Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Педагогическое сопровождение экологического образования детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в ДОО (дошкольной образовательной организации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1
Проблема экологического воспитания старших дошкольников. 7
1.2
Особенности познавательного развития старших дошкольников. 16
1.3
Экологическое образование старших дошкольников в условиях дошкольного
образовательного учреждения. 33
ВЫВОДЫ
ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 41
ГЛАВА
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 42
2.1
Организация и методики исследования. Результаты констатирующего этапа
исследования. 42
2.2
Разработка системы педагогического сопровождения экологического образования
детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. 48
2.3
Проверка эффективности проведенной работы. Результаты контрольного этапа
исследования. 65
ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. 82
Введение:
Жизнь человека тесно связано с природой,
которая всегда была для него источником материальных и духовных сил. Но сегодня
человечество столкнулось с проблемами, вызванными потребительским отношением
человека к природе и с низким образовательным уровнем населения. Именно поэтому
так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, которая
умеет жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой
нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать экологическое
воспитание следует с самого детства.
Актуальность темы исследования.
Сегодня экологическое воспитание – это одна из самых важных задач, которые
ставятся перед образовательной системой. Экологическое воспитание является и
процессом целенаправленного воздействия на детей со стороны социума, на и их
позицию к природной среде, и пространством межличностных отношений, в которых
формируется целостная культура личности и ее неотъемлемая экологическая
составляющая. Воспитание призвано значительно усилить познавательные
возможности детей через формирование любознательности и устойчивого интереса к
окружающей среде.
Изучению проблем экологического воспитания
посвятили свои труды такие ученые, как К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, С.Ф.
Русова, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, С.Н.
Николаева, Н.А. Рыжова и др.
Согласно Федеральным государственным
образовательным стандартам (ФГОС ДО) экологическое воспитание дошкольников
является непрерывным процессом развития детей, целью которого является
формирование у дошкольников экологической культуры, предполагающей наличие у
детей, в частности, у старших дошкольников, устойчивых знаний о природе и
существующих в ней взаимосвязей; бережного отношения к природе; правильного
понимания понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически ценных
установок, поведенческих умений; эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой; умений познавать
особенности окружающего мира.
Считаем, что решению данных задач будет
способствовать использование проектной деятельности в условиях дошкольной
образовательно организации.
Заинтересовать,
а не дать знания в готовом виде – всегда было целью дидактики и теории
воспитания. Эта задача решалась педагогами всех эпох. Чрезвычайно важной она
остается и в наши дни. Ведь именно интерес дает человеку шанс остаться
неповторимой индивидуальностью, идти своим путем в жизни, творчески
самоутверждаться, инициативно работать. Через познание предмета интереса, в
конце концов, происходит развитие личности.
На современном этапе есть несколько
предложений описания метода проекта для использования в дошкольных учреждениях,
которые представлены в работах А. Богуш, Т. Пироженко, М. Веркаса,
О. Евдокимовой, Т. Коршунова, Л. Горбуленко. Т. Башинской, Л. Коваль,
А. Оноприенко, В. Тименко и др.
Однако, вне поля зрения ученых остался
вопрос организации деятельности по реализации проекта в процессе
педагогического сопровождения экологического образования детей старшего
дошкольного возраста.
В результате анализа литературы и
педагогической практики были выявлены противоречия:
– между
существующей в обществе потребностью в воспитании подрастающего поколения,
обладающего высоким уровнем экологической воспитанности и недостаточным уровнем
экологического образования старших дошкольников;
– между тем, насколько важна роль
педагогов и родителей в реализации целей и задач экологического воспитания
старших дошкольников и недостаточной подготовленностью воспитателей дошкольной
организации к педагогическому сопровождению экологического образования детей
старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Проблема
исследования –
каково эффективное педагогического сопровождения экологического образования
детей старшего дошкольного возраста?.
Цель
исследования – разработать и экспериментально
проверить систему педагогического сопровождения экологического образования
детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Объект
исследования – процесс экологического воспитания
старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет
исследования – педагогическое сопровождение
экологического образования детей старшего дошкольного возраста средствами
проектной деятельности.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что работа по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста должна быть систематической, последовательной и
направленной на положительный конечный результат; использование современных
технологий (игровой и проектной деятельности) является эффективным методом
формирования у детей основ экологического воспитания.
Достижению цели данного исследования будет
способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть проблему экологического
воспитания старших дошкольников.
2. Описать особенности познавательного
развития старших дошкольников.
3. Дать характеристику экологическому
образованию старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
4. Провести экспериментальное исследование
возможностей проектной деятельности в процессе педагогического сопровождения
экологического образования старших дошкольников.
Заключение:
В результате написания данной выпускной
квалификационной работы была достигнута цель исследования: разработана и
экспериментально проверена система педагогического сопровождения экологического
образования детей старшего дошкольного возраста средствами проектной
деятельности.
Анализ литературы по теме исследования
позволил нам сделать выводы, что экологическая воспитанность нашего будущего
поколения во многом зависит от создания условий для осуществления
эколого-педагогической работы в ДОО, владением технологий, созданием
эколого-развивающей среды, реализацией системы экологического воспитания, профессиональной
эколого-педагогической культуры педагогов, экологической культуры родителей.
Взаимодействие всех этих факторов поможет в решении вопросов экологического
воспитания детей дошкольного возраста.
Продуманная и организованная предметная
развивающая среда, правильно подобранные воспитателем, формы, приемы и методы
экологического воспитания будет способствовать: во-первых, непосредственному
общению ребенка с объектами природы, со сверстниками и со взрослыми, во время
которого у нее будут воспитываться сочувствие, сопереживание, чувство любви к
природе и к красивым поступкам в ней; во-вторых, познанию дошкольником явлений
и закономерностей жизни природы через конкретные примеры роста и развития представителей
растительного и животного мира; в-третьих, высокому уровню экологической
воспитанности дошкольников, как элемента общей культуры личности.
Методы работы по экологическому воспитанию
следует выбирать в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети старшего
дошкольного возраста, естественно, будут выполнять больший объем работы,
использовать более сложные методы наблюдений, обобщать результаты своих
исследований. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше
объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более
разнообразным. В данном контексте целесообразным является использование
проектной деятельности экологической направленности в комплексе с игрой.
Мы считаем, что игра представляет собой
многоплановое, сложное педагогическое явление, поскольку представляет собой
игровой метод обучения детей старшего дошкольного возраста, форму обучения,
самостоятельную игровую деятельность и средство всестороннего воспитания
личности ребенка.
Апробация разработанной нами системы
педагогического сопровождения экологического образования детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности показала положительные
результаты. Уровень экологической воспитанности старших дошкольников повысился.
Отметим, что реализация данной системы
предполагала проектную и игровую деятельность старших дошкольников, при этом
важным было участие родителей в процессе экологического воспитания детей. В
рамках данной системы был реализован проект «Скажем мусору – нет!».
В ходе реализации проекта проводилась
работа как со старшими дошкольниками, так и с их родителями.
Анализ практики по экологическому
воспитанию показал, что работа педагога в ходе педагогического сопровождения
экологического образования детей старшего дошкольного возраста средствами
проектной деятельности в ДОО должна быть систематической, последовательной и
направленной на положительный конечный результат. Чем больше будет знать
ребенок, тем больше будет хотеть узнать еще, тем сильнее будет понимать, как
манит к себе родная природа. Взрослые должны воспитать детей так, чтобы они
жили в дружбе с природой, чтобы ни одно существо не исчезло навсегда. Таким
образом, была доказана гипотеза нашего исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема
экологического воспитания старших дошкольников Среди важных проблем современности,
которые волнуют человечество, особенно выделяются экологические. Весь мир
столкнулся с глобальным экологическим кризисом. Эта проблема требует
немедленного решения. Поэтому среди многих направлений учебно-воспитательной
работы с детьми старшего дошкольного возраста экологическое образование
приобретает все большую актуальность.
Основой формирования сознательного
отношения к природе является знание о ней, осознание себя активным субъектом
природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Актуальной в наше время
является проблема формирования экологического сознания и экологической культуры
дошкольников.
Многие ученые-педагоги доказали, что
природа сама по себе не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие
ребенка с ней. Поэтому экологическое воспитание и экологическая культура тесно
связаны с природоохранной деятельностью. Великий педагог считал, самых
экологических знаний по охране окружающей среды, если они не воплощаются на
практике, недостаточно. Важно, чтобы воспитанники участвовали в сохранении и
обогащении природы родного края, только в этом случае у них сформируются
необходимые умения и навыки, разовьется ответственное, бережное отношение к
окружающей среде [25,
с. 160-162].
Ученые Н. Рыжова, А. Степанюк, Н. Лысенко,
Н. Глухова, В. Фокина пришли к выводу, что целью экологического воспитания
является целенаправленное формирование у воспитанников четких экологических
знаний, понимания и органической взаимосвязи и единства человека с окружающей
средой как единой гармонии, воспитания особой ответственности за состояние
окружающей среды. И только с детских лет, когда маленькие души как губка,
втягивают в себя знания, следует прививать и воспитывать в детях экологически
чистое мировоззрение [51,
с. 277].
Экологическое воспитание является
составной частью всестороннего и гармоничного развития личности. Необходимо
направить свою деятельность на то, чтобы воспитать у каждого ребенка чувства
личной ответственности за все живое на Земле.
У старших дошкольников еще не сформированы
устойчивые взгляды, убеждения, интересы. Детский сад обязан сформировать
мышление и экологическую культуру каждого ребенка, научить молодое поколение
жить по законам природы. Детский сад открывает для этого немалые возможности,
именно здесь, в этом возрасте, у детей закладываются основы интеллекта,
структура мышления, а естественная любознательность детей и искренний интерес к
окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для формирования
экологического сознания.
Эмоциональная жизнь ребенка проявляется в
форме чувств, а чувства, как устойчивые эмоциональные состояния, могут перейти
в качество личности, то есть в характерную стойку реакцию на объекты и явления
действительности. Поэтому, формируя у дошкольников экологическое сознание, как
отношение к окружающей среде, крайне важно выработать у них такое
эмоционально-волевое восприятия природы, которое бы вело их по пути становления
убеждений в последующие возрастные периоды.
Становление экологического сознания —
сложный и длительный процесс. Поскольку экологическое сознание является
психологическим явлением, которое, имея соответствующее направление, проходит
через ум и волю ребенка и опосредуется ими, она отражает отношение ребенка к
своему бытию, к природной среде, к знаниям о нем. Экологическое сознание как
компонент интеллектуальной деятельности, определяет содержание поведения
личности, и поэтому так важно начинать формировать ее с дошкольного возраста. И
лучшим помощником в этом становится сама природа. В отечественной
воспитательной системе, которая базируется на идее «гармонии педагогических
воздействий», можно определить «точки опоры».