Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Пальчиковая игра как способ развития связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава I.
Теоретические аспекты использования пальчиковых игр как способа развития
связной диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. 9
1.1.
Диалогическая речь как форма связной речи. 9
1.2.
Особенности и условия развития связной диалогической речи в среднем дошкольном
возрасте. 15
1.3. Влияние
пальчиковых игр на развитие связной диалогической речи детей среднего
дошкольного возраста. 23
Выводы по
глава I 29
Глава II.
Организация экспериментальной работы по использованию пальчиковых игр как
способа развития связной диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста. 31
2.1.
Описание условий проведения опытно-экспериментальной работы по развитию
связной диалогической речи в средней группе
детского сада. 31
2.2.
Выявление уровней развития связной диалогической речи у детей среднего
дошкольного возраста. 33
2.3.
Содержание работы развития связной диалогической речи у детей среднего
дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 43
2.4.
Динамика развития и определение эффективности результатов проведенной с
помощью пальчиковых игр работы по развитию связной диалогической речи  50
Выводы по
главе II 57
Заключение. 59
Список
литературы.. 61
Приложения. 67

  

Введение:

 

Важность диалога, как формы общения детей, неоспорима. Именно
диалогическое общение оказывает существенное влияние как на их социальное, так
и на общее развитие, поскольку диалог сам по себе имеет сложную природу [51, с.
21]. Диалогическое общение формируется не только в связи с желанием детей
разговаривать друг с другом, но является частью сложной системы коммуникативно-деятельностного
взаимодействия, основывающегося на потребностях совместной предметной и игровой
деятельности [9, с. 12].

В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования выделена образовательная область «речевое развитие». Приоритетной
задачей является развитие связной, грамматически правильной диалогической речи
у детей [49, с. 8].

В среднем дошкольном возрасте у детей возникает потребность
эмоционально делиться своими впечатлениями, собственным мнением. Они с
удовольствием делятся своими переживаниями, рассказывая о своих новых друзьях,
о моментах встречи с природой, о своих любимых играх. Конечно, у них еще не
хватает терпения выслушивать собеседника до конца, поэтому часто дети в
разговоре начинают перебивать друг друга. Вступая в беседу со сверстником, им
приходится приобретать представление о равноправии в общении; они учатся
говорить более связно, понятно, учатся задавать вопросы, рассуждать, отвечать
на них. Процесс освоения связного диалогического общения с ровесниками
невозможно представить без поддержки взрослого. Для того чтобы дошкольники
имели возможность обстоятельно беседовать друг с другом, нужны определенные
условия.

В настоящий момент одной из актуальных проблем является общение
детей со своими ровесниками, когда реальное общение почти вытеснено
виртуальным, а гаджеты оказывают разрушающее воздействие на ещё не сложившуюся
нервную систему детей. Человеку в общении нужен человек, человек не может
прожить без общения с людьми. Собственно, в ходе общения ребёнок познает жизнь,
обретает общественный навык. Дошкольники беспрерывно находятся в диалоге друг с
другом, включаются в межличностные отношения, ежедневно взаимодействуя.

Проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
посвящены работы А. Г. Арушановой, Ф. А. Сохина,
Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной и др. В настоящее время методика развития
диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой, Е.
С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой и др.

Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной,
Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей
двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного
мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев
идет совершенствование речи.

Обычно дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой
моторики, обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием, связной
речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на
формирование правильного произношения, темп речи, интонационное разнообразие,
снимает психическое напряжение. Важность специального развития мелкой моторики
заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта сделаны
максимально удобными, что не содействует развитию мелкой мускулатуры.

Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников
являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на
развитие мелкой моторики у детей с целью влияния на развитие речи. Учеными
доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и
взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных
функций. В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной
нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны
головного мозга, ответственные за речь [20, с. 45].

В связи с этим возникает противоречие
между потенциальными возможностями пальчиковых игр в развитии связной
диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и недостаточным их
использовании в решении данной проблемы.

Выявленное противоречие помогли обозначить проблему
исследования, которая заключается в недостаточном изучении возможностей
использования пальчиковых игр для развития связной диалогической речи детей
среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс
развития связной диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования –
пальчиковые игры.

Цель исследования – изучение
возможностей использования пальчиковых игр для развития связной диалогической
речи детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — процесс
развития связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста будет
эффективным:

• при систематическом использовании пальчиковых игр в разных видах
деятельности в течение дня.

• при организации участия родителей в педагогическом процессе
(игры дома)

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности и условия развития связной
диалогической речи в среднем дошкольном возрасте.

2. Изучить возможности использования пальчиковых игр для развития
связной диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

3. Подобрать методики, направленные на диагностику уровня развития
связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

4. Организовать диагностическое обследование детей по подобранным
методикам и провести оценку результатов.

5. Сравнить полученные в результате исследования данные и подвести
итог по полученным результатам;

6. Разработать рекомендации для родителей по использованию
пальчиковых игр в домашних условиях для развития связной диалогической речи
ребёнка.

Методы исследования:

– теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;

– эмпирические: библиографический метод, наблюдение,
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный
этапы);

– методы анализа: количественная и качественная характеристика
полученных данных.

Содержание дипломной работы соответствует ПМ 03 «Организация
занятий по основным общеобразовательным программам»

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе
речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и
как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи
является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время
развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию
ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. В результате анализа
психолого-педагогической литературы был сделан вывод, что особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста состоят в том, что дети овладевают
всеми сторонами речи (фонетической, лексико-грамматической, синтаксической) и
на основе этого у них формируются умения связной диалогической речи,
потребность в которой у ребенка 4-5 лет значительно возрастает, так как
расширяется круг его общения и овладения разными видами деятельности.

Подводя итоги проделанной работы и проведенного исследования,
можно утверждать, что одним из способов развития связной диалогической речи
детей среднего дошкольного возраста являются пальчиковые игры. Систематическое
включение таких игр в педагогический и воспитательный процесс очень эффективно
влияет на развитие связной диалогической речи дошкольников.

Занятия для развития связной диалогической речи детей среднего
дошкольного возраста с включением пальчиковых игр должны быть выстроены таким
образом, чтобы дети с разными особенностями развития в равной степени могли
использовать свои возможности для участия в игровой деятельности.

Разработанная и апробированная нами опытно-экспериментальная
работа по развитию связной диалогической речи детей среднего дошкольного
возраста с использованием пальчиковых игр показала свою эффективность,
проведение исследования по определению уровня развития связной диалогической
речи детей 4-5 лет доказало, что после таких игровых занятий дети показали
лучшие результаты, чем при констатирующем эксперименте.

Подобранные и разработанные задачи, сопоставленные с
календарно-тематическим планированием, помогли выстроить работу с
систематическим использованием пальчиковых игр, задействовав в них при этом
детей с разными способностями и особенностями.

Таким образом, были выявлены возможности использования пальчиковых
игры для развития связной диалогической речи детей среднего дошкольного
возраста, подтвердив при этом нашу гипотезу: процесс развития связной
диалогической речи детей среднего дошкольного возраста будет эффективным: при
систематическом использовании пальчиковых игр в разных видах деятельности в
течение дня, при организации участия родителей в педагогическом процессе (игры
дома)

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в углубленном изучении развивающего потенциала
пальчиковых игры в совместной деятельности воспитателей и детей по всем
образовательным областям.

 

Фрагмент текста работы:

 

Словарь основных понятий Внимание – это сосредоточенность
человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него [18., с.
83].

Дошкольный возраст – этап
психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его
рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5
до 7 лет [41.].

Игра – это процесс, в котором
ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится
исполнять определенные роли [22.].

Игра – тип осмысленной
непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом
процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или
программ, предназначенных для подобной деятельности [50., с.
18].

Игра – форма деятельности в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры [21., с.
12].

Мышление – психический процесс
моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических
положений. Однако в психологии существует множество других определений [24.].

Пальчиковые игры – это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев [12, с.
26].

Пальчиковый театр — это набор
фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик [23.].

Память – это общее обозначение для
комплекса познавательных способностей и высших психических функций по
накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков [24.].

Развитие речи – широко используемое
комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением
(как ребёнком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средствами
как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь
развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного
творчества [16., с.
188].

Речь – это форма существования
сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого служащая средством общения с
ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования
мышления [24.].

Связная речь – это единое смысловое и
структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные,
законченные отрезки. Связная речь – это не просто последовательность слов и
предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые
выражены точными словами в правильно построенных предложениях [15, с. 261].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы