Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Педагогические условия приобщения обучающихся к духовно-нравственным ценностям посредством синтеза искусств (уровень начального общего образования)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы приобщения обучающихся к
духовно-нравственным ценностям посредством синтеза искусств. 6
1.1. Сущность
духовно-нравственного воспитания. 6
1.2. Проблема
взаимодействия искусств в музыкально-образовательном процессе 16
ГЛАВА 2. Внедрение в педагогический процесс условий
приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям посредством
синтеза искусств 18
2.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 18
ГЛАВА 2. Внедрение в педагогический процесс условий приобщения
младших школьников к духовно-нравственным ценностям посредством синтеза
искусств 24
2.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 24
2.2. Формы и методы приобщения обучающихся к
духовно-нравственным ценностям средствами синтеза искусств. 34
2.3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
по определению эффективности разработанных педагогических условий приобщения
школьников к духовно-нравственным ценностям посредством синтеза искусств. 37
Заключение. 46
Список литературы.. 48
Приложение 1. 51
Введение:
Актуальность
работы. Физическое
рождение и рост не тождественны рождению и духовному росту ребенка. Существуют
две сферы развития человека: физическая и духовная. На последнем этапе
существует первая стадия-от детства до подросткового возраста; затем-от юности
или юности до возраста самостоятельной интеллектуальной деятельности: наконец,
стадия зрелости, на которой человек может предложить остальным своим собратьям
плоды своего опыта.
Существенное различие между
физическим развитием и духовным развитием заключается в том, что одно является
автоматическим, а другое требует усилия воли. Физическое развитие, которое не
нарушается болезнью, недоеданием или смертью, осуществляется независимо, без
особых усилий. Но оно имеет предел и останавливается на определенном этапе.
Даже когда это начальная стадия, она нуждается в особой заботе, и родители
должны кормить своих детей и защищать их от многочисленных опасностей, однако
сама природа развивается в нас без нашего участия.
Духовно-нравственное развитие
существенно отличается от данных представлений. Во-первых, оно не начинается сразу с рождения.
Во-вторых, духовно-нравственное развитие не развивается автоматически, как это
делает организм. В-третьих, оно не является побочным продуктом физического
развития, но имеет свою собственную пищу и свой собственный способ развития.
Несмотря ни на что, оба аспекта
человеческой личности-физический и духовный в некоторых отношениях совпадают,
например, их потребность в поддержке со стороны других людей и их потребность во
внешней стимуляции; оба они требуют особой заботы и защиты для достижения
поставленной цели. С другой стороны, они совпадают в конечном результате,
потому что каждый по-своему, как физическое, так и духовное развитие, воплощает
наше здоровье и наше счастье.
Сегодня наблюдается изменение в
духовном развитии детей. Как указывает В. В. Абраменкова, показатели
физического здоровья детей значительно снижаются, их психическое развитие
характеризуется частым возникновением нервно-психических заболеваний.
Доказано, что младший школьный возраст
является благоприятным периодом для духовно-нравственного воспитания. ФГОС
говорит о том, что развитие духовно-нравственного развития основывается на
взаимодействии между учителем и учащимся.
Внеурочное развитие становится
средством воспитания ученика в неформальных условиях. Такая обстановка
способствует открытию учащихся, их духовному росту и нравственному становлению.
Объект
исследования – духовно-нравственные
ценности.
Предмет
исследования
– приобщение учащихся к
духовно-нравственным ценностям.
Цель
исследования – изучить
основные аспекты приобщения учащихся младших классов к духовно-нравственным
ценностям.
Для достижения поставленной цели
необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить цели
духовно-нравственного воспитания;
2. выявить основные задачи
духовно-нравственного воспитания;
3. проанализировать
психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
4. выявить педагогические условия
духовно-нравственного развития младших школьников.
Теоретико-методологическую
основу исследования составляют труды ведущих дидактов России.
Система общего образования в России имеет значительный опыт использования
творческих видов деятельности в учебном процессе по различным предметам, в том
числе и в преподавании иностранных языков. На сегодняшний день проведен ряд
научных исследований по практике использования средств творческого обучения в
обучении (Т. П. Сарана, Л. И. Федорова и др.), использованию коммуникативных
технологий и Интернета в обучении (Е.С. Полат, Е.В., Феоктистова Е. А. и др.).
Для
достижения поставленных целей и задач нами использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение научной литературы
по теме исследования, классификация и систематизация материала.
2) эмпирические: проведение работы по
обучению духовно-нравственных ценностей.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении и уточнении духовно-нравственной информации с
точки зрения их лингводидактической ценности для обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и результат помогу
нам определить, как можно использовать различные способы духовно-нравственного
развития, стоит ли их включать в программу, а также разработать комплексы
упражнений.
Методологической основой для
исследования послужили научные труды
известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, состояние
современного общества в целом и внутреннего мира человека стало объектом
пристального внимания самых разных структур: государства, общественности,
православной церкви, системы образования, поскольку многие явления нашей жизни
свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья
личности.
Самое показательное – это всеобщая
бездуховность и безнравственность общества, причем связанная не только с
реалиями социальной жизни, но, прежде всего, с утратой прежних основ и
ценностей воспитания и образования. Г.Г. Граник так определяет это состояние: «Результаты
современных научных исследований по социологии, философии, психологии
свидетельствуют о критическом состоянии нравственности в обществе и указывают
на обострение взаимоотношений между разными этническими, социальными,
возрастными группами; интолерантность со стороны молодого поколения и общества
в целом к лицам пожилого возраста; отсутствие бытовой культуры, агрессивность
во взаимоотношениях в социуме, между молодежью и старшими в семье; нарушение
норм поведения в общественных местах; жестокое обращение с животными,
варварское отношение к природе; несоблюдение законов».
Поэтому в современном обществе
возрастает роль школы и, в частности учителя, в решении задач духовно-нравственного
развития личности ученика средствами предмета
Проблема духовно-нравственного
воспитания всегда была в центре внимания педагогов и психологов. Так, Л. С.
Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к
окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как
бы смотрящей вперед.
И.С. Кон также обращался к анализу
процесса выработки осознанных моральных принципов у старшеклассников, которые
появляются у личности с развитием абстрактного мышления: «Поскольку ценность и
значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены
групповой принадлежности и т. п., то и в осуществлении их человек начинает
ориентироваться, прежде всего, на собственную совесть».
Таким образом, обучение в школе –
это, прежде всего, формирование нравственной личности. Уроки русского языка
обладают в сравнении с другими дисциплинами наибольшим потенциалом в
духовно-нравственном воспитании, поскольку родной язык служит не только
инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его
развития, но и текстообразующим фактором со всем арсеналом воспитательных
возможностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы приобщения обучающихся к
духовно-нравственным ценностям посредством синтеза искусств 1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания Обращение к истории Государства
Российского позволяет увидеть то, что идеалом нашей Родины всегда были
святость, духовность и любовь к Отечеству.
Чтобы вернуться к истокам
духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно и нравственно здоровая
семья и школа.
Идея «возвращения» заложена в
федеральных нормативных документах «О национальной доктрине образования в
Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России».
А.Д. Дейкина так формулирует цель духовно-нравственного
воспитания: «Формировать мир представлений и убеждений обучающихся с ясно
различимым добром и злом, ясным взглядом на мир, не замутненный алчностью,
завистью, корыстью, конъюнктурой, жестокостью, ложью»[1]. Отсюда вытекает главная
функция духовно-нравственного воспитания – сформировать у подрастающего
поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и
нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать
активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих
поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Основные цели и задачи образования: «…Система
образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную
и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре
других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих
способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного
научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений…»[2].
Под духовно-нравственным развитием
личности понимается последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать
и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу и государству, Отечеству,
миру в целом.
Мы уже упоминали, что в духовном
развитии есть ключевой момент, «особый момент», который имеет характеристики
предопределения, потому что в нем есть как откровение, открытие чего-то
неизвестного, которое, однако, уже присутствовало в нас.
В ситуацию нравственного развития активно вовлекаются интеллект
и эмоции или психика, каждая со своей стороны, но тесно связаны таким образом,
что то, что происходит с одним из них, обязательно повлияет на другого.
Два фактора-интеллект и эмоции
должны влиять на развитие личности, поэтому необходимо, чтобы интеллект
преобладал над эмоциями.
В Концепции духовно-нравственного
воспитания федеральных образовательных стандартов начального образования
государства большое внимание уделяется обучению ребенка и его развитию как
личности не только в процессе учебной деятельности, но и в остальное время.
Содержание направлений
духовно-нравственного воспитания составляет: формирование чувства долга и
ответственности за свою страну и свое поведение; потребность в труде, гуманном
отношении к окружающим; бережное отношение к природе; законопослушность;
формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни;
выработка коммуникативных навыков и навыков культуры общения; формирование
потребности и умений в самопознании и воспитании.
В связи с этим перед современной
школой стоят следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
— помочь учащимся развить не только
интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;
— реализовать интересы и склонности:
выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
— научить пониманию, приемам
деятельности в коллективе;
— бережному и заботливому отношению
к окружающей среде, друг другу;
— создать условия для развития
независимого творческого мышления;
— для удовлетворения духовных
потребностей обучающихся;
— поощрять самовыражение и
уверенность в себе;
— вводить в содержание образования
изучение истории религии народов мира;
— сконцентрировать внимание детей на
содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого
составляют «слово» и «действие».
Но решение проблемы
духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах,
оно не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе.
Оно в создании целостного
воспитательного развивающего пространства, педагогических условиях и духовной
атмосфере школы, которые способствуют духовно-нравственному становлению
школьника, пробуждают в нем желание делать добро: творить и действовать для
блага других людей, своей Родины, для собственного блага.
В духовной атмосфере школы получение
образования сопряжено с достижением высокого уровня нравственной воспитанности
школьников, чему помогают не только и не столько нравственные знания,
информирующие у обучающихся представления о нормах поведениях в обществе, о
последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для
окружающих людей, сколько культурные практики.
Полагаем, что культурные практики
становятся средством духовно-нравственного воспитания современных школьников.
Их использование в школьной практике
обеспечивает формирование способности к нравственной самореализации,
гражданской позиции, развивает мотивационно-волевую сферу, утверждает истинные
жизненные приоритеты, приобщает к моральным нормам и духовным, культурным
ценностям общества[3].
Итак, невозможно создать современную
инновационную экономику, минуя человека, не учитывая особенности его
нравственной самореализации и качества его внутренней жизни.
Вызовы времени и
духовно-нравственный кризис общества требуют более активного, социального
поведения человека, в основе которого культурные ценности, авторитеты, традиции
и нравственные принципы.
Полагаем, что духовно-нравственное
воспитание школьников является одним из ключевых факторов развития страны,
обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей,
политической и экономической стабильности.
Воспитание человека, стремящегося к
нравственной самореализации, формирование свойств духовно развитой личности,
любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее
условие успешного развития России[4].
Современная школа и ее педагоги активно
ищут способы и средства, которые через культуру российского народа могут
оказать влияние на формирование нравственных чувств, нравственного облика,
нравственной позиции, нравственного поведения школьников.
Сегодня духовно-нравственное
воспитание – это длительный и многоаспектный процесс образования на основе
духовности в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом.
Национальные образовательные
ценности людей, которые на протяжении многих лет передавались из поколения в
поколение через культурные, семейные, социальные и исторические традиции, будут
определяющими в учебной программе. Основная цель образования — нравственное и
духовное развитие человека на фоне постоянного обновления и совершенствования
образовательной программы, которая имеет следующие цели:
Помочь ребенку в саморазвитии,
понять себя, встать на ноги. Это способствует развитию личности каждого
ученика, реализации его типа мышления и общих горизонтов.
Обеспечить все условия для
формирования у детей правильного отношения к духовным ценностям и традициям
русского народа.
Способствуя творческому мышлению
ребенка, художественному мышлению, умению самостоятельно определять, что плохо,
а что хорошо, ставить цели и идти к ним, расписывать свои действия, определять
свои основные потребности и желания.
Концепция духовно-нравственного
воспитания определяет набор процессов, которые реализуются:
во время учебы непосредственно в
учебном заведении;
в нерабочее время;
пока я не в школе.
С годами учителя сталкивались со все
новыми задачами и требованиями. При воспитании ребенка важно полагаться на
хорошее, ценное, вечное. Учитель должен сочетать моральные качества, знания,
мудрость-все, что он может передать ученику. Все, что может помочь воспитать
настоящего гражданина. Учитель также помогает раскрыть духовные качества
ребенка, порождает в нем чувство морали, необходимость противостоять злу и учит
его принимать правильное и осознанное решение. Все эти навыки необходимы при
работе с ребенком.
Концепция духовно-нравственного
воспитания в России представляет основные национальные ценности. При их
составлении они основывались прежде всего на морали и тех сферах публики,
которые играют важнейшую роль в образовании. Традиционные источники морали
включают в себя:
Патриотизм включает в себя любовь и уважение
к Родине, служение Родине (духовное, трудовое и военное).
Терпимое отношение к другим и другим
народам: национальная и личная свобода, равенство, доверие к другим. Это также
включает в себя следующие личные качества: доброжелательность, искренность,
достоинство, милосердие, справедливость, чувство долга.
Гражданство-человек как член
гражданского общества, чувство долга перед Родиной, уважение к старикам, их
семье, закон и порядок, свобода выбора религии.
Семья привязанность, любовь,
здоровье, денежная безопасность, уважение к старику, уход за больными и детьми,
размножение новых членов семьи.
Творчество и работа. Чувство
красоты, творчества, настойчивости в компаниях, тяжелой работы, постановки
целей и их достижения.
Наука: изучение новых вещей, открытия,
исследования, приобретение знаний, экологическое понимание мира, составление
научной картины мира.
Религиозные и духовные проявления:
идея веры, религии, духовного состояния общества, выработка религиозного образа
мира.
Литература и искусство: чувство
красоты, сочетание красоты и гармонии, духовный мир человека, мораль, мораль,
смысл жизни, эстетические чувства.
Природа и все, что окружает
человека: жизнь, родина, планета в целом, дикая природа.
Человечество: борьба за мир во всем
мире, объединение большого количества народов и традиций, уважение взглядов и
взглядов друг друга, развитие отношений с другими странами.
Основные ценности, которые описаны в
концепции духовного и нравственного развития и воспитания человека, являются
образцовыми. Школа, разрабатывая свою программу воспитания и развития
школьников, может добавить дополнительные ценности, которые не будут нарушать
заложенные в концепции идеалы и не будут мешать учебному процессу. Учебное
заведение при разработке учебной программы может ориентироваться на
определенные группы национальных ценностей, в зависимости от возраста и
характеристик учащихся, их потребностей, требований родителей, региона
проживания и других факторов.
В этом случае важно, чтобы ученик
получал полную картину национальных ценностей, мог воспринимать и принимать
нравственную и духовную культуру русского народа в полном разнообразии.
Национальные системы ценностей помогают воссоздать пространство смысла для
личностного развития. В таком пространстве исчезают барьеры между определенными
предметами: между школой и семьей, школой и общественной сферой. Создание
единого образовательного пространства для учащихся младших классов
осуществляется с помощью различных конкретных программ и подпрограмм.
При создании учебной программы
специалисты рекомендуют использовать концепцию духовно-нравственного воспитания
гражданина России. Весь документ был составлен в соответствии с Конституцией
страны и законом «Об образовании».
Эксперты отмечают, что важно
проводить образовательную деятельность через комплекс процедур. Они должны
происходить как во время занятий в классе, так и вовремя вне школы. Школа не
должна оказывать такое влияние только своими усилиями, учителя должны тесно
общаться с семьей ребенка и учителями государственных учреждений, в которых он
также занимается.
Традиционно во время урока учитель
обязан заниматься не только учебно-воспитательной деятельностью, но и
воспитательным эффектом. Такое же правило устанавливается и в понятии. Обучение
будет включать задачу образования при преподавании предметов на основном и
дополнительном уровнях.
Дисциплины, связанные с гуманитарной
и эстетической сферой, наиболее подходят для развития духовных и нравственных
качеств. Но образовательная деятельность может распространиться и на другие
предметы. При выполнении занятий вы можете использовать следующие методы:
Дать детям примеры великих
произведений искусства и предметов искусства;
Описать героические события из
истории государства и других стран;
Включить детей с интересными
выдержками из документальных и художественных фильмов, которые учат фрагменты
мультфильмов;
Изобретать специальные ролевые игры;
Реализовывать общение через
дискуссии и дискуссии с разных точек зрения;
Создавать сложные ситуации, из
которых ребенок должен найти самостоятельный выход;
Решить специально подобранные задачи
на практике.
К каждому школьному предмету можно
применить те или иные формы реализации образовательной деятельности. Все они
помогают учителю развивать в ребенке нравственность и развивать духовные
качества.
План привития ребенку основных
культурных и моральных ценностей будет включать проведение внеклассных
образовательных работ. К ним относятся:
праздник в школе или в семейном кругу;
общая творческая деятельность;
правильно составленные интерактивные
поиски;
образовательные телевизионные
программы;
интересные конкурсы;
формальные споры
Внеурочная работа также предполагает
использование различных организаций дополнительного образования. К ним
относятся:
кружки
образовательные клубы для детей;
Спортивные секции.
Основным активным элементом
внеклассных мероприятий является культурная практика. Он включает в себя идею
культурного мероприятия с активным участием в нем ребенка. Такое мероприятие
помогает расширить кругозор ребенка, дать ему жизненный опыт, и умение
творчески взаимодействовать с культурой.
Духовно-нравственное воспитание
ребенка в рамках программы GEF включает социальную практику. Важно проводить
такие мероприятия, чтобы дети могли участвовать в решении важных социальных и
социальных проблем. Это поможет развить активную социальную позицию студента,
компетентность. Ребенок приобретет опыт, который важен для каждого гражданина.
При воспитании ребенка вне школы
важно выполнять следующие действия:
экологические и трудовые процедуры;
экскурсии и путешествия;
благотворительные и социальные
действия;
Основой для развития
духовно-нравственных качеств ученика является семья, школа только помогает
значительно укрепить этот процесс. Очень важно, используя принцип
сотрудничества и взаимодействия, установить тесный контакт между семьей
студента и учебным заведением. Для этого лучше проводить праздники всей семьей,
выполнять творческие задания, во время которых ученик получит помощь от
родителей, и включать родителей ребенка во внеклассные мероприятия.
Также важно уделять пристальное
внимание качеству образования ребенка семьей, чтобы помочь родителям получить
духовное и моральное образование. Для этого лучше проводить специальные лекции,
дискуссии и семинары для родителей ребенка.
Эта область концепции
духовно-нравственного воспитания личности гражданина России важна для
ознакомления ребенка с историческими и культурными порядками религии страны.
Важно, чтобы школьники знали исторические и культурные традиции, ценности не
только своего народа, но и других мировых религий. Важно выстроить у ребенка
терпимое отношение к другим народам и убеждениям. Такие процедуры могут быть
выполнены:
преподавание гуманитарных наук;
дополнения к образовательной
программе индивидуальных выборных или курсов с религиозными фондами;
Создание религиозных групп и секций.
Учителям также лучше
взаимодействовать с религиозными организациями, которые будут составлять работу
воскресных школ и проводить просветительскую деятельность.
Значение понятия
духовно-нравственного воспитания личности не следует недооценивать. Если в
школе нет всех важных мероприятий, ученик может находиться под негативным
влиянием семьи, неформальных молодежных групп или открытого пространства в
Интернете. Очень важно правильно продвигать формирование гражданина и патриота,
так как это повлияет на будущее общества и всей страны. [1] Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках
русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с. – С. 13. [2] Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г.
№ 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Бюллетень
Министерства образования РФ. 2000. № 11. [3] Костакова И.В., Григорьева С. С. Взаимосвязь
самореализации и духовно-нравственного потенциала личности // Вектор науки ТГУ.
2013. № 4. С. 114–117. [4] Крылова Н. Б. Развитие культурологического
подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении:
история и современность: сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.