Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Ознакомление народным (тувинским) костюмам как средство патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема 5

1.2. Роль регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников 10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) КОСТЮМОМ 26

2.1. Диагностика развития патриотических чувств дошкольников 26

2.2. Воспитательная работа по развитию патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с народным (тувинским) костюмом 36

2.3. Анализ результатов исследования 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 67

  

Введение:

 

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников.

Цель исследования: изучить потенциал регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников.

Гипотеза: мы полагаем, что процесс патриотического воспитания дошкольников будет более эффективным, если:

 будут учитываться возрастные особенности дошкольников;

 в процесс патриотического воспитания будет включен региональный компонент.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть патриотическое воспитание как педагогическую проблему.

2. Показать роль регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников.

3. Провести эмпирическое исследование развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным (тувинским) костюмом.

Методологическую основу исследования составляют:

— основы гражданского и патриотического воспитания в работах известных ученых и педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский);

— психологические особенности воспитания гражданственности и патриотизма (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

— вопросы патриотического воспитания (Е.В. Бондаревская, И.И. Валеев, Н.В. Ипполитова, И.И. Мельниченко).

Методы исследования:

— теоретические методы: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

— эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева).

— интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные вносят определенный вклад в изучение проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в вопросе патриотического воспитания посредством использование регионального компонента.

Опытно-экспериментальная база: МАДОУ № 78 «Семицветик» города Кызыл (республика Тыва).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенной теоретической работы было изучено патриотическое воспитание как педагогическая проблема. Выяснено, что развитие патриотических чувств и представления о родине связаны непосредственно с развитием гражданственности патриотизма.

То есть происходит апеллирование к чувствам ребенка, задействуется эмоционально-чувственный компонент. В методической литературе развитие представлений о родине у воспитанников образовательной организации происходит в том числе через знакомство с природой и национальной культурой. Отсюда можно сделать вывод о том, что в современном образовании решение проблемы развития представлений о родине является комплексным, на что мы и решили ориентироваться в своей практической работе.

Апеллирование к чувственному компоненту позволило работать в направлении осознания ребенком себя как части природы; воспитания уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; понимания взаимосвязи всего в природе; формирования у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоения азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями); формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Значимость регионального компонент при формировании патриотических чувств и в процессе патриотического воспитания вообще обозначена, поскольку с природой родного края, с достопримечательностями своего города, символикой, традициями народа ребенок сталкивается ежедневно, непосредственно встраивая в создание всю культурно-географическую и природно-эстетическую суть. Также мы упомянули о том, что преимущественная проектная воспитательная деятельность позволяет глубоко изучать памятные места и природу, символику и образы, поскольку все это заставляет дошкольников мыслить самостоятельно, находя ответы на формулируемые вопросы в окружающем их пространстве.

В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика развития патриотических чувств дошкольников.

С целью выяснения специфики патриотических чувств старших дошкольников мы провели диагностическую работу, направленную на выявление уровня развития патриотических чувств.

Был сделан акцент на том, что, поскольку патриотические чувства, прежде всего, опираются на просвещенность детей, на их знания о своем народе, регионе проживания, о достопримечательностях города и района, страны, о национальных обычаях, традициях, необходимо рассматривать патриотические чувства в контексте представлений о Родине, в частности, о республике.

Дети, у которых сформированы представления о Родине, которые имеют знания о достопримечательностях, официальных символах, традициях, символах имеют дух особого отношения к региону проживания.

На начальном этапе исследования было выяснено, что у детей наблюдается низкий уровень патриотических чувств на основе регионального компонента и представлений о Родине. Это, безусловно, должно корректироваться в процессе воспитательной деятельности, дети должны больше знать о своем крае. Эти знания и представления в ходе формирующей работы формировались целенаправленно через национальный костюм республики Тыва.

В процессе воспитательной работы было реализовано два проекта – один – долгосрочный, учитывал общий контекст культуры тувинского народа, как бы вводя детей-дошкольников в тему любви к своей Родине.

Изучение всех тем было, так или иначе, через тему народного костюма тувинского народа, эта тема проходила красной линией.

Ежедневно было предложено проводить тематические занятия, которые решали проблему того или иного направления гражданско-патриотического или экологического сознания.

Проект был направлен на развитие представлений о малой Родине, развитие представлений о государственной символике, на развитие представлений об истории родной республике, а также на формирование представлений о культуре республики Тывы.

