Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Понятие, сущность и значение предупреждения преступлений подразделениями уголовного розыска
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика предупреждения преступлений подразделениями уголовного розыска 5
1.1. Понятие и сущность предупреждения преступности 5
1.2. Роль подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений 12
Глава 2. Основные направления деятельности подразделений уголовного розыска в сфере предупреждения преступлений 20
2.1. Оперативно-розыскная деятельность подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности 20
2.2. Оперативная разработка в деятельности подразделений уголовного розыска 30
2.3. Предупреждение рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска 41
Заключение 48
Библиографический список 55
Введение:
Актуальность темы. Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.
Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений.
Особенно возросла роль органов внутренних дел, в частности подразделений уголовного розыска, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях сотрудникам уголовного розыска приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений.
Сотрудники подразделений уголовного розыска: выявляют при проведении ОРМ причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению; проводят ОРМ по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством РФ, осуществляют иные полномочия, направленные на противодействие преступлениям и предупреждение преступности.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с предупреждением преступлений подразделениями уголовного розыска.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, определяющие правовые основы предупреждения преступлений подразделениями уголовного розыска, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать понятие, сущность и значение предупреждения преступлений подразделениями уголовного розыска.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность предупреждения преступности.
2. Выявить роль подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений.
3. Исследовать теоретические основы оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности.
4. Охарактеризовать оперативную разработку в деятельности подразделений уголовного розыска.
5. Проанализировать особенности предупреждения рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска.
Методологическая основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Подводя итог, необходимо отметить, что предупреждение преступности является важным элементом достижения социально-экономической стабильности в обществе и предполагает сведение этого негативного социального явления к минимуму. Данный процесс является длительным, поскольку связан с деструктивностью экономических, политических, правовых, нравственных и воспитательных отношений и уровнем развития общества в целом. Организация эффективной системы предупреждения преступности является задачей не только каждого государства в отдельности, но и всего мирового сообщества посредством разработки и реализации международных стандартов предупреждения преступности. Закрепленные в нормах российского законодательства инструменты предупреждения преступности требуют совершенствования. Реализация мероприятий по предупреждению преступности требует должного ресурсного, в т.ч. материального, обеспечения.
На современном этапе развития нашего общества предупреждению преступлений в системе Министерства внутренних дел уделяется особое внимание, которое выражается в целенаправленной деятельности по изучению преступности, причин и условий совершения преступлений, личности преступника, личности потерпевшего, а также предупреждению преступности и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений или облегчающих достижение преступного результата.
Подразделения уголовного розыска в большей степени ориентированы на раскрытие преступлений, выявление или установление лиц, совершивших или совершающих преступление и в меньшей степени занимаются вопросами предупреждения преступлений. Оперативно-розыскная деятельность, является специфической государственно-правовой формой борьбы с преступность, базируется на четко определенной нормативно-правой базе и предназначена, в первую очередь обеспечивать предотвращение и раскрытие преступлений, планирующихся или совершающихся тайно, с применением современных достижений, затрудняющих борьбу с ними. Сотрудники уголовного розыска ведут контроль над лицами, отбывших наказание в местах лишения свободы, имеющих рецидив преступления за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Осуществляя профилактическую работу, сотрудники уголовного розыска осуществляют взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками по делам несовершеннолетних, в целях обмена и получении информации в отношении лиц, находящихся на профилактическом учете в этих подразделениях. Принимают участие в осуществлении совместных мер по предупреждению преступлений со стороны лиц, находящихся на профилактическом учете.
В целях принятия неотлагательных мер по предупреждению преступлений сотрудники уголовного розыска на постоянной основе проводят анализ состояния преступности и принимают соответствующие меры по устранению причин и условий способствующих совершению преступлений. Для достижения этих целей сотрудники уголовного розыска тесно взаимодействуют с сотрудниками участковых уполномоченными полиции, следственными подразделениями.
Противодействие подразделений уголовного розыска организованной преступности заключается в реализации сотрудниками и руководителями подразделений уголовного розыска органов внутренних дел правовых, организационно-управленческих, организационно-тактических, оперативно-тактических, административных и финансовых мер по воспрепятствованию преступной деятельности банд, организованных групп и преступных сообществ при подготовке, совершении преступлений, сокрытии следов их совершения, направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью и подавление активности организованных преступных структур, и представляет собой совокупность оперативно-розыскных и профилактических методов предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, подготавливаемых, совершаемых и совершенных бандами, организованными группами и преступными сообществами.
Оперативно-розыскное противодействие организованной преступности подразделениями уголовного розыска является частной научной теорией ОРД, поскольку обладает специфическим предметом, объектом, методом исследования, включая задачи, функции, принципы, а также разработанные методики и формы ОРД для решения задач предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами. (преступными организациями).
Установлено, что изменения в социальной структуре общества и обнищание населения, привели к потере нравственных ориентиров, нарастанию негативных социальных проявлений — все это обуславливает всплеск преступности и превращение ее единичных проявлений в системное явление с глубоким уровнем организации и материально-технического обеспечения. В таких условиях возникает насущная необходимость повышения эффективности мер борьбы с организованной преступностью и совершенствования организационно-правовых основ такой борьбы. При этом чрезвычайно важным является построение двухуровневой системы борьбы с организованной преступности. Первый уровень, который включает мероприятия направленные непосредственно на ликвидацию и нейтрализацию деятельности преступных организаций силами системы правоохранительных органов. Второй уровень такой борьбы предусматривает приобщение чрезвычайно широкого круга органов государственной власти, которые отвечают за социально-экономическое развитие страны. Целью деятельности органов и учреждений второго уровня является системное повышение уровня жизни и снижение уровня социальной напряженности, формирование условий для развития правового государства и гражданского общества с высоким уровнем правового сознания, что уже само по себе сделает невозможным появление негативных социально-экономических явлений, наиболее опасным из которых является организованная преступность.
Оперативная разработка представляет собой проведение комплекса негласных ОРМ, осуществляемых в целях пресечения и полного раскрытия преступлений, а также розыска скрывшихся преступников, когда достичь этих целей следственным путем не представляется возможным. Все меры, осуществляемые в процессе оперативной разработки, направлены на обеспечение уголовного процесса, т.е. подчинены задачам расследования, независимо от того, осуществляются они до возбуждения уголовного дела или начались в ходе его. В том и другом случае она содействует быстрому, полному и объективному расследованию.
Сведение цели оперативной разработки исключительно к обеспечению предварительного расследования, подчинению его задачам, на наш взгляд, является методологической ошибкой, препятствующей объективной и полной оценке действительной роли ОРД в борьбе с преступностью. В рамках каждой отдельной организационно-тактической формы ОРД, включая оперативную разработку, могут и должны решаться все законодательно установленные оперативно-розыскные задачи, в частности выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Строгое и категоричное подчинение цели оперативной разработки исключительно задачам уголовного процесса (сбору доказательств по уголовным делам) искусственно сужает сферу ОРД, лишает ее важнейшего свойства наступательности.
В процессе оперативной разработки инициатор (оперативный сотрудник) получает значительное количество оперативно значимой информации, которая не может быть использована в уголовном судопроизводстве в силу различных причин, но которая имеет важное ориентирующее значение для оперативных подразделений, в том числе для работы по другим ДОУ, и способствует решению иных задач ОРД, например предупреждению преступлений.
В результате анализа предупредительной деятельности уголовного розыска необходимо наметить следующие пути повышения эффективности профилактики рецидивной преступности:
— создание аналитической группы в подразделениях уголовного розыск для систематизирования информации и ведения учетов лиц, ранее судимых, в том числе имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, повышенную степень прецедентности, несовершеннолетних, на основе разработанной компьютерной программы, с целью выдачи информации о текущей криминогенной обстановке на территории обслуживания;
— использование комбинированного подхода в осуществлении линейного и территориального принципов;
— укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории на основе зонального принципа работы;
— при задержании разыскиваемых рецидивистов устанавливать их причастность к другим совершенным преступлениям, криминальные связи, места нового проживания, источники доходов, степень криминогенного влияния на несовершеннолетних и передавать эту информацию в аналитическую группу;
— усиление взаимодействия со службой исполнения наказания с помощью передачи информации о начинающемся девиантном поведении лиц, ранее судимых, которым назначены наказания не связанные с лишением свободы;
— организация наибольшего совпадения зон обслуживания уголовным розыском с микроучастками участковых уполномоченных для улучшения обмена криминогенной информацией;
— усиление контроля передачи оперативно-значимой информации в форме рапортов со стороны участковых уполномоченных;
— использование сотрудников уголовного розыска при проведении совместных рейдов только после анализа криминогенной обстановки на территории и выявления наиболее пораженных рецидивной преступностью участков;
— осуществление контроля согласно полученным из исправительных учреждений спискам рецидивистов, освобожденных из мест лишения свободы, их постановку на учет в аналитическую группу уголовного розыска;
— организация постоянных встреч с федеральной службой наркоконтроля для выработки совместных и с координированных профилактических мер;
— постановка рецидивистов, выступающих в качестве потребителей наркотиков и имеющих от них зависимость на учет в аналитическую группу с целью предупреждения с их стороны рецидива не только общеуголовного характера, но и в сфере незаконного оборота наркотиков;
— для организации индивидуальных профилактических бесед с рецидивистами необходимо привлекать психологов и ветеранов уголовного розыска с целью использование их знания и опыта;
— поддержание постоянного контакта с администрацией работающих рецидивистов для выработки наиболее эффективного контроля в постпреступный период,
— использование позитивного влияния родственников для усиления контроля не работающих рецидивистов, а также соседей в местах их проживания;
— наделение уголовного розыска (аналитической группы) информативной функцией для передачи рецидивистам, освободившимся из мест лишения свободы, контактных телефонов общественных, государственных организаций и лиц, занимающихся их трудоустройством и социальным обустройством;
— проведение встреч для рецидивистов с целью их скорейшей ресоциализации с лицами, которые были неоднократно судимы, но стали на путь исправления и являются успешными людьми, достигшими руководящего положения особенно в производственной сфере, но только с согласия последних;
— обеспечение наиболее полного, одновременного и своевременного охвата всех объектов профилактики рецидивной преступности с помощью сотрудников других подразделений, которые должны быть приданы и входить в структуру уголовного розыска с целью повышение профилактического потенциала в момент реагирования на преступление;
— размещение информации о разыскиваемых преступниках на телевидении и радио в вечернее время, способствующее большему информированию и ориентированию граждан;
— создание учетов потерпевших, которым была оказана реальная помощь в раскрытии, расследовании преступлений и возврат похищенных материальных ценностей уголовным розыском с целью повышения доверия у людей и более тесного контакта с населением.
Фрагмент текста работы:
Понятие и сущность предупреждения преступности
Предупреждение преступлений — это наиболее эффективный способ сокращения преступности. Есть понимание теоретического и практического значения учения о предупреждении, основная цель которого заключается в сокращении преступлений. Понимая обозначенную цель, наука и практика, личность, общество и политика выходят за пределы нынешнего настоящего и с багажом знаний и опыта устремляются к перспективе лучшего.
Предупреждение преступности — это многоуровневая система как государственных, так и общественных мер, которые направлены на выявление, ослабление и в идеале устранение причин и условий преступности. Таким образом, криминологическая безопасность постепенно переносит акцент с преступности на объект защиты от преступного посягательства, т.е. на личность, общество и государство, и ориентирована на оборонительную стратегию. Первостепенная задача не воздействие на источник угрозы безопасности, а защита от него [29, с. 32].
Масштабы криминального насилия в нашей стране, в частности проблема жертв преступлений, вызывает серьезную тревогу. Безопасность личности должна обеспечиваться не только созданием надежных профилактических барьеров, но и проведением профилактической работы с потенциальными жертвами, данная деятельность известна как «виктимологическая профилактика». Очевидно, что назрела необходимость обобщения опыта международных виктимологических исследований, с целью изучения достигнутых научных достижений и возможной реализации в нашей стране.
Правовая основа обеспечения системы безопасности имеется, также законодательно установлена ответственность за ее необеспечение. В частности, расследование любого уголовного дела предусматривает выявление причин и условий способствующих совершению преступлений. Эти действия безусловно предупредительного характера. Следователи и дознаватели в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ [2] вносят представления об их устранении в адрес организаций и должностных лиц, которые обязательны к рассмотрению, однако не требуют их безусловного исполнения. То есть достаточно сослаться на те или иные обстоятельства, к примеру, на отсутствие финансирования, и нарушения закона остаются неустраненными. Иной раз во избежание ответственности достаточно рассмотреть представление и принять его к сведению.