Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Педагогические условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни (7 лет)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические особенности обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни 7

1.1. Особенности математического развития в старшем дошкольном возрасте 7

1.2. Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач 13

1.3. Этапы в обучении решению арифметических задач детей седьмого года жизни 18

1.4. Психолого-педагогические условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни 22

Выводы по 1 главе 29

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению решению арифметических задач детей седьмого года жизни 31

2.1 Выявление особенностей сформированности навыков решения арифметических задач у детей седьмого года жизни 31

2.2 Программа психолого-педагогических мероприятий по обучению решения арифметических задач детей седьмого года жизни 35

2.3 Динамика процесса сформированности навыков решения арифметических задач у седьмого года жизни 39

Выводы по 2 главе 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

ПРИЛОЖЕНИЯ 52

  

Введение:

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является развитие математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста своевременна и актуальна.

Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе. Математическое развитие является одним из компонентов развития целостной картины мира ребенка.

Анализируя различные исследования в областях психологии и педагогики (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) можно сделать вывод о том, что благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские другие компоненты общих способностей. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова показано как задатки индивида становятся способностями в процессе обучения.

У детей старшего дошкольного возраста преобладает интерес к счету, числу, продолжает формироваться умение воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам; дети продолжают осваивать приемы наложения и приложения; осмысливать сущность взаимно-однозначного соответствия двух множеств объектов (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.).

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задач и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Полностью соответствовать своей роли арифметические задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи.

Поэтому на сегодняшний день вопрос обучения детей решению арифметических задач актуален как в свете подготовки к школе, так и в плане их математического развития. Основы знаний, которые будут столь необходимы ребенку в школе, закладываются еще в дошкольном возрасте. Не случайно во всех комплексных программах для детей дошкольного возраста, в разделе «Развития математических представлений», имеются программные задачи по обучению решения арифметических задач.

Математика является одной из достаточно сложных дисциплин, которые могут вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Тем более не стоит забывать, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе просто необходимо познакомить ребенка с методом моделирования, способствующим развитию логического мышления и обучению решению арифметических задач.

Изучением проблемы математического развития занимались многие педагоги и психологи, среди них: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, А. М. Леушина и др. Вопросами обучения дошкольников арифметических задач занимались такие педагоги как: А.М. Леушина, В.В. Данилова, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.А. Тарханова, Р.Л. Березина, и многие другие.

Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни, Л.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и другие, говорят о некоторых трудностях формирования математических представлений у детей.

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов процесса обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни. Именно поэтому темой выпускной квалификационной работы было избрано «Педагогические условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни».

Объект исследования – процесс обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни.

Предмет исследования – педагогические условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни.

Гипотеза исследования – обучение составлению и решению арифметических задач детей 6-7 года жизни будет проходить эффективно при следующих условиях:

— подборе видов и содержания арифметических задач с учетом практического опыта детей старшего дошкольного возраста;

— создании системы специально организованной деятельности по обучению решению арифметических задач детьми.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности математического развития в старшем дошкольном возрасте.

2. Изучить понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач и этапы в обучении их решению детей седьмого года жизни.

3. Раскрыть психолого-педагогические условия обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни.

4. Разработать мероприятия по обучению решения арифметических задач детей седьмого года жизни .

5. Выявить динамику уровня умений составлять и решать арифметические задачи детьми 6-7 лет.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Теоретическая основа исследования. В основу разработки основных вопросов выпускной квалификационной работы включены труды таких известных ученых, как М. Монтессори, А. М. Леушина, Л. В. Глаголева, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, которые занимались проблемами математического развития детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: заключается в систематизации и обобщении методических материалов, представляющие практическую ценность для педагогических работников в группах детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения старших дошкольников решению арифметических задач.

База исследования: исследование проводилось в ДОУ № 12 г. Казани.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Математическое представление понимается как первичное представление об объектах мира; о свойствах и отношениях объектов мира; означает представление о форме; цвете; размере; материале; звуке; ритме; темпе; количестве; части и целого; пространство и время; движение и покой; причины и следствия и т.д. В части математического развития детей для примерных основных образовательных программ дошкольной образовательной организации характерно следующее: направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре; обучение детей непосредственно строится на основе включения активных методов и форм и реализуется как на специально организованных занятиях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми; используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося. Современные технологии определяются как проблемно-игровые; важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащённой предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы); проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.

