Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Клиническая психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Патопсихологическая диагностика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические аспекты проведения патопсихологической диагностики у детей с интеллектуальными нарушениями 7

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 7

1.2 Особенности проведения патопсихологической диагностики 13

2. Результаты патопсихологической диагностики когнитивных процессов при нарушении интеллекта 20

2.1 Организация, методы и содержание диагностики особенностей развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 20

2.2 Описание результатов диагностики 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что практика использования патопсихологической диагностики является особенно востребованной в отношении начальных проявлений нервно-психических расстройств, а также нарушений психической деятельности, связанных с формированием и развитием соматических заболеваний. Начальные проявления нарушений психической деятельности могут не диагностироваться инструментальными методами исследования, в то время как методики патопсихологической диагностики позволяют выявлять те или иные психические нарушения.

Патопсихологическая диагностика позволяет не только определить нарушения когнитивных, личностных, поведенческих и коммуникационных проблем, но и определить основные направления коррекции, составить прогноз.

Степень научной разработанности. Процедура диагностико-коррекционной деятельности сложна, объемна, ответственна и недостаточно разработана, несмотря на то, что впервые была предложена Л. С. Выготским в виде схемы педагогического исследования в применении к детям с когнитивными нарушениями [2]. На основе этой схемы, многими патопсихологами были разработаны экспериментально-психологические подходы в диагностике развития личности: Н.Л. Белопольская, В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков, Т.Г. Визель, В.А. Жмуров, Н.В. Зверева, О.Ю. Казьмина, Е.Г. Каримулина.

Активного развития патопсихологическая диагностика приобрела лишь последние десятилетия, и это связно со следующими факторами:

— во-первых, с каждым годом увеличивается количество детей с различными интеллектуальными нарушениями,

— во-вторых, нарушение интеллекта сказывается на всем развитии ребенка: нарушение когнитивных процессов, моторной активности, эмоционально-поведенческой сфере,

— в-третьих, патопсихологическая диагностика направлена на выявление потенциально сильных сторон ребенка, которые могут стать подспорьем в коррекционных занятиях.

Поэтому возникает насущная потребность в разработке и расширении ее диагностического инструментария.

Объект исследования — основы патопсихологической диагностики когнитивных процессов при нарушении интеллекта.

Предмет исследования — патопсихологическая диагностика нарушений когнитивных процессов.

Цель исследования — обосновать эффективность патопсихологической диагностики когнитивных процессов при нарушении интеллекта.

Гипотеза: Предлагаемые нами методики для проведения патопсихологической диагностики помогут определить пути и направления для проведения дальнейшей коррекционной работы.

Задачи исследования:

1. изучить основные подходы к патопсихологии,

2. определить методы, средства и этапы для проведения патопсихологической диагностики,

3. обосновать необходимость проведения патопсихологической диагностики когнитивных процессов при нарушении интеллекта,

4. определить пути и направления для проведения дальнейшей коррекционной работы.

База исследования: детская поликлиника №3 г. Анапы.

Характеристика контингента исследования: 5 детей 7-8 летнего возраста (младшие школьники).

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

1. Теоретические:

• анализ отечественных и зарубежных исследований по патопсихологической диагностике;

• аналитический обзор работ по нарушениям познавательных функций младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

• обобщение и сравнительный анализ полученной информации;

• вычленение значимых для данной работы факторов и синтез на их основе теоретической базы научного исследования;

• создание перспективной программы исследования по коррекции познавательных функций младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Эмпирические:

• предварительные (беседа, наблюдение и изучение документации);

• эксперимент (патопсихологическая диагностика);

• изучение продуктов деятельности ребенка.

3. Методы обработки результатов исследования:

1. количественный и качественный анализ результатов экспериментов;

2. регистрация, шкалирование и ранжирование результатов;

3. определение усредненных показателей результатов;

4. формирование статистических таблиц и графиков;

Практическая значимость заключается в том, что предложенные методики для проведения патопсихологиеской диагностики, полученные результаты и практические рекомендации могут быть полезны психологами специальных коррекционных образовательных учреждений в коррекции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Аттестационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, библиографического списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Патопсихологическая диагностика проводится с помощью стандартизированных опросников, специализированных тестов (например, разложить предложенную стопку карточек в соответствии с заданием или показать цифры в определенной последовательности), проективных методик (например, ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или продолжить сказку).

По окончании диагностики специалист составляет прогноз и определяет пути и направления для проведения дальнейшей коррекционной работы.

На основе полученных данных психолог может прийти к следующим выводам:

— есть ли у ребенка нарушения психической деятельности, или его проблемы связаны только с недостатками микросоциальной ситуации развития;

— кем и на каком уровне может быть проведена коррекция нарушений развития ребенка (достаточно изменения воспитательного подхода; возможно изменение места формы обучения; необходима консультация специалистов другого профиля: педиатра, логопеда; необходимы и возможны психокоррекционные и психотренинговые варианты коррекции).

В практичнской главе представлена организация, методики и результаты исследования познавательных функций младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Для исследования познавательных функций младших школьников с интеллектуальной недостаточностью были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов).

С помощью данной методики проводилась оценка уровня восприятия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В целом, дети показали низкие результаты по развитию восприятия. Дети видели какую-то часть предмета — не видя целостности, то есть, восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью — фрагментарное, хаотичное, им очень сложно выделить отдельных предмет (объект) из общего фона картинок.

2. Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная).

С помощью данной методики проводилась оценка уровня развития мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В целом, дети показали низкие результаты по развитию образно-логического мышления.

Элементарные образные представления об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальными нарушениями — не сформированы, нарушены логические связи и отношения между объектами окружающего мира, дети не умеют рассуждать логически, не могут грамматические верно и правильно выражать свои мысли. Таким образом, давая оценку развития развитию образно-логическому мышлению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить его несформированность: дети не могут сопоставить два предмета, найти между ними логическую связь и не связность их между собой. Дети не могут выражать, обосновывать свою точку зрения.

3. Методика «Разрезные картинки» (модифицированный вариант)

С помощью данной методики проводилась оценка уровня наглядно-действенного и образного мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ данных является основанием для следующих выводов: все дети понимают задачи и действуют адекватно, показывая низкий уровень выполнения задания. Во время выполнения теста они использовали метод зрительного соотношения; метод проб и ошибок младшие школьники использовали во время выполнения усложненных задач, то есть при увеличении количества разрезов (картинки из 5-6 частей); дети быстро отвлекались на бесцельную манипуляцию с частями рисунков, выполняли лишь примитивное задание на синтез картинки из двух частей. Для других задач они нуждались в помощи взрослого в большей или в меньшей степени.

4. Доски «Сегена»

С помощью данной методики проводилась диагностика наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности ребенка к осмыслению новых способов действия.

При выполнении данной методики младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью в целом показали низкие результаты.

Самой простой для выполнения стала первая доска, на которой были размещены только две самые простые геометрические фигуры: круг и квадрат. Дети в целом поняли цель, но действовали хаотически с помощью проб. Однако, дети смогли назвать фигуры правильно. Вторая доска, на которой были расположены овал, ромб и треугольник, оказались по выполнению сложнее. Дети перебирали фигуры, пытались подбирать по несколько раз. Для выполнения задания требовалась помощь. Дети не смогли назвать фигуры. Третья доска, оказалась для младших школьников вообще не выполнима. Дети даже с помощью не смогли правильно разместить геометрическую фигуру в «окошко». Не смогли назвать фигуры. Во всех случаях выполнения задания наблюдалась моторная неловкость.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты проведения патопсихологической диагностики у детей с интеллектуальными нарушениями

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью

Патопсихологическая диагностика нарушений психической деятельности заключается прежде всего в квалификации патопсихологических синдромов, патогномоничных для тех или иных нервно-психических заболеваний.

В начале ХХ в. были заложены основы современной отечественной олигофренопедагогики. Эти первичные очаги педагогической науки и практики осуществляли изучение вопросов нервно-психической гигиены детства; изучение всех категорий дефективных детей; предоставляли врачебно-педагогическую консультацию педагогам специальных учреждений образования; разрабатывали систему методов и форм обучения и воспитания аномальных детей; проводили постоянную подготовку кадров дефектологов и педологов» [24, с. 163].

С созданием в 1925 году экспериментального дефектологического института во главе с Л.С. Выготским начинается новый этап развития и коррекционной педагогики и социальной психологии, что стало началом классических научных исследований в различных отраслях специальной педагогики. Л.С. Выготский основным дефектом при умственной отсталости называет неспособность овладения собственным поведением. Ученый усматривал сущность умственной отсталости в нарушении системного взаимодействия между интеллектуальной и аффективной сферами [10].

Фундаментальным и определяющим является положение Л.С. Выготского о сложном строении дефекта. Нарушение нервной деятельности обуславливает появление первичных отклонений на стадии развития. Вторичный дефект (недостаточность высших психических функций) возникает из-за неблагоприятных социальных условий. Определяющим для нашего исследования является положение Льва Семеновича о том, что организация соответствующих специальных условий воспитания предотвращает вторичные отклонения.

Ученый устанавливает закономерность: чем раньше будет установлен диагноз и оказана специальная помощь, тем лучше будет динамика развития (Л.С. Выготский) [10].

Оптимистично звучит тезис Л.С. Выготского о том, что дефект нельзя воспринимать исключительно с отрицательной стороны, только как недостаток. Некий недостаток, считает ученый, вызывает в организме силы, направленные на ее преодоление. Эти силы иногда обеспечивают не только компенсацию, но и сверхкомпенсацию дефекта.

Обобщая фундаментальные наработки медицинских, психолого-педагогических наук можно прийти к выводу, что на современном этапе можно выделить пять подходов [28 с. 16-19] относительно умственной отсталости:

Медицинский подход. Понимание умственной отсталости не как болезни, а как особого состояния, возникающего у ребенка в результате нарушения определенных систем организма (В. Антонова, А. Балыкина, А. Бернштейна, В. Бехтерева, В. Кащенко, П. Кащенко, П. Ковалевского, А. Кожевникова, С. Корсакова, И. Мержеевского, В. Сербского)

Дефектологический подход исследования аномального развития ребенка с последующей разработкой технологий обучения и воспитания при различных патологиях развития. Основа этого подхода ‒ это идея полезности человека, согласно которой воспитательные влияния были направлены на воспитание активного и социально полезного члена общества (П. Блонский, Л. Выготский, Л. Занков, В. Кащенко, Б. Коваленко, К. Лебединский, А. Лурия, А. Мещерякова, Н. Морозова, Л. Нейман, Н. Никашина, Л. Новикова, М. Певзнер, О. Рау, Н. Рау, Ф. Рау, В. Селихова, И. Соколянский, Д. Фельдберг).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы