Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Педагогическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения с детьми с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОНР.. 6
1.1. Характеристика общего
недоразвития речи: определение, уровни, признаки 6
1.2. Особенности нарушений звукопроизношения
при общем недоразвитии речи 9
1.3.
Анализ опыта педагогической работы по коррекции нарушений звукопроизношения с
детьми с ОНР……………………………………………………………………………………… 15
2 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОНР…………………………………………………………………………………………………….. 22
2.1
Эмпирическое исследование состояния звукопроизношения старших дошкольников с
ОНР………………………………………………………………………………………………….. 22
2.2
Содержание педагогической деятельности по коррекции звукопроизношения детей с
ОНР…………………………………………………………………………………………………….. 24
2.3
Рекомендации педагогам по работе с
детьми с ОНР……………………………… 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 42
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. 44
Введение:
Актуальность. Проблема
роста количества детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), реализация
системного подхода при анализе структуры речевого дефекта – все это требует
подключения в ходе реализации коррекционного процесса команды специалистов.
Особую актуальность, в связи с чем, приобретает интеграционный подход к
построению обследования, логопедической работы у данной категории детей с целью
повышения эффективности коррекционного процесса в целом.
Особенности
проявления ОНР (общим недоразвитием речи) достаточно содержательно раскрыты в
научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, С. А.
Мироновой, С. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др., но поиск оптимальных путей
организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное
устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной
проблемой для современной педагогики. Несвоевременная коррекция ОНР в
дошкольном возрасте может привести к нарушениям письменной речи в периоде
школьного обучения, а также к различным нарушениям вторичного порядка,
проявляющихся в специфических особенностях высших психических процессов,
эмоциональноволевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.
Изучение проблем детей с ОНР стало
предметом рассмотрения в работах Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Е.М.
Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ф.Спировой и др.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых
методов коррекционной работы. Методике преодоления
речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т.
Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и,
конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной,
Л.С. Волковой.
Вместе с тем, анализ
показывает сохраняющуюся актуальность проблематики. С каждым годом не только
увеличивается число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, но и
растет разнообразие нарушений звукопроизношения, недоразвития фонематического
слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и
грамматического строя речи. При нормальном слухе и интеллекте у детей
задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики,
грамматики. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены
наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов –
восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и
эмоционально-волевой сферы. Данные факторы актуализируют необходимость
грамотной организации коррекционной работы по преодолению ОНР при
взаимодействии логопеда и воспитателя с детьми дошкольного возраста и
определяют проблему исследования как противоречие между: необходимостью
организации целенаправленной деятельности воспитателей с детьми с ОНР по
коррекции звукопроизношения и недостаточной разработанностью дидактических
условий организации педагогической работы в ДОУ. Что предопределило выбор темы ВКР: Педагогическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения с детьми с
ОНР.
Цель:
разработать и апробировать содержание и методику педагогической работы по
коррекции нарушений звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Объект:
организация коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Предмет:
Содержание педагогической работы по коррекции звукопроизношения у детей ОНР в
ДОУ.
Проблема, цель и гипотеза
исследования обусловили решение следующих задач:
1.
Рассмотреть характеристику уровней общего недоразвития речи.
2.
Проанализировать особенности нарушений звукопроизношения при ОНР и основы организации
коррекционной работы.
3. Разработать
содержание и методику педагогической
работы с детьми с ОНР.
4.
Экспериментально проверить эффективность дидактических условий при организации
педагогической работы по формированию правильного
звукопроизношения у детей с ОНР.
Теоретико-методологической
базой исследования являлись:
1. онтогенетическая
теория развития речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, В. И. Бельтюков и др.);
2. теория
психолого-педагогической характеристики ОНР (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)
Методы исследования: Для решения поставленных в исследовании задач были использованы
следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью логопедов,
воспитателей, воспитанников, методы опроса (анкетирование и беседы с
логопедами, воспитателями, воспитанниками и их родителями), моделирование,
педагогический эксперимент.
В нашем исследовании приняли
участие 12 детей, из них 6 с нормой речевого развития и 6 с ОНР.
ВКР состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Теоретический анализ позволил выделить два
основных подхода к классификации общего недоразвития речи у детей дошкольников.
Первый подход − психолого-педагогический. Второй подход − клинический. Дети с
ОНР характеризуются: неустойчивостью внимания, снижением объёма, ограниченными
возможностями его распределения; нарушением восприятия; снижением вербальной
памяти и продуктивности запоминания; низким уровнем развития воображения;
отставанием в развитии словесно-логического мышления; нарушением мелкой, общей,
мимической, артикуляционной моторики; эмоционально-волевой незрелостью; низкой
познавательной активностью; недостаточной регуляцией произвольной деятельности;
трудностями в общении.
В практической
части было проведено исследование звукопроизношение у детей с ОНР. Методология
исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала в себя:
изучение правильного произношения; изучение фонематического восприятия и
дифференциации звуков речи. Проведенная работа позволила выявить и сравнить
симптомы нарушений фонематических функций и двигательной подвижности у
дошкольников с нарушением звукопроизношения и нормальным развитием речи. Анализ
экспериментальных данных позволяет утверждать, что для детей характерны
нарушения дифференциации звуков, трудности в звуковом анализе слова, отсутствие
формирования фонематического синтеза.
Нами была
проведена логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Целью этой программы является: коррекция звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста. Достижение цели включает решение следующих задач:
—
совершенствование новых навыков в области речевой деятельности;
—
совершенствование опыта, устранение стереотипов общения; развитие интереса к
речевой деятельности;
— развитие
способности адекватно и полно воспринимать и оценивать свою деятельность и
деятельность других.
На основании
проведенной работы по проведению логопедических тренингов с целью коррекции
звукопроизношения у дошкольников можно говорить об эффективности подобранной
формы работы. У детей наблюдается положительная динамика в состоянии
звукопроизношения. Продолжая работу по предлагаемому плану можно значительно
улучшить речевые показатели детей.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза
доказана.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОНР 1.1 Характеристика
общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки Понятие «общее
недоразвитие речи» было сформулировано Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня
ОНР. В качестве ключевых классификационных признаков выступают психологические
и лингвистические признаки, такие как грамматика, фонетическая сторона речи,
активный и пассивный словарный запас, соотношение устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая
классификация речевых нарушений включает в себя две группы расстройств:
· связанные с
нарушением формирования коммуникативных навыков,
· связанные с
дефектами при их использовании в речи.
I. Расстройства, связанные с нарушениями
формирования коммуникативных средств. Классификация речевых нарушений у детей
дошкольного возраста включает в себя:
1. ФФНР
(Фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Оно включает в себя дефекты
фонетической стороны речи, связанные с нарушением восприятия и воспроизведения
фонем.
2. ОНР. Данное
речевое нарушение обуславливается дефектами формирования всех речевых аспектов.
Для ОНР характерны: аграмматизмы, маленький объём словаря, наращение
формирования речи в онтогенезе и нарушения звукопроизношения и просодики [8].
II. Расстройства речи при
использовании коммуникативных средств. Заикание является одним из видов,
относящейся к этой группе нарушений. Оно характеризуется как расстройство
коммуникативных функций. Также,