Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Педагогические условия организации театрализованных игр в ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждение 6
1.1. Содержание театрализованной деятельности, методы и приёмы её развития у дошкольников 6
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности в ДОУ 14
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию театрализованной деятельности у детей 5-6 лет 20
2.1. Цели и задачи проведения опытно-педагогической работы по развитию театрализованной деятельности у детей 5-6 лет 20
2.2. Анализ результатов опытно-педагогической работы по развитию театрализованной деятельности у детей 5-6 лет 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 44
Введение:
Развитие личности ребенка дошкольного возраста, его социализация происходит в процессе общения с окружающими людьми, совместного труда или игры. В отечественной психологии игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей-дошкольников. В игре заключается большой образовательный и воспитательный потенциал, обеспечивающий развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи ребенка. Разновидностью игры является театрализованная деятельность, включающая литературный текст и звучащее слово, пластику и действия ребенка, костюм и изобразительное пространство площадки-сцены. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств и оказывает непосредственное эмоциональное воздействие.
Педагоги обращаются к театрализованной деятельности для развития творческого потенциала детей, например, в ходе подготовки концертных номеров или к детскому празднику, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее. По мнению Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, связанные с познавательным, речевым и художественно-эстетическим развитием ребенка; она является неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы, средством приобщения к отечественной, мировой культуре и общечеловеческим ценностям; занятия театрализованной деятельностью выполняют психотерапевтическую функцию.
Игра и театрализованная деятельность являются уникальным средством развития способностей детей. Решение задач, направленных на развитие способностей детей, может быть реализовано путем использования различных методов и приемов театральной педагогики, их комбинаций в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Отметим, что преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют новые требования к подготовке детей к школе, к формированию познавательных процессов, развитию речи, навыков общения, произвольной регуляции поведения и др. (Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.).
Однако на практике существует противоречие: с одной стороны, театрализованная деятельность, разнообразные методы и приемы театральной педагогики достаточно широко используется как средство обучения, а с другой стороны, организация театрализованной деятельности в ДОУ требует дополнительного изучения.
Существует проблема поиска эффективных условий работы с детьми дошкольного возраста, условий организации театрализованной деятельности детей в условиях ДОУ.
В связи с этим сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия организации театрализованных игр в ДОУ».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы организации театрализованной деятельности в ДОУ, разработать и апробировать на практике рабочую учебную программу «Играем в театр», сделать выводы.
Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности детей в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия организации театрализованной деятельности детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «театрализованная деятельность», описать её содержание, методы и приёмы;
2) разработать программу «Играем в театр» для детей дошкольного возраста, апробировать ее на практике, обобщить результаты.
Методологическая основа исследования: основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные теоретические положения о природе игровой деятельности (Г. Спенсер, Н.М. Подъяков, С.А. Шмаков и др.); основные положения методики музыкального и художественного воспитания о развитии личности учащихся (Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньковская, А.Е. Шибицкая, Л.С. Фурмина, Л.М. Шипицына и др.); основные положения психолого-педагогической диагностики в музыкальной и художественной деятельности (В.П. Анисимов, Н.В. Рождественская и др.); основные положения теории и методики проведения научно-педагогических исследований (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, реферирование и цитирование литературы, опытная работа, наблюдение, беседа, сравнение, методы математической и статистической обработки данных, обобщение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждение
1.1. Содержание театрализованной деятельности, методы и приёмы её развития у дошкольников
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности предоставляет богатейшие возможности для становления личности ребёнка. Театральная деятельность – путь его приобщения к общечеловеческой культуре, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе. Атмосфера межличностного общения на занятиях в театральных коллективах побуждает детей к размышлениям об искусстве и жизни [61, с. 77].
На сегодняшний день занятия театральной деятельностью продолжают оставаться востребованными современным подрастающим поколением, потому что они раскрывают и развивают детские таланты, учат преодолевать внутреннее стеснение. В детском театре актёр и зритель находятся на равных. Дети в театре всё делают от души – создают образы, глубоко искреннее доносят до зрителя эмоциональные переживания. Каждый ребёнок хочет показать себя, несмотря на особенности внешности, возможные дефекты речи, отсутствие ярко выраженных способностей к сценической игре. Театр превращает детей в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актёра. Соприкосновение детей с театром является полным подтверждением следующего важного высказывания Л.Н. Толстого об искусстве, которое «есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» [32, с. 6].
Детский театр, в первую очередь, развивает самих его участников, раскрывает их способности тоньше и глубже мыслить, обогащает духовный