. Расположенный
на площади более 90 000 м2 в центре Вены и охватывающий 60
культурных учреждений, Музейный квартал является одним из крупнейших районов
современного искусства и культуры в мире. Музеефикация городского пространства
— «переход в музейное состояние любого объекта»[4]. По своей сути это явление
характеризуется комплексной демонстрацией историко-культурного наследия города,
региона или страны в контексте его естественной среды бытования[5].
В
России такое средство продвижения с недавнего времени также активно
используется. Примером являются исторические парки «Россия — Моя история» —
самый масштабный экспозиционный комплекс в России. География его площадок
простирается от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, от Перми до Махачкалы и
насчитывает более 15 городов[6].
Событийный маркетинг или event-маркетинг (от англ. event-событие) — это
комплекс специальных мероприятий, направленных на продвижение продукции или
услуги с помощью различных событий[7]. В
Пушкинском музее продвижение осуществляется с использованием новых форм общения
со зрителем — квесты, кинопоказы. Регулярный характер носит фестиваль «Пятницы
в Пушкинском», в рамках которого каждую пятницу осени и весны, придя в музей,
посетитель получает в подарок билет на экскурсию или концерт. Музей участвует в
больших городских акциях, но, помимо этого, проводит собственные проекты, такие
как «Я покажу тебе музей», «Рисуем вместе», «День рождения Пушкинского». В
своих новых мероприятиях музей стремится сделать процесс восприятия искусства
трёхмерным, вовлечь зрителя в диалог, сделать посетителя не созерцателем, а
участником происходящего. В целях продвижения музеев среди широкой аудитории
используются событийные мероприятия, которые не ограничены профилем музея, а
контент выставочных проектов позволяет проводить множество мероприятий с
интерактивной составляющей[8]. Все больше и эффективнее стали применяться
технологии продвижения в российских музеях. Использование различных средств и
методов продвижения позволяет учреждениям сферы культуры увеличить число
посетителей, улучшить их обслуживание, сформировать положительный имидж и
репутацию, получить поддержку государственных органов и общественных
организаций сферы культуры. В деятельности по продвижению культурных объектов
используются технологии рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта
и др. Музейная отрасль является одной из составных частей социальной сферы и
имеет особое значение в культурно-историческом и
образовательно-просветительском развитии страны в целом, а также ее отдельных
регионов.
Таким
образом, музей развивается и меняется совместно со всем культурным
пространством страны. Музеи ищут свое место в новых условиях, способы
привлечения новой аудитории и удержания прежней. Музейная работа не может
существовать в состоянии стагнации, она совершенствуется, ищет новые формы. [1] Барышников С.В. Пространственные мифологемы в
традиционной культуре // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук:
серия «Духовная жизнь общества и человека: история и современность». – Воронеж:
ВГУИТ, 2019. Вып.3. – С. 4-10. [2] Мурашко О.Ю. Социокультурное проектирование в библиотеке:
теория и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. 2019. № 6. [3] Соколов Б.Г. Изоляция и перекодировка прошлого:
туризм и музей/ Из выступления на третьей международной конференции «Механизмы
формирования зон культурного отчуждения и пограничья2016». –СПб., октябрь 2016
г. [4] Российская музейная энциклопедия [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.museum. ru/rme/mb_musf.asp [5] Гоняева Н.В., Старостова Л.Э. Музейная
деятельность: формирование имиджа города / Известия Уральского федерального
университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — № 4
(144). — С. 145-154. [6] Исторический парк «Россия — моя история» /
Электронный ресурс — Режим доступа: https://myhistorypark.ru/about/ [7] Сергеева М.В. Современные инструменты
продвижения музеев: российский опыт. // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. № 6 (22).
– С. 414-419. [8] Мельникова М.А. Событийный маркетинг в сфере
культуры: анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея //
Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2019. — № 3 (17). — С. 129-138.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие «музейная педагогика», исторический обзор. 4
1.1. Исторический обзор музейной педагогики. 4
1.2. Сущность понятия «музейная педагогика». 11
Глава 2. Роль музейной педагогики в развитии личности. 18
2.1. Музейная педагогика как основа развития творческой
личности. 18
2.2. Музейная педагогика в культурно-образовательной и практической
деятельности личности. 21
Заключение. 32
Список литературы. 33
Введение:
Введение
В последние годы в связи с общей
демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся
теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с
обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи
представляет история становления нового для российских специалистов понятия
«музейная педагогика».
Музейная педагогика-это научная область, изучающая
историю, особенности музейной культурно-образовательной деятельности, методы
воздействия на все виды посетителей, взаимодействие музеев с образовательными
учреждениями. Музейная педагогика — это отрасль педагогической науки и
научно-практической деятельности, ориентированная на передачу культурного опыта
в контексте музейной среды.
Музейная педагогика отрасль
музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке
музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в
российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую
культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину.
Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с
практикой.
Объект исследования: музейная
педагогика.
Предмет исследования: понятие
«музейная педагогика».
Цель исследования: изучить понятие
«музейная педагогика».
Задачи исследования:
1. Провести исторический обзор
музейной педагогики
2. Изучить сущность понятия «музейная
педагогика»
3. Изучить музейную педагогику как
основа развития творческой личности
4.
Проанализировать музейную педагогику в культурно-образовательной и практической
деятельности личности.
Заключение:
Музейная педагогика отрасль
музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке
музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в
российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую
культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину.
Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с
практикой.
В последние годы в связи с общей
демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся
теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с
обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи
представляет история становления нового для российских специалистов понятия
«музейная педагогика».
Музейная педагогика использует зрелый метод постановки
вопросов, или "сократический путь", заставляя посетителей
внимательнее взглянуть на вопрос. Учителям следует избегать профессионального
жаргона. Задавая вопросы ребенку, важно помнить, что не на все вопросы можно
получить ответы.
Характер проблемы должен быть связан с коллекцией
музея и возрастом ребенка. При правильном использовании этой методики
познавательная программа в музее "превращается" в диалог между
педагогом и дошкольником.
Опыт педагогической работы в образовательном
пространстве музея показывает, что активные формы обучения требуют тщательного
руководства со стороны педагогов и особого времени.
В сфере образования западные художественные музеи
широко используют ролевые игры для установления невербального контакта между
детьми и искусством.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие «музейная педагогика», исторический обзор
1.1. Исторический обзор
музейной педагогики
Термин "Музейная педагогика" впервые
появился в книге Фрейденталя "музей-образование-школа" (1931), в
которой он описал методы сотрудничества со школьниками, включающие подготовку
учащихся к посещению музея и последующее закрепление полученных знаний и
впечатлений, в которой центральное место отводилось учителю, являвшемуся одним
из участников педагогического процесса музея [16].
Фрейнденталь использует термин "Музейная
педагогика" в контексте взаимодействия музеев и школ. А. Райхвейн,
заведующий отделом "музеи и школы" Этнографического музея в Берлине,
создал впервые специальную выставку для учащихся, построенную по принципу
музейных мастерских, которая впоследствии стала одним из важнейших направлений
музейной педагогики [16].
В Германии была разработана и внедрена в практику
важнейшая концепция музейного обучения, и впервые появился термин,
первоначально обозначавший особое направление музейной деятельности: участие в
учебном процессе учебных заведений и создание образовательных программ для
студентов.
Однако в последнее время, как Медведева подчеркнула,
что в Западной Германии категорически отказываются трактовать музейную
педагогику как использование музеев в образовательных целях. Термин стал
обозначать новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные вопросы
музейных обменов. По мнению западногерманских специалистов, область музейной
педагогики является наиболее благоприятной для создания условий общения с
культурным наследием [16].
Изучение работ немецких специалистов российскими
учеными на рубеже XIX-XX веков оказало влияние на формирование теоретических и
практических аспектов педагогики в российских музеях: А. В. Бакушинский, А. У.
Зеленко, Я. П. Мексин, Н.И. Романов, н. ф. Федоров и др.