Второй проект – краткосрочный, был направлен непосредственно на изучение костюма. Его цель состояла в том, чтобы формировать патриотические чувства у детей посредством ознакомления с народным тувинским костюмом.

Все участники воспитательной работы узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старые времена, что носили их прапрабабушки, что обозначает геометрический узор на платье. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.

После внедрения и проведения проекта было необходимо подтвердить эффективность выбранной технологии в части развития представлений о родине у детей 5-6 лет на этапе промежуточного наблюдения. Все показатели патриотических чувств через развитие представлений о родине были повышены, дети стали узнавать символику своей республики, некоторые достопримечательности городов, узнали о мире природы республики Тывы. Они стали более уверенными при работе, предполагающей усидчивость и проявление интереса.

Дети стали более эмоционально реагировать на все компоненты национальной идентичности тувинцев, у них появился интерес к орнаментам и символам, они приобрели знания об элементах народного костюма, об обычаях и традициях.

Оба проекта еще не окончены, они подразумевают длительную работу в целом. Рекомендовано проведение итоговой диагностики после завершения работы в рамках проекта.

Таким образом, задачи данной работы решены. Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема

На сегодняшний день, с учетом актуального обновления образовательной системы в дошкольном образовании проблема воспитания и развития, в частности, патриотизма, становится приоритетной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста.

В частности, образовательная деятельность «Познавательное развитие» ориентирована на формирование представлений детей о родине, а также о социокультурных народных ценностях, о традициях, о региональных компонентах.

Д.С. Лихачев в своем исследовании обращал внимание на то, что воспитание любви к родине, культурным особенностям и наследию, к родному городу, к языку – это очень важная задача дошкольного образования.

По мнению исследователя, воспитание этой любви начинается еще с семьи. Все время масштабируясь, любовь к родному краю переходит в любовь к родине, к историческому и культурному наследию [3].

Деятельность, направленная на обогащение представлений о родине у воспитанников дошкольной организации, рассматривается как основополагающая система по формированию патриотических чувств. В частности, программа государственного уровня «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [10] принципиально обращала внимание на совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, в котором содержатся мероприятия по формированию представлений и уважения к Родине. Кроме того, в целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан Республики Тыва на территории республики:

— действует Закон Республики Тыва от 12 января 2018 г. № 351-ЗРТ «О патриотическом воспитании в Республике Тыва» [49];

— утверждена дорожная карта по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года (распоряжение Правительства Республики Тыва от 29.04.2019 г. № 214-р) [50];

— реализуется государственная программа Республики Тыва «Патриотическое воспитание граждан, проживающих в Республике Тыва, на 2022-2024 годы» (Постановление Правительства Республики Тыва от 16.07.2021 г. № 348) [51].

В ФГОС ДО в направлении патриотического воспитания регламентируется создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [7].

К.Д. Ушинский писал следующее: «Обязательным составляющим процесса формирования бережного отношения являются знания и умения, а конечным результатом является соответствующее осознанное отношение к родному краю. Одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольника эстетических представлений, умения увидеть красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным места, ко всему, что окружает ребенка с малых лет» [11, с. 41].

Следует акцентировать внимание на том, что в старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, упрощающие процесс воспитания и обучения.

Это, в первую очередь, формирование нравственных чувств дошкольников на основе обогащения содержания, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний, их осознанности [8, с. 56].

Представления о родине у старших дошкольников могут формироваться следующим образом [2, с. 48]:

— представления о том, что является природой родного края, ее уникальности;

— представления о животном мире, его многообразии;

— представления об историческом прошлом родного края и страны;

— представления о местах, которые вошли в историю родного города, достопримечательностях (знание местонахождения памятников архитектуры, музеев, театров, их значения);

— представления о символике страны [5, с. 122];

— представления о национальном костюме, его символах, образах, значении.

При этом, как полагает А.Л. Захарчук, необходимо отбирать ребенку знания по следующим направлениям: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и прочее.

Кроме того, необходимо демонстрировать детям, что родной город имеет свои сложившиеся традиции, славен конкретными достопримечательностями, памятными местами, историческими объектами, лучшими людьми.

Сначала внимание детей должно быть привлечено к тем объектам, которые расположены в непосредственной близости к детям, и являются их постоянным объектом наблюдения: школа, кинотеатр, почта, аптека и так далее, необходимо дать понятия детям об их назначении, обратить внимание детей на то, что все это создано для удобства людей.

Далее диапазон объектов, с которыми необходимо знакомить старших дошкольников, расширяется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы