Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 6
1.1. Речевая
деятельность как предмет научных исследований. 6
1.2. Поэзия в
работе с детьми дошкольного возраста. 12
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 22
2.1.
Возрастные особенности развития речи у детей дошкольного возраста. 22
2.2. Методы
развития речи у детей дошкольного возраста. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
Список литературы.. 44
Введение:
В
настоящее время в системе дошкольного образования действует федеральный
государственный образовательный стандарт, определяющий характеристики личности,
а также навыки и умения, которые должны быть сформированы у дошкольника к
окончанию периода дошкольного обучения. Отдельной областью образовательной
деятельности во ФГОС ДО выделяется область «Речевое развитие». Речевая
деятельность является основой мыслительных процессов ребенка. Кроме того, речь
выступает как неотъемлемый компонент процесса общения ребенка со взрослыми и
другими детьми, следовательно, важной составляющей процесса социализации
ребенка, т.к. умение устанавливать социальные контакты, в том числе и
вербальные, представляет собой необходимое умение для вхождения ребенка в
социум.
Проблема
заключается в том, что в настоящее время родители в силу тотальной занятости не
уделяют достаточного количества времени речевому развитию ребенка, даже простым
беседам с ним. Доступность большого количества различных технических средств и
гаджетов (телевизора, компьютера, телефона и др.) порождает большой объем
информации, обрушивающейся на ребенка. Парадокс заключается в том, что при
постоянном восприятии речи, идущей от техники, эта речь не требует ответной
реакции от ребенка, его участия в качестве собеседника, поэтому страдает
развитие связной речи. Также свою роль играет соматическая ослабленность детей
и их подверженность частым болезням, что также оказывает негативное воздействия
на развитие речи ребенка.
Все
это приводит к усилению роли дошкольного образовательного учреждения в процессе
формирования связной речи дошкольника и необходимости выбора адекватных
высокоэффективных методов обучения. Одним из важных направлений развития
речевой деятельности ребенка дошкольного возраста выступает ознакомление с художественной
литературой, в частности знакомство детей с поэзией и поэтическими
произведениями. Образность стихотворного слога, метафоричность позволяет
дошкольнику воспринимать многозначность слов без специальных усилий,
расширяется умение пользоваться эпитетами, сравнениями и др.
Цель исследования: выявить
наиболее эффективные формы и методы работы по развитию речи детей среднего
дошкольного возраста средствами поэтического творчества.
Объект исследования: процесс
речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: поэтическое
творчество в процессе речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. анализ научных исследований о речевой
деятельности дошкольников;
2. выявление специфики поэзии как средства
развития речи;
3. дать характеристику возрастным особенностям
речевой деятельности дошкольников;
4. выявить методы и формы работы по развитию
речи дошкольников.
Методологической основой исследования
являются труды психологов и педагогов:
—
исследования особенностей развития речи у детей дошкольного возраста (М.М.
Алексеева, А.В. Лурия, М.М. Кольцова);
—
исследования роли художественной литературы в развитии речи детей дошкольного
возраста (М.М.Конина, Л.М. Гурович, А.В Запорожец).
Методы исследования: изучение педагогической,
психологической, фольклористической литературы по проблеме исследования;
—
изучение научно-методической литературы по проблеме исследования;
—
выявление специфики работы с поэтическими произведениями в развитии речи
дошкольников;
обобщение
изученного материала.
Теоретическая значимость исследования
состоит в обобщении данных научных исследования и практического опыта по
использованию поэзии как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы
состоит в том, что ее результаты могут использоваться воспитателями детских
садов в организации работы по развитию речи дошкольников с помощью поэзии.
Структура работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, включающего 42 источника. Общий объем составляет 47 страниц.
Заключение:
Связная
речь представляет собой высший уровень развития речемыслительной деятельности
ребенка. Именно данная форма речи позволяет ребенку свободно общаться с
окружающими и выражать собственные мысли. К связной речи относятся
монологическая и диалогическая формы речи. Развитие связной речи представляет
собой один из целевых ориентиров развития и обучения ребенка в дошкольной
организации, что представлено рядом задач во ФГОС ДО.
Одним
из значимых методов развития связной речи дошкольников представляется
приобщение их к художественной литературе, в том числе знакомство с различными
поэтическими произведениями. Поэтические произведения позволяют достигнуть
положительного эффекта в развитии речи детей за счет некоторых особенностей:
наличие рифмы и ритма позволяет детям проще воспринимать стихотворения,
образность и разнообразная лексика поэтических произведений позволяет
продуктивно расширять словарный запас детей, связь стихотворений с изучаемыми
темами и феноменами обеспечивает высокий интерес дошкольников к стихотворениям.
Дошкольный
возраст представляет собой сензитивный этап для формирования речи детей. На
данном этапе онтогенеза происходит формирование и развитие всех компонентов
речевой деятельности: правильного звукопроизношения, грамматического и
лексического компонента речи, навыков связной речи: умения строить диалог и
монолог, формирование и расширение словарного запаса. В целом, к завершению
дошкольного возраста происходит формирование речи как основного средства
коммуникации.
Применение
поэзии как средства развития связной речи детей предполагает использование
определенных методов работы и соблюдение некоторых принципов при отборе
стихотворений. Обширная тематика стихотворных произведений для дошкольников
позволяет подобрать материал для сопровождения любых видов деятельности и
режимных моментов жизнедеятельности дошкольников в детском саду. В качестве
методов работы со стихотворением со старшими дошкольниками можно выделить
следующие:
1. слушание
и обсуждение поэтических произведений;
2. заучивание
наизусть и выразительное рассказывание стихотворений;
3. обыгрывание
сюжетов поэтических произведений в этюдах и театрализованной деятельности;
4. создание
рисунков и поделок по мотивам стихотворений и т.д.
Таким
образом, использование поэзии является эффективным средством развития речи
дошкольников на всех этапах дошкольного детства.
Фрагмент текста работы:
1.1. Речевая деятельность как предмет научных исследований Любой
ребенок должен в определенной мере овладеть умением содержательно, с
соблюдением норм грамматики, связно и логично выстраивать свои высказывания,
монологи. Кроме того, речь ребенка должна разворачиваться свободно,
непосредственно, выразительно.
Связная
речь представляет собой самый высокий уровень развития речемыслительной
деятельности, которая является индикатором степени сформированности речевого и
умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Связная
речь отображает структуру познавательных процессов ребенка, уровень развития
навыка понимать воспринимаемое и передавать его в грамотной, ясной, логической
речи. По тому, насколько ребенок способен к организации собственных высказываний,
можно делать выводы о степени сформированности его речевой деятельности [2, c.24].
Продуктивность
школьного обучения ребенка в большой мере связана с уровнем развития у него
связной речи. Понимание и воспроизведение текстовой информации, умение
распространенно и понятно отвечать на вопросы, самостоятельно выстраивать свои
аргументы – названные и другие учебные действия напрямую связаны с определенной
степенью сформированности связной речи. Умение выстраивать монолог дает ребенку
возможность быть полноценным участником общения, справиться с молчаливостью и
робостью, повышает уровень уверенности в себе.
Ф.А.
Сохин под связной речью понимает развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически
правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Соответственно,
главным качеством связной речи выступает ее понятность для слушателя [32, c.18].
Связная
речь – это такая речь, в которой проявляются все значимые аспекты ее предметного
наполнения. Несвязность речи вероятна в силу действия двух факторов: во-первых,
потому, что данные связи не восприняты и не отображены в сознании оратора; во-вторых, данные связи не
представлены в соответствующем виде в его высказывании.
Термин
«связная речь» может иметь несколько определений:
1)
Процесс, деятельность говорящего;
2)
Продукт, итог данной деятельности, реплика, рассказ;
3)
Область деятельности по развитию речи (Б.А. Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р.
Львов, А.Н. Щукин);
4)
Отрывок речи, характеризующийся существенной длительностью и разделяющийся на
условно завершенные и самостоятельные части.
В
качестве синонимов применяются определения «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и продукт данной деятельности: некий
конструкт, представляющий собой более широкое понятие, чем предложение. Его
сердцевиной выступает смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная
речь — это целостное смысловое и структурное образование, состоящее из взаимосвязанных,
имеющих общую тему и завершенных элементов.
Согласно
точки зрения А.В. Текучева, связная речь представляет собой следует любой
отрезок речи, структурные языковые элементы которого (знаменательные и
служебные слова, словосочетания) являются организованным по логическим
принципам и нормам грамматики данного языка единым целым. Согласно этому
представлению, любое законченное высказывание может представлять собой один из
вариантов связной речи [36, c.19].