Математическая задача является одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов. Первый этап – подготовительный. Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях. Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания – задача третьего этапа. На этом этапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера. На четвертом этапе работы над задачами детей учат приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы. На завершающем этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике — включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена исследовательская, работав с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента по второй задаче показали, что высокий уровень составляет 14 % детей, которые показали осознание структуры задачи (условия, вопрос, из чего он состоит), чем она отличается от рассказа и от загадки и самостоятельно умения ее решать (алгоритм последовательности действий: речевых, практических) с употреблением в речи конкретных основных математических понятий и основных арифметических действий; средний уровень составил довольно высокий процент представлений и умений детей – 52 %, это дети которые осознают структурные компоненты арифметической задачи, также показывают основное отличие ее от рассказа и загадки, но иногда путают вопрос в загадке и задаче; пытаются самостоятельно составить и решит задачу, иногда проявляются неточности в формулировке вопроса задачи и путают, иногда, математические наглядные знаки; низкий уровень развития составил 34% от общего количества детей, это небольшой процент, но который нацеливает взрослых на систему работы по развитию представлений о четкой структуре задачи, а ее отличии загадок, рассказов, стихотворений; о научении детей различным способам составления и решения с учетом опыта действий с предметами окружающей действительности и самих взаимодействий предметов в данной среде.

На основе полученных данных была разработана программа психолого-педагогических мероприятий по обучению решения арифметических задач детей седьмого года жизни. Программа ориентирована на решение следующих задач: познакомить детей со структурой текстовой задачи; упражнять в счете в пределах 10 и учить пользоваться цифрами и знаками, а также учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; познакомить детей со знаками «+», «–», «˃», «˂», «=» и упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу. При проведении нами системы занятий нами были использованы следующие методы: метод распознание текстовой задачи среди других видов текстов; метод формулировки текста рассказа по картинке или предметной модели; метод изменения структуры построения текста в задаче; метод преобразования вопроса в задаче и ее наглядное сопровождение; метод проверки правильности выполненного действия; метод анализа ситуации в задаче.

В результате проведенной экспериментальной работы, которая заключалась в применении системы специальной организованной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста составлять и решать арифметические задачи и использования наглядно-практических методов, способов и средств, получили следующие средние данные: высокий уровень:39%, средний уровень 61%. Низкий уровень на контрольном этапе выявлен не был.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза о том, использование разнообразных методических приемов, таких как вещественное и условно-схематическое моделирование ситуации, беседа по содержанию задачи, повышает уровень сформированности умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста подтверждена.

В заключение следует предложить некоторые общие требования и рекомендации для педагогов дошкольных организаций:

1. При формировании умения решать арифметические следует использовать различные задачи, отражающие знакомые детям жизненные ситуации.

2. При анализе задачи обсуждать различные вопросы по условию и требованию.

3. Вести работу от действий с конкретными предметами (вещественное моделирование) к работе со схемами (условно-схематическое моделирование), а затем с числами и выражениями (знаковая модель).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические особенности обучения решению арифметических задач детей седьмого года жизни

1.1. Особенности математического развития в старшем дошкольном возрасте

Само понятие «математическое развитие» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно предполагает связь между собой представлений о пространстве, форме, величине, количестве, времени, указывая при этом на их свойства и отношения, которые являются одними из основных для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий [40].

Исходя из исследований Е. И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников понимается сдвиг и изменение в познавательной деятельности личности, которые формируются в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций [41]. Под этим понимается, что математическое развитие дошкольников представляет собой качественные изменения в формах их познавательной активности, которыми ребёнок овладевает в результате освоения элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Е.И. Щербакова выделила следующие задачи по формированию элементарных математических знаний и дальнейшего математического развития воспитанников дошкольных учреждений, а именно:

— формирование обширной начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей воспитанников дошкольного учреждения действительности;

— приобретение знаний детьми о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени являющихся основными для математического развития;

— овладение математическими понятиями;

— формирование умений и навыков в счёте, а также в вычислении, измерении, моделировании, общеучебных умений;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы